Рабочая программа "Русский язык"
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Яна Юрьевна Аниканова

Рабочая программа по предмету «Русский языка» для 5 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Используется УМК: «Русский язык» 5 – 9 классы.  В.В. Бабайцева,  Л.Д. Чеснокова  (Сборник программно – методических материалов. Русский язык.  5 - 9 классы: сост. Е.И. Харитонова. – М.: Дрофа, 2014), 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_5_russ.docx151.43 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Усть-Илимска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8 имени Бусыгина М.И.»

Рассмотрено

ШМО

Протокол № ___

От «____»_______2018 г.

Руководитель ШМО

_____________________

                    Согласовано

«__»_______2018г

Зам директора по УВР_____________________

____________________

Утверждаю 

Приказ № ________

от «___»_____2018г.

Директор МБОУ «СОШ № 8 им. Бусыгина М.И.»

__________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

« РУССКИЙ  ЯЗЫК»

разработана на основе требований к результатам освоения

ООП НОО МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М.И.»

для учащихся 5  класса

( 2018 – 2019 учебный год)

Область образования:    филология

Разработала:

Аниканова Я.Ю. ,

учитель русского языка и литературы,

высшей  квалификационной категории.

2018 г.

Пояснительная записка

        Рабочая программа по предмету «Русский языка» для 5 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М.И.».

         Используется УМК: «Русский язык» 5 – 9 классы.  В.В. Бабайцева,  Л.Д. Чеснокова  (Сборник программно – методических материалов. Русский язык.  5 - 9 классы: сост. Е.И. Харитонова. – М.: Дрофа, 2014), в Федеральном перечене учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253".

        Рабочая программа составлена с учетом психологической характеристики  5- х классов

Порядковый номер учебника по ФПУ

Автор/авторский коллектив

Наименование учебника

Издательство

Год издания

1.2.1.1.2.1

В.В. Бабайцева,  Л.Д. Чеснокова

Русский язык 5- 9 класс

Общество с ограниченной ответственностью «Дрофа»

2014

1.2.1.1.2.2

Купалова А.Ю. (книга 1), Никитина Е.И. (книга 2)

Русский язык (в двух книгах) 5 класс

Общество с ограниченной ответственностью «Дрофа»

2014

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

в процессе изучения русского  языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные  умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление,  обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты

Ученик научится

Ученик получит возможность:

Личностные

1) пониманию русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознанию эстетической ценности русского языка; уважительному отношению к родному языку, гордости за него;

3) потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

4) стремлению к речевому самосовершенствованию;
5) пользоваться словарным запасом и усвоенными грамматическими средствами для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

6) самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

1) Осознания себя как носителя одного из величайших языков мира

2) Понимания роли русского языка как языка межнационального и международного общения;

3) Осознать свою причастность к сохранению чистоты и богатства языка, к расширению сферы его влияния

4) совершенствовать свою речь в процессе работы с различными письменными источниками и в устной речевой практике

Метапредметные

1. Аудирование и чтение:
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; 
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• владеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; уметь вести самостоятельный поиск информации;
• говорение и письмо:
• определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ,);
• создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
•свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; 
• соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного русского литературного языка;соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни;  использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; 
3) коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;

1.Сохранять  и передавать информацию,, полученную в результате чтения;

2.Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
3.Сочетать разные виды монолога и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.;

4.Осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;

5.Оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;

6.Находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
7.Применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
8.Владеть национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

9.Решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах

Предметные

1.Производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

2.Составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

3.Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии.

1.Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами;

2.Находить и исправлять орфографические ошибки.

3.Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации.

1.Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи.

1.Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. 2.Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся).

3.Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

1) усвоения основ научных знаний о родном языке; понимания взаимосвязи его уровней и единиц;
2)овладения основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использования их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
3) опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка
4) проведения многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
5) понимания коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
6) осознания эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

          5 класс (170 часов)

Введение. Общие сведения о русском языке  (3 ч)

Знакомство с учебным комплексом по русскому языку.

Роль языка в жизни общества.

ВВОДНЫЙ КУРС

Морфология и орфография (29 ч)

Орфограмма.

Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.

Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное. Морфологические признаки существительного. Склонение. Имена существительные собственные.

Правописание падежных окончаний.

Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным.

Морфологические признаки прилагательных.

Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.

Глагол. Морфологические признаки глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряжение глагола.

Правописание гласных перед суффиксом -л и в окончании глаголов.

Буква ъ в глаголе 2-го лица единственного числа.

Глаголы с -тся и -тъся.

Наречие. Различение наречий по вопросу.

Правописание наиболее употребительных наречий по списку.

Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой.Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределенные кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др.

Раздельное написание местоимений с предлогами.

Дефис в неопределенных местоимениях.

Предлог. Разграничение предлогов и приставок.

Раздельное написание предлогов с именами существительными.

Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях.

Частица. Частицы не, бы (б), ли (ль), же (ж) и др. Их значение в предложениях.

Раздельное написание частиц с другими словами.

Синтаксис и пунктуация (46 ч)

Понятие о синтаксисе и пунктуации.

Предложение. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения.

Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения.

Знаки препинания в конце предложения.

Главные члены предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именительном падеже).

Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство).

Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в предложении.

Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами.

Знаки препинания в предложении с однородными членами (соединенными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами.

Предложения с обращениями.

Знаки препинания в предложении с обращением.

Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому).

Знаки препинания в предложениях с вводными словами.

Сложное предложение.

Сложносочиненные предложения.

Сложноподчиненные предложения. Сложные бессоюзные предложения. Запятая между частями сложного предложения. Предложения с прямой речью (прямая речь после4 слов автора и перед ними). Диалог.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме.

ОСНОВНОЙ КУРС

Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия (17 ч)

Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит. Элементы фонетической транскрипции. Гласные и согласные звуки. Слог.

Правила переноса слов.

Ударение, его особенности в русском языке. Гласные ударные и безударные.

Выразительные средства фонетики.

Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука.

Правописание безударных гласных в корне.

Звонкие и глухие согласные звуки. Сонорные согласные. Шипящие согласные.

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными.

Твердые и мягкие согласные звуки.

Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ъ.

Значение букв я, ю, е, ё.

Правописание разделительных ъ и ь.

Правописание гласных после шипящих.

Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов.

Правописание гласных и и ы после ц.

Орфографический словарь.

Основные нормы литературного произношения. Допустимые варианты орфоэпической нормы. Орфоэпический словарь.

Морфемика. Словообразование. Орфография (35 ч)

Понятие о морфемике. Морфема — минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Корень слова. Однокоренные (родственные) слова. Приставки, суффиксы.

Словообразовательные и словоизменительные морфемы.

Словообразование. Основные способы образования слов. Богатство словообразовательной системы русского языка.

Элементы этимологического анализа слова.

Выразительные средства морфемики и словообразования.

Правописание сложных и сложносокращенных слов.

Чередование звуков в корне слова.

Правописание корней и приставок. Правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание корней с чередованием гласных и — о.

Правописание корней с чередованием гласных г — и.

Правописание согласных и гласных в приставках.

Правописание приставок, оканчивающихся на |(с).

Правописание приставок роз- {рос) — раз-(рас).

Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный.

Правописание приставок при- и пре-.

Словообразовательные и этимологические словари русского языка.

Лексикология и фразеология (24 ч)

Понятие о лексикологии. Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав языка. Словарное богатство русского языка.

Лексическое значение слова. Основные способы его толкования.

Однозначные и многозначные слова.

Прямое и переносное значения слова. Основания для переноса значения.

Изобразительные средства языка, основанные на употреблении слова в переносном значении.

Омонимы. Синонимы. Антонимы. Текстообразующая роль синонимов и антонимов (в том числе и контекстуальных). Словари синонимов и антонимов.

Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка.

Старославянизмы. Их стилистические функции.

Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Основные языки-источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной речи. Словари иностранных слов и их использование.

Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших слов: историзмы и архаизмы. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Использование устаревших слов и неологизмов в текстах.

Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Книжные слова и разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения.

Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи.

Фразеологизмы. Их отличие от свободных сочетаний слов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Выразительность фразеологизмов.

Повторение (16 ч)

Развитие связной речи (30 ч)

Устная и письменная формы речи.

Речь диалогическая и монологическая.

Понятие о связном тексте.

Тема.

Основная мысль текста. Смысловые части текста.

Простой план.

Понятие о параллельной и последовательной связи предложений в тексте.

Выразительные средства в устной речи.

Общее понятие о стилях речи. Характеристика разговорного, научного, художественного стилей речи.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение учебного предмета «Русский язык» в 5 классе (34 учебных недель, 5 часов в неделю, 170 часов в год) на этапе основного общего образования.

В рамках отведенного времени предусмотрены часы на внеклассное чтение и развитие письменной речи обучающихся.

         Сроки проведения промежуточной аттестации:

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

По четвертям

16.10.18 г.  по 21.10.18 г.

13.12.18 г. по 21.12.18 г..

12.03.19 г. по 17.03.19 г.

14.05.19  по 19.05.19

21.05.19 г. по 26.05.19 г.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п\п

Тема урока

 Дата

Типы уроков

Элементы предметного содержания

Планируемый результат

  I             Введение. Общие сведения о языке. (3 +1)

1.

2.

Путешествие по страницам учебника

Общие   сведения о языке. Наука о русском   языке,

Урок-путешествие

Урок усвоения новых

знаний

Содержание и структура учебного комплекса по русскому языку для 5 класса. Культура работы с книгой и другими источниками информации

Лингвистика как наука о языке речи. Основные разделы лингвистики, изучаемые на уроках русского языка в 5 классе. Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка

Уметь ориентироваться в содержании пособий, входящих в УМК, понимать их назначение, общее и различное в названиях, в оформлении обложки, пользоваться оглавлением, условными обозначениями, дифференцирующими материал в пособиях, понимать термины книжно-издательской темы

Знать основные разделы лингвистики, основные единицы языка и речи

3.

Роль   языка в жизни общества.

Урок   усвоения      новых знаний

Язык как основное средство общения. Свободное владение родным языком - признак культуры человека

Знать основные разделы лингвистики, основные единицы языка и речи

    4.

Р.р   Устная  и письменная форма речи. Литературный язык.

Урок развития речи

Организация совместной учебной деятельности. Целеполагание: постановка учебной задачи на основе соотнесения  того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно.

Знать виды речевой деятельности, особенности каждого вида, понимать цель и задачи общения, зависимость характера речи от содержания, формы, языковых средств

II

Повторение изученного в начальной школе.

5-6.

Орфограмма

Повторительно-обобщающий урок

Различие букв и звуков. Понятие орфограммы и орфографии. Орфографическая задача. Способы решения орфографической задачи.

Уметь различать звук и букву, распознавать случаи, когда написание буквы не определяется произношением и необходимо применить правило

7-8

9

Правописание безударных гласных в корне слова

Правописание гласных в приставках

Повторительно-обобщающий урок

Повторительно-обобщающий урок

Понятие морфемы. Ударение и его роль в определении места орфограммы.  Опознавательный признак орфограммы гласной. Морфемный и орфографический разборы слова.

Опознавательный признак орфограммы. Единообразное написание приставок.

Знать: определения частей слова; орфограмму «Правописание безударных гласных в корне слова», алгоритм проверки написания слов с безударными гласными. Уметь: разбирать слова по составу; различать однокоренные слова и

формы слова, подбирать проверочное слово несколькими способами; классифицировать ошибки, объяснять графически

орфограмму

Уметь опознавать орфограмму в приставке, безошибочно писать и не смешивать приставку с 6.6частью корня

Знать: правило правописания гласных в приставках, приставок и предлогов

10

Правописание гласных И, А, У    после      шипящих

Повторительно-обобщающий урок

Опознавательный признак орфограммы. Алгоритм выбора написания.

Знать правило, слова - исключения.  Уметь: видеть опознавательный признак орфограммы, делать орфографический разбор.

11

Правописание   звонких и глухих согласных      в корне слова

Повторительно-обобщающий урок

Опознавательный признак орфограммы.  Способы проверки написания. Алгоритм выбора написания. Словарные слова.

Знать: парные согласные по звонкости и глухости, согласные, не образующие пары; процессы оглушения и озвончения. Уметь: проверять правописание звонких и глухих согласных в корне.

12

Правописание    непроизносимых и удвоенных согласных

Повторительно-обобщающий урок

Многообразие орфограмм -согласных, их опознавательные признаки. Несоответствие орфографического написания и произношения слов с орфограммами «Согласные в корне слова и на стыке морфем»

Знать: определения частей слова; орфограмму «Правописание непроизносимых

согласных в корне  слова».

Уметь: разбирать слова по со ставу; различать однокоренные слова и формы слова; подбирать проверочное слово несколькими способами

13

Мониторинг (входной)

Контрольный диктант

Урок контроля

Орфограммы, пунктограммы, изученные в курсе начальной школы.

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии; классифицировать ошибку, правильно объяснять графически орфограмму. Знать: основные нормы русского литературного языка

14

Анализ   контрольного диктанта Выполнение работы над ошибками.

Урок  коррекции знаний

Графическое объяснение изученных пунктограмм и орфограмм в словах, написанных ошибочно

Знать: классификацию ошибок, их виды. Уметь: различать ошибки разных видов и классифицировать их; анализировать и находить правильные способы исправления и объяснения ошибок

15

Р.Р.  Для чего людям нужна речь? Как различают формы речи? Сравнение.

Урок развития речи

Устные и письменные формы речи. Ученые-лингвисты о роли грамотной устной и письменной речи.

Знать: особенности развития русского языка; что такое речь, формы речи, речевая ситуация. Уметь: оперировать терминами при анализе языкового явления

III

                          Морфология

орфография

(18 + 4 + 1)

16

Самостоятельные и служебные части речи

Повторительно-обобщающий урок

Понятие о морфологии. Признаки самостоятельных и служебных частей речи.

Уметь: определять части речи их морфологические признаки; замечать случаи перехода слов одной части речи в другую

17

18

Имя существительное как часть речи

Три склонения существительных; и-е в окончаниях существительных

Повторительно-обобщающий урок

Повторительно-обобщающий урок

Грамматическое значение имени существительного. Морфологические признаки и синтаксическая роль. Схема морфологического разбора.

Склонения имен существительных. Безударные гласные в падежных окончаниях существительных. Способ проверки окончаний по опорным словам. Алгоритм выбора написания безударных гласных в падежных окончаниях.

Знать: признаки имени существительного. Уметь: находить имена  существительные в тексте., определять их грамматические признаки.

Знать: три склонения имен существительных; изменение имен существительных по падежам, падежные окончания. Уметь: применять правило «И-е в окончаниях существительных»

19-20

Р/р. Подробное изложение «Отважный пингвиненок» (или обучающее изложение «Хитрый заяц»)

Развитие речи

Творческая работа: создание текстов определенного жанра

Знать: определение темы и основной мысли текста, требования к написанию изложения по данному плану

21

Имя    прилагательное как часть речи.

Систематизация

знаний, умений,

навыков

Роль имен прилагательных в речи. Основные морфологические и синтаксические признаки прилагательных. Согласование имени прилагательного с именем существительным.

Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль прилагательных. Уметь: находить прилагательные в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении, задавать вопрос от существительного к прилагательному.

22

Безударная   гласная в окончаниях имен прилагательных.

Систематизация знаний, умений,

навыков

Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Алгоритм выбора безударной гласной  в окончаниях имен прилагательных.

Знать: различение твердого и мягкого варианта окончаний прилагательных; окончания -ого-, -его-, отличие прилагательных от существительных (типа Орехово, Пушкино).Уметь: находить прилагательное в тексте, задавать вопрос от существительного к прилагательному для проверки падежных окончаний прилагательных

23

P/P Что такое диалог или монолог?

Урок    развития речи

Понятие о монологе и диалоге. Основные формы речи.

Знать: особенности монологической и диалогической речи, пунктуационное оформление диалога на письме

24

Глагол как часть речи.

Повторительно-обобщающий урок

Основные морфологические признаки глагола. Время и вид глагола. Инфинитив. Формообразующий суффикс – ТЬ.

Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль глагола. Уметь: находить глаголы в тексте, определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием

25

Изменение глагола     по временам

Повторительно-обобщающий урок

Настоящее, будущее и прошедшее время глагола. Орфограмма «Гласная в суффиксе глагола прошедшего времени». Способ проверки написания гласной в суффиксе глаголов прошедшего времени

Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль глагола. Уметь: находить глаголы в тексте,

Объяснять написание глаголов прошедшего времени. Согласовывать глаголы в прошедшем времени с именами существительными.

26-27.

Спряжение глагола. Правописание безударных   личных окончаний глаголов

Повторительно-обобщающий урок

Повторение известных учащимся признаков безударных личных окончаний глаголов, отработка умения правильно писать безударные личные окончания глаголов в соответствии со спряжением глагола

Уметь: определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием и выбирать правильный вариант окончания глагола; различать по вопросу личную и неопределенную форму глагола

28-29

Правописание НЕ с глаголами.    Орфограмма -ТСЯ,-ТЬСЯ в глаголах

Комбинированный

Опознавательные орфограмм темы урока. Алгоритм выбора написания орфограмм.

Знать: о написании не с глаголом - абсолютное правило; окончания -тъ и -чь как варианты окончания неопределенной формы глагола; -тъ- + -ся, -чь- + -ся. Уметь: уточнить и пояснить (доказать) формулировку учебника «без не не употребляется»,  проверить написание –ТСЯ, -ТЬСЯ при помощи вопроса.

30.

Р/Р Как вести беседу?

Урок    развития речи

Правила речевого поведения. Ситуативные рисунки учебника. Тексты диалогической и монологической речи.

Знать: приемы создания устных высказываний. Уметь: излагать мысли на заданную тему, используя выразительные средства языка в соответствии с коммуникативной задачей

31.

Наречие

Систематизация знаний, умений, навыков

Основные отличительные признаки наречия. Синтаксическая роль наречий.

Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий. Уметь: находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении

32.

Правописание наречий

Повторительно-обобщающий урок

Морфемный состав и правописание наречий

Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий. Уметь: находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении, правильно писать.

33.

Местоимение как часть речи.

Повторительно-обобщающий урок

Местоимение как  часть речи. Личные, притяжательные, вопросительные, неопределённые местоимения. Роль местоимений в устной и письменной речи. Раздельное написаний местоимений с предлогами.

Знать: отличительные признаки местоимений как части речи, группы местоимений по значению, роль местоимений в речи. Уметь: отличать местоимения от других частей речи, раздельно писать местоимения с предлогами

34

Раздельное написание местоимений  с предлогами.

Комбинированный урок

35.

Служебные части    речи. Предлоги    и союзы.

Систематизация знаний, умений, навыков

Отличительные признаки предлогов и союзов. Пунктуация при однородных членах и простых предложениях, связанных союзами.

Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль предлогов и союзов.

Уметь: находить предлоги и союзы в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении.

36.

Частицы. Правописание частиц

Комби-нированный урок

Роль частиц в речи. Орфограммы частиц НЕ, БЫ, ЛИ, ЖЕ,

Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частиц и междометий. Уметь: находить частицы и междометия в тексте, определять их роль в предложении, правильно писать.

37.

 Образовательный теоретический минимум за 1 четверть

Урок контроля

Орфограммы и пунктограммы, изученные в теме «Морфология и орфография»

Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

38.

Работа  над ошибками.

Урок  коррекции знаний

Графическое объяснение изученных пунктограмм и орфограмм в словах, написанных ошибочно

Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

IV

Синтаксис и пунктуация (36+10+3)

39.

Синтаксис как    раздел грамматики.

Урок усвоения новых знаний

 Понятий о синтаксисе и пунктуации, основных единиц синтаксиса - словосочетания и предложение. Пунктограмма как пунктуационная задача.

Знать: различия между словом, словосочетанием и предложением. Уметь: определять главное и зависимое слово, выделять словосочетания из предложения

40.

Р/Р  Что такое текст?

Урок развития речи

Понятие текста. Языковые средства связи предложений в тексте. Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте.

Знать: понятие о тексте и способах связи предложений в тексте. Уметь: определять способ связи предложений в тексте

41.

Предложение как единица текста

Урок    усвоения       новых знаний

Признаки предложения, границы, грамматическая основа. Пунктуационный разбор предложения

Знать: различия между словосочетанием и предложением. Уметь: определять грамматическую основу предложения, выделять словосочетания из предложения, составлять схемы.

42.

Виды   предложений   по цели  высказывания

Повторительно-обобщаю

щий урок

Виды предложений по цели высказывания:   повествовательные, побудительные   и вопросительные. Сфера использования их и роль в тексте. Интонационные и смысловые особенности повествовательных,     побудительных      и   опросительных предложений

Знать: характеристику предложения по цели высказывания; зависимость от речевой ситуации.  Уметь: определять вид предложения по цели высказывания

43.

Невосклицательные  и восклицательные предложения

Повторительно-обобщаю

щий урок

Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные   и   восклицательные.  Интонационные и смысловые        особенности восклицательных предложений.

Знать: характеристику предложения по интонации; зависимость от речевой ситуации. Уметь: определять средства связи предложений в тексте

44.

Р/Р Что значит писать и говорить   на тему?

Урок развития речи

Тема текста. Заглавие как отражение темы текста

Знать: приемы систематизации материала. Уметь: излагать мысли на заданную тему

45-46.

 Р/Р   Выборочное изложение описательного характера

Урок развития речи

Текст учебника «Русская речь» «Вечер в осеннем лесу». Отрывок для выборочного изложения «Дятел в вечернем лесу»

Знать: приемы систематизации материала. Уметь: излагать мысли на заданную тему; составлять текст, используя речевую опору; соотносить тему исходного текста и тему выборочного изложения, составлять план изложения.

47.

Члены предложения

Урок усвоения новых знаний

Главные и второстепенные члены предложения. Линейные схемы предложений. Связь слов в предложении.

Знать: главные и второстепенные члены предложения. Уметь: определять грамматическую основу предложения

48.

Главные члены предложения. Подлежащее. Основные способы выражения подлежащего.

Урок закрепления изученного

Подлежащее и сказуемое-главные члены. Способы выражения сказуемого.

Знать: основные признаки выражения подлежащего. Уметь: определять подлежащее, выраженное существительным или местоимением

49.

Сказуемое. Способы выражения сказуемого

Комбинированный

Способы выражения сказуемого и вопросы, на которые оно отвечает

Знать: основные признаки выражения сказуемого. Уметь: определять сказуемое, выраженное глаголом

50.

Тире   между подлежащим и сказуемым

Комбинированный

Правило постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительным; отработка умения правильно ставить тире в предложении

Знать: правило постановки тире в предложении (типа Москва – столица России). Уметь: находить в текстах предложения на изученную пунктограмму, расставлять знаки препинания в предложениях, исправлять дифференцированные

тексты

51.

Тире   между подлежащим и сказуемым

Урок закрепле-

ния

Конструирование предложений; работа с информацией, представленной в виде таблиц, схем, моделей; использование для решения практических задач словарей, справочников

Знать: правило постановки тире в предложении (типа Москва – столица России). Уметь: находить в текстах предложения на изученную пунктограмму, расставлять знаки препинания в предложениях, исправлять дифференцированные

тексты

52.

Второстепенные члены    предложения

Систематизация знаний, умений, навыков

Группы второстепенных членов, их название, связь слов в предложении.

Знать: основные единицы языка, их признаки.

Уметь: находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов в предложении

53.

Определение как второстепенный член    предложения.

Комбинированный

Понятие об определении. Алгоритм нахождения определений в предложении.

Знать: основные единицы языка, их признаки, выразительные средства языка.

54.

Дополнение как     второстепенный член    предложения

Комбинированный

Понятие о дополнении. Алгоритм нахождения дополнений  в предложении.

Знать: основные единицы языка, их признаки.

Уметь: находить в тексте дополнения, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов в предложении

55.

Обстоятельство         как второстепенный член предложения

Урок усвоения новых знаний

 Понятие об обстоятельстве. Алгоритм нахождения обстоятельств в предложении.

Знать: основные единицы языка, их признаки, выразительные средства языка; расстановку знаков препинания в предложениях со сравнительными оборотами.

Уметь: находить в тексте обстоятельства, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов в предложении; выделять сравнительные обороты

56.

Контрольный  диктант по теме  «Синтаксис. Пунктуация»

Урок контроля

рфограммы и пунктограммы, изученные в теме «Морфология и орфография»

Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии;

57.

Анализ  диктанта          с грамматическим     заданием

Урок коррекции знаний

Типичные ошибки в области синтаксиса и пунктуации.

классифицировать ошибку, правильно объяснять графически орфограмму

58.

Словосочетание. Подчинительные словосочетания

Урок усвоения новых знаний

Строение и значение СС. Сочинительные и подчинительные СС в структуре предложения

Знать: различия между словом, словосочетанием и предложением. Уметь: определять главное и зависимое слово, выделять словосочетания из предложения

59.

Сочинительные словосочетания

Урок усвоения новых знаний

Сочинительные   словосочетания, их особенности. Последовательность    выделения словосочетаний в предложениях

Знать: правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами. Уметь: правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами

60.

Предложения с однородными членами

Урок усвоения новых знаний

Признаки однородных членов. Интонация и союзы как способ связи однородных членов в предложении.

Знать: различия между словом, словосочетанием и предложением. Уметь: определять главное и зависимое слово, выделять словосочетания из предложения

61.

Знаки     препинания      в предложении с однородными членами

Урок закрепления изученного

Конструирова-ние предложений, анализ информации, представленной в виде таблиц, схем ,моделей; использование

для решения

Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными  членами. Уметь: разбирать предложения с однородными членами. Знать основные понятия, отличительные признаки второстепенных членов предложения. Уметь различать распространённые и нераспространённые предложения; распознавать виды второстепенных членов предложения; выполнять синтаксический разбор предложения

62-63

Обобщающее слово в предложении с однородными членами. Знаки препинания в них

Урок усвоения новых знаний

Знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающем слове

64

Р/Р . Основная мысль    текста

Урок развития речи

Тема и идея текста. Композиция раскрытия идеи текста. Языковые средства раскрытия идеи.

Знать: основные признаки текста: смысловая  целостность, связность (структурное единство).Уметь: редактировать текст устранять повторы, определять тип речи и виды текстов, средства связи в них

65-66

Предложение с обращениями

Урок закрепления      изученного

Понятие об обращении, функциональный признак и способы выражения обращений. Выразительные функции обращений в предложениях и выделять их запятыми.

Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях с обращениями. Уметь: разбирать предложения с обращениями по членам, не путать обращения с подлежащим, составлять подобные предложения и их схемы; находить данные конструкции в тексте

Уметь использовать обращения как средство усиления выразительности речи, выделять на письме знаками препинания

67-68.

Предложения  с вводными     словами

Урок    усвоения      новых знаний

Основные группы вводных слов. Роль вводных слов в предложении.

Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами. Уметь: разбирать предложения с вводными словами по членам, составлять подобные предложения и их схемы; находить данные конструкции в тексте

Уметь использовать вводные слова как средства усиления выразительности речи, выделять на письме знаками препинания

69.

Сложные предложения

Урок закрепления      изученного

Основные признаки сложных предложений. Грамматическая основа.

Знать: признаки сложных предложений. Уметь: различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них

70.

Сложные предложения:      союзные   и   бессоюзные

Урок усвоения новых знаний

Основные виды сложных предложений. ССП и СПП, Сочинительные и подчинительные союзы

Знать приемы различения ССП и СПП, уметь опознавать их, выделять грамматические основы, определять средства связи частей сложных предложений, конструировать сложные предложения

71.

Сложносочиненные   и сложноподчиненные предложения

Урок усвоения новых знаний

ССП и СПП, Сочинительные и подчинительные союзы. Знаки препинания в сложных предложениях.

Уметь опознавать сложные предложения, выделять их грамматические основы, определять средства связи частей, конструировать сложные предложения, устранять синтаксические ошибки.

Знать: признаки сложных предложений

72.

Знаки препинания в сложном предложении.

Союзы в сложном предложении

Урок закрепления изученного

Алгоритм распознания ССП и СПП.

Знать приемы различения ССП и СПП, уметь опознавать их, выделять грамматические основы, определять средства связи частей сложных предложений, конструировать сложные предложения

73.

Систематизация изученного материала

Повтори-тельно-обобщающий урок

Конструирование предложений ;анализ информации, представленной в виде таблиц схем, моделей; использова

ние для ре шения  практических за

дач словарей

Уметь создавать текст, используя изученные синтаксические конструкции, безошибочно ставить знаки препинания, находить сложные предложения в тексте, обосновывать их роль, использовать их в собственном высказывании

Уметь различать простые предложения с однородными членами, вводными словами и обращениями от сложных предложений, выделять в них грамматические основы, определять границы предложения, соблюдать нормы на письме

74.

 ОТМ

Урок контроля

Пунктограммы, изученные в теме «Синтаксис и пунктуация»

75.

 Мониторинг (промежуточный )

Урок коррекции знаний

Типичные ошибки в области синтаксиса и пунктуации.

Уметь анализировать текст с точки зрения орфографической и пунктуационной грамотности

76.

Р/Р  Для чего нужен план?

Урок   развития речи

Простой план текста. Тема и основная идея текста. Заголовок как способ отражения темы и идеи текста.

Понимать, что план - средство внутренней организации материала при создании текста, уметь воспроизводить текст по плану; сопоставить вступления (зачины) к двум планам одного текста, сделать выводы о функции плана в создании текста. Уметь: составлять план, определять тип и стиль речи текста, подробно его излагать

77.

Предложения   с   прямой речью

Урок усвоения новых знаний

Особенности строения предложений с прямой речью.

Уметь: определять границы прямой речи и слов автора. Знать: глаголы, вводящие прямую речь

78-

79

Знаки     препинания      в предложениях с  прямой речью

 

Урок закрепления изученного

Знаки препинания при прямой речи.

Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Уметь: ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, в диалоге

80

 Диалог. Речевой этикет.

Комбинирован-ный

Особенности построения диалога. Речевой этикет. Знаки препинания при диалоге.

Уметь использовать диалог в разговорной речи, глаголы-синонимы говорения в словах автора, выразительно читать предложения с прямой речью, оформлять диалог и прямую речь.

Знать: способы развития темы в тексте, структуру текста

81

Систематизация    по теме «Синтаксис и    пунктуация»

Повторите-льно-обоб-щаю-щий урок

Знаки препинания в простом и сложном предложении.

Уметь: различать и правильно интонировать предложения различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, находить грамматические основы, отличать простые осложненные предложения от сложных, совершенствовать текст, устраняя неоправданный повтор слов, производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений, пунктуационно оформлять свою речь

82

Контрольная работа   по теме    «Синтаксис        и пунктуация»

Урок контроля

Пунктограммы, изученные в теме «Синтаксис и пунктуация»

Уметь различать и правильно нтонировать различные по цели высказывания и эмоциональной окраске предложения, находить грамматические основы, отличать простые осложненные предложения от сложных, совершенствовать текст, устраняя неоправданный повтор слов, производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений, пунктуационно оформлять свою речь, определять тему и основную мысль текста

83

Анализ   контрольной работы

Урок коррекции

Типичные ошибки: пунктограммы и орфограммы. Ошибки в выполнении грамматического задания.

Уметь делать анализ допущенных ошибок.

84

Р/Р Цепная      связь предложений в тексте

Урок   развития речи

Творческая работа; создание текстов определенного жанра

Знать: особенности цепной и параллельной связи предложений. Уметь: уместно использовать средства связи предложений в тексте в соответствии с целью учебного задания

Уметь: создавать текст заданного стиля, редактировать текст

85-86.

Р.Р Сочинение (употребление диалога) по картине Ф. П. Решетникова  «Опять двойка»)

Урок развития речи

Творческая работа; создание текстов определенного жанра

Уметь: создавать текст заданного стиля, редактировать текст, подчинять его составленному плану.

87

Анализ сочинения. Выполнение работы над ошибками.

Урок коррекции

Ошибки в построении текста и предложений (речевые ошибки), орфографические и пунктуационные.

Уметь: находить и исправлять ошибки, связанные с отступлением от темы сочинения, плана, построением предложений, словоупотреблением, написанием слов.

88.

Р.Р.Понятие     о литературном языке

Урок усвоения новых знаний

Понятие о литературном языке.  Нормативность - основная   отличительная   особенность русского литературного языка. Языковая норма. Виды языковых норм.  Культура   речи   -   часть   общей

Понимать основные нормы современного русского литературного языка, их роль в совершенствовании речи, речевого общения, уметь пользоваться словарями

V

ФОНЕТИКА (16+3+1)

89.

Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Звуки речи.

Усвоение новых знаний.

Звуки и буквы русского языка, их отличия. Фонетический разбор.

Знать: отличие буквы от звука, принцип деления звуков на гласные и согласные. Уметь: правильно произносить названия букв; располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться словарем

90.

Р.Р Как связать предложения в тексте?

Урок развития речи

Цепная и параллельная связь.

Знать: особенности цепной и параллельной связи предложений.

Уметь: уместно использовать средства связи предложений в тексте в соответствии с целью учебного

задания

91.

Звуки речи. Алфавит.

Урок усвоения новых знаний

Звуки и буквы русского языка. Фонетический разбор

Знать:звуки и буквы русского языка, алфавит.

Уметь: разграничивать буквы и звуки, записывать звуковой облик слова, анализировать звучащую речь.

92.

Гласные     и согласные звуки.  Слог.  Правила    переноса слов

Урок закрепления изученного

Гласные     и согласные звуки.  Их отличие. Слог.  Правила    переноса слов

Знать особенности образования гласных и согласных звуков, различия между ударными и безударными гласными звуками, уметь давать звукам фонетическую характеристику, используя элементы упрощенной транскрипции, правильно произносить звуки, не смешивать звук и букву

93.

Ударение

Урок усвоения новых знаний

Роль ударения в определении орфограммы гласной.

Уметь различать ударные и безударные слоги, соблюдать орфоэпические нормы, выразительно читать текст, оценивать собственное и чужое выразительное чтение текста с точки зрения соблюдения орфоэпических норм

94.

Звуковое значение букв е, ё, ю,я. Обозначение мягкости согласных

Комбини-рованнй

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Обозначение мягкости согласных буквами Е, Ё, Ю, Я.

Знать: случаи, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, случаи обозначения мягкости в фонетической транскрипции. Уметь: выполнять фонетический разбор таких слов

95-96

Правописание        безударных гласных      в корне  слова

Повтори

тельнообоб

щаю-щий урок

Сильная и слабая позиция гласной.Разные способы проверки безударной гласной в корнях слов. Алгоритм рассуждения при выборе написания безударной гласной в корнях слов.

Знать: понятие орфограмма- буква.

Уметь: применять разные способы проверки, подбирать однокоренные слова и изменять форму слова.

97

Буквы Е-0 после шипящих в корне слова

Повтори

тельнообоб-щающий урок

Алгоритм выбора написания гласных после шипящих в корне.

Знать: понятие орфограмма-буква, условия появления орфограмм «Правописание буквосочетаний с -ч- И -Ш-», «Гласные после шипящих».Уметь: определять мягкость

согласных,

98-99

Гласные буквы И-Ы после Ц

Урок закрепления изученного

Правописание И – Ы после Ц в разных морфемах слова.

Знать: правило «Гласные после -Ц-». Уметь: применять его на практике

100

P/P    Описание предмета

Урок развития речи

Описание как тип речи. Элементы описания предмета. Описательные части речи.

Знать: приемы систематизации материала. Уметь: излагать мысли на заданную тему, использовать самостоятельно найденный материал в связи с предлагаемой темой сочинения

101

Звонкие      и глухие     согласные звуки и их обозначение на письме

Повто

ритель

но-обобщающий урок

Звонкие и глухие согласные. Парные глухие и звонкие согласные и их обозначение на письме. Оглушение и озвончение согласных.

Знать: отличие парных и непарных звонких и глухих согласных, принцип деления звуков на глухие и звонкие. Уметь: правильно определять звонкие и глухие согласные в словах

102

Правописание   слов   с непроизносимыми      и двойными согласными

Урок закрепления изученного

Опознавательные признаки орфограммы непроизносимые и удвоенные согласные. Алгоритм выбора написания.

Уметь: обнаруживать орфограмму,  объяснять написание при помощи алгоритма.

103

Твёрдые и мягкие согласные.

Урок закрепления изученного.

Твердые и мягкие парные и непарные согласные. Буквенное обозначение мягкости согласных.

Знать: отличие твердых и мягких парных и непарных согласных, принцип деления звуков на твердые и мягкие. Уметь: правильно определять твердые и мягкие согласные; применять правило постановки мягкого знака для обозначения мягкости согласных

104

Значение букв Я,Ю,Е,Ё. Правописание разделительных Ь и Ъ знаков.

Урок закрепления изученного.

Комментированное письмо; самостоятельная работа, письмо с «окошками»; чтение учебных текстов

Знать: понятие

орфограмма- буква, условия появления орфограммы «Мягкий знак, обозначающий и не обозначающий мягкость согласного».Уметь: определять мягкость согласных, непарность по мягкости- твердости; применять правило

105

Р.Р. Подготовка к сочинению « Мой любимы день»

Развитие речи

Творческая работа; создание текстов определенного жанра

Знать: способы развития темы в тексте, его структуру. Уметь: выбрать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения

106

повторение изученного по темам «Фонетика. Орфография. Графика.

Повторительно-обобщающий

Орфограммы, изученные в разделе «Фонетика. Графика. Орфография»

Знать: общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора и йотированные звуки.

Уметь: производить фонетический разбор слов с непроиз-

107

Контрольное тестирование по теме «Фонетика. Орфография. Графика.

Урок контроля

Теоретические сведения и орфограммы, изученные в разделе «Фонетика. Графика. Орфография»

Знать:основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

108

Анализ контрольного тестирования.

Урок коррекции знаний

Типичные ошибки, допущенные в работе.

Уметь: работать над ошибками.

 

VI

Морфемика, словообразование и

Орфография (26+8+2)

109

Морфемика  как    раздел лингвистики.

Урок усвоения новых знаний

Понятие о морфеме и морфемике. Морфема как значимая часть слова. Состав слова.

Знать: способы словоизменения, неизменяемость служебных частей речи и наречий. Уметь: различать однокоренные слова и формы слова, нулевое окончание; производить морфемный разбор

110

Основа слова и окончание

Урок   усвоения     новых знаний

Способы выделения окончания и основы слова. Окончание как средство связи слов в предложении.

Знать: способы словоизменения, неизменяемость служебных частей речи и наречий. Уметь: выделять основу слова и окончание; различать нулевое окончание

111-112

Корень слова

Повторитель но-обобщающий урок

Корень слова. Однокоренные слова и формы слова. Морфемный разбор.

Знать: лексическое значение слова и закрепленность его в корне. Уметь: различать однокоренные слова и формы слова, производить морфемный разбор

113

Корень слова. Исторические изменения в составе слова

Комбинированный урок

Корень слова. Исторические изменения в составе слова. Понятие об этимологии. Этимологические словари русского языка

Знать:  понятие корень, его функции, корневые орфограммы, выделять корень, используя разные способы,

114

Приставка.  Суффиксы

Урок закрепления изученного

Приставка как словообразовательная морфема и как значимая часть слова. Членение слова на морфемы

Знать: словообразовательную роль приставки; приставки существительных, прилагательных, глаголов. Уметь: выделять приставки в слове, различать приставки и предлоги

115

Р/Р      Функциональные стили речи. Разговорный стиль

Урок развития речи

Стиль как задача и условие общения. Разговорный стиль и его признаки. Особенности языковых средств разговорного стиля.

Уметь   различать   разговорный и книжный стили речи, понимать задачи и условия общения, выявлять признаки разговорного стиля  (неофициальная обстановка, задача -  поделиться   впечатлениями),   языковые  особенности разговорного стиля

116

Чередование гласных звуков в корне

Урок   усвоения     новых знаний

1

Организация совместной учебной деятельности, анализ информации, представленной в виде таблиц, схем, моделей; использование для решения практических

задач слова

Знать   основные   варианты чередования гласных в корне слова, видеть чередования, обозначать на письме,  проверять наличие чередований путем  подбора  и  сопоставления    однокоренных   слов или их форм с чередующимися звуками, отличать корни   с  чередующимися   гласными   от корней с безударными  гласными

117

Чередование гласных и  согласных звуков в корне  слов.

Урок   закрепления   изученного

Основные варианты чередования гласных в корнях слов. Полногласные и неполногласные чередования.

Уметь выделять морфемы с беглыми гласными, с полногласными и неполногласными сочетаниями, находить чередования, графически обозначать, безошибочно писать слова с чередованиями, объяснять написания слов, привлекая знания об их происхождении, обращаясь к словарям, объяснять значение и сферу употребления слов с полногласными и неполногласными сочетаниями

118

Морфемный разбор   слова

Повторительно-обобщающий урок

Разбор слова по составу. Алгоритм морфемного разбора.

Уметь разбирать по составу слова, относящиеся к различным частям речи, с указанием характерных морфем, находить орфограммы в морфемах, сопоставлять слова, имеющие корни-омонимы, пользоваться морфемными словарями

119

Р. Р.Книжные стили. Научный стиль речи

Урок развития речи

Творческая работа; создание текстов определенного жанра

Уметь: создавать текст заданного стиля, редактировать текст

120

Правописание корней с чередованием   гласных А-О.   в   корнях   -ЛАГ-/-ЛОЖ-

Урок усвоения новых знаний

Орфограммы – гласные в корнях с чередованием. Опознавательные признаки орфограмм гласных в корнях с чередованием. Алгоритм выбора написания гласной в корнях с чередованием

Знать условия выбора О-А в корнях ЛАГ - ЛОЖ,   уметь находить     орфограмму     в морфеме,     графически    ее обозначать,  применять правила на письме в условиях создания текста и при написании   аудируемого   текста, использовать элементы этимологического  анализа для объяснения       орфограммы, соблюдать   нормы   употребления     глаголов    КЛАСТЬ-ПОЛОЖИТЬ

121

Правописание  гласных в корнях -КАС-/-КОС-

Урок усвоения новых знаний

Знать условия выбора О-А в корнях КАС-КОС, уметь находить орфограмму в морфеме, графически ее обозначать, применять правила на письме в условиях создания текста и при написании аудируемого текста, использовать элементы этимологического анализа для объяснения орфограммы

122

Правописание гласных А-О     в корнях    -РАСТ-/-РАЩ-/ -РОС-

Урок усвоения новых знаний

Орфограммы – гласные в корнях с чередованием. Опознавательные признаки орфограмм гласных в корнях с чередованием. Алгоритм выбора написания гласной в корнях с чередованием

Знать условия выбора О-А в корнях РАСТ-РАЩ-РОС, уметь находить орфограмму в морфеме, графически ее обозначать, применять правила на письме в условиях создания текста и при написании аудируемого текста, использовать элементы этимологического анализа для объяснения орфограммы

123

Правописание   гласных А-О в корнях -ГОР -/-ГАР -, -ЗОР-/-ЗАР -

Урок усвоения новых знаний

Знать условия выбора О-А в корнях -ГОР-ГАР-, -ЗОР-ЗАР-, уметь находить орфограмму в морфеме, графически ее обозначать, применять правила на письме

124

Правописание корней с чередованием    Е-И,    -А(Я) /-ИМ / -ИН-

Урок усвоения нового материала

Знать условия выбора орфограмм, опознавать слова с орфограммой в тексте, обосновывать выбор написания

125-126

Р.Р. Изложение текста с изменением лица

Урок развития речи

Творческая работа; создание текстов определенного жанра

Уметь: создавать текст заданного стиля, редактировать текст

127

Обобщение и     систематизация     по теме    «Морфемика»

Повторитель но-обобщающий урок

Правописание чередующихся гласных и согласных в корне слова

Уметь выделять морфемы на основе смыслового анализа, опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических свойств слова, безошибочно писать слова с чередующейся гласной и согласной в корне, понимать принцип единообразного написания морфем (корней)

128

Контрольная работа за 3 четверть

Урок контроля

Правописание чередующихся гласных и согласных в корне слова

Уметь выделять морфемы на основе смыслового анализа, опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических свойств слова, безошибочно писать слова с чередующейся гласной и согласной в корне, понимать принцип единообразного написания морфем (корней), уметь воспроизводить аудируемый текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы

Уметь делать анализ допущенных в работе ошибок.

129

Анализ   контрольной работы

Урок коррекции

Работа над ошибками, допущенные в диктанте и грамматическом задании.

Уметь выделять морфемы на основе смыслового анализа, опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических свойств слова, безошибочно писать слова с чередующейся гласной и согласной в корне, понимать принцип единообразного написания морфем (корней), уметь воспроизводить аудируемый текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы

Уметь делать анализ допущенных в работе ошибок.

130

Правописание   приставок,   не   изменяющихся на письме

Повторительно-обобщающий урок

Принцип единообразного написания морфем. Согласные и гласные буквы в приставках.

Понимать принцип единообразного   написания   приставок,  уметь опознавать приставки,   написание   которых не изменяется, производить по необходимости этимологический анализ слов,  объясняя исторические изменения в структуре слова

Знать приставки, которые всегда пишутся без изменения. Уметь: отличать приставки от предлогов и правильно писать их.

131

Приставка С-

Урок закрепления изученного

Принцип единообразного написания морфем. Согласные и гласные буквы в приставках. Правописание приставки С-

Уметь не смешивать правописание приставки     С -   и приставок  на - 3 (С )-, объяснять значение приставки    С - , образовывать  новые  слова,   опознавать слова с приставкой   С -по значению слова

Понимать правило, имеющее фонетическую   основу,   различать  на  слух  звонкие  и глухие согласные звуки, правильно писать приставки на - 3 - (-С), уметь объяснять значения    приставок   и    их роль  в образовании  слов

132-133

Правописание   приставок,  оканчивающихся на -З(-С)

Урок усвоения нового материала

Звонкие и глухие согласные. Алгоритм рассуждения при выборе написания приставок на –З (-С)

Понимать правило, имеющее фонетическую   основу,   различать  на  слух  звонкие  и глухие согласные звуки, правильно писать приставки на - 3 - (-С), уметь объяснять значения    приставок   и    их роль  в образовании  слов

Уметь  различать  приставку С -, и приставки на - 3- (-С), применять правило написания,     объяснять    значения приставок,   производить   синонимичную замену слов с приставкой на согласную

134

Буква  Ы после     приставок, оканчивающихся       на согласный

Урок усвоения нового материала

Тематический диктант, самостоятельная работа, чтение учебных текстов, письмо с «окошками»

Уметь находить корни, приставки, которые оканчиваются на согласный, выделять их в слове, правильно воспринимать звучание слова на стыке корня и приставки

135-136

Р/Р      Изложение, близкое к тексту. К.Г.Паустовский «Первый снег»

Уроки развития речи

Тема, основная мысль, стиль текста, средства связи предложений в тексте, простой

План

Понимать основное содержание текста, воспринимать его на слух, разбивать на смысловые части, составлять простой план, определять тему, основную мысль, стиль текста, средства связи предложений, подробно пересказывать текст, соблюдая нормы

137-138

Правописание   приставок -ПРИ- и -ПРЕ-

Урок усвоения нового материала

Условия выборанаписания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-. Алгоритм выбора написания. Трудные случаи написания.

Знать значения приставок ПРЕ- и ПРИ-, уметь сопоставлять пары однокоренных слов с приставками ПРЕ-/ПРИ-, различать их написание по значению

139

Р/Р Типы речи

Урок   развития речи

Описание. Повествование. Рассуждение.

Понимать зависимость типа речи от содержания, различать тексты разных типов речи при сопоставлении по вопросам, анализировать готовые тексты разных типов речи

140

Основные способы образования слов

Урок   усвоения     нового материала

Морфема как значимая часть слова. Лексическое значение слова. Схема словообразовательного анализа слова. Этимологический словарь.

Знать основные способы образования слов, уметь соотносить слово с исходным и выявлять словообразующие морфемы, производить словообразовательный разбор

141

Сложные    и сложносокращенные слова

Урок усвоения нового материала

Способы сложения. Сложносокращенные слова.  Род сложносокращенных слов.

Знать различные виды сложения, виды сложносокращенных слов по способу их образования; уметь: согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени; различать разные виды сложения: сложение без соединительной гласной, с соединительной гласной, с одновременным присоединением суффикса; определять род сложносокращенных слов; пользоваться словарем

142

Систематизация и
обобщение
изученного

Повторительно-обобщающий урок

Орфограммы, изученные в теме «Морфемика.     Словообразова¬

ние.  Орфография». Членение слова на морфемы. Словообразовательный и морфемный разбор. Правописание корней и приставок

Уметь определять основные способы образования слов, безошибочно писать морфемы с опорой на морфемно-словообразовательный анализ слова, понимать семантические и стилистические различия слов-паронимов, уметь избегать смешения паронимов, восстанавливать пропущенные части словообразовательной цепочки, разбирать слова по составу на основе смыслового и словообразовательного анализа

143

 Тест по теме «Морфемика.     Словообразова¬

ние.  Орфография»

Урок контроля

Членение слова на морфемы. Словообразовательный и морфемный разбор. Правописание корней и приставок

Уметь определять основные способы образования слов, безошибочно писать морфемы с опорой на морфемно-словообразовательный анализ слова, понимать семантические и стилистические различия слов-паронимов, уметь: избегать смешения паронимов, восстанавливать пропущенные части словообразовательной цепочки, разбирать слова по составу на основе смыслового и словообразовательного анализа

144

Р/Р   Повествовать - значит   рассказывать

Создание текста определённого жанра, творческая работа

Понимать особенности

Строения текста-

повествования: знать: различные способы развития основной мысли, передачи последовательности действий, уметь: создать рассказ как повествовательный жанр на основе анализа готового текста, серию рисунков воображаемого сюжета, использование различных форм повествования: от 3 лица, от 1 лица

VI

Лексикология.

Фразеология.                                                          

 (14+4+1)

145

Лексикология как раздел науки о языке.

Урок усвоения нового материала

Словарное богатство русского языка. Лексическое значение слова. Словарная статья толкового словаря.

Знать, что называется лексическим и грамматическим значением слова, виды толковых словарей, основные способы объяснения лексического значения слова, уметь различать лексическое и грамматическое значение слова, определять значение слова с опорой на морфемное строение

146

Однозначные и многозначные слова

Урок усвоения нового материала

Однозначные и многозначные слова. Лексическое богатство русского языка как источник выразительности речи

Знать    понятия    «однозначное» и «многозначное» слово,  как строится в словаре статья, дающая информацию о     многозначности     слова, уметь    выбирать    значение многозначного   слова,   соответствующее речевой ситуации,   употреблять   слова   с учетом их лексического значения

147

Прямое      и переносное значение

Урок усвоения изученного

Прямое и переносное значение слова. Понимание основания для переноса наименования (сходство, сложность объектов или признаков)

Знать    понятия    «однозначное» и «многозначное» слово,  как строится в словаре статья, дающая информацию о     многозначности     слова, уметь    выбирать    значение многозначного   слова,   соответствующее речевой ситуации,   употреблять   слова   с учетом их лексического значения

148

Омонимы

Урок усвоения нового материала

Понятие омонима. Употребление омонима.

Знать, чем отличаются омонимы от многозначных слов, уметь находить их в толковом словаре, различать виды омонимов, анализировать значение, строение, написание различных видов омонимов, уместно употреблять в речи

149

Синонимы

Урок усвоения нового материала

Синонимы как средство толкования лексического значения слова. Основное свойство синонимов. Оттенки значения и особенности употребления синонимов.

Знать: определение синонимов, разные типы синонимов: смысловые, стилистические, текстовые.

Уметь: составлять синонимические ряды, различать типы синонимов.

150

Антонимы

Урок усвоения изученного

Антоним как средство выразительности речи, способы связи предложений и фрагментов высказывания.

Знать, что такое антонимы, их     стилистическую     роль, уметь   пользоваться   словарем антонимов для выбора наиболее точного слова для выражения    мысли,    подбирать антонимы к слову, находить их в тексте, употреблять в речи

151

Р/Р Описание предмета

Урок развития речи

Композиция описания. Особенности художественного описания.

Знать      строение      текста-описания,  различать  описание   художественное,   деловое, научное, виды описания, особенности   строения   описания   предмета   (что?   какое?),   опознавать   приметы  художественного    стиля     в описании  (авторский  взгляд на   описываемый    предмет, эмоционально-оценочные  

152

Слова      общеупотребительные и ограниченные   в употреблении

Урок усвоения нового материала

Общеупотребительная лексика. Слова, ограниченные в употреблении.

Знать различия слов русского языка по сфере употребления, нормы употребления
диалектной лексики, уметь
определять уместность-

неуместность использования диалектизмов и общеупотребительных слов в обиходной речи, в художественном произведении

153

Устаревшие слова

Урок усвоения нового материала

Исторические процессы изменения лексики русского языка. Архаизмы и историзмы.

Знать причины выхода из общего употребления слов в русском языке, уметь различать архаизмы и историзмы, пользоваться словарем для определения значения устаревших слов

154

Неологизмы

Урок усвоения нового материал

Исторические процессы расширения лексики русского языка. Неологизмы.

Знать причины появления новых слов в русском языке, уметь различать общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы, определять роль неологизмов в тексте, уместно употреблять их

155

Заимствованные слова

Урок усвоения нового материала

Процессы расширения лексики русского языка. Этимологические словари.

Понимать закономерность обогащения одного языка за счет заимствования слов из других языков, уметь узнавать происхождение слов по «внешним» приметам, определять способы заимствования, оценивать речь с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычных слов, пользоваться словарями иностранных слов

156

Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Сфера их употребления.

Урок закрепления изученного

Стили речи. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Сфера их употребления.

Уметь определять сферу
употребления нейтральных и
стилистически окрашенных
слов, оценивать собственную
и чужую речь с точки зрения
уместности использования
стилистически окрашенной
лексики в различных ситуациях речевого общения

157

Р.Р. Как описать животное?

Урок развития речи.

Типы и стили речи. План текста. Выразительные средства речи.

Уметь: составлять план будущего сочинения, следовать плану в описании, употреблять в описании средства художественной выразительности.

158

Фразеологизмы

Урок   усвоения    нового материала

Фразеологизмы как крылатые выражения.

Понимать, что фразеологизмы, крылатые выражения, пословицы, поговорки - это отражение истории, культуры, морали, обычаев народа, понимать значения фразеологизмов, уместно использовать в собственной речи, замечать в чужой речи и оценивать уместность употребления, понимать сходство и различие фразеологизмов со словом и словосочетанием, специфику фразеологизма по сравнению со свободным словосочетанием

161

Систематизация          и обобщение изученного по     теме  «Лексика»

Повторительно-обобщающий урок

Лексическое значение слова и его стилистическая принадлежность.

Уметь определять лексическое значение слов и фразеологизмов; употреблять слова и фразеологизмы в речи в соответствии с их лексическим значением и стилистическими свойствами; определять уместность употребления синонимов, антонимов, фразеологизмов в художественном тексте, уместность и умеренность использования в речи лексики ограниченного употребления; определять тему, основную мысль текста, тип речи, производить языковой анализ отдельных элементов текста; проверять правописание и пунктуацию

161

Контрольная работа по теме «Фразеология. Лексикология».

Урок       контроля

Самостоятельная работа

Уметь создавать устное высказывание научного стиля, сохраняя тему, развивая основную мысль, пользоваться разными видами словарей в процессе создания выступления, выражать свое отношение к предмету речи.

162

Р.Р. Выразительные средства языка. Метафора.

Урок развития речи.

Метафора как средство выразительности речи.

Знать: суть метафоры как скрытого сравнения, основанного на переносном значении слова. Уметь: видеть метафоры в текстах загадок, стихотворений, создавать свои загадки (примеры) на основе метафор.

\

VII

Систематизация изученного в 5 классе ( 8 + 0+ 1)

163

Синтаксис и пунктуация. Знаки     препинания      в простом предложении

Повторительно-обобщающие уроки

Синтаксис и пунктуация простого и сложного предложения.

Уметь выделять словосочетание в предложении, распознавать и конструировать
словосочетания изученных
видов, проводить элементарный интонационный анализ предложений, различать
виды предложений на основе
смыслового и грамматико-интонационного анализа,
выделять грамматические
основы

164

Правописание гласных и  согласных в корне

Повторительно-обобщающие уроки

Орфографические правила, вызывающие затруднения у детей.

Уметь опираться на основной принцип написания морфем: сохранение единообразного их облика (независимо от звучания), обнаруживать орфограммы в корнях слов, группировать слова по видам орфограмм, подбирать однокоренные проверочные слова на основе словообразовательного толкования слов

165

Употребление    синонимов,       антонимов          и фразеологизмов в речи

Повторительно-обобщающие уроки

Уместность и точность словоупотребления.

Уместно использовать синонимы и антонимы для обогащения речи, выбора наиболее точного слова, для выражения мысли; использовать синонимы в речи с учетом их стилистической окрашенности, как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора; толковать значения фразеологизмов, уместно употреблять их в речи

166

. Употребление    в речи этикетных слов

Повторительно-обобщающие уроки

Грамматические и речевые нормы употребления слов в русском языке.

Уметь использовать речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности с учетом речевой ситуации, употреблять существительные с основными орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами, оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления, произношения

167

Основные нормы      построения текста

Повторительно-обобщающие уроки

Творческая работа; создание текстов определенного жанра

Владеть основными нормами построения текста: соответствие текста теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану), правильное выделение абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте

168

Итоговый мониторинг.

Урок контроля

Орфограммы и пунктограммы, изученные в 5 классе

Уметь озаглавливать текст, определять тему, основную мысль, тип речи, производить языковой анализ отдельных элементов текста (фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор имен существительных, синтаксический анализ словосочетаний и предложений), анализ правописания отдельных слов и пунктуации

169-170

 Систематизация и обобщение пройденного  в 5 классе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программаРусский язык. 10 кл.

Пояснительная записка • Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне «Русский язык». • Примерная программа " Просвещение" (ФГОС). • Учебн...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...