Урок русского языка в 5 классе по теме "Обращение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Говор Христина Александровна

Урок русского языка в 5 классе по теме "Обращение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока русского языка в 5 классе

учителя МБОУ СОШ № 1 г. Охи Говор Христины Александровны

Тема урока

Обращение

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Вид урока

Смешанный

Цель урока

Формирование представления об обращении, способах его выражения, роли в предложении; умения правильно расставлять знаки препинания при обращении

Задачи урока

  1. Обучающие: формирование умения работать с текстом
  2. Развивающие: развивать способность анализировать, сравнивать, оценивать свою деятельность
  3. Воспитательные: развивать коммуникативные умения высказывать свою точку зрения, аргументировать её, строить монологические высказывания, работать в парах, группах

Методы и приёмы

Создание проблемной ситуации, прогноз по названию,  эвристическая беседа, опрос, диалог, работа в парах, группах, работа с текстом, учебником, создание опорной схемы, практикум, поощрение, оценка

Планируемые результаты (предметные)

Находят обращение в тексте, определяют признаки,  роль обращения в предложении, расставляют знаки препинания, моделируют свои предложения, работают с текстами

Личностные

Мотивируют свои действия, понимают значение границ собственного знания и незнания, понимают и осваивают социальную роль обучающегося

Универсальные учебные действия (метапредметные)

  1. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, планирую учебную деятельность
  2. Познавательные: формулируют цель, проблему, тему, ищут и выделяют информацию, анализирую языковые явления, строят цепь логических размышлений, выдвигают и обосновывают гипотезы, делают выводы
  3. Коммуникативные: определяют цель, функции участников, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, принимают решения, полно и точно выражают свои мысли

Основные термины и понятия

Лингвистика, обращение, логическое ударение, звательная интонация

Образовательные ресурсы

Учебник «Русский язык, 5 класс» (автор М. М. Разумовская), компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности

Цель:

Выработка внутренней готовности к реализации требований учебной деятельности

Эпиграф:

С русским языком можно творить чудеса.

К. Г. Паустовский

Я рада видеть всех!

Добрый день!

Улыбнуться друг другу не лень?

Если нет-  хорошо, не ленитесь,

Посмотрите вокруг, улыбнитесь

Да скорее за дело беритесь.

На вопросы мои отвечайте,

И пятёрки скорей получайте.

-Успехов вам, друзья!

Прежде чем мы начнём работу,  мне хотелось бы узнать, с каким настроением  вы сегодня  ко мне пришли. Поднимите  светофорик, соответствующий вашему настроению: хорошее- зелёный, не очень хорошее- жёлтый, совсем нет настроения- красный.

Я надеюсь, что урок пройдёт интересно и продуктивно. Сегодня на уроке мы должны определить, что мы ещё не знаем, после чего вы будете самостоятельно открывать новые знания.

Готовятся к «открытию» новых знаний

Коммуникативные регулятивные

2.Актуализация и пробные учебные действия

Цель:

Осознание и фиксация индивидуального затруднения при выполнении пробного учебного действия

Прослушайте загадку и дайте на неё ответ (слуховое восприятие)

Если надо обратиться,

Я могу вам пригодиться,

Без сомнения, друзья,

Помогу вам только я.

Могу быть выражено словом—

И не одним – двумя, тремя.

И в предложении готово

Занять любое место я.

-Как вы думаете, какое языковое явление рассказало нам о себе?

-Взгляните ещё раз на это стихотворение и подумайте, с какой целью  мы используем обращение.

-Сегодня мы узнаем ещё много нового и интересного об обращении.

Прежде чем мы продолжим работу и приступим к выполнению пробных учебных действий, мне хотелось бы рассказать вам один случай, соответствующий теме нашего сегодняшнего разговора.  

-Но прежде я хочу посмотреть, как вы провели дома подготовительную словарную работу к сегодняшнему уроку. Вы должны были определить лексическое значение слов «адресат», «адресант».

- А теперь подберите синонимы к такому популярному  сейчас слову «босс».

-А сейчас ситуация с поздравлением (чтение поздравления: оно на слайде и на карточке).

-Дайте оценку ситуации. Что хотел сделать шеф и что из этого получилось?

-Исправьте ситуацию, подкорректировав поздравление.

-Кто не справился и почему?

А теперь  определим, что мы уже знаем, а что пока ещё нет. Перед вами на карточках вопросы. В течение 1 минуты выделите вопросы, на которые вы можете дать чёткий грамотный ответ. Кто первый будет готов к ответу, поднимет сигнальную карточку.

1.Что такое обращение?

2.Способ выражения  обращения. Адресат.

3.Функция обращения.

4. Интонация обращения.

5.Пунктуация при обращении.

6.Место обращения в предложении.

7.Каким членом предложения является обращение?

Итак, на ряд вопросов вы не смогли дать ответ. Имеет ли смысл продолжать разговор на эту тему: если да, значит, данная тема актуальна, т. е. важна и интересна, а главное, нуждается в исследовании. .

-Можете сформулировать тему нашего урока? Запишем её в тетрадь («Обращение»).

-А теперь сформулируйте цель урока. (Формирование представления об обращении, способах его выражения, роли в предложении, т. е. познакомиться с обращением и его признаками).

Слушают, отвечают на вопросы, выдвигают гипотезы, определяют лексическое значение слов, подбирают к заданному слову синонимы, анализируют и оценивают ситуацию, корректируют неграмотно написанный текст, проверяют домашнее задание, фиксируют границу затруднения при выполнении задания, формулируют тему и цель урока, записывают тему в тетради

Познавательные, коммуникативные

3.Выявление места и причины затруднения

Цель:

Осознание каждым обучающимся причины своего затруднения

1.Итак, необходимо выявить место затруднения и причину затруднения.  Место: посмотрите: на какие вопросы вы не смогли дать ответ?

2.Причина: почему вы не смогли ответить на последние 4 вопроса?

Давайте с вами определим, что мы знаем, а чего нет.

-Почему мы этого не знаем?

Отвечают на вопросы, выявляют  место и причину затруднения и приходят к выводу, что не могут ответить на вопрос, потому что не хватает знаний,

Познавательные, коммуникативные,регулятивные

4.Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

Построение плана действий выхода из затруднения

Итак, построим план (проект) выхода из этой затруднительной ситуации.

Итак, вы сформулировали цель: мы должны «открыть», что такое обращение, и сформулировать его признаки,

-Как вы думаете, каким способом это можно сделать? (Работа индивидуально, в парах, в группах).

-С помощью чего мы будем добывать информацию (учебник, учитель; ранее полученные знания, таблица).

-Итак, озвучены тема и цель урока, способ и  средства достижения нашей цели.

- В течение урока, отвечая  на вопросы, мы должны составить в тетрадях опорную схему по нашей теме для дальнейшей   работы с ней.  

-Приступаем?

 Но сначала мы должны построить проект, т.  план наших действий, с помощью которого мы выйдем из затруднительного положения: (как мы будем достигать поставленную цель урока):

1 этап

Чётко сформулировать вопросы.

2 этап

Вспомнить лингвистические понятия/термины.

3 этап

Выполнив определённые учебные действия. 4 этап

Сделать вывод

Отвечают на вопросы. работают в группах с учебниками, словарями, записывают наблюдения, делают выводы

Познавательные, коммуникативные, регулятивные

5.Реализация построения проекта

Цель:  

Фиксация решения поставленной учебной задачи, нового способа действия

1 этап

Чётко сформулировать поставленные вопросы (они на карточках и на слайде):

1.Что такое обращение?

2.Способ выражения обращения. Адресат. 3.Функция обращения.

4. Интонация обращения.

5. Пунктуация при обращении.

6.Место обращения в предложении.

7.Каким членом предложения является обращение?

2 этап

Нам необходимо вспомнить следующие понятия (их вы должны были вспомнить дома): функция (назначение), логическое ударение (произношение слова с  особой силой), эмоциональная окрашенность (эмоции, чувства, с которыми произносится слово), интонация предложения (восклицательная и невосклицательная), пунктуация (знаки препинания), главные и второстепенные члены предложения (понятия на слайде).

3 этап

Поиск ответов на поставленные вопросы:

1.Что такое обращение? (Найти и прочитать в учебнике определение обращения: стр. № 176). Ответ на какой вопрос вы уже получили? (На 7-ой).

2. Способ выражения О:

-Из второго предложения определения обращения дайте ответ на второй вопрос: способ выражения обращения? Ответ ищите в загадке, которую я предлагала вашему вниманию в начале урока. Вот она. (Слово/словосочетание).

-Докажите это примером из текста.  Вашему вниманию предложен отрывок, в котором вы должны будете найти обращения, выраженные и словом, и словосочетанием. Вспомните название произведения  и автора. ( А. С. Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

-Прежде чем заполнить пункт № 2 нашей схемы, ответьте на вопрос: какова тема сказки? Идея? Чему она нас учит?

"Свет мои, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?"

И ей зеркальце в ответ:

"Ты, конечно, спору нет:

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее".

Подчеркните обращения.

-Где слово, а где словосочетание?  

Определите часть речи, которой выражено обращение (имя существительное. Падеж этого существительного.  ( И.п.- записали).

Ещё вопрос: кто  может являться адресатом обращения? Сравните адресаты. (Одушевлённый и неодушевлённый предметы: записали, в результате должна получиться запись: способ выражения: сущ в И. П.-1 и более-одуш./неодуш.).

3.Функция обращения (записали под № 1 в тетрадях слово «функция»: как вы считаете, каково назначение обращения или цель его использования? (Называние  собеседника и привлечение его внимания - записали в тетрадь).

4.Интонация обращения: (запись в тетрадях). Называть предмет обращения можно по-разному. Это зависит от многих причин: прежде всего от настроения.

Прежде, чем мы продолжим работу, ответьте на вопрос: что такое интонация? Совокупность различных характеристик речи: громкость, темп, ритм, фон и многое другое.)

Ещё раз прочитайте оба предложения  выразительно. Понаблюдайте за интонацией.

Что вы заметили? В чём разница интонации?

(Интонация: восклицательная и невосклицательная, в соответствии с этим знаки: восклицательный знак и запятая).

Но мы не просто повышаем голос. Мы привлекаем внимание человека, т. е. зовём его. Отсюда и название интонации обращения «звательная».

5. Пунктуация при обращении: Ответьте на вопрос: как на письме мы выделяем обращение?

Это вы знаете, вспомните только, как мы выделяем на письме обращение. Только ли запятыми, учитывая умозаключение, которое мы сделали об интонации обращения. (!)

6.Место обращения в предложении:

в какой части предложения стоит обращение? Может оно стоять в других частях, например, в середине, в конце? Для этого попробуйте поменять местами слова в предложении  (работают в парах, вывод делают в группах): у вас обращение стоит в середине. Одна пара пробует, можно ли поставить обращение в начало предложения, другая- в конец. В заключении делаете вывод о месте обращения в предложении.

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее".

Сделайте вывод.

7.Каким членом предложения является обращение?

Вы узнали из учебника, что обращение не является членом предложения.

Записали: обращение не является членом предложения.

Н вот вам вопрос: с каким членом предложения его можно спутать?  Подумайте над этим вопросом, а также о том, как нам отличать эти языковые единицы. Для этого используйте знания, добытые при работе над вопросом № 2 нашей опорной схемы (Обращение и подлежащее как два близнеца-брата: выглядят одинаково. Но это разные явления языка. Их нельзя смешивать).

Перед вами два предложения. Подумайте, в каком есть подлежащее, а в каком – обращение. Докажите.

Ты, царица, спору нет,

Ты на свете всех милее,

Всех румяней и белее.

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее.

- Посмотрите и уточните: мы дали ответы на все пункты нашего плана действий?

А теперь  прочитайте по очереди ответ на каждый  пункт схемы .

Посмотрите, сколько  вы теперь знаете об обращении!

А теперь скажите: реализовали мы с вами наш проект?

Достигли мы своей цели?  

А вот как я в рисунке представила информацию об обращении. Какая вам кажется удобней? Кому удобно, у того есть уникальная возможность сделать что-то подобное дома. Это и будет одним из пунктов домашнего задания, которое вы можете выбрать для себя.

Отвечают на вопросы, работают в парах, группах, анализируют и сравнивают предложения с обращениями, составляют опорную схему, делают выводы

Познавательные, коммуникативные, регулятивные

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

Закрепление и проговаривание новых знаний

А теперь попробуем применить полученные знания на практике.

Работа в парах и группах (кто быстрее?)

Перед вами предложение. Расставьте знаки препинания, найдите грамматические основы предложений,  обращение: поставьте над ним букву «О», найдите одно слово с орфограммой «безударная гласная в корне  слова, проверяемая ударением»

 

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь  на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

Оцените себя сами. Затем друг друга. Затем по  эталону. Взаимопроверка по эталону. У кого совпадают результаты, озвучьте отметки.

Дают определение понятий, отвечают на вопросы, выполняют задание, выполняют самопроверку и взаимопроверку участвуют в физкультминутке

Познавательные, регулятивные

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель:

Организовать выполнение самостоятельной работы на новое знание; обеспечить самопроверку по эталону; предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления

А сейчас предлагаю поработать самостоятельно: запишите предложения, расставьте знаки препинания, проведите самопроверку.

Высокий уровень  обученности:

Ой вы, молодцы честные,

Братцы вы мои родные,-

Им царевна говорит.

Средний уровень обученности

Свет наш солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с тёплою весной…

Низкий уровень обученности

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее.

-Что вызвало затруднение при выполнении задания?

-Где вы допустили ошибки?

Выполняют самостоятельно разноуровневые задания на карточках , выполняют самопроверку по эталону

Познавательные, регулятивные

8.Физкультминутка

Цель:

Снять напряжение у обучащихся путем переключения на другой вид деятельности

Для разминки из-за парт 
Поднимаемся. На старт! 
Бег на месте. Веселей! 
И быстрей, быстрей, быстрей! 
Делаем вперёд наклоны – 
Раз – два – три – четыре – пять. 
Мельницу руками крутим, 
Чтобы плечики размять. 
Начинаем приседать - 
Раз – два – три – четыре – пять. 
А потом прыжки на месте, 
Выше прыгаем все вместе. 
Руки к солнышку потянем. 
Руки в стороны растянем. 
А теперь пора учиться. 
Да прилежно, не лениться. 

Выполняют физкультурные упражнения

9.Включение в систему знаний и повторения

Цель:

Включение нового способа действий в систему знаний

 Итак, перенесёмся из 19 века в век нынешний. Прослушайте стихотворение Б. Заходера « Очень вежливый индюк» и выпишите по всем открытым сегодня признакам обращения данное языковое явление.

Объявился в доме вдруг

Очень вежливый Индюк.

Раз по тридцать в день, не реже,

Он кричал:

--Эй вы, невежи!

Заходите, что ли в гости –

Научиться вежливости.

Не стесняйся ты, Осёл!

Заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь как рыба?

Говори: « Приду, спасибо!»--

Как ни бился он,

Однако

К индюку никто не шёл –

Ни Корова,

Ни собака,

Ни Хавронья, Ни Осёл.

Почему же никто не пришёл к индюку?

Чему учит нас отрывок?

Известный испанский писатель Мигель де Сервантес Сааведра, автор романа « Дон Кихот» отмечал: « Ничто не обходится так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость».

А знаете ли вы слова вежливости? Не забывайте включать эти слова в свою речь.

Итак, мы закончили исследовать тему «Обращение в предложении», составили опорную схему, которую можете использовать в дальнейшей работе. А вот как я для себя изобразила эту схему.

Слушают стихотворение, выписываю обращения

10.Рефлексия

Цель:

Самооценка результатов своей учебной деятельности; осознание метода построения и границ применения нового способа действия; определение заданий для самоподготовки

А сейчас вы получите листочки. Вставьте недостающие слова в текст.. Вставьте слова в текст

Обращение- это __________ или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение может быть  выражено_____одним и __________словами.  Цель обращения-______________адресата,  привлечь внимание собеседника. Интонацию обращения называют___________________. На письме обращение выделяется_________________________и________________________.  Обращение может стоять в_______________________________________________предложения. Не является членом____________________________.

У меня тоже отличное настроение. Я ещё раз убеждаюсь в том, что:

Всем нам при общении

Поможет обращение:

К людям, звёздам, птицам

Можем смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

Домашнее задание:

Для всех:

1.Учебник: п. № 62, схема;

2. Составить 3 предложения с обращением, используя слова вежливости, по схемам:

1.( О , …….).

2.(….., О, …..).

3.(…………, О ).

Выбрать одно:

1.Выписать из сказки А. С. Пушкина предложения с обращениями.

2.Упражнение № 497

3.Творческое задание на тему «Обращение»

Отвечают на вопросы, делают выводы, аргументируют своё мнение, демонстрируют настроение

Личностные, коммуникативные, регулятивные

Рефлексивные вопросы:

1. Что нового вы сегодня узнали на уроке?

2.Какая информация была интересной?

3.Что ещё хотели бы узнать?

4.Что было трудным?

5.Что мешало  в работе и почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...