Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Русских Ирина Сергеевна

Рабочая программа элективного курса по русскогому языку разработана для подготовки обучающихся к ОГЭ УМК Т.А.Ладыженской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_9_klass.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс по русскому языку

«Трудные вопросы русской орфографии и пунктуации» для 9 класса

  1. Пояснительная записка

     Значение курса и его место в учебном плане. Элективный курс «Трудные случаи орфографии и пунктуации» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т. е. он помогает более прочно и глубоко сформировать у учащихся орфографические и пунктуационные знания, умения и навыки.

Цели элективного курса:

1. Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению заданий ОГЭ.
2. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре сочинения - рассуждения.
3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью.
4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей.
5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте.
6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.

Задачи:

1)Помочь овладеть  жанром сочинения – рассуждения.

2)Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов.

3)Способствовать развитию письменной речи.

4)Подготовить учащихся к выполнению задания ОГЭ.

В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:

- основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;

- определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;

- виды текста;

- определение понятий «вступление» и «заключение»;

- что такое проблема текста, комментарий, позиция автора.

Обучающиеся должны уметь:

- указывать средства связи между частями текста;

- определить тему и основную мысль текста;

- определить тип и стиль речи;

- использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах     языка при анализе текста;

- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

- анализировать форму исходного текста;

- находить характерные для исходного текста языковые средства;

- создавать связное высказывание;

- излагать последовательно собственные мысли;

- использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.

- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Прогнозируемый результат

К концу изучения курса учащиеся должны:

1) выполнять задания КИМов;

2)уметь писать сочинение – рассуждение.

Технология организации учебного процесса

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего  ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися.

Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре сочинения - рассуждения);
- самостоятельная работа (написание рассуждения, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ОГЭ.

 Принципы организации обучения:  открытость (для всех независимо от качества обученности); индивидуализация (индивидуальная практическая работа для каждого, основанная на технологии самообразования). На нескольких лекционных занятиях учащимся даются схемы, таблицы обобщающего характера, которые помогут им вспомнить ранее изученный теоретический материал. Затем на практических занятиях учащиеся выполняют упражнения и задания, направленные на углубление и закрепление умений и навыков. Практические упражнения носят  дифференцированный характер: от простых к сложным, от тренировочных заданий («вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание, работа по тексту) до контрольных и творческих работ («написать диктант/изложение/сочинение, тестовые задания»). Упражнения ведут учащегося за собой: от подробных комментариев к все более самостоятельным решениям и выбору, в чем проявляется развивающий характер заданий. Упражнения выполняются каждым учащимся индивидуально, затем выполненное упражнение проверяется учителем. Учащиеся анализируют допущенные ошибки, выполняют работу над ошибками. Если учащиеся выполняют работу правильно, то им дается более сложное задание.

     Предполагаемые формы обучения: лекции и  практические занятия.

    Прогнозируемые результаты в ходе изучения курса: умение на практике применять орфографические и пунктуационные знания; повышение грамотности письменной речи учащихся.

        Базовые понятия курса: орфография, орфограмма, орфографическое правило, морфема, самостоятельные части речи, пунктуация, пунктуационное правило, главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, вводные слова и вводные предложения, прямая и косвенная речь.

        Учебно-методический ресурс, необходимый для реализации задач курса: схемы, таблицы, учебные пособия для учащихся, учебно-методические пособия для учителя, дидактические карточки-задания.

       Критерии оценки результативности изучения курса: текущий контроль – проверка выполнения учащимися упражнений и заданий, проверочные работы; итоговый контроль – тестирование, изложение, сочинение.

Формы итогового контроля и критерии их оценки

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

  • текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
  • промежуточный (проводится в форме теста в соответствии с требованиями ОГЭ и на основе КИМов);
  • итоговый (в конце курса) проводится в форме теста в соответствии с требованиями ОГЭ и на основе КИМов;

Особенность программы: элективный курс оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % - «зачёт», менее 50 % - «незачёт»).

  1. Учебно – тематический план

№ урока

Тема урока

Дата проведе-ния

1

Чередование гласных в корне слова.

2

Правописание приставок.

3

Правописание приставок.

4

Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи.

5

Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи.

6

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

7

Знаки препинания в простом   предложении.

8

Обособленное обстоятельство (Деепричастие, деепричастный оборот)

9

Обособленное определение (причастный оборот, причастие)

10

Вводные слова и предложения.

11

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

12

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

13

 Знаки препинания в бессоюзном сложном     предложении

14

Итоговое тестирование (по материалам ОГЭ).

15

Итоговое тестирование (по материалам ОГЭ).

16

Итоговое тестирование (по материалам ОГЭ).

17

Итоговое тестирование (по материалам ОГЭ).

  1. Содержание учебного курса

Наименование разделов, тем

Количество часов

Формы контроля

Раздел I. Трудные вопросы русской орфографии (6 ч)

Тема 1. Чередование гласных в корне слова.

1

Упражнения, проверочные работы

Тема 2. Правописание приставок.

2

Упражнения, проверочные работы

Тема 3. Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи.

2

Упражнения, проверочные работы

Тема 4. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

1

Упражнения, проверочные работы

Раздел II. Трудные вопросы русской пунктуации(7 ч)

Тема 5.  Знаки препинания в простом   предложении

1

Упражнения, проверочные работы

Тема 6. Обособленное обстоятельство (Деепричастие, деепричастный оборот)

1

Упражнения, проверочные работы

Тема 7. Обособленное определение (причастный оборот, причастие)

1

Тема 8. Вводные слова и предложения.

1

Упражнения, проверочные работы

Тема 9. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

1

Упражнения, проверочные работы

Тема 10. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

1

Упражнения, проверочные работы

Тема 11. Знаки препинания в бессоюзном сложном     предложении

1

Упражнения, проверочные работы

Итоговый контроль (4 ч)

Итоговое тестирование (по материалам ОГЭ).

4

Тест, изложение, сочинение

  1. Методическое обеспечение

Технические средства обучения:

  • интерактивная доска;
  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • МФУ;
  • документкамера;
  • настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Список литературы

Литература для учителя

  1. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся средней школы. – 41 –е изд. М.; Просвещение, 1990-224 с.
  2. Словарь литературоведческих терминов. М.,1987.
  3. Цыбулько И.П. и др. Русский язык: методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом. Ч 1. М.: Издательство РУДН, 2012.
  4. Львова С.И.ОГЭ 2016. Русский язык//Сборник заданий. – М., 2015.
  5. Симакова Е.С.Руский язык. Сжатое изложение. – М.: Астрель, 2015.
  6. КИМы всех предыдущих лет.

Литература для учащихся:

  1. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – все годы.
  2. Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ОГЭ. – Ростов-на-Дону, 2015
  3. Львова С.И.ОГЭ 2016. Русский язык//Сборник заданий. – М., 2015.
  4. Симакова Е.С.Руский язык. Сжатое изложение. – М.: Астрель, 2015.

Могут быть использованы :

  1. Контрольно – измерительные материалы. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты 0-39 12 вариантов/ под ред. И.П. Цыбулько.-М.: Издательство «Национальное образование», 2018.-96с.- (ОГЭ.ФИПИ-школе)

Интернет-ресурсы

Материалы сайтов:

  1. http://www.ege.edu.ru
  2. http://rustest.ru
  3. wwwfipi.ru
  4. http://www.prosa.ru
  5. http://www.pritchi.nm.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

     Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 10 класс. Лингвокультурологический анализ текста

Программа данного элективного курса представляет актуальные проблемы изучения русского языка и развития речи, но рассматривает их в тесной связи с проблеммами нравственности, национального историческо...

Рабочая программа.Элективный курс по русскому языку. 9 класс.

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класса  МБОУ СОШ с.Какрыбашево составлена на основе примерной программы под редакцией  программы элективного курса С.И.Львовой «...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Буколика». Художественное видение мира.

Направлением данной программы является овладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование умений и навыков связного изложе...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 10 класс

Рабочая программа  по  русскому языку (элективный курс  «Перо»)  составлена на основе  Федерального компонента государственного образовательного стандарта основног...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку, 11 класс, 34 часа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения»

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения» по подготовке к Единому Государственному экзамену по русскому языку  рассчитана...