"Спасите русский язык"
проект по русскому языку (8 класс) на тему

Внеклассное мероприятие по культуре речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cpasite_russkiy_yazyk.docx34.7 КБ

Предварительный просмотр:

Cпасите русский язык !

Ток – шоу о культуре речи

Язык есть вековой труд целого поколения

В.И.Даль

Хочешь погубить народ, истреби его язык

А.С.Шишков

Цели: расширить представление детей о современном состоянии русского языка; развивать критическое мышление; способствовать воспитанию речевой культуры; воспитывать уважительное, бережное отношение к слову.

Подготовительная работа:

  1. Распределить роли среди детей
  • спасатели (2 ученика);
  • юный художник;
  • тинейджеры (2 ученика);
  • агенты национальной безопасности (2 ученика);
  • девушка в маске;
  • 2-3 пары для розыгрыша диалогов из видеоролика
  1. Выбор костюмов и аксессуаров предоставить самим актёрам.

Оборудование: бутафорский микрофон для ведущего; словарь В.И.Даля, «Славянорусский корнеслов» А.С.Шишков, «Тайны русского слова» В.Д.Ирзабекова

Оформление: выставить портреты В.И.Даля, А.С.Шишкова

План классного часа

  1. Вступительная беседа «Достойны ли мы сокровищ?»
  2. Ток – шоу «Спасите русский язык !».
  • Язык уходящий.
  • Словесный бурьян.
  • Проблема национальной безопасности
  • От кого и как спасать русский язык?
  1. Заключительное слово «Наш трудный и умный русский язык».
  2. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

  1. Вступительная беседа «Достойны ли мы сокровищ?»

Классный руководитель. Русский язык! Великий, могучий,

прекрасный, свободный… Великий язык великого народа… Сотни поколений создавали это сокровище, хранили его в чистоте, чтобы передать потомкам…

       Но можно ли сказать, сто мы, потомки, оказались достойными этого сокровища?

       Многие учителя. Общественные деятели, писатели указывают на то, в каком бедственном состоянии сейчас находиться наш великий и могучий язык. Говорят, что он нуждается в спасении и очищении – от английский слов, от безграмотного коверканья и уродливого словотворчества.

       Так ли плачевно состояние русского языка в нашем обществе?

Что мы можем сделать, чтобы очистить наш родной язык? Эти вопросы

Мы обсуждаем сегодня на ток – шоу «Спасите русский язык!». Знакомьтесь

С нашими гостями: спасателями, агентами национальной безопасности,

тинейджерами и девушкой в маске.

        Начнём обсуждение.

  1. Ток – шоу «Спасите русский язык!»
  • Язык уходящий

Классный руководитель. Первая часть ток–шоу – «Язык уходящий». Даю слово ребятам.

        Спасатель 1. Ребята, попалось мне недавно слово интересное –

замолаживать. Как вы думаете, что оно означает?

       Спасатель 2. Странно, слово русское, а смысл его никто не понимает. Придется брать словарь. Так В.И.Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка» в четырёх томах»: замолаживать, одно значение: привести пиво или квас в брожение хмелём; другое значение:

Заволакивать тучками, клониться к ненастью.

     Спасатель 1. Вот такие разные значения, но ни в том, ни в другом смысле никто этого слова сейчас не употребляет. И таких слов, которые забылись, вышли из употребления, в словаре Даля немало.

     Спасатель 2. Во времена Даля высшее общество было оторвано от народа, аристократы даже говорили на французском языке, преклонялись перед всем иностранным. Для них русский язык был чужим, непонятным. Поэтому им нужен был словарь. Но, с другой стороны, как языковед-любитель, Даль видел, какие сокровища таятся в русском языке, и, если эти сокровища сохранить, они могут исчезнуть, и тогда новые поколения русский людей не смогут понять своих предков.

     Классный руководитель. Составление словаря – это титанический труд, это самый настоящий подвиг.

-  О Дале говорили, что он спасает слова. Справедливо ли это утверждение?

-    Как вы думаете , от чего или от кого понадобилось спасать русские слова?

-    Владимиру Далю удалось таким образом спасти 200 тыс. слов. А прошло каких–нибудь 200 лет, и многие эти слова оказались забыты, никто ими не пользуется. Так для кого же трудился Даль?

       Классный руководитель. Да, В.И.Даль спасал русские слова от забвения, от неправильного употребления, от иностранной лексики, которая их поглощала. Но понадобилось ли это потомкам? Спросим у юного художника.

      Юный художник. Ребята, нам в 1 классе дали задание – нарисовать иллюстрацию к такому четверостишию Пушкина:

Бразды пушистые взрывая

Летит кибитка удалая

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

       Сначала мы попытались разгадать значение непонятных слов, и вот до чего додумались.

        Ямщик – это человек, который копает ямы, поэтому рисовать его нужно с лопатой.

        Бразды – это зверьки такие (они же пушистые!), помесь дрозда и бобра.

        Кибитка – летательный аппарат кубической формы ( некоторые его же называли его кубитка ).

       Труднее всего было понять, что такое «сидит на облучке», самые изобретательные решили, что это обруч.

      И вот какая у нас получилась иллюстрация.

         …Над землёй несётся кубическая летающая железяка, под её смертоносными ударами летят кровавые ошметки несчастных пушистых

браздов, а за всем этим, сидя на обруче на краю вырытой ямы , наблюдает

мрачная личность в тулупе и красном кушаке, с лопатой.

       Классный руководитель. А какую картину нарисовали бы вы?

 -  Как вы думаете, о чём говорит этот случай, который реально произошёл с первоклассниками одной из российских школ?

  • Cловесный бурьян

      Классный руководитель. Вторая часть ток – шоу называется «Словесный бурьян». В.И.Даль говорил, что язык – это вековой труд целого поколения. Как же трудится над языком наше новое поколение? Тут у нас присутствуют представители современной молодёжи – тинейджеры, спросим у них

         Тинейджер 1. Мы считаем, что наше поколение внесло большой вклад в развитие русского языка. Мы придумали кучу новых слов ( загибает пальцы, считая) : комп, прикид, родаки, прикольнуться, перец, лох, отстой, туса, тусовка и т.п.

          Тинейджер 2. Составили даже свой мини – словарь, чтобы родаки нас понимали. Вот какие у нас там есть слова ( по очереди читают слова из словаря, сопровождая чтение соответствующими жестами)

  • Парень - перец, крендель, пельмень, чел.
  • Отрицательные эмоции - отстой
  • Положительные эмоции - колбасит, кул, зашибись.
  • Играть - рубиться
  • Игра - игруха
  • Деньги - лавэ, бабло
  • Развлекаться - угорать, торчать, колбаситься
  • Что - то необычное - фенька, феня
  • Прозвище - кликуха
  • Не работает - глючит, кирдыкнулся
  • Хороший, известный, знаменитый, изысканный, блистательный, изумительный, успешный, находчивый - крутой.

     Тинейджер 1. Во - вторых, мы наизобретали кучу разных полезных словечек - паразитов, с помощью которых можно долго и много говорить, когда нечего скачать. Особенно полезно их использовать на экзамене. Вот послушайте.

      Тинейджер 2. Ну, шведы, чисто конкретно, типа, осадили Полтаву, потом, как бы, в натуре, проиграли, короче, блин, продули сражение, типа, чисто кокретно, Полтавскую битву.

      Тинейджер 1. Ну, у шведов же, вообще, был Карл XII, ну, как бы,

Король, ну, вообще, короче, например, типа Александра Македонского.

      Классный руководитель. Спасибо нашим гостям за интересную информацию. Что скажете, ребята, об этих представителях нового поколения?

   - Как называются слова. Которые они «напридумывали» и «наизобретали»? В какой мере обогатили эти слова современный русский язык?

   Классный руководитель. Но настоящим бедствием для русского языка стало другое явление. Наши корреспонденты записали несколько видеосюжетов. Посмотрите эти материалы, потом мы их обсудим.

     ( Выходят 2- 3 пары учеников, разыгрывают диалог.)

- Классный плестейшн у чувака!

- Гламурный!

- Как насчёт бодибилдинга и фитнема?

- Нет, лучше дайвинг.

- Устроился на работу супервайзером в гипермаркете.

- А я мерчендайзером в супермаркете.

- У нас бизнес - ланч в 10 утра в блин - хаусе, там жёсткий фейс - контроль.

- А у нас в суши - баре, только там дресскод - кимоно.

- Послушай, ты геймер, хакер или юзер?

- Я байкер!

- Как насчёт шопинга в уикенд или пати, а может, махнём на биеннале,

- Нет, мой бойфриенд предлагает пикник.

- Ты давно юзаеш эту прогу?

- Года 2

- Так её апгрейдить уже надо.

- О кей!

      Классный руководитель. Вот такие разговоры мы услышали в метро, на улице, в магазине.

- Понятны ли вам эти диалоги ? Можно ли сказать, что это говорят русские люди? Или они специально хотят казаться нерусскими?

- Как вы думаете, если бы эти разговоры услышал англичанин, смог бы он что - нибудь понять?

- А почему бы этим товарищам не перейти на полноценный английский?

- Можно ли сказать, что участники этих диалогов уважают свою страну, свой язык, самих себя?

      Классный руководитель. Действительно, участники этих диалогов изо всех сил хотят казаться американцами, ну уж и говорили бы по - английски, как говорили по - французски аристократы в старой России. Но английский надо учить, а тут достаточно усвоить набор словечек, и ты уже выше толпы, можешь корчить из себя аристократа. Но никаким аристократизмом здесь и не пахнет, а отдаёт холуйством, неуважением к своей стране, к своему языку, к самому себе.

    А вот во Франции действует закон, запрещающий использование иноязычных слов. Например, за использование их в рекламе, в прессе, на телевидении берётся дополнительный налог или штраф.

- Можно сказать, что французы любят свой язык, гордятся им и защищают его? Кто нам, русским, мешает так же любить и защищать свой язык?

  • Проблема национальной безопасности

    Классный руководитель. Переходим к третьей части ток - шоу. Мы её назвали «Проблема национальной безопасности».

- Ребята, как вы относитесь к слову «безопасность»?

- А к словосочетанию «национальная безопасность»? Как, по - вашему, что это такое?

     А какое это имеет отношение к чистоте русского языка? - спросите вы.

     Дело в том, что, по утверждению ученых, проблема чистоты русого языка становится сейчас проблемой национальной безопасности России. передаю слово агентам национальной безопасности

    Агент 1. Во времена Пушкина был такой замечательный человек - Александр Семёнович Шишков, которого называют ещё патриархом русской словесности. Боевой адмирал и госсекретарь, он верой и правдой служил четырём царям, был министром просвещения и президентом Российской академии наук. Всю жизнь он боролся за чистоту родного языка, осуждал засорение его французскими словами, осуждал преклонение перед иностранным в жизни русских аристократов.

     Агент 2. В этом увлечении всем французским Александр Семёнович уже тогда видел угрозу национальной безопасности России. Он приводил интересное доказательство.

     В то время среди дворян модно было приглашать в семьи французских гувернёров, чтобы дети с самого раннего детства, часто еще не усвоив русского языка, учились французскому, ведь этот язык был тогда распространён по всей Европе. На это Шишков так отвечал в своей книге : Славянорусский корнеслов», приводя в пример древнюю мудрость: «Хочешь погубить народ, истреби его язык». И в этой книге есть сцена: французские министры обсуждают, как им поработить Англию. Один из министров предложил самый лучший способ - распространить в Англии французский язык.

      Агент 1. «Старайтесь, - продолжал он, - истребить в государстве язык народный, а потом уже и сам народ. Пусть молодые англичане тотчас посланы будут во францию и обучены одному французкому языку; чтоб они не говорили иначе, как по - французски, дома и в обществе, в семействе и в гостях; чтоб все указы, донесения, решения и договоры писаны были на французском языке - и тогда Англия будет нашей рабою»

     Классный руководитель. Как известно, англичане сумели отстоять и свою свободу, и свой язык и не стали рабами французов.

- Но какое это имеет отношение к нам, сегодняшним русским людям?

- Чем времена Шишкова похожи на наше время?

- Угрожает ли русскому языку истребление?

- Опасно ли сегодняшнее засилье английских слов для русского языка?

       Классный руководитель. Настало время дать слово самой загадочной гостье нашего ток - шоу - девушке в маске.

       Маска (кокетливо). Где нам за вами гоняться! У вас и мужики говорят по - французски Вы умеете чепчики делать, и на головы накалывать, и цветы к цветам прибирать. Ради самого Парижа, не отступайте от нас! Будьте всегда нашими учителями, наряжателями, обувателями, потешниками, даже и тогда, когда соотечественники ваши идут нас жечь и губить! Отложим попечение о собственных науках, художествах, ремёслах. Станем припасать золото и платить им за всё то, чего сами сделать не умеем. Мы наживём славы, но зато проживём деньги…

         Классный руководитель. Попробуем отгадать: кто же эта маска? К кому обращён её страстный монолог? Как его понять?

     Думаю, нужно обратиться за помощью к агентам национальной безопасности.

      Агент 2. Этот пародийный монолога произносит любительница всего французского из книги А.С.Шукшина «Славянорусский корнеслов». Она обращается к своим кумирам - французам. А понимать её монолог нужно так, что наши русские мастера ничего делать не умеют, всё самое лучшее - у французов.

      Агент 1. А корень всего этого Шишков видит в забвении своего родного языка. Его слова, кажется, прямо обращены к нам, людям XXI в. «Свой язык упадает, потому что предпочитается ему чужой. Где чужой язык употребляется предпочтительнее своего, где чужие книги читаются более, нежели свои, там … все вянет и не процветает»

      Агент 2. «Народ то же, что сад. Не отвращай взора от его произведений; полюби сперва несовершенство их, предпочти свое чужому, посели в него честолюбие, возроди ревность, возбуди в нём уважение к самому себе. Тогда природное дарование найдёт себе пищу, начнёт расти, возвышаться, делаться искуснее и, наконец, достигнет совершенства».

     Агент 1. «Но покуда не возникнет в вас народная гордость, собственные свои достоинства любящая, до тех пор мы будем только смотреть, как делают иностранцы. Свой ум останется бездействен, дух непредприимчив, око непрозорливо, руки неискусны…»

      Классный руководитель. Согласны ли вы, что эти слова обращены к вам? Годятся ли для нас советы Шишкова о пробуждении народной гордости, об уважении к самим себе, о предпочтении своего чужому?

  • От кого и как спасать язык?

  Классный руководитель. Вот мы и подошли к заключительной части ток - шоу. Действительно ли современное состояние русского языка так плачевно? Кто и как калечит родной язык? Что ему угрожает? Нужно ли его спасать? И как это сделать?

     Даю по одной минуте каждому гостю.

  Классный руководитель. Вы познакомились с мнениями наших гостей, а теперь хотелось бы узнать мнение слушателей

  1. Заключительное слово «Наш трудный и умный русский язык»

   Классный руководитель. Ребята, наша встреча началась с вопроса, и закончить её я бы хотела вопросом.

- А что означает слово «человек»?

    Привычное для всех объяснение : чело - лоб, век - сто лет. Но так ли это?

Ведь не каждый человек живёт 100 лет, век его бывает очень короток.

     Может, правильное толкование, которое даёт Александр Семёнович Шишков в упомянутой сегодня книге «Славянорусский корнеслов»? Вот что он пишет: «В человеке отличительное от прочих тварей свойство есть дар слова. Отсюда название словек( то есть словесник, словесная тварь) изменилось в цловек, чловек и человек».

       Имя славяне сделалось из словяне, то есть словесные, одаренные словом люди».

       В своем толковании Шишков исходит из того, что Бог в Евангелии - это Слово, значит, и рожденные от него - это словечки, чловечки, человеки. И может быть, не нам надо спасать наш язык, а это русский язык уже много веков спасает наш народ от безбожия, от одичания и гибели. Как считаете?

        В доказательство хочется привести таких факты: по сообщению Агентства медицинской информации, «дети, родной язык которых русских, показали более высокие уровни навыков чтения и лучшую познавательную функцию по результатам тестирования в Университете Хайфы»

        И ещё одно обнадёживающее сообщение: «Международная ассоциация оценки школьной успеваемости провела исследование по качеству чтения и уровню понимания текста среди десятилетних школьников из 45 регионов мира. Было проведено исследование умений 215 000 учащихся младших классов грамотно читать, понимать прочитанное и использовать полученную информацию. Результаты российских школьников оказались впечатляющими! Оказалось, что школьники из России читают лучше и быстрее усваивают содержимое текста, чем их ровесники из других стран. Они были признаны наиболее грамотными».

  • Подведение итогов (рефлексия)

   Классный руководитель. Ребята, понравилось ли вам сегодняшнее тое - шоу?

- Какие факты и мысли врезались в память?

- Кто из участников ток шоу вам больше всего понравилось?

- Довольны ли вы своей ролью в ток - шоу?   

 

   

 

   

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Методическая разработка классного часа «Слово надо спасать» (беседа о чистоте русского языка и сквернословии в подростковой среде)

Возвращение к истокам родной культуры и духовности начинается со знакомства с родным языкам, его богатством и возможностью в полной мере пользоваться им. Обращение к этой теме вызвано прежде всего тем...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"

Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...