В мире русского языка
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_mire_russkogo_yazyka.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

В мире русского языка

(внеклассное мероприятие в рамках предметной недели)

Участники – учащиеся 5-6 классов

Турнир знатоков

Цели:

               - привитие  интереса к изучению русского языка;

               - совершенствование навыков работы с лексическим значением

                 слова, орфоэпическими нормами языка;

               - формирование умения работать в группе;

               - воспитание любознательности и уважения к родному языку.

    Оборудование: карточки с заданиями (слайды с заданиями).

  Оформление: можно украсить кабинет лингвистическими газетами.

  Место проведения: кабинет (если мероприятие проводится между классами, то можно провести в актовом зале)

Описание мероприятия

  1. Слово учителя:

       Известно, что великие люди любят загадывать загадки своим современникам и потомкам.   Играть в лингвистические игры и легко, и трудно одновременно. Легко – потому что задания всегда формулируются четко и просто, а трудно – потому что от вас потребуются не только знания и сообразительность, но и острота ума и взгляда, усидчивость и упорство.

       Среди состязаний вас ждут  и шарады, и ребусы, и превращения слов, и головоломки, и математические фокусы, и логические загадки.

       Желаю вам  успеха !

2. Представление жюри (учителя русского языка и литературы, старшеклассники).

3. Приветствие команд.

4. Турнир смекалистых начинается…

Состязание первое. «Загадки»  (по 1 баллу)

У меня второй есть дом :                                             Дубинку держит ученик

Каждый день туда идем                                               Тетради ею он долбит.

Мы с друзьями вчетвером.                                          Удары ластик не сотрет,

Там не спим мы, не гуляем,                                        Быстрее дырку он протрет.    

Не едим, и не болтаем,                                                                    (Ручка)

А учебники читаем.                                                     Висит на стеночке окно,

                 (Школа)                                                       В нем нарисовано кино :

Вот главный в школе человек                                    В зеленой рамочке висит

Он малых деток учит.                                                  И на тебя в упор глядит.

                 (Учитель)                                                                      (Картина)

Учителя он часто мучит                                            Не дерево, а с листочками,

И ничего не учит,                                                      Не рубашка, а сшита,

С места часто он кричит,                                          Не урок физкультуры,

Маму двойкой огорчит.                                             А с упражнениями.          

                 (Двоечник)                                                      (Учебник русского языка)

                                     Если его учитель в руки возьмет

                                     И пятерку туда внесет,

                                     То мама в восторг придет.

                                                                     (Дневник)

Состязание второе. «Веселый наборщик»

(баллы по количеству слов)

                                              Если взять большое слово,

Вынуть буквы – раз и два !-

                                              А потом собрать их снова,

                                              Выйдут новые слова.

         Присмотритесь к этой скатерти (надпись на карточке: «скатерть-самообслужка»). Что вам удалось увидеть? Составьте за 3 минуты не менее двадцати названий блюд из букв слова  «скатерть-самообслужка».

                           (Ответ : сок, котлета, сало, торт, морс, булка, молоко, карамель,

                             мусс, соус,  кекс, какао, колбаса, лук, масло, крем, салат, рулет,

                              утка, омар и др.)

Состязание третье. «Диктант Незнайки»

(баллы по количеству правильных исправлений)

          Незнайка написал диктант. Помогите ему исправить ошибки.

        «Сел кашу, пю воду, веду сёмку, забит коля, поставит стуля, сделат обявления, дожд лёт, поднялась вюга»

                            (Ответ: съел кашу, пью воду, веду съёмку, забить колья,

                              поставить стулья, сделать объявление, дождь льёт, поднялась 

                              вьюга.)

                                        (Максимально 13 баллов)

Состязание четвертое. «Грамматическая арифметика»

(по 1 баллу за каждое слово)

       Решаем примеры! Чтобы узнать ответ, переставьте все буквы в правильном порядке.

                       ВЕСНА + РОК = _ _ _ _ _ _ _ _ (русский писатель)

                                              (Н Е К Р А С О В)

                       ЛИК + ПЕНА = _ _ _ _ _ _ _     (птица)

                                            (П Е Л И К А Н)

                       ТОМ + ВАТА = _ _ _ _ _ _ _    (оружие)

                                            (А В Т О М А Т)

                       БАР + СОКИ = _ _ _ _ _ _ _    (фрукт)

                                            (А Б Р И К О С)

                       ЛИПА + НОТА = _ _ _ _ _ _ _ _ (животное)

                                             (А Н Т И Л О П А)

                       БОБ + УСТА = _ _ _ _ _ _ _  (день недели)

                                            (СУББОТА)

                       КИПА + САТИН = _ _ _ _ _ _ _ _ _ (музыкант)

                                               (ПИАНИСТКА)

                       ГРОЗА + РОВ = _ _ _ _ _ _ _ _  (беседа)

                                               (РАЗГОВОР)

Состязание пятое. «Хитрый икс»

(баллы по количеству угаданных слов)

С хитрым иксом я дружу,

                                                По секрету вам скажу,

                                                Выбегая из тетрадки,

                                                Задает он мне загадки.

  1. Кто ответит , например,                         2) Думал я весь день вчера,

Что такое ИКС + Р ?                                   Что такое ИКС + РА ?

     3) Подсказал мне старший брат,                 4) Догадался я без брата,

         Что такое ИКС + РАТ ?                                Что такое ИКС + РАТА ?

     5) Не решила вся квартира,                         6) Долго мучил я соседа,

         Что такое ИКС + ИРА ?                                Что такое ИКС + РЕДА ?

     7) ИКС + Н + РА + ТА,                                 8) ИКС + ТА + НА +РА.

         То с бензином , то пуста.                              Кто решил, тому «Ура!».

                                           (Ответы: риск, искра, старик, актриса, ириска, редиска,

                                                           канистра, санитарка)

 

Состязание шестое. «Про кота»

(за каждое правильное слово в тексте – 1 балл)

      … Жил-был мальчик. Ему было всего пять лет, но он уже знал все буквы и умел писать. Вот только правильно соединять буквы в слова у него не получалось. Попробуйте прочитать , что записал он в тетрадке о своем любимом котике.

               ТРУД  НОС  КОТОМКА  ПРИЗЫ  КОТЕЛ  СМЕТА  НУДНО  ВЫЛ

               И  ЗАЛ  ВСЕ  РЫБУУ  НЕ СКОТИНА  КРЫШЕ  СЪЕЛ.

                                             (Ответ: Трудно с котом. Капризы. Кот ел сметану, дно

                                                           вылизал все. Рыбу унес кот и на крыше съел.)

Состязание седьмое. «Ребусы»

(за каждый ребус 1 балл)

           Выступление 1 учащегося с сообщением.

           Слово «ребус» произошло от латинского «РЕС» , что означает «вещь», «предмет», «дело». И действительно: своеобразие ребусного письма как раз в том и состоит, что слова в нем обозначаются изображениями отдельных предметов.

           Чего только не намешано в ребусном калейдоскопе! Рисунки перемежаются хитроумными комбинациями из букв и чисел, геометрическими фигурами, условными обозначениями.

           Первые ребусы появились во Франции в 15 веке, но не имели поначалу ничего общего со знакомыми нам сегодня рисованными загадками. Ребусом называли тогда веселое балаганное представление на ежегодных карнавалах.

           В 16 веке рисованные ребусы становятся известны в Англии, Германии, Италии. В оформлении их принимают участие прфессиональные художники. Рисунки ребусного характера можно было видеть тогда на вывесках харчевен и кабаков, дверях и калитках.

          В России первые ребусы появились в середине 19 века. Они пользовались таким успехом, что выходил даже специальный журнал под названием «Ребус».

          Выступление 2 учащегося с сообщением.

          Но были времена , когда ребус служил не просто развлечением…

         Давным-давно, когда люди не умели еще ни читать, ни писать, они составляли свои письмена из предметов. Вожди одного племени послали как-то своим соседям вместо письма птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Не всякий переводчик поймет сегодня, о чем шла речь в том письме, а древние люди сразу догадались: ведь они прекрасно умели мыслить символами. Смысл послания был таков: «Умеете ли вы летать, как птицы, прятаться в землю, как мыши, прыгать по болоту, как лягушки? Если не умеете, то и не пробуйте воевать с нами. Мы осыплем вас стрелами, как только вы вступите в нашу страну.»

         Таким образом, ребусный тип письма сыграл огромную роль в развитии письменности многих народов и явился первым шагом на пути от рисунка к букве.

         Учитель: А сейчас к барьеру! Разгадайте ребусы!

                                                (Ответы: 1- крыльцо, 2 - подвал, 3 - очки, 4 - подарок,

                                                5 -  песок, 6 - наука, 7 - малина, 8 - ниточка, 9 - лиса,

                                                10 - комната)

Состязание восьмое. «Конкурс капитанов»

(по одному баллу за каждый  правильный ответ)

   Капитаны команд должны расставить ударение в следующих словах:

  1. ЦЕМЕНТ, ХОДАТАЙСТВО, СТОЛЯР, СТАТУЯ, СОЗДАЛА, НЕНАВИСТЬ, КРАСИВЕЕ, ЗВОНИТ, ДИАЛОГ, БАЛОВАТЬ, АГЕНТСТВО.
  2. ПО АЛФАВИТУ, ДОКУМЕНТ, ИНСТРУМЕНТ, ИНТЕРЬЕР, КАТАЛОГ, МЕДИКАМЕНТЫ, НАЧАЛ, ПРЕМИРУЕТ, ПРОЦЕНТ, СРЕДСТВА, ЩАВЕЛЬ.

Состязание девятое. «Месяцы года»

 (для болельщиков, пока капитаны выполняют задание)

Пока жюри  подводит итоги,  попробуйте ответить на  вопросы:

  1. Последний месяц зимы.  

                                (февраль)

  1. В этом месяце мамин праздник.

                                (март)

  1. С этого месяца начинаются каникулы.

                                (июнь)

  1. Название этого месяца рифмуется со словом «капель».

                                (апрель)

  1. С этого месяца начинается учебный год.

                                (сентябрь)

  1. В этом месяце поспевают яблоки и груши.

                                 (август)

  1. С этого месяца начинается год.

                                  (январь)

Резервные вопросы:

  1.  Дедушка, который раздает всем подарки.  (Дед Мороз)

  2.  Из него видно, что делается на улице.       (Окно)

  1. Может сильно ужалить, но не оса.              (Ток)
  2. Что получается, когда заплетут волосы.      (Коса)
  3. Неприятность, которая встречается в тетради.    (Двойка)
  4. Нота на третьей линейке.                            (Си)
  5. Опасная часть коровы.                                (Рога)
  6. Морское животное с фонтаном.                    (Кит)
  7. Где можно увидеть себя.                              (Зеркало, фотография)
  8. Без чего ничего не раскрасить.                    (Краски)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, НАГРАЖДЕНИЕ.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В МИРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА»

       ЦЕЛЬ:  Расширять и углублять знания по русскому языку;  ...

Программа кружка "В мире русского языка"

Направленность программы: расширение и углубление знаний по предмету.Актуальность: развитие творческих и исследовательских навыков учащихся  предполагает получение дополнительной информации и зак...

Разработка занятия внеурочной деятельности: "В мире русского языка"

Работа представляет собой внеклассное мероприятие для 1 класса. Знакомство со словами антонимами...

Рабочая программа кружка «В мире русского языка»

Рабочая программа  кружка  «В мире русского языка»...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «В мире русского языка» Интерактивная игра.

Задачи внеклассного мероприятия:- расширить знания учащихся о русском языке, формировать культуру речевого общения, способствовать повышению грамотности учащихся;- развивать познавательный интерес, по...