Урок русского языка в 5-м классе по теме “Правописание -Ы-И– после –Ц-”
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Сформировать представление о способе выбора написания гласных Ы-И после Ц, умение определять написание гласных Ы-И, комментировать условия написания; Закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание, тренировать умение самостоятельного осуществлений учебной деятельности под руководством учителя; Тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, умение действовать по алгоритму, логическое мышление, творческие способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5-м классе по теме “Правописание -Ы-И– после –Ц-”

Цель урока:

Сформировать представление о способе выбора написания гласных Ы-И после Ц, умение определять написание гласных Ы-И, комментировать условия написания;

Закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание, тренировать умение самостоятельного осуществлений учебной деятельности под руководством учителя;

Тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, умение действовать по алгоритму, логическое мышление, творческие способности.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мотивация к учебной деятельности.

Над какой темой вы продолжаете работать в течение последних уроков?

 

Как вы усвоили эту тему?

 

Значит, сегодня вы познакомитесь с новым знанием. Как вы будете это делать?

С чего начинаем?

Над темой “Состав слова”.

Хорошо.

Мы повторим необходимый материал, выполним пробное действие, поймем, что мы не знаем, и сами построим новый способ.

С повторения необходимого материала.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Какой раздел науки о языке вы изучаете?

Чем занимается словообразование?

Посмотрим, как вы знаете этот раздел. Постройте логическую цепочку.

Что такое морфема. Какие морфемы вы знаете?

А вы знаете, что разбор слова по составу помогает грамотно писать. О каком разделе науки вы вспомним?

 Что такое орфография?

Какие орфограммы в корне вы знаете?

Какой следующий шаг вы должны сделать?

 Почему вам это необходимо?

 На доске (вставить пропущенные буквы; поставить ударение в словах; выделенные слова разобрать по составу):

Пом..гать маме, изл…жение, выр…щивать, предл..агать, р…сток, р…скошный, насл…ждение

Красивее, августовский, щавель, красивейший, туфля, торты, звонит.

В чем вы сейчас упражнялись?

 Следующее задание – на пробное действие. Зачем нужно пробное действие? Ц…рк, синиц…, ц…ган, сестриц…н.

Кто не выполнил задание. В чем ваше затруднение? (Не смогли выбрать, какую букву надо вставить –Ы или –И).

Кто выполнил задание? Обоснуйте ваш выбор буквы.

Словообразование.

Изучает строение слов и способы их образования.

Морфема –наименьшая значимая часть слова

Орфография

Орфография – раздел науки о языке, который изучает правила написания слов.

Повторить нужный материал.

Мы должны вспомнить то, что нам нужно для урока, чтобы сделать следующий шаг.

Ученики по очереди выходят к доске, также задание выполняется в тетрадях.

В умении применять правила выбора написания гласных в корне на практике, а также в объяснении условия своего выбора.

Чтобы понять, что мы не знаем, и поставить цель

При записи слов у учащихся мнения делятся: они считают, что писать нужно И, другие – Ы.

Не можем обосновать.

3. Выявление места и причины затруднения.

  Почему же вы не смогли выполнить это задание, ведь с предыдущим заданием вы справились?

Значит, в чем причина вашего затруднения?

 

Чередование гласных в корнях, проверяемая безударная гласная.

Не знаем правил написания –Ы или -И после Ц.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Какова же цель нашей работы на уроке? Сформулируйте тему урока. Запишите в тетради.

Что из этапа повторения поможет нам в достижении цели?

Для определения условий выбора написания букв -Ы или -И после Ц предлагаю поработать в группах. Но сначала давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?

По мере ответов учащихся учитель выставляет на доске шаги алгоритма:

  1. Выделить корень, окончание, суффикс.
  2. Определить в какой части слова орфограмма
  3. Сделать вывод

Выявить условия написания букв -Ы или -И после Ц.

Умения выделять части слова и комментировать условия выбора гласной.

  1. Выделить корень, окончание, суффикс.
  2. Определить в какой части слова орфограмма
  3. Сделать вывод

 5. Реализация построенного проекта.

Разделитесь на четыре группы и выполните следующее задание: выделите ту часть слова, где стоит буква Ц и обратите внимание на то, в какой части слова пишется буква Ы.

Ресницы, птицы, огурцы, улицы, синицы, куцый, бледнолицый.

Птицын, сестрицын, Лисицын

Уточнение значения слов (куцый): Бесхвостный, с обрезанным хвостом. Куцая собака. Короткий, короткополый. Куцый пиджачок.

Все ли группы справились с заданием?

Возникли затруднения?

Итак, ребята, выполнив это задание, вы можете ответить, от чего зависит написание гласной Ы.

Сформулируйте правило написания буквы Ы после Ц.

 Учитель оформляет на доске условия выбора гласной Ы после Ц в окончаниях.

Как нам оформить это правило, чтобы легче его заполнить?

 Каким будет первый шаг нашего алгоритма?

Учитель фиксирует его на доске.

  1. Выделить корень, окончание, суффикс.
  2. Определить в какой части слова орфограмма
  3. Сделать вывод о выборе гласной
  4. Если орфограмма в окончании, суффиксе то пишем букву Ы

физкультминутка

Что вы будете делать дальше?

Откройте учебник, прочитайте внимательно правило и проанализируйте алгоритм.

Вернемся к заданию для пробного действия. Можем мы теперь правильно написать гласные Ы-И после Ц?

Что бы это значило? (презентация).

ЦЫГАН НА ЦЫПОЧКАХ ПОДОШЁЛ К ЦЫПЛЁНКУ И ЦЫКНУЛ: “ЦЫЦ!”

Да.

Мы разрешили их внутри группы.

Ученики формулируют правила

Составим алгоритм.

Выделить части слова.

Дети проговаривают шаги алгоритма

физкультминутка

Проверим, правильный у нас алгоритм получился.

Да, но не во всех словах.

Слова-исключения.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Каким будет следующий этап в нашей работе?

Учитель предлагает выполнить упражнение на новое правило.

Мы знаем и помним историю нашей улицы.

В ветвях промелькнули синицыны хвост и голова.

Мы не ходим на представления, когда циркачи отдыхают и репетируют.

Теперь мы потренируемся в применении нового правила и поучимся формулировать условия написания букв Ы-И после Ц.

Запись предложений. Учащиеся проговаривают условия написания букв Ы-И после Ц.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Как проверить, усвоили вы эту тему или нет?

Посмотрите на задание, приступайте.

Задание вариант 1

Птиц… Куц…й Ц…нк Ц…линдр Иллюстрац…я Братц… Бледнолиц…й Ц…почки Мотоц…кл Ц…ц Дефиц…т Эмоц…я

Задание (вариант 2) Лекц…я Лестниц… Чернильниц… Лисиц…н Акац…я Ц…ган Станц…я Огурц… Ц…почки Ц…клон Авиац…я Столиц…

Нужно поработать самостоятельно.

Ученики выполняют задание, затем проверяют по образцу и оценивают, используя критерии оценки.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Скажите, где мы будем применять знания?

 Кто справился с работой на отлично и уверен в своих новых знаниях, выполняют более сложное задание. Дополнительное задание: вставить пропущенные буквы, обозначить условия выбора гласных.

Ц…плёнок в ц…рке выступал,
Играл он на ц…мбалах,
На мотоц…кле разъезжал,
И ц…фр он знал немало.
Он из ц…линдра доставал
Морковь и огурц…
И только одного не знал,
Где пишут и, где ы.

Этот материал войдет в нашу копилку орфографических знаний. Пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Заканчивается урок, значит, что нужно сделать?

Какую цель мы ставили на уроке?

Достигли ее?

Докажите.

В чем вы испытывали трудности? (Мы не могли правильно выбрать буквы Ы-И после Ц).

Что вам помогло их преодолеть?

Оцените свою деятельность на уроке.

Учитывая изученный материал и затруднения, которые мы испытывали, давайте подумаем, какую работу следует сделать дома?

Подвести итог.

Мы поставили цель выявить условия написания Ы-И после Ц.

Да.

Мы сами поставили цель, сами нашли новое правило и алгоритм, узнали условия написания Ы-И после Ц, алгоритм действий, учитель.

Групповая работа и работа в парах, правило в учебнике, алгоритм действий, учитель.

Обратиться к правилу, потренироваться в формулировке условий написания Ы-И после Ц, выполнить упражнение из учебника 462 , составить самодиктант 15слов….


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Буквы И, Ы после Ц

Слайд 2

морфемика орфоэпия орфография лексикология пунктуация

Слайд 3

Вставить пропущенные буквы, выделенные слова разобрать по составу Пом..гать маме, изл…жение , выр…щивать, предл..агать , р…сток, р…скошный , насл…ждение Вспоминаем то, что знаем

Слайд 4

Поставить ударение Красивее, августовский, щавель, красивейший, туфля, торты, звонит.

Слайд 5

Пробное действие Ц…рк, синиц…, ц…ган, сестриц…н .

Слайд 6

Алгоритм 1)Выделить корень, окончание, суффикс. 2)Определить в какой части слова орфограмма 3)Сделать вывод

Слайд 7

Ресницы, птицы, огурцы, улицы, синицы, куцый, бледнолицый. Птицын, сестрицын, Лисицын Значение слова куцый : Бесхвостный, с обрезанным хвостом. Куцая собака. Короткий, короткополый. Куцый пиджачок.

Слайд 8

Алгоритм Выделить корень, окончание, суффикс. Определить в какой части слова орфограмма Сделать вывод о выборе гласной Если орфограмма в окончании, суффиксе то пишем букву Ы

Слайд 9

Раз - подняться, подтянуться. Два - согнуться, разогнуться. Три - в ладоши три хлопка… Физ ультми утк Головою три кивка. На четыре - руки шире. Пять - руками помахать. Шесть - за парту тихо сесть.

Слайд 10

Цирк, Синицы, Ц…ган, сестрицын

Слайд 11

Чтобы это значило? Ц ы ган на ц ы почках подошёл к ц ы пленку и ц ы кнул : «Ц ы ц!»

Слайд 12

Проверка Образец проверки (вариант 1) 1Ы 2Ы 3И 4И 5И 6Ы 7Ы 8Ы 9И 10Ы 11И 12И Образец проверки (вариант 2) 1И 2Ы 3Ы 4Ы 5И 6Ы 7И 8Ы 9Ы 10И 11Ы 12Ы

Слайд 13

Критерии оценки: 11-12 –“5” 8-10 – “4” 6-7 – “3”

Слайд 14

Рефлексия я не допустил ни одной ошибки. я ошибался 1-3 раза. я ошибался более 3 раз. я не понял материал.

Слайд 15

Домашнее задание Упр. 462 или 2) Составить самодиктант, используя слова с изученной орфограммой (15 слов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку русского языка в 6-ом классе на тему "Правописание приставок на З, С"

Тип урока – изучение нового материала. В ходе урока учащиеся включаются в различные виды деятельности. Изучение нового материала осуществляется учениками самостоятельно на основе работы с материалом у...

Конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Правописание приставок пре- и при-"

Предлагаю конспект урока в 6-ом классе с мультимедийным приложением "Правописание приставок при- и пре-", построенного по технологии проблемного обучения. Это первый урок по данной теме. На нём учащие...

Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва- (-ива-)"

Данный урок предназначен для учащихся 6 класса. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности к русскому языку (разный уровень подготовки). Поэтому я использовала в своей работе адаптивную с...

План-конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Буквы ы-и в корне после приставок".

ЦЕЛЬ урока: 1) познакомить уч-ся с условиями выбора и написания букв Ы и И после приставок;  учить находить данную орфограмму в словах и правильно писать буквы Ы и И после приставок; уметь ...

Урок русского языка в 5-м классе на тему "Правописание чередующихся гласных А - О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"

Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме:"Правописание чередующихся гласных А - О в корнях  -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"...

Конспект урока русского языка в 7-м классе по теме: "Правописание причастий (обобщение)". 7-й класс .

Цель:обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;развитие орфографической и пунктуационной зоркости учеников;развитие логического мышления и аналитических н...

Урок русского языка в 5- Б классе по теме "Правописание безударных гласных в корне слова."

Тема. Правописание безударных гласных в корне слова.Цели: Образовательные:1) выявить условия действия правила правописания проверяемых безударных гласных в корне слова.Развивающие:1) развивать умение ...