Проектная работа "Контрольно-измерительные материалы для оценки сформированности предметных и метапредметных результатов учащихся 6 классов по разделу «Глагол»
проект по русскому языку на тему

Нестерова Наталия Валериановна

 В данной работе предлагаются задания для проверки сформированности предметных и метапредметных результатов учащихся 6 классов по разделу «Глагол»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota_glagol.docx800.32 КБ

Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Институт филологии и межкультурной коммуникации

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

слушателей курсов повышения квалификации

для учителей русского языка и литературы по проблеме

«Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка

(в условиях внедрения ФГОС ОО)»

 на тему:

Контрольно-измерительные материалы для оценки сформированности предметных и метапредметных результатов учащихся 6 классов по разделу «Глагол»

Авторы проекта:

Старова Л.И., учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ «Архангельская ООШ Новошешминского муниципального района РТ»

Филиппова А.Л. учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МБОУ «Чувашско- Бурнаевская СОШ»» Алькеевского  муниципального района РТ,

Чулкова Е.. учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МБОУ «Юхмачинская СОШ» Алькеевского муниципального района РТ,

Калмыкова Е.М., учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МБОУ «Слобода Волчинская ООШ Новошешминского муниципального района РТ»

Нестерова Н.В., учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МБОУ «Краснооктябрьская  ООШ Новошешминского муниципального района РТ»

Научный руководитель:

Корнеева Т.А., доцент ИФМК КФУ, к.ф.н.   

Куратор: 

Корнеева Т.А., доцент ИФМК КФУ, к.ф.н.

Казань, 2018

                                                     Оглавление

1. Введение …………………………………………………………………… 3

2. Актуальность проекта………………………………………………………3

3. Цель и задачи проекта…………………………………………………….. .4

4. Целевая группа проекта…………………………………………………….4

5. Проектное решение…………………………………………………………4

6. Жизненный цикл и этапы реализации проекта…………………………...4

7. Ожидаемые результаты реализации проекта……………………………...5

8. Риски реализации проекта и пути их преодоления……………................5

9. Заключение………………………………………………………………….5

10. Список литературы……………………………………………………….12

11. Приложения…………………………………………………….................13

1.Введение.

         Проект «Контрольно-измерительные материалы для оценки сформированности предметных и метапредметных результатов учащихся 6 классов по разделу «Глагол» представляет собой разработку пакета контрольно–измерительных материалов для  оценки сформированности предметных и метапредметных результатов учащихся 6 класса по разделу «Глагол» ( по УМК М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и др). В основе проекта – единообразный принцип подбора заданий для оценки сформированности предметных и метапредметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС. Важной задачей авторов работы стало обеспечение роста мотивации обучающихся к обучению, развитию их познавательной активности, речевых компетенций. В основе построения заданий – системно-деятельностный подход. Структура заданий направлена на оценку сформированности у обучающихся предметных, личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД, что соответствует требованиям ФГОС и делает проект практически востребованным в образовательном пространстве основной школы. Данные задания служат для закрепления и систематизации знаний, полученных в процессе изучения раздела «Глагол», а так же для их диагностики.

2. Актуальность

Актуальность данного проекта обусловлена необходимостью разработки контрольно – измерительных материалов нового поколения в соответствии с требованиями ФГОС, построенных на принципах системно-деятельностного подхода и направленных на формирование и развитие у обучающихся всех видов УУД.  

Содержимое представленного пакета может быть использовано учителем для развития каждого учащегося по своей образовательной траектории в соответствии с требованиями ФГОС.

3. Цель и задачи проекта

 3.1 Цель проекта:

Разработка и апробация комплекта контрольно – измерительных материалов  по русскому языку для оценки сформированности предметных и метапредметных результатов на уроках русского языка в 6  классе в соответствии с требованиями ФГОС (раздел «Глагол»)

3.2 Задачи проекта:

 1. Изучить и систематизировать требования ФГОС к формированию и оценке предметных и метапредметных результатов учащихся по русскому языку в 6 классах;

2. Разработать комплект контрольно – измерительных материалов по русскому языку в 6 классе (раздел «Глагол») в соответствии с УМК  М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской;

3. Разработать систему заданий, дидактических материалов, подобрать тексты для работы.

4. Апробировать комплект контрольных работ на уроках русского языка в 6 классе.

4. Целевая группа проекта: учащиеся 6  классов.

5. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

В качестве проектного решения представлен комплект контрольно – измерительных материалов по русскому языку в 6 классе для оценки сформированности предметных и метапредметных результатов (раздел «Глагол») (приложения 1 - 6)

6. Жизненный цикл и этапы реализации проекта

 6.1. Сроки реализации проекта: сентябрь 2018 – май  2019 г.

 6.2. Этапы реализации проекта

1. Подготовительный (сентябрь 2018 - февраль 2019 г.)

2. Основной (март  2019 г.)

3.  Заключительный   (апрель - май 2019 г.)

 7. Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Разработка  пакета контрольно – измерительных материалов по русскому языку в 6 классе (раздел «Глагол»);

2. Повышение качества знаний обучающихся 6 классов по данному разделу;

3. Применение разработанных контрольно – измерительных материалов для формирования у обучающихся предметных и метапредметных результатов и их оценки.

4. Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам внедрения ФГОС.

8. Риски реализации проекта и пути их преодоления

Недостаточная осведомленность педагогов, неумение включиться в быстроизменяющийся процесс освоения новых технологий. Педагоги затрудняются в организации контроля с применением новых видов работ и новых критериев  оценки.

9. Заключение

Данный проект призван помочь учителям, работающим в 6 классе, сформировать у обучающихся  все виды УУД, а также правильно оценить их, следуя необходимым требованиям ФГОС ООО. Разработанный комплекс контрольно – измерительных материалов предлагает варианты заданий, творческих и контрольных работ, которые можно применять на уроках русского языка при изучении раздела  «Глагол», а так же в качестве диагностики сформированности предметных и метапредметных результатов у обучающихся и их оценки. Проект позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся по данному разделу, связать полученные знания с теми, которые они получили в предыдущие годы обучения. Данные разработки включают  разноуровневые задания по различным темам раздела «Глагол»,  контрольные работы для оценки знаний по теме и уровня сформированности предметных и метапредметных результатов, творческие работы для развития речевых компетенций и критического мышления. Все задания основаны на системно -деятельностном подходе, что соответствует требованиям ФГОС ООО  и существенно отличает их от заданий старого типа.

10. Список использованных документов и источников информации

1. Колчанова С.С. Русский язык: поурочные планы по учебнику Баранова   М.Т., Ладыженской  Т. А., Тростенцовой Л.А. 6 класс .- Волгоград: Учитель, 2012. – 222 с.  

2. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А., Григорян Л. Т., Кулибаба И. И., Ладыженская Н. В. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. [Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А., Григорян Л. Т., Кулибаба И. И., Ладыженская Н. В., науч. ред. Шанский Н. М.]. – М.: Просвещение, 2012.

 3. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М., Тростенцова Л. А., Дейкина А. Д. Русский язык. Рабочая программа. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцова и других. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др.]. – 12-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с.

 4. Соловьева Н.Н.Русский язык. Диагностические работы. 6 класс: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Н.Н.Соловьева.- М.: Просвещение, 2014. – 95 с.

5. Селезнева Е.В.Диктанты по русскому языку. 6 класс: учебно-методический комплект к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. –М.:Экзамен,2014. – 127 с.

6. Цыбулько И.П.Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций под редакцией Ковалевой  Г.С., Логиновой  О.Б.-М.: Просвещение,2014.- 192с.

 

 

10. Приложения.

Приложение 1

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы по русскому языку в 6 классе по разделу «Глагол», ( Русский язык: учебник для 6 классов общеобразовательных учреждений/М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский – 36-е  издание- М.:Просвещение, 2014)

Раздел программы

Планируемые предметные результаты

Планируемые метапредметные результаты

Морфология. Глагол

Повторение изученного в 5 классе

Знать: определение глагола, его морфологические признаки

Уметь: находить глаголы в тексте, отличать их от других частей речи, применять орфографические правила, изученные в 5 классе.

Регулятивные результаты: уметь самостоятельно составлять инструкцию, план, определять цель задания, работать с орфограммами, объяснять свой выбор и делать выводы.

Познавательные результаты:  выяснить роль глаголов в речи, уметь работать с различными видами словарей и СМИ, уметь составлять проекты, схемы, таблицы по разделу «Глагол» и др.

Коммуникативные результаты: уметь составлять диалоги, монологи, связно отвечать на поставленный вопрос. Формулировать свою мысль. Уметь работать в группе, в парах, составлять отзыв на работу товарища, давать оценку. 

Разноспрягаемые глаголы:

Знать: что такое разноспрягаемые глаголы, какие именно глаголы входят в эту группу.

Уметь: находить в тексте разноспрягаемые глаголы, отличать их от других видов глаголов.

Глаголы переходные и непереходные

Знать: что такое переходные и непереходные глаголы, чем переходные глаголы отличаются  от непереходных.

Уметь: определять переходность – непереходность глагола, находить в тексте переходные и  непереходные глаголы.

Наклонение глаголов.

Изъявительное наклонение.

Знать:  понятие о трех наклонениях глаголов, определение глаголов изъявительного наклонения, какие именно глаголы к нему относятся.

Уметь: находить в тексте глаголы изъявительного наклонения, отличать их от глаголов других наклонений

Условное наклонение

Знать:  определение глаголов условного наклонения, какие именно глаголы к нему относятся.

Уметь: находить в тексте глаголы условного наклонения, отличать их от глаголов других наклонений

Повелительное наклонение

Употребление наклонений

Знать:  определение глаголов повелительного наклонения, какие именно глаголы к нему относятся.

Уметь: находить в тексте глаголы повелительного наклонения, отличать их от глаголов других наклонений.

Безличные глаголы

Знать: что такое безличные глаголы, чем они отличаются от других видов глаголов.

Уметь: находить в тексте безличные глаголы, отличать их от других видов глаголов

Морфологический разбор глагола

Знать: основные морфологические признаки глагола, порядок выполнения морфологического разбора

Уметь: правильно выполнять морфологический разбор глагола.

Правописание гласных в суффиксах глаголов

Знать: орфографическое правило выбора гласной при написании суффиксов глаголов.

Уметь: применять данное орфографическое правило, не допускать ошибок  при написании суффиксов глаголов.

Повторение

Обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении раздела «Глагол» за курс 6 класса

Приложение 2

Контрольно – диагностический лист по разделу «Морфология. Глагол»

Тематическое планирование

Планируемые результаты ООП

Повторение изученного в 5 классе

Разноспрягаемые глаголы

Глаголы переходные и непереходные

Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение.

Условное наклонение

Повелительное наклонение

Употребление наклонений

Безличные глаголы

Морфологический разбор глагола

Правописание гласных в суффиксах глаголов

Повторение

Контрольный диктант

Извлекать  фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; соблюдать нормы речевого этикета; способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; пользоваться орфографическим словарем; создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.

Знать характеристику глагол по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; уметь доказывать принадлежность слова к глаголу в форме рассуждении; определять морфологические признаки глагола; знать правило написания не с глаголами; знать наклонения глагола, различать их между собой; отличать переходные глаголы от непереходных,  знать, от чего зависит написание гласной в суффиксах глагола; уметь выполнять морфологический разбор глагола, знать его порядок.

Приложение 3

Регулятивные планируемые результаты

Задания:

  1. Напишите по памяти определение глагола как части речи. Укажите его морфологические признаки. Сверьте написанное с эталоном в учебнике.

Возможный вариант ответа

Глагол  -  самостоятельная часть речи, обозначающая действие или состояние и отвечающая на вопросы: что делать? что делает? что делал? что будет делать? Имеет признаки вида, лица, числа, времени,
Инфинитив – неопределенная форма глагола без признаков лица, числа, времени и рода: 
бежать, спать, читать.

  1. Прочитайте текст. Найдите ошибки в употреблении глаголов; запишите предложения, подобрав другую форму того же глагола или другой глагол.
  1. Кто прочитал хоть один раз его рассказ, не может оставаться равнодушным. 2) Мысль вольной птицей порхает по его лицу. 3) Гончаров показывает лень и бездарность Обломова, который не умеет сам одеть чулки, который целыми днями пролеживает на диване. 4) Надо обратить больше внимания работе с отстающими. 5) Уровень воды в реке увеличивается.
  1. Выберите для окончания глаголов в 3-м лице мн.ч. нужную букву: высп(ю,я)тся, (леса) выгор(я,ю)т, выруб(ю,я)т. Составьте алгоритм ответа.
  2. Прочитайте внимательно глаголы, попросите соседа по парте продиктовать их вам. В первый столбик запишите переходные глаголы, во второй – непереходные. Сверьте написанное с эталоном.

Оценить, получить, удостоиться, преклоняться, слушать, не бояться, наклониться, не надеяться, подарить, искать, одеваться, опереться, надеть, одеть.

  1. Напиши инструкцию для друзей «Как испечь блины?» Используй глаголы повелительного наклонения.E:\1686_54f41f1d07085.jpg

6.Прочитайте внимательно глаголы. Сформулируйте задание и выполните его.

Читаю, знаю, рассмешил, смеялись, говорит, бежит, устал, перешел, забыл, вернулся, умоюсь, оденусь, танцевали, встретил, встретились, рассказываю, плыву, пою, вижу, зависел, верю, надеюсь

Возможный вариант ответа

Переходные: читаю, знаю, рассмешил, перешел, забыл, встретил, пою, вижу.

Непереходные: смеялись, говорит, бежит, устал, вернулся, умоюсь, оденусь, танцевали, встретились, рассказываю, плыву, зависел, верю, надеюсь.

  1. «Исключите лишнее слово». Найди лишнее слово и объясни соседу по парте, почему ты его выбрал. В случае затруднения обратитесь к статье учебника.
  1. Пишем, вяжем, стираем, ходим.
  2. Строим, клеим, говорим, отвечаем.
  3. Вечереет, плавает, читает, звенит.
  1. Графический диктант. Возвратные глаголы отметьте знаком «+», а невозвратные – «-». Сравни с эталоном.

Учиться, варить, одеваться, одевать, записывать, удивляться, возить, находиться, умываться, прятать.

  1. Составьте алгоритм рассуждения о правописании  суффиксов глаголов  - ОВА -  -ЕВА -, -ЫВА - -ИВА -

Совет_вал………………………………………………….

Ноч_вал…………………………………………………….

Рассматр_вал……………………………………………..

Возможный вариант ответа

Советовал – суффикс  -ова-, так как в 1-м лице ед. числа глагол оканчивается на  -ую  -  советую; ночевал – суффикс –ева-  ночую; рассматривал  -суффикс –ива- так как в 1-м лице глагол оканчивается на  -иваю  - рассматриваю.

  1. Игра «Кто больше?». Подберите примеры с глагольными суффиксами –ова-, -ева-, -ива-, -ыва-, -ну-, -и-, -а-, -е-, -ирова-, изирова-. Выберите примеры для «Словаря трудных слов».

 Вспомните и запишите фразеологические обороты со словом НОС, поставив глаголы в повелительном наклонении. Объясните значение оборотов (заруби себе на носу, не вешай носа, держи нос по ветру, три к носу, не води нас за нос, не задирай носа). С 3-4 фразеологическими оборотами составьте предложения.

  1. Стилистический эксперимент. Вставьте подходящие по смыслу глаголы.  Сравните с эталоном.

        Из-под камня ___________ родник. Он превращается в ручеек, который весело __________ на восток. Ручей радуется, звенит, журчит и потом____________ вниз. Несколько таких ручейков _______________ в один большой ручей, и он спокойно ___________ по равнине.

Вариант К.Г.  Паустовского: бежит, течет, скатывается, сливаются, льется.

В чем необычность употребления глаголов «звенит, радуется (ручеек)»?

  1.  Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола.
            Однажды Кот и Пёс решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», — сказывал Пёс. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.

        Они нашли бы её ещё быстрее, если бы так не запутались в видах глаголов. Помогите им!

13. Продолжите текст, употребляя безличные глаголы.

Солнце начинает спускаться. В воздухе свежеет. На небе зажигаются первые яркие звезды. Стемнело…

Озаглавьте получившийся текст. Составьте его план.

14. Составьте план темы «Наклонения глагола». Опираясь на свой план, расскажите все, что узнали о наклонениях глагола.

Приложение 4

Познавательные планируемые результаты

Задания:

  1. Обратись к этимологического словарю или к книге Л.П.Крысина «Жизнь слова» и ответьте на вопросы:

Как из глубокой древности шли к нам слова вода, идти?

Что общего между словами дети и доить, ясли и есть?

Почему намерение осуществляется, а мечта сбывается?

  1. Используя словарь фразеологизмов, замените фразеологические обороты глаголами.
  1. Он всегда вешает лапшу на уши.
  2. Зарубите себе на носу!
  3. Андрей вечерами бьет баклуши.
  4. Полина всегда сует свой нос в чужие дела.
  5. Коля нас весь день возил за нос.
  1. Докажите, что в системе частей речи имена противостоят глаголам.
  2. При различении видов глагола в качестве одного из приемов используют подстановку глагола буду, который добавляется к инфинитиву, соответствующего глагола. Всегда ли это удается? Объясните смысл этого эксперимента.
  3. Найдите и выпишите из орфографического словаря 10 глаголов с приставками пре- и при-.
  4. Найдите и выпишите из словаря фразеологизмов 5 примеров, в которых используются глаголы повелительного наклонения. Составьте и запишите с этими фразеологизмами предложения.
  5. Запишите пословицы по данному началу. Обратитесь к словарю пословиц и поговорок.

Подчеркните глаголы. Укажите их непостоянные морфологические признаки.

  1. Терпенье и  труд все …
  2. Вешний день целый год ….
  3. Друзья  … в беде.
  4. Комар носа  ….
  5. Пашню пашут – руками ….
  1. Кроссворд на тему: «Глагол».

http://festival.1september.ru/articles/566997/img1.gif

По горизонтали:

2. Глаголы с постфиксом СЯ (СЬ)
3. Непостоянный признак глагола
5. Роль глагола в предложении
8. Изобразительное средство, в составе которого чаще всего встречается глагол
9. То, что обозначает глагол

По вертикали:

1. Наклонение, при котором глагол обозначает желаемое или возможное действие
4. Постоянный признак глагола
5. Часть слова, при помощи которой образуется глагол в повелительном наклонении
6. Глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица или предмета
7. Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с сущ., мест., числит.в Вин. падеже без предлога

  1. Прочитайте текст и выполните задания.

Если вы приедете на вокзал встречать знакомых к десятичасовому поезду, то напрасно станете совать ваши часы под нос начальнику станции. Десятичасовой поезд придет не раньше четверти одиннадцатого, когда уже успеют составить два протокола о вашем буйстве, и сами вы успеете от нервного расстройства броситься под колеса подоспевшего девятичасового.

   Часы культурному человеку служат, собственно говоря, только для того, чтобы он мог приблизительно определить, насколько он куда-либо опоздал.

Н.Тэффи.

  1. Подчеркните глаголы как члены предложения и охарактеризуйте их.

2)Прочитайте текст с изменением, где возможно, наклонений глаголов. Проанализируйте результат.

10. Задуман один из признаков глагола. Какой? Диалог:

Вопрос 1. Постоянный или непостоянный? (Непостоянный).

Вопрос 2. Встречается только у глагола? (Да).

Вопрос 3. Время глагола? (Нет).

Решение: Наклонение.

  1.  Образуйте слова по схемам (схемы графические символы).

тьC:\Users\админ\Desktop\Безымянный.png

C:\Users\админ\Desktop\Безымянный.pngл

C:\Users\админ\Desktop\Безымянный.pngет

C:\Users\админ\Desktop\Безымянный.png+ л (а, о, и)

C:\Users\админ\Desktop\Безымянный.pngем

  1.  Прочитайте предложения. Замените выделенные слова синонимами с приставками при- или пре-. Можно изменять предложения. При затруднении обратись к справочной литературе.
  1. В классе находится двадцать пять человек.
  2. Школа купила несколько компьютеров.
  3. Охотник в продолжение нескольких часов гнался за добычей.
  4. Надо начинать работу в саду.
  5. Настроение у нас было великолепное.

13.Укажите при помощи стрелочек наклонение выделенных глаголов

1) Как было бы хорошо, если бы жили мы вместе.               Изъявительное

2) Присылал бы мне все, что сочинишь.                                     Условное

3) К ночи пошел дождь и подул ветер.                                   Повелительное

4) Ну и мы с тобой давай поцелуемся.                                     Одно наклонение    в значении другого

Правильный вариант ответа

1 – условное, 2 – одно наклонение в значении другого, 3 – изъявительное, 4 – повелительное.

14. Найдите и выпишите из словаря 10 глаголов с суффиксами -ова- -ева- -ыва- -ива-

15. Прочитайте текст и  выполните задания.

 (1)И тут дверь раскрылась, и из нее вышел наш управдом Алексей  Акимыч в белом костюме. (2) Он прямо остолбенел. (3) И я тоже. (4) Мы оба были как заколдованные. (5) Главное, я его поливаю  и с испугу не могу даже догадаться отвести в сторону шланг, а только размахиваю сверху вниз, снизу вверх, наискосок.(6)А у него глаза расширились, и ему даже в голову не приходит отойти хоть на шаг вправо или влево…(7) А Мишка качает и знай ладит свое:- (8)Карась давай, быстрей давай!

1)Найдите и подчеркните глаголы. В каком наклонении они употреблены? Укажите.

2) Перестройте пятое предложение так, чтобы  глаголы в нем   были в условном наклонении.

16. Представьте себе, что вы стоите на берегу моря. Составьте небольшой  рассказ о том, что вы видите. Отразите в нем при помощи безличных глаголов  и глаголов разных наклонений ваши впечатления. Используйте для этого словарь синонимов.

17. Изучите материалы местных изданий, материалы сайта муниципальных образований и напишите о своем районе так, чтобы захотелось к нам приехать, используя глаголы разных наклонений.

Из написанного вами текста выпишите все глаголы, определите их морфологические признаки.

18. Цифровой диктант. Верны ли утверждения? Если  да- 1;нет- 0.

1) Все глаголы на – ать  относятся к 1 спряжению?

2) Переходность – непостоянный признак глагола?

3) В глаголах повелительного наклонения  после шипящих пишется ь?

4) Семь глаголов на  - еть  относятся ко 2 спряжению?

5) Не с глаголом пишется раздельно?

6) В глаголах 1 спряжения множественного числа пишется окончание  -ат, -ят?

7) Наклонение непостоянный признак глагола?

8) Все глаголы имеют видовые пары?

9) Род глагола можно определить только в прошедшем времени

Ключ:0,0,1,1,1,0,1,1,1

19. Творческий диктант. Замените  личные формы  глаголов неопределенной формой и запишите получившиеся словосочетания.

 Просматриваю журналы, присутствуем на уроке, заканчиваю работу, продлеваешь договор, воспитываю дочь, разливаю чай, обмениваемся впечатлениями, оправдываю себя, опаздываю на автобус, разглядываем плакаты, заведует библиотекой

 Правильный вариант ответа

Просматривать журналы, присутствовать на уроке, заканчивать работу, продлевать договор, воспитывать дочь, разливать чай, обмениваться впечатлениями, оправдывать себя, опаздывать на автобус, разглядывать плакаты, заведовать библиотекой

Приложение 5

Коммуникативные планируемые результаты

Задания:

  1. Напишите сочинение-рассуждение «Как образуется повелительное наклонение глаголов?» Прочитай сочинение соседу по парте, предложите ему написать отзыв на вашу работу.
  2. Прочитайте текст и выполните задания.
  1.         Пришла зима, и мы устроили для птиц кормушки. (2)Когда птицы захотят есть, они подлетают к кормушке и клюют зёрна и сухие ягоды. (3)Мы стараемся, чтобы синицы, воробьи, снегири не знали зимой голода.

Напишите название наклонения, в котором употреблены глаголы в предложении (1).

Из предложения (2) выпишите разноспрягаемый глагол (разноспрягаемые глаголы).

Из предложения (3) выпишите возвратный глагол (возвратные глаголы).

Напишите о том, как птицы приспосабливаются к зиме.

  1. Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Жюль Верн много путешествовал — плавал по Средиземному морю, Атлантике, побывал в Америке. (2)А первое своё путешествие он предпринял в одиннадцать лет: удрал из дому и благодаря высокому росту, энергичности и хорошему знанию морского жаргона устроился юнгой на торговое судно. (3)К его великому сожалению, плавание продолжалось всего несколько часов: родителям удалось выловить беглеца. (4)Вопреки желанию отца, Жюль Верн не стал адвокатом, а занялся литературным трудом, добывая себе на жизнь службой писцом, секретарём, мелким служащим.

Из предложения (3) выпишите возвратный глагол (возвратные глаголы).

Напишите, какие книги Жюля Верна вы читали, какие его герои вам понравились и почему. Ответьте на вопрос: «Какие черты характера Жюля Верна объединяют писателя с его героями?»

  1. Прочитайте текст и выполните задания.

        (1)Однажды Архимед сел в ванну и вдруг почувствовал, будто стал легче. (2)Он и до этого садился в ванну, и тысячи людей до него делали то же самое. (3)Но до того исторического случая никому и в голову не приходило, что тело, погружённое в жидкость, теряет в своём весе столько, сколько весит вытесненная телом жидкость. (4)А Архимед удивился. (5)Когда он удивился — он задумался. (6)А когда он задумался — он открыл великую тайну природы. (7)Наверное, открытия совершают даже не те, у кого ума палата, а прежде всего неравнодушные люди.

        Выпишите глаголы несовершенного вида

Напишите, что вы знаете о великих открытиях. Ответьте на вопрос: «Почему важно уметь удивляться?»

  1. Из данного предложения выпишите разноспрягаемый глагол (разноспрягаемые глаголы).

Дни бежали за днями, и вскоре весна стала вытеснять зиму, небо поголубело, словно его вымыли и протёрли.

 Напишите о приметах весны. (Используйте глаголы разных наклонений.)

  1. Из данного предложения выпишите глагол (глаголы) I спряжения.

Я велел положить чемодан свой в тележку, заменить быков лошадьми и в последний раз оглянулся вниз на долину.

Напишите о том, как вы возвращаетесь из школы. (Используйте глаголы движения.)

  1. Прочитайте текст и выполните задания.

1)Моржа Малышку доставили в зоопарк поздней осенью. (2)Ночью, когда подмораживает и лёд покрывает всю поверхность водоёма, она проделывает в нескольких местах проруби. (3)Изредка в них появляется её голова — Малышка захватывает воздух, а затем снова погружается под лёд.

 Напишите название наклонения, в котором употреблён глагол в предложении (1).

Из предложения (2) выпишите безличный глагол (безличные глаголы).

Из предложения (3) выпишите возвратный глагол (возвратные глаголы).  Напишите о том, как животные приспосабливаются к зиме.

  1. Прочитайте текст.

        Можно и проще ловить раков в реке, только не во всякое время года.  Летом заберешься в воду и идешь вдоль кручи тенистого берега. Стараешься держаться против течения, чтобы муть относило. Обшариваешь все попутные коряги, камни, корни, - рак любит там прятаться. Для ловли годятся и старые, уже негодные сети. Расстелешь их по дну с привязанной к ним приманкой, раки почувствуют съедобное, набьются сюда и запутаются в тонких нитяных ячейках.

Расскажите друзьям, как поймать рака?

  1. Объяснительный диктант. Запишите текст и обозначьте наклонения глаголов.

        Уже конец сентября, но ветлы еще не пожелтели. Зато из-за домов, с задворков проглядывают верхушки багрово-красных листьев.

        Травка, которой заросло все село, была бы совершенно зеленая, если бы старые липы, которые растут в ограде, не начали ронять пожелтевшей листвы. А так как вчера был сильный ветер, листьев хватило на то, чтобы запорошить все село, и теперь уж сквозь опавшие листья виднеется зелень травы.

        Выберите иллюстрацию, подходящую к данному тексту, прокомментируйте.

C:\Users\админ\Pictures\8bfb1c9575fd.jpgC:\Users\админ\Pictures\0_96b69_79e266f7_orig.jpg

C:\Users\админ\Pictures\2926-2-f.jpgC:\Users\админ\Pictures\FHsHHU41bDs.jpg

C:\Users\админ\Pictures\557705330.jpgC:\Users\админ\Pictures\2076085_f_2707101.jpgC:\Users\админ\Pictures\8EwX0uCjS_Y.jpg

  1. Прочитайте текст и выполните задания.

        Марс – ближайший сосед нашей Земли. Что бы вы увидели, если б побывали там? Глубокие долины, кратеры потухших вулканов, русла сухих рек, которые тянутся на многие километры. Когда над Марсом поднимается ветер,  начинаются страшные пылевые бури. Ученые посылают к нему автоматических разведчиков, чтобы они узнали о жизни на этой планете.

Составьте схемы предложений 1-3.

Выпишите из текста глаголы, укажите их спряжение, вид, наклонение, время, лицо, число, род.

Разберите по составу – узнали.

В качестве кого вы хотели бы побывать на Марсе: туриста, ученого, геолога? Прокомментируйте свой выбор.

11. Игра «Интервью»

Тема интервью: «Глагол». Правила: первый учащийся называет того, кому адресует вопрос, и задает его. Ученик, кому адресован вопрос, отвечает на него и задает свой вопрос другому однокласснику.

Примерные вопросы:

– К какой группе частей речи относится глагол?

– Назовите общее грамматическое значение данной части речи?

– На какие вопросы отвечают глаголы?

– Перечислите морфологические признаки глагола?

– Каким членом предложения является глагол?

12.Работа в парах. Попросите  о чем-нибудь своего товарища по парте. Глаголы  какого наклонения вы использовали в своей просьбе? А теперь  измените свою просьбу так,  чтобы получился приказ. Что вы изменили в предложении, чтобы выполнить это задание?

13. Обсудите в группе все, что вы узнали о наклонении глагола. Вместе заполните таблицу «Наклонения глагола» примерами

14.  Напишите сочинение на тему «Мой день». Используйте в своей работе  разные виды глаголов.

15. Напишите  рецензию на сочинение своего соседа по парте. Какую оценку вы бы ему поставили?

16. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Прочитайте текст, опуская глаголы. Что получилось? Сделайте вывод о роли глаголов в речи.

Мы с л_йкой Тайгой люб_м осенн_ю охоту. Собака без труда наход_т м_ста,  где кл_вали ягоды т_тер_ва и черные глухари.

Мы люб_м охоти_ся утром. Над болотом стел_тся дым от выстрелов, и тайга бр_сае_ся отыскивать упавших птиц. Часто она сразу мож_т отыскать птицу. Но иногда (не)утомимому охотнику приход_тся бегать за подранком по кустам, болотам. Трава и кусты вым_кли от дождя. Крепко держ_тся осенние запахи.

17.Рассмотрите картину В.Д.Поленова «Золотая осень» и запишите небольшой рассказ, используя безличные глаголы.

 Приложение 6

Планируемые предметные результаты

Задания базового уровня:

  1. Планируемый результат: при помощи правильной постановки вопроса уметь определять переходность – непереходность глагола.

Задание

Распределите  глаголы на группы (переходные и непереходные)

Люблю,  читаю,  разговариваем, одеваемся, пойду, учится, вытирать, занимается,  выходим,  пишу,  услышал, позавтракать,  выяснили, гулял, прибежала.

Критерий достижения планируемого результата: глаголы правильно распределены по группам (допускается не более 3 ошибок)

2. Планируемый результат: умение правильно определять  наклонение глагола.

Задание

Распределите глаголы на три группы (повелительное, изъявительное, условное).

Приготовь, улетел, рисую, увидел бы, пойдем, давай купим, обедаем, записать, вырос, привели, удиви, замечает, любил бы, выглянул, выйди, приезжать, налил, вымокли, заявил бы, откройте, принеси, сплю, отдай, жили.

Какие слова вы не включили ни в одну группу и почему?

Критерий достижения планируемого результата: правильно распределить глаголы по группам (не более 3 ошибок), знать, что инфинитив не имеет наклонения.

3.Планируемый результат:   умение при помощи орфографического правила правильно писать гласные в суффиксах глаголов ( -ОВА-, -ЕВА-, -ИВА--, -ЫВА-).

Задание

Спишите, вставляя пропущенные буквы

 Устра_вать,  совет_вать, сортир_вать,расстра__ваться, ноч_вать, развеш_вать, продум_вать,рассматр_вать,продел_вать,выигр_вать,подклад_вать,планир_вать,преобраз_вать.

Критерий достижения планируемого результата: правильно вставить пропущенные буквы в суффиксы глаголов (не более 2-3 ошибок).

4.Планируемый результат:  проверка знаний обучающихся, полученных при изучении раздела «Глагол»

Задание

Контрольный словарный диктант

Напишешь строчку, не могу дозвониться, поскорее выйдите из вагона, сжигает бумаги, лучше подготовиться, развеваться на ветру, посеял бы, начинать сначала,  не ешьте на ходу, поскользнуться на льду, пользоваться биноклем, рассчитаем время, записывать на диктофон, изредка посещает.

Критерий достижения планируемого результата: выяснить уровень усвоения обучающимися знаний, полученных при изучении раздела «Глагол» (на основании проверки контрольного словарного диктанта)

5.Планируемый результат:  уметь определять спряжение глагола,  при помощи орфографического правила  верно писать гласные в безударных окончаниях глаголов.

Задание

Запишите под диктовку глаголы. Определите их спряжение.

Ходить, бегать, читать, писать, лепить, мыть, стирать, красить, гнать, рисовать, танцевать, петь, смотреть, любить, помогать, стелить.

Критерий достижения планируемого результата:  правильно выбрать гласные в безударных окончаниях глаголов (не более 2 ошибок), верно определить спряжение глаголов.

Задания повышенного уровня

1. Планируемый результат:  умение находить в тексте ошибки в правописании глагола и исправлять их.

Стелят постель, бреишь бороду, колют дрова, сеют рожь,  ненавидет врага, гуляем по лесу, зависете от родителей, выключаим  свет, дышут воздухом, управляит кампанией.

Критерий достижения планируемого результата: исправлены все ошибки в правописании глаголов.

2. Планируемый результат: умение самостоятельно подбирать слова на пройденные правила и орфограммы.

Задание

Составить словарный диктант на тему «Повторение изученного по разделу «Глагол».

Критерий достижения планируемого результата: подобраны слова на все изученные правила и орфограммы по разделу «Глагол».

3. Планируемый результат:  умение находить в тексте ошибки, связанные с употреблением форм глагола и исправлять их.

Задание

Найдите в тексте ошибки в образовании форм глаголов. Исправьте их.

   Но тут принесли в палату ужин, и нянечка просила меня: «Корми Сашу». А Саше было всего два года. И я стал Сашу кормить. Я раньше посмотрел, как Вовина мама кормит своего Вову, и сделал  точно так же. Она наберет неполную ложечку, и набрал неполную ложечку. Вовина мама ждала, пока ее Вова  прожует все до конца, а потом вытирала рот своему сыну: и я ждал, пока мой Саша все жует, и вытер Саше рот.

   Потом я перестелил своему Саше постель, сложил его поудобнее. И когда Вовина мама потихонечку запевала своему сыну песню, я тоже пел, но только не колыбельную, а про паровоз.

Критерий достижения планируемого результата: исправлены все ошибки в употреблении форм глагола.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 1 класс.

Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 1 класс.Тема урока: «Музыка вокруг нас»....

Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 2 класс

Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 2класс.Тема урока: «Симфоническая сказка Петя и Волк»...

«Особенности оценки личностных, предметных и метапредметных результатов учащихся»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосоверш...

Мониторинг сформированности предметных и метапредметных результатов обучающихся по английскому языку

Презентация показывает каким образом можно выполнять мониторинг предметных и метапредметных результатов...

Мониторинг сформированности предметных и метапредметных результатов при обучении английскому языку для обучающихся по ФГОС ООО

Мониторинг сформированности предметных и метапредметных результатов при обучении английскому языку для обучающихся по ФГОС ООО...

Оценка личностных, предметных и метапредметных результатов учащихся

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатовСовременная школа должна ребёнка: «научить учиться», &laq...

Мониторинг сформированности предметных и метапредметных результатов

Одним из главных составляющих федерального государственного образовательного стандарта является формирование УУД учащихся, это обусловлено потребностями современного общества, следовательно, чтобы выя...