Разработка урока 7 класса
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Ховалыг Аэлита Марковна

конспекты уроков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока на тему «Способы словообразования»

Класс: 6 (ФГОС)

Учитель русского языка и литературы: Ховалыг Аэлита Марковна

Цель урока:

  1. Обучающая: обобщить и углубить полученные знания о словообразовании; закрепить умение делать разбор слова по составу и словообразовательный разбор; формировать навыки самостоятельной работы учащихся; учить применять полученные на предыдущих уроках знания при выполнении практических заданий.
  1. Развивающая: развивать и совершенствовать орфографическую зоркость; развивать речь, мышление учащихся; обогащать словарный запас.
  1. Воспитывающая: воспитывать любовь и уважение к русскому языку, бережное отношение к слову. Продолжить формирование умения работать в коллективе, принимать совместное решение, оценивать свою работу и работу товарищей.

Тип урока: урок – повторение.

Вид урока: комбинированный.

Методы урока: монологический, диалогический, исследовательский, наглядный, словесный, интерактивный, частично – поисковый, практический.

Межпредметная связь: информатика

Применение 7 модулей:

  • Новые подходы в преподавании и обучении
  • Оценивание для обучения и оценивание обучения
  • Использование ИКТ в преподавании и обучении

Оборудование: интерактивная доска, презентация Power Point,карточки.

Прогнозируемый результат: формировать всесторонне развитую конкурентоспособную личность, владеющую знаниями о словообразовании.

План урока:

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверить посещаемость.

II. Психологический настрой к уроку.

III. Сообщение темы и цели урока.

IV. Актуализация знаний. «Великолепная семёрка».

V. Обобщение и систематизация знаний изученного материала.

1. Игра «Составь слово»

2. Задание по группам

3. Игра «Третий лишний»

4. Задание по карточкам

VI. Подведение итогов урока.

Тест

VII. Рефлексия.

VIII. Комментирование оценок.

IX. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто сегодня отсутствует на уроке?

II. Психологический настрой к уроку.

Всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

III. Сообщение темы и цели урока.

И начать сегодняшний урок я хочу с эпиграфа.

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей.

(К доске выходят Приставка, Суффикс, Окончание, Корень, Основа спорят между собой)

Приставка: Я в слове самая главная.

Окончание: Это почему, ты главная, тебя иногда в слове вообще не бывает. Нет, главный я, я, я! (Бьет себя в грудь.)

(Выходит суффикс. Кричит издалека.)

Суффикс: Ни приставка, ни окончание в слове не главные, так как не всегда бываете в слове, так же как и я. Ребята, кто же имеет особое место?

(Появляется Корень)

Корень: Я то знаю, как может измениться слово, если неправильно выделен корень.

В любом слове непременно
Если корня в слове нет.
Чепуха мгновенно!

Основа:

Что же делать, ребята? Давайте же поможем нашим друзьям разрешить спор, и вот как раз пришло время проверить, как наши участники знают состав слова. Но вначале попробуем определить цель нашего урока. Сформулируйте каждый для себя цель урока.

Правильно, ребята, сегодня мы с вами завершаем изучение большого раздела – словообразование, и цель нашего урока – повторить основные способы словообразования, уметь делать разбор слова по составу и словообразовательный разбор.

А сейчас мы должны с вами разделиться на группы: 1 ряд – одна группа, 2 ряд – другая группа.

IV. Актуализация знаний. «Великолепная семёрка».

Чтобы сконцентрировать наше внимание к уроку, проведём с вами разминку для ума, которая называется «Великолепная семёрка».

C:\Users\Aelita\Desktop\hello_html_m6b41dcdb.png

За этими номерами спрятаны вопросы, на которые вы должны быстро и грамотно ответить:

1). Что такое словообразование? (раздел науки о языке, который изучает способы образования слов).

2). Что такое морфемика? (раздел науки о языке, который изучает строение слов).

3). Что такое корень? (главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов).

4). Что такое приставка? (часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов).

5). Что такое суффикс? (часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов).

6). Что такое окончание? (изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении).

7). Что такое основа? (часть слова без окончания).

V. Обобщение и систематизация знаний изученного материала.

А теперь, ребята, давайте вспомним способы образования слов. Какие вы знаете способы образования слов?

  • приставочный
  • суффиксальный
  • приставочно-суффиксальный
  • сложение (основ или целых слов)
  • сложение сокращенных основ

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Составь слово». Условие игры – нужно сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Открываем тетради, записываем сегодняшнее число и выполняем это упражнение письменно. Какая группа первая запишет слово, поднимает руку и даёт полный ответ.

Выделите морфемы в словах.

От глагола понёс взять приставку,

от глагола дарить корень,

от существительного кружок суффикс.

Какое слово получилось? (подарок)

От глагола побелел взять корень,

от прилагательного маленький суффикс,

от прилагательного синий окончание (беленький)

От глагола пришёл взять приставку,

от глагола улетел взять корень,

от глагола бежит окончание (прилетит)

Другое задание по группам:

Вы должны сделать словообразовательный разбор слов и определить, какими способами они образуются. Можно совещаться, но так, чтобы не мешать своим товарищам. Какая группа готова, поднимает руку.

  1. Развесёлый ← весёлый (приставочный способ)
  2. Овражек ← овраг (суффиксальный)

  1. Подсвечник ← свеча (приставочно-суффиксальный)
  2. Бег← бегать (бессуффиксный)

  1. Лесовоз ← лес возит (сложение основ)
  2. Продтовары ← продуктовые товары (сложносокращённое слово)

Игра «Третий лишний». Найдите в каждой группе слово, не являющееся однокоренным.

  1. Рисунок, рисовать, рисовая (каша).
  2. Водитель, вода, водить.
  3. Запах, пахать, пахарь.
  4. Море, измор, морской (берег).

Правильные ответы: (рисовая, вода, запах, измор.)

Отдохнули, продолжим работу дальше. 

Сгруппируйте слова в соответствии со способами словообразования (задание по карточкам):

Сельский, подводный, отбежать, отголосок, соавтор, приехать, переговорить, студентка, синеватый, подберёзовик, ельник, жемчужина, распевать, учительница.

Приставочный: ______________________________________________________

Суффиксальный: _____________________________________________________

Приставочно-суффиксальный: ________________________________________

VI. Подведение итогов урока.

Опять внимание на экран, отвечаем на вопросы теста (устно).

Вопрос №1: Что изучает словообразование?

способы образования слов
части речи
части слов
звуки речи

Вопрос №2: Образование нового слова с помощью суффикса:

приставочный способ
суффиксальный способ
бессуффиксный
сложение основ

Вопрос №3: Образование нового слова с помощью приставки:

суффиксальный способ
приставочно-суффиксальный способ
приставочный способ
бессуффиксный способ

Вопрос №4: Образование нового слова с помощью одновременного прибавления приставки и суффикса:

приставочный способ
суффиксальный способ
приставочно-суффиксальный способ
бессуффиксный способ

Вопрос №5: Укажите слово, образованное суффиксальным способом:

сбежать
подберёзовик
берёзовый
синий

Вопрос №6: Укажите слово, образованное приставочным способом:

нести
подосиновик
мостик
зимний

Вопрос №7: Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:

прогулять
потрясти
связать
подделка

Вопрос №8: Укажите слово, образованное сложением основ:

газопровод
подосиновик
подберёзовик
подлесок

VII. Рефлексия: (Сердечки, флажки и круглечки).

- Урок у нас заканчивается. За это время у меня возникла идея. Давайте с вами вот так поступим…

Если урок для вас прошел интересно, ПОДНИМИТЕ СЕРДЕЧКИ

  • Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – ПОДНИМИТЕ ФЛАЖКИ.
  • Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – ПОДНИМИТЕ КРУГЛЕЧКИ.

VIII. Комментирование оценок.

IX. Домашнее задание: 

прочитать слова:

1. Пр..ятно, пр..рода, пр..спокойно, пр..шли, пр..ветливо, пр..чудливые

2. Назвать те, которые образованы приставочным способом, вставить пропущенные буквы, объяснить.

3. Написать сочинение-миниатюру на тему «Прогулка по зимнему лесу», используя выше записанные слова. (Пр..ятно, пр..рода, пр..спокойно, пр..шли, пр..ветливо, пр..чудливые)



Предварительный просмотр:

Домашнее задание: 

прочитать слова:

1. Пр..ятно, пр..рода, пр..спокойно, пр..шли, пр..ветливо, пр..чудливые

2. Назвать те, которые образованы приставочным способом, вставить пропущенные буквы, объяснить.

3. Написать сочинение-миниатюру на тему «Прогулка по зимнему лесу», используя выше записанные слова. (Пр..ятно, пр..рода, пр..спокойно, пр..шли, пр..ветливо, пр..чудливые)



Предварительный просмотр:

Игра «Третий лишний». Найдите в каждой группе слово, не являющееся однокоренным.

  1. Рисунок, рисовать, рисовая (каша).
  2. Водитель, вода, водить.
  3. Запах, пахать, пахарь.
  4. Море, измор, морской (берег).



Предварительный просмотр:

Сгруппируйте слова в соответствии со способами словообразования (задание по карточкам):

Сельский, подводный, отбежать, отголосок, соавтор, приехать, переговорить, студентка, синеватый, подберёзовик, ельник, жемчужина, распевать, учительница.

Приставочный: ______________________________________________________

__________________________________________________________________

Суффиксальный: _____________________________________________________

__________________________________________________________________

Приставочно-суффиксальный: _________________________________________

__________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока: "Класс Насекомые"

Данный урок является вводным в теме насекомые. Ребята уже изучили классы ракообразных и паукообразных. Перед уроком ребятам предлагается выполнить опережающее задание, придумать загадки о жуках,...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока "Класс Насекомые"

Разработка и презентация урока...

Разработка урока "Класс птицы. Отряд пингвины"

Класс Птицы включает 10 560 ныне живущих видов птиц и 149 видов, вымерших в современное историческое время (данные на февраль 2015 года)....

Методическая разработка урока "Класс насекомые"

Содержание материала включает изучение особенностей строения и жизнедеятельности насекомых, позволивших им достаточно хорошо освоить биосферу и стать самым многочисленным классом животных....