Конспект урока в 6 классе "Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Конспект урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glasnye_v_pristavkakh_pre-_i_pri-.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

Гласные в приставках пре- и при- (6 класс)

Цели урока:

обучающие: познакомить с условиями выбора букв Е и И в приставках пре-                и при-, способствовать формированию навыка правописания слов с данными приставками; развивать навыки морфемного разбора слов, орфографическую                 и орфоэпическую грамотность;

развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания, развивать мыслительные операции: внимание, память, логическое мышление, развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности;

воспитательные: формировать ценностное отношение к слову,                                    к составляющим его морфемам, к их значению.

Планируемые результаты: знание условий выбора гласных в приставках пре- и при-; - владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления.

Тип урока: изучение нового материала.

Ведущий метод: частично-поисковый, проблемный.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация                к уроку «Правописание приставок пре- и при-», учебник «Русский язык. 6 класс.» (авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.).

Ход урока.

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой учащихся.

Учитель: Ребята, добрый день. Сегодня на уроке мы будем изучать новую                     и интересную тему. Чтобы понять тему урока и разобраться в новом  материале, вам необходимо внимательно меня слушать, быть активными, рассуждать                   и правильно отвечать на вопросы. Пожелаем себе успехов и отправимся в путь, к новым знаниям!

II. Актуализация знаний.

Лингвистическая разминка. (слайд 1)

Вопросы и задания:

-Ребята, посмотрите на доску и подумайте: на какие группы можно разделить данные слова и почему? (Исходите из того, над какой морфемой будете работать, раскрывая скобки.)

-Запишите слова, раскрывая скобки и распределяя их на три группы в зависимости от правописания. Объясните графически выбор приставки.

III. Самоопределение к деятельности:

Проверка работы: (слайд 2)

- Ребята, когда вы раскрывали скобки и распределяли слова по группам, на какую морфему вы обращали внимание? (- На приставку).

- А кто мне скажет: что такое приставка? (- Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов). – Все верно!

- Ребята, назовите слова первой группы и их приставки (Сделать, отдавать, проиграть). Объясните правописание этих приставок. Вспомните, как они называются.

(- Приставки –с, -от, -про – пишутся всегда одинаково. Их написание не зависит от произношения, поэтому они называются неизменяемыми приставками).

- Назовите слова второй группы и их приставки (Расчистить, размышлять, безвкусный, бессердечный, возглас, воскликнуть)

- Объясните выбор правописания согласных З-С в этих приставках. Сделайте вывод о правописании приставок на –З, -С. (З – пиши перед звонким согласным,

С – пиши перед глухим согласным);

Постановка проблемного вопроса:

- Ребята, какие слова у нас остались? Прочитайте их. (Прибежать, присесть, преогромный).

- Назовите приставки в этих словах. Сравните, как произносятся приставки                    в словах прибежать, присесть и преогромный? (Приставки произносятся одинаково).

- Какой вывод вы можете сделать? (При написании слов с приставками пре-               и при- в безударном положении можно допустить ошибку).

- Как мы назовем эту группу слов? (Правописание приставок –пре и –при)

- Сформулируйте тему нашего урока. (слайд 3)

 Запишем её в тетрадях.

- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (-Научиться распознавать слова с приставками пре- и при-, узнать правило правописания гласных в этих приставках).

- А зачем нам нужно знать правило? (- Чтобы применять его при письме). 

(слайд 4)

IV. Работа по теме урока.

-Вернемся к словам третьей группы: (слайд 2)

Приставки пре- и при- - непростые! В русском языке их называют смысловыми. Как вы думаете почему? (Наверное, нужно вдуматься в смысл приставки, чтобы не ошибиться в написании).

- Все верно. Молоды, ребята!

Писать –пре или – при?

Вот в чем секрет!

На содержание слова смотри-

Сразу получишь ответ! (слайд 5)


Чтобы определить верное написание приставок пре- и при- необходимо вдуматься в смысл приставки и определить ее значение. Давайте вместе попробуем это сделать, заполнив таблицу «Правописание приставок –пре и –при», которая будет состоять из 2 столбиков (1 столбик – значение приставок,                2 столбик – примеры). (слайд 6)

Работа с таблицей:

Начнем с заполнения первого столбика таблицы – значение приставки.                   Для этого ответьте мне на вопрос: «Как можно попасть в школу?»

 – ПРИйти,

- Верно, а еще? Подберите синонимы к глаголу прийти.

- ПРИбежать, ПРИмчаться, ПРИнестись и т.п.

- Каково значение данных глаголов? (- Приближение).

-Запомните ребята и запишите в таблицу первое значение приставки – приближение.

- Прослушайте отрывок стихотворения, найдите и выпишите из него примеры приставок со значением приближения:

Прибыл ли поезд, приплыл пароход,

Космонавт прилетел из Вселенной.

Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет,

Пишется при-, несомненно.

(Из этого четверостишья учащиеся выписывают примеры во вторую колонку таблицы)

- Ребята, обратите внимание на экран (слайд №7). Что изображено                             на картинках?

(- Выполнение человеком различных действий).

 - Правильно, давайте их назовем.

- С помощью веревки мы можем – привязать;

- С помощью молотка? ( – прибить);

- С помощью иголки? (– пришить);

- С помощью клея? (– приклеить);

- Руками мы можем друг к другу? ( – прикоснуться).

- Каково значение этих глаголов? (- Присоединение одного предмета                            к другому).

-Послушайте следующие строки и выпишите из них примеры во вторую колонку таблицы:

Если ты винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело.

Помни, что пишется –при обо всем,

Что доброй рукою ты сделал.

А теперь, ребята, я вам предлагаю провести физкультминутку, которая называется  «Приставочки». Мы немного отдохнем, подвигаемся  и определим еще одно значение приставок пре- и при- (Слайд 8);

 

Всем нам, ребята, нужно встать, присмотреться, приосаниться, руки медленно поднять, пригнуть пальчики, распрямить их, руки вниз приопустить и так немного постоять.

А теперь все приклонитесь, принагнитесь, подтянитесь. Дружно нужно нам присесть, а затем опять привстать, приосаниться и выпрямиться!

- Молодцы, мы немного передохнули и продолжаем работать. Выполняя задания разминки, какие действия мы совершали? (Приклонялись, пригибали, привставали, приседали)

-  Эти действия завершенные или все же мы их выполнили не до конца? (Выполнили не до конца). Как мы назовем это значение приставки? (Незавершенность, незаконченность действия). Правильно, еще говорят: неполнота действия.

-Послушайте следующие строки и выпишите из них примеры во вторую колонку таблицы.

Язык прикусил – не совсем откусил,

Пригорело – не значит сгорело.

Помни: в том, что сделано, но не совсем,

Пиши приставку –при смело!

А сейчас, ребята, я вам предлагаю ответить на мои вопросы-загадки.

-Как называется участок при школе? (ПРИшкольный)

- город на Волге? (ПРИволжский)

- курорт на море? (ПРИморский)

- населенный пункт рядом с городом (ПРИгород)

- площадь рядом с вокзалом (ПРИвокзальная)

- Давайте определим значение приставки –при в этих словах. Пришкольный участок – это участок, расположенный рядом со школой, т.е. другими словами? (рядом, около, вблизи со школой). Приморский – расположенный рядом (около)? (-Моря).

- Как мы назовем значение приставки –при в словах пришкольный, приморский? – (Близость нахождения). - Правильно. Давайте запишем наши отгадки-примеры во второй столбик таблицы.

- Ребята, вы сегодня превосходно работаете. Все прекрасно отвечаете на все вопросы, преодолевая различные препятствия и преграды на пути к знаниям.

У нас с вами осталось для заполнения 2 столбика таблицы. Я вам прочитаю последние строки стихотворения про приставки -пре и -при, а вы попробуйте догадаться, о каких значениях приставок в них идет речь.

Предлинный достанет до крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Кто очень такой или очень сякой,

Пре мы напишем об этом.

- Догадались? Что означают прилагательные предлинный, прежадный, или, например, превеселый, премудрый, прекрасный? (Какое-либо качество) Правильно, а как вы считает степень проявления этих качеств преувеличена или нет? (-Преувеличена). Верно, мы можем сказать, что премилый человек – очень милый? Преумный товарищ – очень умный? Прескверное настроение – очень плохое? (-Да, можем).

Запомните, ребята, если значение приставки сходное со значением слова ОЧЕНЬ, то всегда пишем приставку –пре. Заполним таблицу примерами.

Ребята, приставка пере- может быть схожа не только со словом ОЧЕНЬ,                    но и с приставкой –пере. Прослушайте четверостишье и найдите в нем слова,                в которых приставка –пре похожа по значению на приставку –пере.

-Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным дождь не преграда.

Где очень похожи –пере и –пре,

Там только –пре ставить надо.

- Какие слова вы нашли? (Непрерывные, преграда)

- Мы можем в этих словах заменить приставку –пре на приставку –пере? Измениться ли от этого значение слова? (Да, можем заменить, значение слова не изменится). Молодцы, ребята. Запомните, если приставка пре- имеет сходное значение с приставкой – пере, то всегда пиши –пре! Давайте заполним последний столбик таблицы.

V. Закрепление изученного материала.

1. Работа по учебнику.

Выполнение упр. № 154 (стр. 69). Задание: выписать слова в 2 столбика (-пре и –при). В скобоках указать значение приставок. Графически обозначить орфограмму. (2 ученика работаю у доски на оценку, остальные самостоятельно в тетрадях)

  1. Словарно-лексическая работа. При выполнении упражнения нам встретилось слово превозносить. Что обозначает глагол превозносить, каково лексическое значение этого слова? (Дети затрудняются ответить). Учитель предлагает обратиться к толковому словарю в конце учебника                  и объяснить лексическое значение этого слова. (Ученик с места работает со словарем)

- Превозносить – слишком расхвалить. Превозносить чьи-то заслуги.

Давайте выполним морфемный разбор этого слова. (1 из учеников, работающих у доски выполняет это задание) (приставки: - пре, воз-, корень - нос-; суффикс – и; ть – окончание)

- В этом слове пишется приставка - пре, к какому из двух известных нам значений она относится? (Вопрос ко второму ученику, работающему у доски) (Сходное со значением ОЧЕНЬ, ПРЕ=ОЧЕНЬ).

Молодцы, ребята. Справились с заданием. Садитесь. Задание всему классу: составить 2 предложения с приставками пре и при из выполненного упражнения, выделить грамматические основы. (Учитель устно проверяет выполнение задания у 2-3 учеников).

VI. Итоги урока.

Ребята, наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги. (слайд 9)

- Выполнили мы поставленные цели? Молодцы!

Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь своими впечатлениями.

- Прошу вас продолжить фразу: «сегодня на уроке…» (слайд 10)

 - Ребята, можно и мне закончить эту фразу. Сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами (комментирование поставленных оценок).

VII. Домашнее задание.

- выучить правило правописание приставок – пре и –при (учебник стр. 69)

- выучить таблицу значений приставок, выполненную в тетради. Дополнить каждое значение приставок 3-4 своими примерами. Записать их в тетрадь.

- выполнить упражнение 155 (учебник, стр. 70) по заданию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...