Урок обучения сочинению по проблеме публицистического текста
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Тетеревятникова Наталья Филипповна

Данная методическая разработка представляет собой план-конспект урока русского языка по теме «Проблема экологии языка», разработанного и реализуемого в рамках раздела «Культура речи» программы по русскому языку в 11 классе.Разработанная модель урока содержит описание его основных этапов, Данная модель позволяет организовать работу с максимальной эффективностью и способствует реализации комплекса планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx33.17 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«НЕКЛИНОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ С ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ЛЁТНОЙ ПОДГОТОВКОЙ ИМЕНИ ЧЕТВЁРТОЙ КРАСНОЗНАМЁННОЙ ВОЗДУШНОЙ АРМИИ»

Методическая разработка занятия

Сценарий урока русского языка

«Проблема экологии языка»

Урок обучения сочинению по проблеме публицистического текста

 Разработал:

Тетеревятникова Наталья Филипповна,

учитель русского языка и литературы

2019г.


Пояснительная записка

        Данная методическая разработка представляет собой план-конспект урока русского языка по теме «Проблема экологии языка», разработанного и реализуемого в рамках раздела «Культура речи» программы по русскому языку в 11 классе.

Тип урока (занятия): урок комплексного применения знаний и умений.

Целевая аудитория: обучающиеся старших классов школы-интерната с первоначальной лётной подготовкой.

Актуальность определяется отсутствием специальных методических разработок по подготовке к экзаменационному сочинению-рассуждению обучающихся  школы-интерната с первоначальной лётной подготовкой, с одной стороны, а также осознанием необходимости оптимизации методики подготовки к ЕГЭ по предмету в целом, с другой.

        Методологическая новизна представленного материала заключается в сочетании развивающих технологий обучения (например, проблемного изложения), технологии критического мышления и технологий личностно-ориентированного обучения (метод проектов, обучение в сотрудничестве, разноуровневый подход) в системе занятий по подготовке к ЕГЭ. На уроке используются разнообразные формы, методы и приёмы, повышающие степень познавательной активности учащихся в учебном процессе. Данный урок предполагает формирование контрольно-оценочной деятельности обучающихся.

Занятие на деятельностной основе. Деятельностный подход обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Перспективным представляется использование данной модели для организации цикла занятий по обучению ЕГЭ-сочинению.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

  • Сформированность норм СРЛЯ и их применение в речевой практике;
  • Сформированность навыка информационной переработки текста;
  • Сформированность навыка создания текста сочинения по плану и в соответствии с требованиями, предъявляемыми к сочинению на ЕГЭ.

Метапредметные:

  • Умение определять цели деятельности, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • Способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач;
  • Формирование УУД.

Личностные:

  • Диалог, навыки сотрудничества, нравственное сознание и поведение на основе усвоенных ценностей;
  • Сформированность экологического мышления (в том числе – бережного отношения к языку);
  • Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать мнение других участников деятельности, решать конфликты;
  • Владение языковыми средствами, навыками познавательной рефлексии.

Методическая цель урока – создание условий для проявления познавательной активности учеников

Оборудование:

  • Текст Б.Екимова о русском языке
  • Задания для групп
  • Презентации
  • «Борис Екимов – писатель и публицист»
  • «Сочинение-рассуждение: критерии оценки, структура, план»


Ход урока

  1. Организационный этап.

Рапорт. Приветствие.

Комментарий. Урок разработан для старшеклассников школы-интерната с первоначальной лётной подготовкой. Согласно воинскому этикету приветствие осуществляется в форме рапорта: «Товарищ преподаватель! Взвод ___  для проведения урока ___ построен в количестве ___ человек. Доложил заместитель командира взвода (командир отделения) ___ (звание, фамилия)». Приветствие «Здравия желаю, товарищи воспитанники!». Ответное приветствие: «Здравия желаю, товарищ преподаватель!».

Отслеживаются речеэтикетные нормы.

  1. Мобилизационный этап

Интеллектуальная разминка.

Самопроверка, взаимопроверка (взаимокоррекция) ответов.

  • Запишите в тетрадь, расставляя ударение, слова: аэропОрты, прибЫв, призЫв, (комната) досУга, ходАтайство

  • Образуйте Р.п. мн.ч. слов: носки, ботинки, ботфорты, сапоги, эполеты, солдаты

  • Просклоняйте слово берцы армейские ботинки с высоким голенищем») 

Им.п. берцы

Р.п.        берец (берцев)

Д.п        берцам

В.п.        берцы

Тв.п.        берцами

П.п.        берцах

Комментарий. Для отработки орфоэпических и морфологических норм подобраны слова, широко употребляемые в воинской речи.

  1. Актуализация знаний.

Диалог

- Над какими нормами русского языка мы поработали в начале урока?

- В каких заданиях ЕГЭ представлены эти нормы?

-Какие другие нормы русского литературного языка представлены в материалах ЕГЭ?

Дискуссия «Экология языка»

-Для чего нужны языковые нормы?

-Как вы можете охарактеризовать отношение к норме у современной молодёжи?

-Почему необходимо соблюдать правила языка и нормы культуры речи?

-Докажите важность соблюдения речевых норм для будущего офицера?

-Согласны ли вы с термином «экология языка»?

-Что означает, по-вашему, это понятие?

Выдвижение целей

  • Предположите, какой проблеме мы посвятим сегодняшнее сочинение? (Проблеме экологии языка).
  • Какой будет цель занятия? (Написать сочинение-рассуждение по проблеме текста).
  • Что мы должны вспомнить? (Критерии оценивания, структуру, план сочинения-рассуждения).
  • Чему должны научиться? (Написать сочинение по проблеме экологии языка в соответствии с критериями оценки).

Разбивка на группы. Ребята, предлагаю поработать группам по выработке основных компонентов сочинения. А распределиться по группам я предлагаю вам в зависимости от того, какой элемент сочинения вызывает у вас затруднение и какой элемент вам хотелось бы отработать.

  1. Работа групп

Задания для группы № 1

  1. Почему, по мнению автора, не утихает дискуссия о состоянии русского языка? Чем вызван этот спор?
  2. Можно ли использовать слова автора о дискуссии по поводу состояния русского языка во вступлении или заключении?
  3. Напишите 2-3 варианта вступления к сочинению.
  4. Какой из вариантов подошёл бы в качестве заключения?

Задания для группы № 2

  1. Найдите и прочитайте отрывок, в котором автор уподобляет русский язык дереву.
  2. Почему автор называет русский язык  «могучим древом, укоренённым в веках»?
  3. Что означают выражения «восточный ветер» и «западный ветер»? Способны ли они поколебать древо языка русского? Почему?
  4. Как вы понимаете слова автора о том, что эти «ветры» лишь освежают, усиливают «древо русского языка»?
  5. Отвечая на эти вопросы, напишите комментарий к примеру-иллюстрации из текста.

Задания для группы № 3

  1. Внимательно прочитайте фрагмент текста (Предложения № 17 – 27).
  2. Как вы понимаете слова Б. Екимова об «охранении русского языка»? Почему публицист выбирает старославянское, книжное слово «охранение»?
  3. Для чего автор приводит пример того, как малые ребятишки расчищают родники в родных деревнях и хуторах?
  4. Какую мысль хотел донести до молодого читателя автор этим примером?
  5. Оформите ответы на вопросы в виде связного мини-текста.

Задания для группы № 4

  1. Найдите и выпишите  предложения, в которых выражена позиция автора по проблеме экологии языка. (Предложения №6 и №13)
  2. Выразите осмысленное отношение к этим словам. Разделяете ли вы мнение автора?
  3. Сформулируйте собственное (обобщённое) мнение по проблеме  экологии языка.
  4. Считаете ли вы созвучным лейтмотиву текста Б.Екимова высказывание И.С.Тургенева о языке: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками»?
  5. Можно ли использовать слова писателя в качестве аргументации собственного мнения?

5. Динамическая пауза (этап урока)

Физминутка «Здравия желаю!»

«Идём по приборам!» (Гимнастика для глаз)

«Полёт самолёта» (Наклоны, повороты с поднятыми до уровня плеч руками)

«Штурвал» (Упражнения для кистей рук)

«Под крылом самолёта» (Наклоны, повороты)

  1. Представление проектов

Зачитывание получившихся отдельных элементов текста сочинения.

  1. Обсуждение задания на самоподготовку. Инструктаж. 

Варианты задания:

  • Оформление (написание) сочинения по материалам урока (базовый уровень)
  • Сообщение о Д.С. Лихачёве и его вкладе в отечественную культуру и науку (повышенный уровень)
  • Знакомство с содержанием статьи Д.С. Лихачёва «Экология культуры» (повышенный уровень)
  • Подбор текстов для работы над сочинением по проблеме экологии культуры (творческий уровень)
  • Подбор примеров-аргументов для обоснования своей позиции по проблеме экологии культуры (творческий уровень)
  1. Рефлексия.

«Свободный микрофон»

Ребята, актуальные проблемы обсуждаются в разных аудиториях, на разных площадках. Сегодня публицистика представлена такими жанрами, как: репортаж, интервью, журналистское расследование… Поистине полюбившимся многим людям является жанр ток-шоу. Наверное, каждый из нас хотя бы раз представлял себя участником ток-шоу, хотел бы озвучить своё мнение на всю страну.

Я предлагаю вам почувствовать себя героем такого шоу.

Выдаются листы с вопросами для фиксации ответов. Примерный круг вопросов:

  • Какая информация привлекла Ваше внимание?
  • Что особенно удалось на уроке?
  • Что нового я узнал на уроке?
  • Работа какой группы показалась Вам самой плодотворной?
  • Чей ответ запомнился, показался самым ярким?

Выберите один вопрос, с ответом на который Вы хотели бы выступить. Используя свободный микрофон, прошу оценить сегодняшний урок и работу свою и товарищей (само- и взаимооценка).

  1.  Выставление отметок.

Примечание.

Полная версия текста Б.П. Екимова представлена на сайте интернет-издания «Журнальный зал»: http://www.zh-zal.ru/znamia/2006/12/ia9.html ,

а также: https://itexts.net/avtor-boris-petrovich-ekimov/253724-govori-mama-govori-rasskazy-boris-ekimov/read/page-3.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 10 классе ( развитие речи ) Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению

Подготовка к ЕГЭ. Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению по тексту Е. Винокурова "Сергей Есенин"...

Методика обучения просмотровому чтению на основе публицистических текстов на среднем этапе обучения в специализированной школе.

В статье представлена методика работы с публицистическими текстами в режиме просмотрового чтения; проводится анализ действующего УМК по французскому языку на предмет наличия публицистических текстов....

От анализа проблемы, от авторской позиции – к собственному тексту. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту. Урок развития речи в 10 классе.

Единый государственный экзамен – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Успешность...

Подготовка к ЕГЭ. Урок 3 в системе уроков "Готовимся к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту". Тема: "Проблема текста""

Урок 3. Проблема текста. На данном уроке  даём информацию о том, как определить проблему текста, её отличие от темы, знакомим с типами проблем и их формулировками, работаем над недочётами в...

Методическая разработка урока русского языка «Учимся писать сочинение-рассуждение. Анализ публицистического текста.»

Урок способствует формированию у учащихся цельного представления о разных вариантах  исследования текста в рамках подготовки к ЕГЭ....

Особенности обучения публицистических текстов

Методы и приемы обучения чтению...