Тире между подлежащим и сказуемым
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Андреева Алена Святославовна

Цель урока: Формирование навыка постановки тире между подлежащим и сказуемым. 

Задачи урока:

  1. Воспитательные:
  • воспитывать бережное отношение к слову, интерес к узловым понятиям синтаксиса.
  1. Развивающие:
  • совершенствование навыков правильной постановки тире между подлежащим и сказуемым;
  •  формировать умения применять правило в письменной речи.
  1. Предметные:
  • знакомство с постановкой тире между подлежащим и сказуемым;
  • конструирование предложений, в которых необходима постановка тире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym.docx34.64 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО учителя: Андреева Алена Святославовна

Предмет: русский язык, 8 класс.

Урок №28.

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым. (Тема №27: «Сказуемое и способы его выражения»)

Цель урока: Формирование навыка постановки тире между подлежащим и сказуемым

Задачи урока:

  1. Воспитательные:
  • воспитывать бережное отношение к слову, интерес к узловым понятиям синтаксиса.
  1. Развивающие:
  • совершенствование навыков правильной постановки тире между подлежащим и сказуемым;
  •  формировать умения применять правило в письменной речи.
  1. Предметные:
  • знакомство с постановкой тире между подлежащим и сказуемым;
  • конструирование предложений, в которых необходима постановка тире.

Результаты:

  • Знать: основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные).
  • Уметь: находить подлежащее и сказуемое, ставить знаки препинания между ними; составлять предложения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Технологии урока:

  1. Технология коллективного обучения;
  2. Технология дифференцированного обучения;
  3. Технология здоровьесбережения.

Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, коллективные.

Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся:

  1. Индивидуальный опрос;
  2. Приём целеполагания;
  3. Фронтальная беседа;
  4. Коллективный анализ схем;
  5. Поисковые задачи;
  6. Использование ТСО;
  7. Самостоятельная работа над новым материалом.
  8. Работа по карточкам;
  9. Работа с учебником;
  10. Приём закрепления материала.

Оборудование: раздаточный материал, презентация «Тире между подлежащим и сказуемым», учебники, тетради.

Ход урока:

 І. Организационный момент – 5 минуты.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Сегодня мы проводим немного необычный для вас урок  – открытый. К нам пришли гости. Давайте не будем их пугаться, отвлекаться, а покажем, как мы умеем хорошо, активно, плодотворно работать.

  1. Знакомство учащихся с темой урока. (Слайд 1)

Учитель. Давайте познакомимся с темой урока. Посмотрите на доску. Как звучит тема нашего урока?

Дети: Тема урока «Тире между подлежащим и сказуемым».

  1. Оформление записей в тетрадях.

Учитель. Правильно. Тема урока «Тире между подлежащим и сказуемым». Давайте запишем в тетрадь число, классную работу, тему урока.

  1. Целеполагание (Слайд 2)

Учитель. Ребята, а кто вспомнит три главных пункта при постановке целей к любому проекту, делу, уроку? То есть алгоритм целеполагания.

Дети. Вспомнить, узнать, закрепить.

Учитель. Верно: вспомнить, узнать, закрепить. Попробуем поставить цели сегодняшнего урока вместе с вами.

Дети. Цель урока: знать правило постановки тире между подлежащим и сказуемым, уметь применять правило в письменной речи.

Учитель. Верно! Но прежде чем знакомиться с условиями постановки тире между подлежащим и   сказуемым, давайте вспомним виды сказуемых, их структуру.

ІІ. Опрос учащихся. Проверка домашнего задания, фронтальная и индивидуальная. (10 минут)

Задача этапа:

  1. Воспитать чувство сплоченности.
  2. Развивать умение опознавать сказуемое в предложениях.
  3. Закрепить полученные ЗУН на предыдущем уроке по теме «Сказуемое и способы его выражения», знать способы выражения сказуемого.
  1. Индивидуальный опрос. (3 минуты)

К доске выходят 3 ученика и рисуют схемы составного глагольного, составного именного  сказуемого, записывают свои примеры. Карточки с заданиями выбирают сами учащиеся. (Некоторые задания в карточках одинаковые).

  1. Фронтальная беседа (3 минуты) по "учебной цепочке". Старт для учебной беседы задает учитель.

Учитель. Что такое сказуемое?

(Далее учащиеся подхватывают эстафету и задают вопросы классу по курсу изученной темы):

Дети: Какие виды сказуемого вы знаете?

Дети: Какова структура составного глагольного сказуемого?

Дети: Почему оно так называется?

Дети: Какова структура составного именного сказуемого?

Дети: Почему оно имеет такое название?

Дети: Чем может быть представлена именная часть?

Дети: В чем сходство и отличие составного именного и составного глагольного сказуемого?  

  1. Коллективный анализ схем, представленных учениками на доске (2 минуты):

Учитель: Проверим схемы, составленные вашими товарищами. Поднимите руку, кто согласен?.. Кто не согласен?

  1.  Физкультминутка (ребята работают у доски все вместе, 2 минуты)

Учитель: Слова написаны на карточке. 1-ая карточка: торжествуя, летит, вечер. 2-ая карточка: блестя, зима, лежит. 3-я карточка: скользя, снег, предадимся. Составьте из них:

1. Словосочетание.

2. Предложение.

(Мотивация правильности – неправильности выполнения работы, оценивание учащихся).

ІІІ. Изучение нового материала (12 минут)

Задача этапа:

  1. Воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к слову.
  2. Развивать умение работать индивидуально, коллективно.
  3. Усвоить правило постановки тире между подлежащим и сказуемым и познакомиться с антиправилом, то есть со случаями, когда тире не ставится.

Формы изложения нового материала: индивидуальные, коллективные.

Приемы изложения нового материала: поисковые задачи, использование ТСО, самостоятельная работа над новым материалом.

  1. Объяснение нового материала (6 мин.)

Учитель. Объясняет новый материал.

Изучая строение и грамматическое значение предложения, мы должны вырабатывать навыки правильной пунктуации – расстановки знаков препинания. Правила пунктуации не случайны – они помогают так расставить знаки препинания, чтобы было легко понимать текст, выявляют структуру текста, передают его эмоциональное напряжение. К. Паустовский писал: «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».

Изучая правила пунктуации, необходимо отказаться, прежде всего, от взгляда на пунктуационные правила как на собрание досадных условностей, отравляющих жизнь нормальному человеку. Постарайтесь почувствовать за бесстрастными точками и запятыми живое дыхание родного языка. И  тогда вам станет ясен сокровенный смысл блестящих высказываний о пунктуации русских учёных и писателей.

Перед вами на доске записаны эти высказывания. Каждый индивидуально оформите их в виде прямой речи по схемам:

 А: «П»

«П», - а.

Слайд 3: Тире – знак отчаяния. (А.М.Пешковский)

Многоточие – это следы на цыпочках ушедших слов. (В.В.Набоков)

Дети: «Тире – знак отчаяния», - сказал А.М.Пешковский. А.М.Пешковский однажды сказал: «Тире – знак отчаяния». «Многоточие – это следы на цыпочках ушедших слов», - утверждает В.В.Набоков. В.В.Набоков утверждает: «Многоточие – это следы на цыпочках ушедших слов».

Учитель. В записанных предложениях в собственно прямой речи найдите основы, обозначьте, чем они выражены. Этот пример иллюстрирует одно из наиболее распространённых правил постановки тире между подлежащим и сказуемым. Давайте попробуем составить схему данных предложений.

На доске учителем рисуется схема, дети фиксируют её в тетрадь.

Дети: Сущ. (в им. п) - сущ. (в им. п.)

             ------------------ ===========

  1. Самостоятельный вывод правил. (Сотрудничество учащихся в поиске и сборе информации, 6 мин.)

Учитель. Теперь таким же образом на основе других примеров попробуем выявить другие случаи постановки тире. Читаем предложения, выделяем грамматические основы. Составляем схемы предложений с записью их в тетради.

Слайды 4-9

  • Учёного учить – только портить.
  • Долг наш – защищать крепость до последнего издыхания…
  • Друга спасти – высшая честь.
  • Два и три – пять.
  • Большая Медведица – семь ярких звёзд
  • Точность и краткость – вот первые достоинства прозы.
  • Лингвистика – это наука о языке.
  • По-настоящему любить человека – значит дарить ему всего себя.

 Тире не ставится

  • Я честный человек. (Подлежащее выражено личным местоимением)
  • У неё сердце доброе. (Сказуемое  выражено именем прилагательным)
  • Пруд как блестящая сталь. (Если перед сказуемым стоит сравнительный союз как, точно, словно, будто, что)
  • Бедность не порок. (Если перед сказуемым отрицание не)
  • Севастополь, очевидно, город чудес. (Если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово)

(Мотивация правильности – неправильности выполнения работы, оценивание учащихся).

ІV. Закрепление учебного материала (8 мин.)

Задача этапа:

  1. Закрепить ЗУН постановки тире между подлежащим и сказуемым;
  2. Проконтролировать степень усвоения учащимися темы урока;

Формы достижения цели урока: индивидуальные

Методы достижения цели этапа: алгоритмизация, дифференцированное задание, творческое задание.

  1. Работа с учебником (4 минуты)

Учитель. Ребята, закрепите полученные знания, прочитав §11 и выполнив упражнение 74.

Учащиеся получают предложения из упражнения разного уровня сложности (дифференцированный подход). Предложения 1, 5, 8, 11 - 3 уровень сложности (на оценку 5, грамматическая основа никак не выделена и пропущены буквы). Предложения 3, 4, 7, 10 - 2 уровень сложности (на оценку 4, грамматическая основа никак не выделена). Предложения 2, 6, 9, 10 - 1 уровень сложности (на оценку 3, грамматическая основа подсказана учителем).

Учащиеся вслух читают выполненные предложения, учитель проверяет, оценивает, определяет степень усвоения учащимися темы урока. Если тема не усвоена некоторыми учениками, они получают дополнительное домашнее задание.

  1. Творческое задание (4 минуты): придумайте примеры к схемам:
  1. Имя числ.  -          Имя числ.

                       ------------------ ===========

  1. Сущ.          -              Инф.

                       ------------------ ===========

  1. Итоги урока (4 мин.)
  1. Беседа.

Учитель. Итак, мы с вами на основе языкового материала вывели правило постановки тире между подлежащим и сказуемым. На следующем уроке мы будем закреплять полученные знания. А у меня к вам будет вопрос:

- Что нужно для того, чтобы правильно поставить тире в предложении между подлежащим и сказуемым?

        Алгоритмизация

Дети: уметь правильно выделить грамматическую основу.

Дети: знать составленные схемы.

Дети: посмотреть, нет ли союзов или частиц.

Дети: поставить вопрос к сказуемому.

Дети: определить часть речи каждого главного члена предложения.

(Оценка обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, оценка результатов работы)

VІ. Задание на дом (3 минуты)

        Учитель. Ребята, записывайте домашнее задание:

  1. выучите дома § 11;
  2. дифференцированное задание. Для всех - выпишите из художественных произведений писателей Саха (Якутии) предложения на тему «Тире между подлежащим и сказуемым» (НРК), нарисуйте схему к ним; Тем, кто не усвоил тему урока, упражнение 75: объяснить отсутствие тире между подлежащим и сказуемым, подчеркнуть главные члены.

VІІ. Рефлексия (3 минуты)

Учитель. Ребята, скажите, пожалуйста, как вы понимаете, что значит быть счастливым человеком?

Дети. Ответы детей

(Слайд 10: фотографии счастливых людей)

Учитель. А для меня одной из составляющих счастья является ум и образованность человека.

(Слайд 11: фотографии счастливых людей)

Учитель. Быть счастливым - значит быть умным и образованным. Поэтому учитесь и будьте счастливы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"

РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»....

урок русского языка в 8 классе с презентацией на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"

урок-практикум, включающий разнообразные виды работы:фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, выборочную, творческую.Урок содержит дополнительный познавательный материал из истории развития пункт...

Тире между подлежащим и сказуемым

Урок русского языка в 8 классе. Материал урока позволяет формировать навык постановки тире между подлежащим и сказуемым, развивать навык связной речи....

Готовимся к ЕГЭ (Тире между подлежащим и сказуемым , Тире в неполном предложении)

Дидактический материал к урокам по темам : "Тире между подлежащим и сказуемым". " Тире в неполном предложении" в тестовой форме....

Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».

В связи с переходом  образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации  в 9 классе возникает необходимость  и в  новом подходе к  планировани...