Тема: "Слова с несколькими значениями"
план-конспект урока по русскому языку

Тарунтаева Полина Владимировна

Цель: формирование у учащихся первичные представления о многозначности слов, особенностях их употребления в речи, формировать работу со словарем.

Планируемые результаты:

Предметные:

-уметь распознавать однозначные и многозначные слова;

-знать определение «многозначное число .

Личностные: проявлять интерес к учебной деятельности.

Тип урока: открытие «нового» знания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy._.taruntaevoy_p._31gr.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 13.04.2018г.

Школа: МАОУ СОШ №104

Класс: 1 «в»

Кабинет: 103

Учитель: Слуднова Н. В.

Методист: Галиуллина Н. К.

Студент: Тарунтаева Полина, 31 гр.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема:«Слова с несколькими значениями»

Цель: формирование у учащихся первичные представления о многозначности слов, особенностях их употребления в речи, формировать работу со словарем.

Планируемые результаты:

Предметные:

-уметь распознавать однозначные и многозначные слова;

-знать определение «многозначное число .

Личностные: проявлять интерес к учебной деятельности.

Тип урока: открытие «нового» знания.

Оборудование: учебник «Русский язык» 1 класс, презентация, словарь Ожёгова.


Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Самоопределение к деятельности

1 мин

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Полина Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Л.: Самоопределение

П.: формирование мотивации к обучению

Актуализация знаний и мотиваций

Практический: каллиграфическое упражнение

5 мин

- Запишите в тетради число, «Классная работа».

Прочитайте слова на доске.

«Язык, яма, сон, Яна, ярмарка».

- Какое слово лишнее? Почему?

- Потренируемся писать эту букву.

«Як, ял, яй, яа»

- А теперь запишите слова с буквой «я».

«Язык, яма, Яна, ярмарка».

- Разделите слова на слоги. Поставьте знак ударения.

- Объясните, почему слово «Яна» написано с большой буквой, а остальные – с маленькой.

- «Сон» - потому что начинается с буквы «с», а не с «я».

- Потому что, это слово имя собственное, а остальные – нарицательное.

Л.: иметь мотивацию к учебной и творческой деятельности

Р.: принимать и сохранять учебную задачу

Постановка учебной задачи

Работа с учебником

Практический: упражнение

Словесный: беседа

4 мин

- Как вы думаете, одно и то же слово может называть два разных предмета?

- Давайте проверим  это, решая упражнение 56 в учебнике  на странице 29.

- Что изображено в этом упражнении? Что можно сказать о первой картинке?

- Что можно сказать о второй картинке? А как говорят о пламени, которое поднимается языками? Почему так называется?

- Что изображено на третьей картинке? Почему этот металлический стержень называется языком?

ЯЗЫК

- Что нового вы узнали об этом слове?

Предположите, какова тема нашего урока?

Какую цель поставим?

- Это орган человека.

- Потому что похож на форму языка.

- Потому что похож на язык.

- Он может употребляться в разных выражениях с разными значениями. В первом случае язык – это орган человека, во втором – форма пламени, в третьем – часть колокола.

- Слова с несколькими значениями.

- Узнать о словах с несколькими значениями;

- Учиться находить такие слова, определять значения слов, находить слова в толковом словаре.

К.: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Р.: Целеполагание

Открытие нового знания

Практический: упражнение

10 мин

- Чем же богат русский язык?

- А как можно расширить словарный запас?

- Как вы понимаете слова толковый, толковать?

Давайте обратимся к словарю С. И. Ожёгова: толковать–объяснять, определять смысл чего-нибудь; толковый – ясный, понятный.

- А что об этом говорит Иван Самоваров? Прочитайте на странице 29.

Какой вывод можно сделать?

- Словами, их огромным количеством.

- Постоянно узнавать новые слова в школе и дома, с помощью словарей.

- Каждое слово имеет одно или несколько значений.

Первичное закрепление во внешней речи

Практический: упражнение

Практический: работа в группах

Словесный: беседа

2 мин

Найдите упражнение 57.

- Попробуйте объяснить смысл пословиц.

«Язык иглы острее»:

- Верно. Словом можно больнее уколоть, чем иглой.

«Язык болтает, а голова отвечает»:

- Верно. За все, что ты скажешь необдуманно, придется отвечать.

Молодцы. Сейчас вам нужно записать пословицу по памяти. Но, прежде, чем вы приступите к списыванию, скажите, какой будет план работы?

(вывести на слайд)

1. Сначала стараюсь запомнить содержание всей пословицы дословно.

2. Затем перечитываю каждое слово так, как оно пишется, и отмечаю трудные места.

3. Закрываю учебник, диктуя себе, как запомнил.

4. Открываю слово и сравниваю с тем, что написал.

5. Перехожу к следующему слову и т. д.

6. Перечитываю всю пословицу, которую записал, и сравниваю её с пословицей в учебнике.

Хорошо. Приступайте к работе.

- Итак, какой вывод по этим пословицам мы можем сделать?

- «Язык иглы острее» - острый язык, значит насмешливый.

- «Язык болтает, а голова отвечает» - за необдуманные слова можно поплатиться головой.

- Вывод: . слово обладает огромной силой как разрушительной, так и созидательной силой. Им можно убить и оживить, ранить и лечить, посеять смятение и безнадежность, и одухотворить.

П.: Структурирование знаний

Динамическая пауза

Практический

1 мин

Динамическая пауза

Повторяют движения за учителем

Р: саморегуляция как способность к мобилизации и силы энергии

Сам.работа с самопроверкой

Практический: упражнение

5 мин

Обратите внимание на упражнение 58.

Рассмотрите внимательно рисунки. Как вы думаете, почему узкая часть кувшина называется горлышком?

-Хорошо. Ребята, вы помните, какую мы поставили цель? Что мы должны сделать?

Сейчас вы и попробуете находить и определять слова с несколькими значениями. Вы будете работать в подгруппах. На слайде будут появляться слова, а вы должны определить их значения, используя словари, и записать всё в тетрадь. А в конце мы проверим то, что вы написали.

Приступаем к работе.

- Верхняя суженная часть сосуда -«Горлышко кувшина»;

потому что она узкая, как горло у птицы.

-Учиться находить многозначные слова, определять значения слов, находить слова в толковом словаре.

П.: Выбор наиболее эффективных способов решения задач

Включение в систему знаний, повторение

Практический: упражнение

Словесный: беседа

5 мин

Найдите упражнение 59.

Прочитайте стихотворение.

- Попробуйте объяснить значение слова «разбить».

Верно. Как вы думаете, кто из детей совершил похвальный поступок? Выпишите предложение про этого ребёнка.

- Какие слова вы написали с большой (прописной) буквой и почему?

А уместилось ли у вас всё предложение на одной строке? Какие слова пришлось вам разбить на части? Как вы это понимаете?

- Разбить стакан – сломать, уничтожить.

- Разбить клумбу – устроить.

- Разделить для переноса.

П.: синтез

Р.: осуществлять итоговый контроль

Рефлексия

Словесный: беседа

3 мин

  - Чему научились на уроке?

Какие цели вы поставили в начале урока? Вы достигли их?

- Как Вы думаете, как пригодятся полученные сегодня знания?

В ситуации, когда не понятно значение слова, понимание изучаемого материала становится затруднительным. 

   Расширение привычных связей слов, придающее им новые оттенки значения позволяет сделать речь выразительной, богатой и гибкой.

   Усвоение переносных значений слов лежит в основе понимания смысла пословиц и поговорок, различных фразеологических оборотов, которыми так богат наш родной язык.

Дома найдите несколько примеров со словом «язык» и объясните  их значение. Это могут быть пословицы и т. д.

А сейчас, я вам раздам листочки, вы подпишите в верхнем углу свою фамилию и имя, и продолжите предложения.

  • Я узнал на уроке……
  • Я научился на уроке….
  • Мне понравилось….

- Узнать о словах с несколькими значениями.

- Учиться находить такие слова, определять значения слов, находить слова в толковом словаре.

- Знание значений многозначных слов помогает не только понимать услышанное и прочитанное, но и применять орфографические правила.

Р.: анализировать собственную работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Слово и его лексическое значение"

Презентация содержит материал для проведения урока русского языка в 5 классе по теме "Слово и его лексическое значение"....

Фрагмент открытого урока в 5 классе по теме «Слово и его лексическое значение».

В этом документе размещен фрагмент открытого урока в 5 классе...

Обобщающий урок по теме"Слово и его лексическое значение"

Материалы данног урока могут быть использованы для изучения темы в 5 классе, повторения и обобщения в 6-9 классах. Задания подобраны с учетом интересов пятиклассников....

Урок повторения в форме игры-сказки по теме «Слово и его лексическое значение»

Обобщение, систематизирование знаний и умений по теме «Слово и его лексическое значение»...

Технологическая карта урока по русскому языку 6 класс. Тема: "Слово и его лексическое значение".

План урока:1)    Организационный момент – 2 мин.2)    Актуализация знаний – 3 мин.3)    Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока. С...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему «Слово и его лексическое значение»

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков Цели урока: личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связыва...