Методическая копилка
презентация к уроку по русскому языку

Балданова Аюна Будажаповна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дроздова О.Е., зав. кафедрой языкознания Московского института открытого образования, к.пед.н., доц. Школьное обучение русскому языку в различных предметных областях и внеклассной деятельности

Слайд 2

«освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)», а также способность применять их на практике. Из 12 названных во ФГОС результатов 3 имеют непосредственное отношение к работе с языком: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение ФГОС РФ: метапредметные результаты школьного обучения

Слайд 3

Обучение русскому языку и стандарты общего образования Российский стандарт : понимание определяющей роли русского языка (родного) в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. _________________________________________ Русский язык (неродной) является средством общения, орудием познания и отражения действительности, важнейшим средством воспитания [ Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011 ].

Слайд 4

Метапредметное обучение русскому языку - совокупность содержательных и методических составляющих, которые объединяют русский язык как предмет изучения и русский язык как средство обучения в других предметных областях. Метапредметный объект: язык, на котором происходит обучение школьников

Слайд 5

Из Примерных программ по математике: (из личностных результатов ) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; (из метапредметных результатов ) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решения в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; (из предметных результатов ) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики.

Слайд 6

Из Примерных программ по физике: (из метапредметных результатов ) формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символических формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; (из предметных результатов ) коммуникативные навыки докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Слайд 7

Как сделать учебные тексты (а особенно – встречающиеся в них термины) полностью понятными школьникам? Как научить их выражать (и воспринимать) нужную мысль не только на уроке русского языка, но и на любом другом уроке? Как привлечь внимание, вызвать интерес к языку того или иного предмета – главному инструменту изучения предметного содержания? Как помочь запомнить то или иное правило? Вывод: для решения общих проблем необходима технология комплексной работы с языком обучения в масштабе всего образовательного процесса Общие языковые проблемы учителей разных предметов

Слайд 8

Комплексная работа с языком обучения в разных предметных областях позволяет школьникам : освоить универсальный инструментарий для работы с языком в разных предметных областях и сферах жизни, что в дальнейшем отразится на их профессиональной успешности в любой области деятельности ( метапредметный результат ) ; осознать ценность своего языка как национально-культурного феномена, свою национальную и культурную идентичность, сформировать толерантное отношение к чужим языкам и культурам ( личностные результаты)

Слайд 9

Комплексная работа с языком обучения в разных предметных областях позволяет учителям: повысить уровень профессиональной компетентности и преподавания своего предмета, а также межпредметной интеграции, модернизировать содержание и формы сотрудничества (взаимоучет действий педагогов разных предметов, работа совместных методических объединений учителей русского и иностранных языков или учителей русского языка с другими предметниками) использование совместной языковой работы для объединения коллектива в процессе слияния школ в холдинги (комплексы).

Слайд 10

Что изменится в образовательном процессе: для школьников и учителей становится привычным постоянное внимание к языковым аспектам любого предмета, у них формируется лингвистическая зоркость и потребность в языковой рефлексии, язык изучаемого предмета становится дополнительным фактором мотивации обучения

Слайд 11

Поле метапредметного обучения русскому языку очень широко: овладение средствами языка и применение их в речевой практике адекватно коммуникативной ситуации, овладение знаниями о языке и использование их для неформального понимания языковых процессов, повышения мотивации обучения в разных предметных областях, освоение приемов, направленных на понимание смысла текстов (в том числе учебно-научных), формирование представления о роли языка в разных областях жизни и обучения, освоение языковых аспектов исследовательской работы, выделение лингвистических проблем в исследовании разных областей культуры, языковые аспекты обучения в российской школе учащихся-инофонов.

Слайд 12

Одно из направлений – обучение русскому языку в поликультурной среде Необходимые условия успешности обучения: лингвистическая компетентность учителя, владение современными стратегиями разноуровневого обучения языку Ведущими в курсе «Русский язык» для детей-инофонов являются УУД, связанные с формированием интеллекта и коммуникативности , а именно - с запросом, получением и обработкой информации из любого источника

Слайд 13

Как осуществить качественные результаты в разноуровневом (по владению русским языком) классе? Необходима образовательная инклюзия для детей-инофонов (в том числе детей мигрантов) в полиэтническом пространстве класса. Необходимо осуществление горизонтальных связей курса русского языка как метапредмета с другими учебными курсами. Необходимо осознание факта специфики предмета «русский язык» для инофонов.

Слайд 14

Метапредметное обучение русскому языку: необходимые условия формирование у школьников и учителей лингвистического мировоззрения (как общего взгляда на язык и как взгляда на мир через язык); повышение уровня лингвистической компетенции учителей разных предметов (прежде всего – учителей русского языка); систематизированное сотрудничество учителей русского языка с другими предметниками

Слайд 15

Метапредметное обучение русскому языку: методические установки содержательная связь в обучении русскому и другим языкам (использование элементов сравнительного языкознания), специальное внимание к фактам отражения жизни народа и отдельного человека в языке, обращение в учебном процессе к собственному языковому опыту учащихся (или языковому опыту близких людей), выделение языковых аспектов в обучении всем предметам.

Слайд 16

Метапредметное обучение русскому языку в поликультурной среде при наличии в классе представителей разных народов - установка на выявление позитива, а не на преодоление негатива, комплексное решение проблем обучения: применение метапредметного подхода как для носителей русского языка, так и для инофонов, использование образовательного, воспитательного и развивающего потенциала русского языка и родных языков школьников-инофонов

Слайд 17

Приемы метапредметного обучения русскому языку (возможно применение в разных предметных областях, в монокультурной и поликультурной образовательной среде) Лингвистическая активность Ее виды: внутриязыковые и межъязыковые сопоставления (слов, их компонентов, словесных конструкций); выяснение этимологии слов и выражений; выявление отраженных в языке явлений культуры своего и других народов; фиксация языковых ассоциаций, цитат, устойчивых образов, связанных с определенным словом, выражением; включение слова, выражения в языковую игру; выражение словесной конструкции другими словами, подбор синонимов, сжатие и разворачивание текста

Слайд 18

Виды лингвистической активности были выделены на основе многолетнего опыта работы с развивающим лингвистическим содержанием: Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений . – М.: Просвещение, 2009 Дроздова О. Е. Основы языкознания для школьников. Методические рекомендации. 6-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - – М.: Просвещение, 2009 При поддержке фонда «Русский мир» эти пособия изданы для стран СНГ и Балтии

Слайд 19

Примеры работы с формулировками заданий в учебниках математики Прочитать данную фразу и изложить ее своими словами. Плоскость, перпендикулярная к прямой, по которой пересекаются две данные плоскости, перпендикулярна к каждой из этих плоскостей (Атанасян и др. 2004, с. 49). Вариант упрощения (предложен учащимися): « Если две плоскости пересекаются, а третья плоскость перпендикулярна к их линии пересечения, то она перпендикулярна и к каждой из этих плоскостей» . Прочитать данную фразу и проверить, не имеет ли она несколько смыслов. На дне рожденья у Васи было 10 ребят (включая Васю). Оказалось, что у каждых двух из этих ребят есть общий дедушка. Докажите, что у семи из них есть общий дедушка (ВОШпоМАТ, 2009, 2 этап, 8 класс, 6 задача). Последняя фраза многозначна. Что подразумевается : « у семи из них есть»: ровно у семи; хотя бы у семи; не более чем у семи?

Слайд 20

Примеры лексических явлений в химическом языке Метафора: язычок пламени, горлышко колбы, лапка штатива, «химически недотроги» (щелочные металлы), «химические ленивцы» (благородные газы). Полисемия (многозначность): пестик, трубка, цилиндр. Синонимия: хлорид натрия – хлористый натрий – поваренная соль; растворимые основания – щелочи. Антонимия: окисление – восстановление, кислота – основание, металл – неметалл, положительный – отрицательный, протон – электрон.

Слайд 21

Сопоставление морфем - помощь в понимании смысла терминов «гидрофобный» греч. «гидро-» - имеющий отношение к воде греч. «фобос» - страх «гидрофобный» – боящийся воды

Слайд 22

Пример использования элементов сравнительного языкознания ПРОБИРКА Рус.: связь со словами проба, пробовать, делать пробу Англ.: пробовать, испытывать – to test , пробирка – test-tube Нем.: пробовать, испытывать, проверять – probieren , пробирка – Probierglas Франц.: пробовать, испытывать, проверять – prouve , пробирка - eprouvette

Слайд 23

Примеры специальной языковой работы учителей школ инновационной сети Химия (типичные языковые ошибки школьников) География «К топливным ресурсам относят уголь, нефть, газ, электроэнергию» (ошибочно использовано слово «электроэнергия»: она не является топливным ресурсом). Употребление слова «Америка» вместо «США» (возможно только в разговорной речи). Америка – это не страна, а часть света, состоящая из двух материков (Северная Америка и Южная Америка). «Места рождения нефти» вместо «месторождение нефти». класс Правильный вариант Ошибочный вариант 8 Ковалентная полярная Ковалентная сдвинутая 9 Электро , лиз Электроли , з 10 Одинарная связь Единичная связь 11 Катодный процесс Катионный процесс

Слайд 24

Лингвистический компонент воспитательной работы Классные часы с выделением лингвистического компонента: о родном городе (лингвистический компонент: особенности речи москвича, петербуржца и т.д.), о выборе профессии (лингвистический компонент: анализ названий современных профессий, встречающихся в газетных объявлениях, например, офис-менеджер, мерчендайзер, логистик, менеджер по клинингу) Формирование словаря школьника : знают ли учащиеся точное значение наименований качеств личности (открытость, замкнутость, аналитические способности, принципиальность, толерантность, внушаемость, снобизм, закомплексованность и др.) Работа с родителями , например: «Какие слова в речи вашего ребенка должны вас насторожить?» (ознакомление с лексикой наркоманов)

Слайд 25

От лингвистической активности – к лингвистическим исследованиям Международная научно-практическая конференция школьников «Языкознание для всех» 2007 г. – «Лингвистика на стыке наук» 2008 г. – «Языковой вкус эпохи» 2009 г. – «Язык и норма» 2010 г. – «Язык в диалоге культур» 2011 г. – «Образование в зеркале языка» 2012 г. – «Язык и профессия» 2013 г. – «Лингвистика каждого дня» Прием метапредметного обучения языку: исследование разных областей культуры через призму языка

Слайд 26

Тема конференции «Языкознание для всех»-2014 – «Язык как инструмент познания мира» Основные направления исследований: Разные языки – разные языковые картины мира (опора на лингвокультурологическую терминологию: языковая картина мира, концепт, национальный стереотип и др.) Познание мира через язык науки (на примере одной из наук; возможно сопоставление языкового материала из разных наук) Язык разных поколений, «старшая» и «младшая» нормы: проблемы в общении «отцов и детей» По-разному ли видят мир мужчины и женщины? Специфика отражения событий, чувств, отношений и в языке мужчин и женщин Язык писателя как основа понимания его художественного мира Речевой портрет реального человека (можно известного – политика, актера; можно неизвестного – одноклассника, учителя, родственника) или героя художественного произведения. Отражение индивидуальных особенностей мышления и характера человека в его речи Воздействие языка СМИ, Интернета, рекламы на современные представления россиян (жителей других стран) о мире

Слайд 27

Тема конференции «Языкознание для всех»-2015 – «Эмоциональное и рациональное в языке и речи» 1) Соотношение эмоционального и рационального в различных функциональных стилях и жанрах речи (в публицистике, в научных статьях, в разговорной речи, в общении в социальных сетях и др.). 2) Языковые средства изображения чувств в литературе, например, сцены признания в любви в литературных произведениях разных эпох и культур. 3) "Эмоционально нагруженные" сферы и ситуации общения и специфика используемых в них языковых средств. Изображение такого общения в художественных произведениях разных жанров (в том числе в кино, в юмористических передачах, в и тд.) и компьютерных играх и др.). 4) Выражение чувств и мыслей средствами языка и невербальными средствами (жестами, мимикой) в различных ситуациях общения. 5) Проявление эмоций и их языковое выражение условиях в публичной речи и частной коммуникацииличном общении, в устной и письменной речиформе. 6) Сопоставление языковых средств выражения эмоций в разных языках, в речи мужчин и женщин, в мира речи старшего и младшего поколения. 7) Эмоциональность как гендерный стереотип в речевом поведении женщин (на устном и письменной материале). Способы подачи информации в разных функциональных стилях, в публичной речи и личном общении, в устной и письменной речи. 8) Сопоставление языковых средств подачи информации в разных языках, в речи мужчин и женщин, в речи представителей старшего и младшего поколения.

Слайд 28

Лингвистическое исследование под руководством учителя истории: «Язык современного политического плаката» Задачи: Собрать материал о плакатах, использованных на митингах, которые проходили в России в период 2011-2013 гг. Отобрать наиболее яркие и содержательные с точки зрения использования языковых приемов плакаты. (Не исследовать язык плакатов, содержащих ненормативную, грубую экспрессивную лексику). Выявить лингвистические приемы, используемые в создании текстов плакатов (необычное словообразование, метафоры, использование прецедентных текстов, реминисценции и др.) Провести классификацию выявленных приемов, распределяя их по частоте использования

Слайд 29

Способы сотрудничества педагогов ОУ на основе выделения лингвистического компонента Постоянно действующие методобъединения : совместные заседания (учителей русского языка и иностранных языков) для взаимоучета содержания программ; составление плана сотрудничества с методобъединениями других предметников; взаимопосещение открытых уроков с использованием лингвистического компонента (языковой работы).

Слайд 30

Сотрудничество для решения общих школьных задач (на основе языковой работы) Примеры задач Использование совместной языковой работы для объединения коллектива в процессе слияния школ в образовательные комплексы (выстраивание совместной траектории работы). Ведение собственной научной работы учителями (в т.ч. освоение научного стиля). Руководство проектами и исследованиями школьников (общеучебные приемы работы с учебно-научным текстом, лингвистический компонент собственно исследования). Подготовка к олимпиадам (олимпиадные задания по русскому языку требуют сопоставления с иностр. языками; языковая подготовка перед олимпиадами по другим предметам) Подготовка к ЕГЭ, ГИА и разным видам тестирования (лингв. часть любой диагностики) Общение с родителями и воспитательная работа Создание образовательного ресурса или среды

Слайд 31

Отражение комплексной (метапредметной) лингвистической работы в различных школьных документах Образовательная программа Программа развития Положение о структурном подразделении Планы работы (учреждения, подразделения, работника) Планирование научно-методической (методическая тема школы, методобъединения или кафедры, учителя). Рабочая программа по дисциплине (элективному курсу и т.п.), включая примерное планирование уроков по предмету.

Слайд 32

Реализация метапредметного обучения русскому языку в практике московского образования: Направления работы инновационного проекта «Язык школьного образования как средство достижения метапредметных и личностных результатов образовательного процесса» Выделение развивающего лингвистического компонента обучения во всех предметных областях, развитие лингвистической активности школьников и учителей разных предметов. Формирование исследовательских умений и навыков у школьников, повышение уровня профессионализма учителей в руководстве исследовательскими работами с лингвистическим компонентом. Обеспечение функциональной грамотности школьников и учителей, реализация различных методов и приемов работы с текстами в разных предметных областях. Построение методической системы работы с русским языком как средством обучения (в том числе в поликультурной среде) , социализация школьников посредством языка школьного образования.

Слайд 33

«Система обучения смысловому чтению и пониманию текстов» «Лингвистические средства формирования универсальных учебных действий (УУД) в школьном образовательном пространстве (для учителей естественнонаучного цикла)» «Лингвистические средства формирования универсальных учебных действий (УУД) в школьном образовательном пространстве (для учителей истории, обществознания, МХК) «Обучение в контексте новых ФГОС: проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся (лингвистический аспект)» «Обучение в контексте новых ФГОС: формирование метапредметных умений в поликультурной образовательной среде» «Работа с текстами как основа формирования личностных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий» «Преемственность начальной и основной школы в языковом образовании при переходе на новые стандарты» «Язык школьного образования как средство достижения метапредметных и личностных результатов образовательного процесса (практикоориент. курс)» Методическая поддержка инновационного проекта. Примеры курсов ПК КафЯЗ 2013-2014 уч.г. (см. сайт http://kurs.mioo.ru )

Слайд 34

Курс 2013-2014 уч.г. для метапредметных команд ОУ, внедряющих ФГОС «Метапредметный подход в обучении: формирование языковой и лингвистической компетенций всех участников образовательного процесса» Лингвистическая составляющая «смыслового чтения». Языковой компонент разных видов тестирования и диагностики. Лингвистическая работа с текстами учебников разных предметов. Работа с языком на уроках разных предметов и формирование лингвистической компетентности учащихся как необходимое условие дальнейшего обучения в вузе. Лингвистическая компетентность учителя – необходимое условие успешности обучения в поликультурной среде. Языковые проблемы обучения школьников с разным уровнем владения русским языком. Взаимодействие структурных подразделений ОУ в контексте выделения лингвистических аспектов образовательного процесса. Языковые аспекты работы с документацией ОУ.

Слайд 35

Это наши слоганы Изучение любого предмета – в первую очередь изучение языка этого предмета! Учителя и предметы разные – языковые проблемы общие!

Слайд 36

Спасибо за внимание! Телефон кафедры языкознания МИОО: 8 (499) 409-10-60 Электронный адрес кафедры : kaf - yaz @ yandex . ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование стратегии смыслового чтения на уроках русского языка Ирина Геннадьевна Добротина , научный сотрудник лаборатории дидактики русского языка ИСМО РАО

Слайд 2

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы ООО 1.2.3. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ 1.2.3.1. Формирование УУД 1.2.3.2. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся 1.2.3.3. Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности 1.2.3.4. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Слайд 3

Важность программы Выявлены проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них , а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях . Освоение этой программы даёт возможность ученику быть способным к эффективному самостоятельному проектированию собственного будущего, постановке и достижению профессиональных и жизненных целей, оперативному, адекватному реагированию на возникающие жизненные ситуации, масштабному и вариативному мышлению, способности брать на себя ответственность за решение возникающих проблем в сфере профессиональной деятельности и собственной жизнедеятельности.

Слайд 4

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом Цель программы - развитие читательской грамотности обучающихся. Планируемые результаты освоения программы Работа с текстом в примерных программах НОО и ООО представлена в трёх разделах: 1) поиск информации и понимание прочитанного 2) преобразование и интерпретация информации 3) оценка информации

Слайд 8

Осваиваем различные виды чтения

Слайд 9

Школа чтения

Слайд 10

Школа чтения

Слайд 11

Школа чтения

Слайд 12

Находить в тексте требуемую информацию Упражнение 5 (учебник для 6 класса) Порядок утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации определяется Правительством Российской Федерации. При и..пользовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускает(?) ся использование слов и выражений, не соответствующих нормам совр .. менного русского л.. тературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке. Ещё раз перечитайте текст упражнения № 5 и найдите ответ на вопрос: Правительство Российской Федерации разрабатывает нормы современного русского языка и правила русской орфографии и пунктуации или определяет порядок их утверждения?

Слайд 13

Решение учебных задач

Слайд 14

Оценка информации

Слайд 15

Поиск информации и понимание прочитанного – определение цели и стратегии чтения; – прогнозирование (предвосхищение) содержания текста по заголовку; – толкование смысла эпиграфа (сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов) Примеры заданий, предлагаемых к текстам упражнений (учебник для 8 класса) Прочитайте фрагмент из повести К. Паустовского «Золотая роза». О чём рассказал автор? С какой целью? (упр. 3). Перед вами фрагмент из книги М. Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва». Как вы думаете, о чём идёт речь в этой книге? Бегло прочитайте текст и объясните его название (упр. 14). Прочитайте введение и заключение текста. Как вы думаете, какая проблема поднимается в нём? (упр. 17).

Слайд 16

Преобразование и интерпретация информации – Формулировка вопросов, ответы на которые есть в тексте; – составление плана; – объяснение своими словами главной мысли текста; – подбор синонимов к слову, подбор синонимичных синтаксических конструкций; –– написание аннотаций к произведению, составление тезисов; – написание изложения и сочинения Проанализируйте внутренний монолог героя с точки зрения культуры речи. Сделайте выводы (упр. 10). Измените текст так, чтобы он соответствовал требованиям культуры речи (упр. 12). Сформулируйте тезисы, выражающие основную идею каждого из текстов (упр. 13). Опираясь на информацию прочитанных текстов, а также собственный речевой опыт, напишите о своём отношении к проблеме (упр. 13).

Слайд 17

Оценка информации – Чтение по частям либо чтение всего произведения; – соотношение читаемого с готовым планом; – проверка правильности ранее сделанных прогнозов в ходе чтения; – соотношение названия произведения и жанра, соответствия стиля и типа речи; – фиксирование ключевой информации каждого абзаца Опираясь на контекст, объясните значение слова (упр. 3, 86). Одинаково или по-разному оценивают проблему авторы текстов? (упр. 13). К какому типу речи следует отнести этот текст? Своё мнение докажите (упр. 16, 98). Как вы думаете, какую функцию выполняет заголовок? (упр. 25)

Слайд 18

Упражнение 52 (учебник для 9 класса) Прочитайте текст, определите его тему, главную мысль. Какие слова стали девизом Н. Пирогова на всю жизнь? В своих мемуарах Пирогов вспоминал, что в детстве, насмотревшись на врачей, лечивших его брата, он любил играть в доктора. Семья была огромная: Николай — тринадцатый ребёнок, « юнейший в доме отца», как писал он, и недостатка в «пациентах» у него не было. И потом всю жизнь у него не было недостатка в пациентах. До наших дней остался он русским врачом № 1, и не только потому, что обладал он великим талантом врачевателя и обогатил медицину смелыми решениями хирурга, но и потому ещё, что звание первого русского врача присвоено ему было за душевную чистоту, человеческую отвагу, смелость в бою и споре, за правду во всём — и в науке и в жизни…

Слайд 19

Задания к тексту 1 . Какие черты характера были свойственны Н. Пирогову? 2. Когда Н. Пирогов впервые в мире применил наркоз? 3. Как вы понимаете слова Н. Пирогова: «Все должны сначала научиться быть людьми »? 4. Составьте план текста и напишите подробное изложение. 1 . Задания 1, 2 – поиск информации, содержащей описание людей и событий, исторические факты. 2.Задание 3 тоже направлено на поиск информации, только уровень его выше, поскольку предлагается проанализировать по контексту смысл сказанных Н.И.Пироговым слов. Это задание требует не только аргументов, которые можно найти в упражнении и прочитать, но предполагает создание собственного текста, отражающего личный взгляд учащегося на поставленную проблему. 3. Задание 4 направлено на развитие умений использовать ситуацию текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в письменной речи.

Слайд 20

Упражнение 56 (учебник для 9 класса) Прочитайте текст и определите его тип и стиль речи. Как правильно начинать электронное письмо, с обращения или с приветствия? Увы, не знаю. И если кто скажет, что знает, не верьте ему. Этикет электронного письма ещё окончательно не сложился, и человек, дающий рекомендации по этому поводу, придумывает его. Новые технологии разрушили один из самых важных и незыблемых постулатов, состоящий в том, что речь бывает устная и письменная, каждая со своими яркими особенностями. Ну, действительно, находясь в аське ( ICQ ), в ЖЖ, посылая е-мейл/и-мейл (сам я склоняюсь к первому варианту, хотя, как это ни смешно, логичнее было бы писать э-мейл ), мы, безусловно, пишем, но вот то, что мы пишем, больше похоже на устную речь. Хотя бы с точки зрения синтаксиса. (По М. Кронгаузу )

Слайд 21

Как вы понимаете значение слова постулат в данном тексте? Каким словарём вы воспользуетесь для уточнения лексического значения этого слова? Какова основная мысль текста? Согласны ли вы с ней? Аргументируйте свою точку зрения. Найдите в тексте сложносочинённое предложение, перепишите его, определите смысловые отношения между его частями. Чем осложнено это предложение? Постройте его схему. Задание 1 перед прочтением текста (Прочитайте текст и определите его тип и стиль речи) ставит учебную задачу. Задания 2, 3 выполняются после прочтения, позволяют проверить умение искать и понимать информацию, содержащуюся в тексте: -ответ на предложенный вопрос о значении слова постулат должен быть получен в процессе поисковой работы с разными источниками информации; - выполнение грамматического задания с использованием метапредметного приёма перевода информации из вербальной в графическую позволяет проверить уровень овладения логическими действиями и умственными операциями

Слайд 22

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить» В.А.Сухомлинский «Чтение и письмо открывают человеку новый мир, Особенно в наше время, при нынешних успехах разума.» Н. Карамзин

Слайд 2

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Слайд 3

Смысловое чтение Цель – формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)

Слайд 4

Стратегия смыслового чтения и работа с текстом. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Работа с текстом: преобразование и интерпретация Работа с текстом: оценка информации

Слайд 5

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Выпускник научится: • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста. Выпускник получит возможность научиться: • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и е. осмысления.

Слайд 6

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Выпускник научится: • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; • интерпретировать текст: Выпускник получит возможность научиться: • выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Слайд 7

Работа с текстом: оценка информации Выпускник научится: • откликаться на содержание текста: — связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; — оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; — находить доводы в защиту своей точки зрения; • откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения; • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). Выпускник получит возможность научиться: • критически относиться к рекламной информации; • находить способы проверки противоречивой информации; • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

Слайд 8

Что такое ПОЛНОЕ понимание текста? Это вычитывание трёх видов текстовой информации: • фактуальной (о чём в тексте сообщается в явном виде) • подтекстовой (о чём в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк») • концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)

Слайд 9

Приём «Работа с вопросником» Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, находить ответы на вопросы, выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста. Описание приема Учащимся предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска, учащиеся обсуждают в парах ответы, уточняют их, обсуждают в классе Приём «Уголки» Цель: сформировать умение вдумчиво читать, обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера. Этот прием можно использовать на уроках физики при составлении характеристики процессов, явлений, приборов. Описание приема Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства (используя текст и свой жизненный опыт) положительных сторон, рассматриваемого объекта, другая - об отрицательных (подкрепляя свой ответ выдержками из текста). В конце урока делается совместный вывод. Приемы

Слайд 10

Приём «Восстанови текст». Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию. Описание приема. Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста Приём «Лови ошибку» Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации. Описание приема. Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения.

Слайд 11

Приём «Сравнение определений». Цель: сформировать умение читать вдумчиво, анализировать информацию, сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме, проявлять творческие способности. Описание приема. Учащимся предлагается сравнить определения и решить, какое из них, по их мнению, наиболее точное. Аргументировать свое мнение и попробовать сформулировать наиболее точное. Приём «Алгоритмы» Данный прием основан на логико-структурном анализе содержания физики, который позволяет выделить в них главные структурные элементы знаний. факты понятия законы теории ФКМ Для каждого структурного компонента разработаны планы обобщающего характера определяющие общие подходы к усвоению знаний, прежде всего на основе работы с учебной литературой.Они могут быть использованы для изучения широкого класса объектов, например для изучения явлений — физических, химических, биологических и т д., для изучения законов, теорий (законов вообще, теории вообще). Цель: сформировать навыки структурирования информации, умения находить в тексте требуемую информацию, вести обсуждение в парах. Описание приема. 1вариант: учащимся предлагается изучить текст и, используя план обобщенного характера, составить ответ об изучаемом понятии. 2 вариант: учащимся предлагается изучить текст и составить план ответа (алгоритм) об изучаемом понятии. Задание можно выполнять индивидуально и в парах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пути и средства достижения метапредмтеных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренных ФГОС, в процессе преподавания литературы Красовская Светлана Игоревна, д.ф.н., ведущий научный сотрудник лаборатории дидактики литературы ИСМО РАО,

Слайд 2

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг.

Слайд 3

Условия задачи: Дано: Идея автономной и самоценной человеческой личности. Размыкание монологических моделей в литературе и культуре. Кризис монологического авторитетного / авторитарного высказывания.

Слайд 4

В литературе это выражается: - в превращении героя из объекта в субъекта художественного события; - в возрастании автономности и повышении статуса героя; - в новых формах отношения автора и героя; - в возникновении многосубъектного повествования; - в смене установок с «прямого», направленного на свой предмет, слова на «оговорочное», допускающее сомнение и правоту «другого».

Слайд 5

В педагогике и методике это выражается: - в переносе «центра тяжести» с учителя на ученика: ученик – не только объект, но субъект образовательного процесса, равноправный его участник ; учитель – организатор и участник образовательного процесса; - в девальвации монологического учительского высказывания; - в смене приоритетов – диалог вместо монолога; - в изменении парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося; - в акцент на личностных и метапредметных результатах обучения.

Слайд 6

Вопрос 1: Что такое метапредметные результаты обучения? Это освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Слайд 7

Вопрос № 2: Что должны отражать метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования? 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

Слайд 8

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Слайд 9

Пути и средства достижения метапредметных результатов обучения: Организация продуктивной мыслительной деятельности учащихся. Метапредметные технологии.

Слайд 10

Оптимальные условия для развития мыслительных способностей создают ситуации, в которых люди мыслят продуктивно. Не припоминают заученное, не подбирают подходящее средство из освоенного арсенала, а додумываются до того, чего раньше не знали (создают продукт мыслительной деятельности). Для создания нужной ситуации педагогу необходимо последовательно решить следующие задачи: Подготовить учащихся к продуктивной работе. Создать учебную ситуацию, предполагающую самостоятельное мышление. Обеспечить осознанность работы. Продумать организацию деятельности учащихся. Предложить систему обеспечения деятельности учащихся. Организовать обсуждение результатов. Обеспечить осознание каждым собственного прироста.

Слайд 11

Метапредметные технологии: Проектная деятельность. Интерактивная методика. Личностно–ориентированные технологии обучения. Интегративная технология.

Слайд 12

Технология проведения исследования включает в себя следующие этапы: выявление проблемы исследования; постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования; формулировка гипотез исследования; определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез, проверка гипотез; сбор информации; аналитическая работа; корректировка поставленных задач и хода исследования; дальнейший поиск информации; анализ новых фактов; обобщение — рассуждение — получение новых данных; оформление результатов исследования; обсуждение и транслирование полученных результатов.

Слайд 13

Интерактивная методика Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Что он в себя включает? Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации). Осмысление полученного опыта. Обобщение (рефлексия). Применение на практике.

Слайд 14

Личностно – ориентированные технологии обучения Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности.

Слайд 15

Интегративная технология В школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук, к которым, безусловно, относятся предметы гуманитарного цикла. В процессе интеграции гуманитарных наук формируются метапредметные умения: аналитические, учебно-информационные, коммуникативно-речевые.

Слайд 16

На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают действительность, находят причинно-следственные связи. Происходит формирование следующих умений: умение сопоставлять явления и факты; умение выделять главное; умение составлять из отдельных элементов целую картину; умение формулировать общую проблему; умение делать философские, экономические, политические, нравственные выводы.

Слайд 17

Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения: умение извлекать информацию из различных источников; умение составлять план; умение отбирать материал по заданной теме; умение составлять письменные тезисы; умение подбирать цитаты; умение составлять таблицы, схемы, графики.

Слайд 18

Формируются необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения: умение составлять связное устное высказывание; умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы; умение выделять интонационно-значимые части высказывания; умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения; умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах; умение использовать различные средства наглядности; умение выражать свое мнение и аргументировать его; умение оформлять научно-исследовательские работы; умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато); умение вести дискуссию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Модульная единица 3 Использование современных педагогических технологий в практике оценивания результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку в образовательных учреждениях с использованием УМК «Русский язык» Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской и др. (5-9 классы)

Слайд 2

1. Лекция. Система организационно-педагогических условий формирования навыков самооценки и самоконтроля. Портфолио как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений учащихся по предмету

Слайд 3

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствие с ФГОС нового поколения представляет собой сочетание разных видов оценивания, методов и форм проверки уровня достижений. Она должна стать неотъемлемой частью системы образования, не только отражающей результат, но и влияющей на сам процесс достижения результатов освоения образовательной программы. Требуется создание системы организационно-педагогических условий формирования современной системы оценивания , в которую входит не только оценка ученика учителем, но и самооценка учащегося и взаимооценка учеников в коллективе.

Слайд 4

Лист самооценки ученика 1 Цель использования. Работая с этим листом, учитель может определить направление развития и пути работы над возникши­ми у ребенка проблемами. Процедура и материал. Лист самооценки заполняется в начале изучения темы и в конце. Класс _________ Фамилия, имя __________________________ Предмет ________________________ Тема _______________________ Что нового узнал? _________________________________ Чему новому научился? ________________________________ Чему хотел научиться, но не получилось? ___________________ Почему не получилось? _______________________ Какие проблемы возникли при работе над темой? ____________ Пути решения проблем. _____________________

Слайд 5

Лист самооценки ученика 2 Критерии Задание____ дата_______ Задание____ дата_______ Задание____ дата_______ Задание____ дата_______ Выполнял задание полностью самостоятельно При выполнении задания обращался к предметным информационным источникам (словарь, справочник, энциклопедия и пр.) При выполнении задания обращался к учебнику Выполнял задание с помощью учителя/ товарищей/родителей

Слайд 6

Оценочный лист работы в группе/паре (набор критериев зависит от характера работы) Критерии Оценка группы Оценка класса Оценка учителя Группа выполнила задание/дала ответ на вопрос Приведены необходимые доказательства/примеры Материал представлен в логической последовательности Речь выступающего соответствует требованиям, предъявляемым такому типу высказываниям Выступление сопровождается иллюстративным/мультимедийным материалом Другие критерии/общий балл

Слайд 7

Шкала оценивания в баллах (или «+»/«-»)по каждому критерию: - в полной мере - 3 балла - в основном – 2 балла - частично – 1 балл - нет – 0 баллов

Слайд 8

Оценочный лист работы членов группы/пары (набор критериев зависит от характера работы) Критерии Самооценка Оценка группы Оценка класса Оценка учителя Участвовал в обсуждении Предлагал варианты решения/действий/работы Выслушивал слова других членов группы не перебивая Высказывал свои мысли спокойно, связно, без «речевой агрессии» Другие критерии/общий балл

Слайд 9

Методика «Диагностика самоконтроля» Цель методики: отслеживание развития навыков самоконтроля учащихся. Процедура. Проводится в начале каждой четверти. Методика эта трудоемка, так как используется индивидуально. Используемый материал: карточки с заданиями типа: задача на содержание одного из учебных предметов; текст с грамматическими или орфографическими ошибками на изученное правило; математическая задача с неправильным решением.

Слайд 10

Инструкция: ученику предлагается ответить на вопросы и выполнить задание. 1. Бывают ли случаи, когда ты не уверен, правильно ли выполнил задание (решил задачу, составил план)? Если бывают, что ты в этом случае делаешь? Проверяешь ли ты себя, когда выполняешь домашнее задание? Если проверяешь, то как ты это делаешь? 2. Реши задачу/выполни упражнение. (Ученик выполняет задание учителя.) Как ты думаешь, правильно ли ты решил задачу/выполнил упражнение? Почему ты так думаешь? Анализ выполненного задания.

Слайд 11

Учитель протоколирует ответы ученика на вопросы беседы и проверяет выполненное задание. Форма отчета. Протоколы собеседования с каждым учеником и общий качественный и количественный анализ результатов исследования (сколько учащихся контролируют свои действия, сколько делают это иногда, сколько вообще этого не делают).

Слайд 12

«Карта успешности ученика» Процедура. Ребенку предлагается следующая анкета: 1. В каком из перечисленных видов деятельности/форм работы по предмету ты чувствуешь себя наиболее успешным? - выполнение домашнего задания - написание сочинения/изложения/диктанта и др. - устный ответ на уроке/сообщение/доклад и пр. - разные виды анализа текста/реферирование и пр. - исследование - проект -другие виды 2. Кто заметил твой успех? - друг - учитель - одноклассники - родные - кто-то еще. 3 . Считаешь ли ты себя успешным человеком? - да - скорее, да - иногда - нет 4 . Вспомни и опиши несколькими предложениями свой самый большой успех (по предмету).

Слайд 13

Портфолио как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений учащихся по предмету

Слайд 14

Существенным преимуществом портфолио по сравнению с другими видами оценивания является то, что предметом оценки и последующего совершенствования становятся не только предметные достижения обучающегося, но и метапредметные и личностные результаты. Портфолио (портфель достижений) в соответствии с требованиями ФГОС является системой, объединяющей возможности накопительной (итоговой) оценки, методов портфолио-работы и методов формирующего оценивания как основы новой системы обратной связи между учителем и учеником.

Слайд 15

Портфель достижений позволяет поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся; формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Слайд 16

Портфолио (портфель достижений) понимают как: 1) сборник материалов , самостоятельно отобранных учащимися для демонстрации своих достижений, прогресса, индивидуальности, который является основой для дополнительной системы оценивания; 2 ) процесс и мероприятия , построенные вокруг сбора работ и формирования самого сборника, которые обычно называют портфолио-работой ; 3) новую систему обратной связи во взаимодействии учителя и ученика, вовлекающую последнего в процессы самоанализа и самооценки и в итоге направляющую на улучшение учебы.

Слайд 17

Портфолио как портфель Выборки детских работ 2. Систематизированные материалы наблюдений (официальные документы, подтверждающие достижения учащегося, оценочные листы, материалы и листы наблюдений, отзывы, рецензии и т.п.) 3. Материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности

Слайд 18

Портфолио-работа систематическая работа с портфолио, его анализ и обсуждение позволяют формировать у учащихся регулятивные и коммуникативные навыки, навыки самооценки, самоконтроля и планирования ( метапредметные результаты ); - когда школьник обсуждает, проектирует и понимает структуру своего портфолио, он размышляет о целях своего обучения, а значит, он лучше понимает мотивы своего обучения – повышается уровень осознанности учеником своей образовательной деятельности ; - постоянная саморефлексия своей деятельности способствует формированию внутреннего учебного плана ; - работа с портфолио позволяет учащемуся выстроить определенную систему самооценки, самостоятельно соотнести себя с успехами своих сверстников и требованиями ФГОС .

Слайд 19

Анализ, интерпретация и оценка «зачет/незачет» (удовлетворительно/неудовлетворительно, что отражает освоение опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках задач, построенных на опорном учебном материале; достижение базовых результатов, необходимых для продолжения образования); - «хорошо», «отлично» - оценки, говорящие об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, кругозоре. Возможно использование пятибалльной системы, но с переосмыслением качества отметки: «3» - «удовлетворительно», что свидетельствует об успехе учащегося, об освоении опорной системы знаний и учебных действий, необходимых для дальнейшей учебы (равно «зачет»).

Слайд 20

Можно рассматривать портфолио по предмету ученика каждого класса как определенный этап создания портфолио выпускника средней школы. В этом случае мы будем выделять шесть этапов – 5, 6, 7, 8, 9 класс и итоговый портфолио выпускника (лучшие работы, высшие достижения за пять лет, показывающие закономерность дальнейшего профильного образования).

Слайд 21

Пример 1. Рубрика «Из истории языка» Прочитайте информацию о переходе слов из одной части речи в другую: В современном русском языке переходят в существительные только полные прилагательные. В древнерусском языке имел место и переход кратких форм: рукав, княжна, добро, зло, войско. Теперь эти слова совсем обособились от прилагательных. (А. Гвоздев) Разделитесь на группы (пары), чтобы выполнить следующее задание. Внимательно читайте текст, вставляя подходящие по смыслу слова на месте пропусков. Можно выделить большие тематические группы существительных, которые произошли от прилагательных. К ним относятся многие слова, которые служат названиями помещений в квартире или жилом доме: гостиная…, Бывшие прилагательные – это и названия предприятий торговли и общественного питания, которые есть в каждом городе: булочная…кондитерская…, Названия многих политических объединений, сторонников того или иного общественно-политического направления – это также нередко субстантивированные прилагательные: левые…, Названия некоторых пород собак, кошек: борзая, сибирская…

Слайд 22

Поделитесь своими результатами с другими группами. Дайте оценку своей работе, назовите лучшую группу. Для того чтобы работа в группах была продуктивной, советуем обратиться к материалам рубрики «Советы помощника» (параграф 43, учебник для 6 класса, часть 2): Чтобы обсуждение результатов работы было успешным:1) определите ведущего; 2) не перебивайте говорящего; 3) излагайте свою точку зрения кратко, доказательно, последовательно; 4) будьте доброжелательны друг к другу.

Слайд 23

Помещения в доме Предприятия торговли и общественного питания Политические объединения (партии) Породы собак, кошек Гостиная ванная Гардеробная Буфетная Бильярдная Столовая душевая Булочная Кондитерская Мороженое закусочнаяшашлычнаячебуречнаяпельменная Левые Правые Красные оранжевые Борзая Сибирская Гончая Сиамская Британская московская сторожевая

Слайд 24

Пример 2. Рубрика «Из истории языка» (учебник для 6 класса, часть 2, параграф 42) Прочитайте информацию о цветовых прилагательных: В древнерусском языке оттенки цветовых названий определялись главным образом посредством указания на сходство с цветом какого-нибудь предмета. Например: жаркий (от жар — горящие угли), крапивный (т. е. зелёного отлива), маковый (словно маков цвет). Поэтому в группе цветовых прилагательных рядом со словами, теперь уже представляющимися непосредственным обозначением цвета (белый, серый, жёлтый и др.), выделяется ряд прилагательных более позднего происхождения, выражающих понятие цвета через отношение к предмету (шоколадный, янтарный, сиреневый и др.). (По В. Виноградову)

Слайд 25

Самое простое задание, которое можно предложить – привести похожие примеры самостоятельно. Идея для проекта для будущих дизайнеров интерьера и дизайнеров модной одежды: подобрать коллекцию самых современных цветов и их оттенков для создания интерьера школьного кабинета русского языка, интерьера детской комнаты в своём доме, с целью разработки модной линейки одежды для подростков.

Слайд 26

Идея для проекта. Работаем в группах: Посмотрите мультфильм «Нобелевский сезон» из серии «Смешарики». 1) Выпишите прилагательные, использованные в речи героями фильма. 2) Определите разряды, к которым они принадлежат. 3) Есть ли в речи героев краткие формы прилагательных? назовите их. 4) Есть ли прилагательные, использованные в степени сравнения? 5) В речи героев мультфильма присутствуют термины. К какому стилю вы отнесли бы прослушанный текст? 6) Один из главных героев задаёт вопрос: «Зачем нужна Вселенная, в которой нет чуда?» Порассуждайте на эту тему в своих группах. В ответе постарайтесь использовать столько прилагательных, сколько это возможно. Поделитесь полученным результатом с партнёрами по работе из других групп. Оцените их результат. Что вы думаете о результатах вашей работы?

Слайд 27

Практическая работа. Этапы формирования портфолио на основе УМК «Русский язык» Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской и др. (5-9 классы) Анализ и оценивание портфолио. Форма организации работы: групповая Групповая работа слушателей (5 групп) по анализу всех компонентов УМК «Русский язык» Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской и др. (5-9 классы) и создание в каждой группе плана портфолио для 5-ти,6-ти,7-ми,8-ми или 9-тиклассника и критериев его анализа и оценивания. Представление результатов групповой работы .

Слайд 28

Возможный план организации работы в группах: Какова цель создания портфолио достижений по русскому языку в данном классе? (определение - зачем делать; каковы предметные, личностные, метапредметные результаты) Каковы должны быть разделы портфолио? (определение – что включать; разделы содержания) Примеры материалов для каждого раздела портфолио на основе УМК «Русский язык» Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской и др. (5-9 классы). Критерии анализа и оценивания потфолио. План работы с портфолио в течение учебного года.

Слайд 29

Результат План портфолио учащихся 5, 6, 7, 8, 9 классов (соответственно в каждой группе) с примерами материалов, критерии анализа и оценивания портфолио, план работы с портфолио в течение учебного года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка

Разработки уроков...

Методическая копилка

Папка "Методическая работа" содержит следующие разделы:1.Грамоты2.Удостоверение о краткосросном повышении квалификации;3.Копия диплома;4.Выступления на педагогических советах;5.Награды учащихся;6.Испо...

Методическая копилка "Приемы развивающего обучения".

В копилке "Приемы развивающего обучения" мною собраны приемы преподаванипя географии, которыми я овладела за годы своей учительской деятельности и которые, надеюсь, могут быть полезными и интересными ...

Методическая копилка, разработки уроков.

Пояснительная записка Полещук Анатолий МихайловичУчитель английского языка МОУ «СОШ № 1»г.ЕмвыРазработка по английскому языку в 7 классе «Рекорды и достижения».  В ходе урок...

Учебно-образовательный, методический проект «Методическая копилка»

Современный преподаватель ДШИ обязан не только знать свой предмет, но и обладать набором профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Современный препод...

Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.

Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....