Программа модуля ЧАСИ «Истоки языкознания»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Кочулина Татьяна Викторовна

Значимость данной программы модуля ЧАСИ «Истоки языкознания» состоит в углублении лингвистических знаний учащихся, овладении ими культурой устной и письменной речи, в формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии логики мышления. Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.

    Реализация данной программы модуля  предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №10» города Советска Калининградской области

«Рекомендована

к использованию»

педагогическим советом

Протокол №

от «  » августа 2017 г.

«Согласовано»:

с руководителем методической кафедры

филологического

направления

«Принято» на МК

Протокол №

от «   » августа 2017 г.

«Утверждаю»:

директор МАОУ

лицея №10 г. Советска

__________________

Г.Ф. Соколовский

Приказ №

от « » августа 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

МОДУЛЯ «ЧАСИ»

(часа ассоциативных инициаций)

«Истоки языкознания»

название

для 8 класса

на 2017-2018 учебный год

36 часов

Общеучебная компетенция

Составитель(и) программы:

Кочулина Т.В.

Советск, 2017


  1. Общая характеристика курса модуля

       В данной программе модуля ЧАСИ «Истоки языкознания»  в соответствии с примерной программой Дроздовой  О. Е.  «Основы языкознания для школьников : факультативный курс : 5—8 классы» реализован коммуникативно – деятельностный подход, в соответствии с которым тематическое планирование курса включает не только перечень теоретических понятий, составляющих подлежащее освоению содержание коммуникативной компетенции, но и основные виды учебной деятельности, осуществляемые для освоения необходимого содержания.    Общелингвистический компонент (OЛK), представленный в данной программе, даёт широкие возможности для решения общеобразовательных задач  — развития интеллекта, воспитания научного типа мышления. Системное изучение общелингвистических сведений помогает структурно организовать мышление школьника, причём делается это на самом универсальном поле  — языковом, а значит, служит в дальнейшем лучшему усвоению любого предметного содержания.

Значимость данной программы модуля ЧАСИ «Истоки языкознания» состоит в углублении лингвистических знаний учащихся, овладении ими культурой устной и письменной речи, в формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии логики мышления. Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.

    Реализация данной программы модуля  предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.

        Модуль является предметно-, позиционно- и смысло- ориентированным, вопросы, рассматриваемые в нем, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный модуль будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой. Модуль  направлен на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения надпредметными умениями и навыками, которые позволят им лучше адаптироваться дальнейшей жизни.

   Актуальность программы ЧАСИ заключается в следующем:   данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами языкознания, культуры речи, грамматики русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемах данных наук. Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Цель освоения курса.

Главная цель модуля ЧАСИ «Истоки языкознания»  — формирование лингвистической компетенции, которая должна стать основой лингвистического мировоззрения школьников (необходимого условия для совершенствования в изучении языков, в первую очередь родного). Данная программа носит ознакомительный характер, так как его цель – создание условий для изучения области будущей профильной подготовки и погружение в специфическую профессиональную подготовку- филологию.

Образовательные задачи:

1) познакомить учащихся с объектом языкознания, его понятийно-терминологическим аппаратом и методами исследования;

2) дать школьникам научное представление о проблематике, связанной с языком человека в целом (происхождение и  развитие языка, знаковая природа языка, взаимоотношения языка и общества, отличия языка людей от языка животных, языка от диалекта, а также история письменности);

3) познакомить учащихся с некоторыми видами классификации языков: естественные и искусственные языки, живые и мёртвые языки, генеалогическая классификация языков;

4) сформировать у обучаемых представление о системном устройстве языка, рассматривая отношения как между отдельными фактами или явлениями языка, так и между языковыми уровнями;

5) обеспечить усвоение школьниками идей о необходимости лингвистических знаний как в процессе школьного обучения, так и в дальнейшей жизни.

Развивающие задачи:

1) повысить у школьников интерес к изучению языков, и в первую очередь к изучению родного языка;

2) дать учащимся научное представление о русском языке как о частном случае языка вообще, помочь им осознать единство функций и различие форм их реализации у всех языков;

3) способствовать формированию умений анализировать, сопоставлять, обобщать языковой материал и развивать научное мышление школьников, стимулировать общее развитие их интеллекта;

4) приобщать школьников к решению эвристических задач на языковом материале, таким образом развивая их творческие способности;

5) способствовать преодолению психо логического барьера перед трудностями в изучении родного языка и овладении иностранными языками.

Воспитательные задачи:

1) формировать у школьников сознательное, ценностное отношение к родному языку, способствующее повышению престижа его изучения;

2) дать учащимся представление об универсальности любого языка для выражения коммуникативных потребностей человека, таким образом формировать уважительное отношение к языкам разных народов и их культуре в целом.        

  1. Место курса в учебном плане лицея

Программа  модуля ЧАСИ «Истоки языкознания» рассчитана на 36 часов (1 час в неделю)

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения курса модуля  

       Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знания основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знанийо лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

      Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

     В числе ключевых компетенций, формирующихся у обучающихся, выделяются познавательная и творческая компетенции, способствующие критической оценке познаваемой информации, самостоятельному ее поиску и исследованию, а также творческому переосмыслению и возможности применять полученные знания в нестандартных ситуациях.

Среди общекультурных и (или) профильных компетенций, приобретаемых в процессе изучения учебного материала, следует выделить:

  • способность порождать новые идеи;
  • способность извлекать необходимую информацию из различных источников (словарей, справочников, энциклопедий и т. д.);
  • способность использовать разные виды чтения; – анализировать литературу по определённой теме;
  • способность свободно владеть базовыми понятиями  разделами лингвистики, необходимыми для решения научно-исследовательских задач;
  • способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)  
  • способность использовать знания разделов языкознания и лингвокультурологии в своей научно-исследовательской деятельности.
  1. Структура и содержание модуля

Программа курса состоит из шести модулей, каждый модуль изучения тем построен таким образом:

1. Справочно-ознакомительный этап: лекция учителя, самостоятельная работа по теме, поиск информации из разных источников, занятие с использованием ИКТ.

2. Тренировочный этап: практикум, семинар, дискуссия, ролевая и ситуационная игра.

3. Контролирующий этап: написание проектных и исследовательских работ,

докладов, рефератов.

 Такое изучение тем модуля позволяет учащимся самим  формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Модудь «Аз, буки,  веди...»

Практическая работа.

  • Составление таблицы «Языковая система».
  • Подбор тезисов по теме «Русский язык – один из богатейших языков мира».
  • Составление послания с помощью пиктограмм – самого первого способа письма в рисунках
  • Составление таблиц «Индоевропейская семья языков», «Славянские языки»,
  • Работа в группах: парный проект «Создаем учебные видеофильмы», тема «О языке и речи»

1.«Языковые семьи. Индоевропейские языки»

2.  «Кирилл и Мефодий»

3«Коснемся истории»

  • Поисковая работа. Информационный проект «Появление буквы ё в русском алфавите», « Судьба букв ять, ижица, ферт, ё»

Модудь «Одежда» слов»

Практическая работа.

  • Поисковая работа с орфоэпическим словарём.
  • Лингвистические игры.
  • Конкурс сказок
  • Информационные проекты «Ударение и интонация», «Тоновые языки»,   «Типы ударений в языках мира».

Модудь  «В мире слов, или что такое лексика»

Практическая работа.

  • Работа со словарём паронимов. Различие созвучных слов.
  • Практикум. Лексические нормы. Нарушение лексической сочетаемости слов.
  • Доклады с аудио-/видеопрезентациями/схемами:

1. Имена и их происхождение.

2.Использование иностранных слов в русском языке.

3.Мимика и жесты в разных культурах

Модудь « Писать ли, как слышится, или что такое орфография»    

Практическая работа

  • Составление тезисов и кластера по теме
  • Мой словарик.
  • Диктанты «На засыпку»
  • Пишем лингвистические сказки
  • Обрати внимание (таблицы по орфографии для предупреждения ошибок)

Модудь «Где живут знаки препинания?»    

      Практическая работа

  • Составление тезисов

  • Инфамационные проекты(парные или индивидуальные)

  • Решение задач по правилам пунктуации
  • Интерактивная викторина «Языкознание для всех»

  1. Структура модуля

Тема

Дата

Виды учебной деятельности, формирующие компетенции

Форма продукта

1

Модудь «Аз, буки,  веди...»

 9 часов

Имеют элементарные представления о месте русского языка в кругу индоевропейских языков.

Имеют представление об отечественных лингвистах.

 Имеют представление о происхождение письменност, о языковом родстве славянских народов.

Умеют самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

Умеют работать с источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Отвечают на вопросы по прослушанному или прочитанному текстам; создают устные монологические высказывания разного типа

Умеют вести диалог.

Учебный видеофильм

Составление послания с помощью пиктограмм – самого первого способа письма в рисунках

2

Модудь «Одежда» слов»

6 часов

Имеют понятие о трех основных принципах звуко-буквенного письма: фонематический,

фонетический, традиционный.

Имеют понятие о языковых уровнях и единицах языка.

Умеют самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

Умеют работать с источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Отвечают на вопросы по прослушанному или прочитанному текстам; создают устные монологические высказывания разного типа

Умеют вести диалог.

Лингвистические игры.

Конкурс сказок

Информационные проекты «Ударение и интонация», «Тоновые языки»,   «Типы ударений в языках мира».

4

Модудь  «В мире слов, или что такое лексика»   9  часов

Овладевают основными понятиями лексикологии. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

Узнают общие принципы классификации словарного состава русского языка. Проводят лексический анализ слова.

Умеют самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

Умеют работать с источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Отбирают и систематизируют материал на определенную тему. Умеют вести диалог.

Указывают какая информация требуется для решения

поставленной задачи; в источниках какого типа следует

искать заданную информацию

Доклады с аудио-/видеопрезентациями/схемами:

1. Имена и их происхождение.

2.Использование иностранных слов в русском языке.

3.Мимика и жесты в разных культурах

5

Модудь « Писать ли, как слышится, или что такое орфография»    

7   часов

Имеют представелние об орфографии как о системе правил. Устанавливают причинно-следственные связи. Осваивоют содержание изученных правил и алгоритмы их использования. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Сличают свой способ действия с эталоном. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Отбирают и систематизируют материал на определенную тему. Умеют вести диалог.

Указывают какая информация требуется для решения

поставленной задачи; в источниках какого типа следует

искать заданную информацию

Диктанты «На засыпку»

лингвистические сказки

таблицы по орфографии для предупреждения ошибок

6

Модудь «Где живут знаки препинания?»    

5   часов

Осваивоют содержание изученных пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Выделяют и формулируют проблему. Используют словари и справочники для решения орфографических и пунктуационных проблем

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Сличают свой способ действия с эталоном. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Отбирают и систематизируют материал на определенную тему. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Инфамационные проекты(парные или индивидуальные):

«Как появились знаки препинания?» и «Синтаксис…Это интересно!»

  1. Содержание модуля

Модудь «Аз, буки,  веди...»

Содержание раздела. Язык и наука о нем. Языкознание. Разделы науки о языке. Ученые о происхождении и назначении языка. Разделы лингвистики. Язык как система систем.

Язык людей и язык животных. Предпосылки возникновения письма (предметное письмо, узелковое письмо, вампум). Начертательное письмо.
Способы расположения знаков при письме. Виды начерта-
тельного письма: пиктографическое (рисуночное), идеогра-
фическое (символическое), фонографическое (звуко-буквен-
ное). Алфавит

Происхождение письменности. Языковое родство славянских народов. Как разгадывают письменность древних. Как возникла славянская письменность. О буквах русского алфавита.

Классификация языков. Языковая семья. Генеалогическая классификация языков. Индоевропейские языки. Другие языковые семьи.. Понятие о мировых языках. Праиндоевропейский язык — основа семьи индоевропейских языков. Гипотезы о времени и месте существования единого племени индоевропейцев. Генеалогическая классификация индоевропейских языков.

Первоучители словенские.

Славянская азбука. История букв славянской азбуки. Происхождение названий русских падежей

Реформы языка.

Модудь «Одежда» слов» .

Содержание раздела. Понятие о языковых уровнях и единицах языка. Фонетический уровень языка. Троякий аспект звуков речи (слышим, произносим, понимаем). Артикуляционная база языка. Речевой аппарат человека. Артикуляторы и резонаторы. Характеристика звуков с точки зрения артикуляции. Акцент. Гласные и согласные. Их роль в языках мира. Различия гласных и согласных по месту и способу образования

    Ударение. Типы ударений в языках мира. Интонация. Компоненты интонации: движение тона, сила звучания, темп речи и тембрголоса.

   Тоновые языки. Соотношение звуков и букв в разных языках. Три основ-
ных принципа звуко-буквенного письма: фонематический, фонетический, традиционный. Транскрипция. Транслитерация.

Модудь  «В мире слов, или что такое лексика»

Содержание раздела. Лексический уровень языка. Слово — основная единица языка.. Лексическое значение слова. Многозначность. Прямое и переносное значения. Виды переносных значений (перенос по сходству и по смежности). Омонимы. Их отличия от многозначных слов. Пути возникновения омонимов. Неполные омонимы: омофоны, омографы, омоформы. Синонимы. Полная и неполная синонимия. Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов. Использование синонимов как выразительное средство Антонимы. Слова, у которых могут быть антонимы. Паронимы. Различие созвучных слов. Лексические нормы. Нарушение лексической сочетаемости слов. Употребление слова в несвойственном ему значении. Фразеологизмы. Источники фразеологии.

Лексика с точки зрения происхождения: исконные и заимствованные слова. Причины заимствования слов. Жизнь слова в чужом языке.. Лексикография. Словари энциклопедические и лингвистические. Виды лингвистических словарей.

Модудь « Писать ли, как слышится, или что такое орфография»    

Содержание раздела.

Разделы русской орфографии. Принципы русской орфографии. Морфолог-

ический принцип правописания. Фонетический принцип. Фонематический

принцип. Традиционный принцип.

О правописании наречий. О правописании сложных существительных,

прилагательных. О слитном и раздельном написании НЕ. О правописании

служебных слов. Об употреблении дефиса.

Роль орфографии в письменном общении. 

Устное и письменное общение между людьми.

Модудь «Где живут знаки препинания?»    

Содержание раздела.  История современных знаков препинания.  Периоды

в развитии пунктуации. Русская пунктуация xvi- xvii веков. Создание

современной системы пунктуации. Классификация знаков препинания и их

 характеристика.  Роль пунктуации в письменном общении.

 

 


Календарно-тематическое планирование

Дата

№ п/п

Тема урока, форма организации

Основные элементы содержания

Виды учебной деятельности

Контроль

Планируемые предметные результаты обучения

Формируемая

в результате освоения  темы компетенция

Модудь «Аз, буки,  веди...» 9 часов

Универсальные учебные действия (УУД):

  • Регулятивные:
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умение работать с источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
  • Познавательные:

-  иметь элементарные представления о месте русского языка в кругу индоевропейских языков. Иметь представление об отечественных лингвистах

- . иметь представление о происхождение письменност, о языковом родстве славянских народов.

  •  осознавать связь русского языка с культурой и историей России, проявлять уважение к истории, культурным и историческим памятникам, традициям страны.
  • Коммуникативные:
  • отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному текстам; создавать устные монологические высказывания разного типа;
  • уметь вести диалог.

Универсальная

Общепредметная

Профильная

1

Введение в ЧАСИ. Языкознание (лингвистика) - удивительная наука.

Языкознание

(лингвистика)

Знают, что такое языкознание. Осознают роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека. Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи Составляют таблицы «Основные разделы

языкознания».

Подбор тезисов по теме «Русский язык – один из богатейших языков мира».

Знать формы

взаимодействия

языка и культуры. предмет и задачи лингвистики. Уметь определять задачи курса. Уметь работать с учебной и

научной литературой.

Описывать содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

Способность планировать и решать задачи личностного развития

2

Как и когда люди научились говорить? Проблема происхождения языка.  Вербальные и невербальные формы

общения.

Версия о божественном проис-

хождении; гипотезы: звукоподражательная, междометная,

теория «трудовых выкриков», гипотеза «общественного дого-

вора»

Вербальные и невербальные формы

общения.

Находят информацию о происхождении языка

Приводят примеры вербальной и не-

вербальной формы общения.

Создают информационные мини- проекты.

Опрос «Открытый микрофон»

Мини-проекты

Знать  проблемы происхождения письма.

Уметь пользоваться лингвистической литературой.

Уметь слушать и слышать друг друга, выступать перед аудиторией сверстников с докладом, представлять реферат.

Универсальная

Общепредметная

3

Верблюд и апфавит.. Происхождение и развитие письма.  Пиктографическое письмо. Идеографическое (символическое) письмо

Семиотика

Пиктографическое письмо.

Идеографическое письмо

Осознают значение письма в истории развития человечества. Находят информацию в различных источниках о предпосылках появления письменности.

Приводят примеры

 развития письменности. Планируют общие способы работы. Оформляют плакаты  с различными знаками.

Составление послания с помощью пиктограмм – самого первого способа письма в рисунках

Знать историю происхождения и развития письма, предпосылки возникновения письма. Уметь пользоваться лингвистической литературой, информационным порталом «Грамота»

Универсальная

Общепредметная

4

Языковая семья. Генеалогическое древо индоевропейских языков.

Русский язык как один из индоевропейских языков.

Знают принципы и различия важнейших классификаций языков (генеалогической, типологической, ареальной). Приводят примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны. Создают древа языка.

Составление таблиц «Индоевропейская семья языков», «Славянские языки»,

Знать происхождение, сущность и функции языка.  Иметь представления о месте русского языка в кругу индоевропейских языков.

Универсальная

Общепредметная

5

Как возникла славянская письменность? Кирилл и Мефодий -  первоучители словенские.

Письменность

Словенские первоучители.

Знают  о первоучителях словенских. Приводят примеры развития письменности, находят материал о составе русского алфавита, названия букв.

Работа в группах

Проектное задание «Создаем учебные видеофильмы», тема «О языке и речи»

1.«Языковые семьи. Индоевропейские языки»

2.  «Кирилл и Мефодий»

3«Коснемся истории»с

Знать  историю возникновения славянской азбуки.Знать,  кто такие Кирилл и Мефодий, каковы их заслуги в развитии славянской письменности, Иметь элементарные представления о месте русского языка в кругу индоевропейских языков, роли старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.

Универсальная

Общепредметная

6

"Ять" – гроза гимназистов, «Еръ» - "немая" буква. Тайны русского алфлвита.

алфавит

кириллица

Ять

Еръ

Фита

Ижица

Приводят примеры

 о развитии письменности, составе русского алфавита, названия букв. Находят интересные факты о русских буквах.

Составляют план и последовательность действий.

Поисковая работа. Появление буквы ё в русском алфавите. Судьба букв ять, ижица, ферт, ё.

Знать историю русского алфавита. Знать буквенные и цифровые обозначения в кириллице,

Уметь извлекать необходимую информацию из различных источников (словарей, справочников, энциклопедий и т. д.).

Универсальная

Общепредметная

7

13 или 6? Из истории русских падежей.

Ждательный

Местный

Счётные падежи

Падежная система русского языка

Определяют, действительно ли в русском языке всего шесть падежей. Находят информацию из различных источников (словарей, справочников, энциклопедий и т. д.). Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Работа в группах

Проектное задание «Создаем учебные видеофильмы», тема «О языке и речи»

1.«Языковые семьи. Индоевропейские языки»

2.  «Кирилл и Мефодий»

3«Коснемся истории»

Знать историю происхождения русских падежей. Уметь выделять  и формулирують познавательную цель.

8.

Коснемся истории. Реформаторы-теоретики и реформаторы-практики.

реформа Петра I;

реформа Михаила Ломоносова;

реформа 1918 года (последняя)

Находят материал  о  реформах русского языка. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Составляют план и последовательность действий.

Подбор материаладля устного сообщения  по теме «Реформы в области языка».

Знать основные этапы реформирования русского языка.  Уметь выразить свою мысль осмысленно, грамматически нормативно;

уметь составить развернутое письменное и устное сообщение.

Универсальная

Общепредметная

9

Защита проектных работ «О языке и речи»

проектная работа

Имеют элементарные представления о месте русского языка в кругу индоевропейских языков, роли старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка, об основных формах функционирования современного русского языка; о развитии русистики. Структурируют знания. Выделяют и формулируют проблему.

Защита мини-проектов Проектное задание «Создаем учебные видеофильмы», тема «О языке и речи»

1.«Языковые семьи. Индоевропейские языки»

2.  «Кирилл и Мефодий»

3«Коснемся истории»

Знать:

• предмет и задачи лингвистики;

• происхождение, сущность и функции языка;

• место языка в ряду культурно значимых средств коммуникации.

Уметь извлекать необходимую информацию из различных источников (словарей, справочников, энциклопедий и т. д.).

Владеть содержательной интерпретацией и адаптацией филологических знаний для решения образовательных задач.

Модудь  «Одежда» слов» 6 часов

Универсальные учебные действия (УУД):

  • Регулятивные:
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умение работать с источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
  • Познавательные:

-  иметь понятие о трех основных принципах звуко-буквенного письма: фонематический,

фонетический, традиционный.

- . иметь понятие о языковых уровнях и единицах языка.

  • Коммуникативные:
  • отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному текстам; создавать устные монологические высказывания разного типа;
  • уметь вести диалог.

10

Какие звуки изучает фонетика? Уровни языка

фонетика

звуки

языковойуровнях

Овладевают основными понятиями фонетики. Осознают (понимают) смыслоразличительную функцию звука; звукопись как одно из выразительных средств русского языка.

составление тезисов, устныз высказываний

Овладевать основными понятиями фонетики. Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова.

Использовать знание алфавита при поиске информации в словарях, энциклопедиях

Универсальная

Общепредметная

11

Струны-голосовые связки. Артикуляционная база языка. Речевой аппарат человека

Речевой аппарат человека. Артикуляторы и резо-

наторы. Характеристика звуков с точки зрения артикуля-

ции. Акцент.

Распознают гласные и согласные, ударные и безударные гласные, согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые, парные и непарные по мягкости/твердости, звонкости/глухости звуки.

устные вытупления

Осознавать (понимать) смыслоразличительную функцию звука. Понимать устройство речевого аппарата, способы образования звуков русского языка.

Универсальная

Общепредметная

12

Гласные и согласные. Звуки-«сухофрукты». Звуки под маской.

Фонема и еѐ основная функция.

Анализируют и характеризуют отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова устно и с помощью элементов транскрипции; звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги и возможностей переноса слова с одной строки на другую. Классифицируют и группируют звуки речи по заданным признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава

Лингвистические игры

Распознавать гласные и согласные; ударные и безударные гласные; согласные шумные (звонкие и глухие) и сонорные, мягкие и твёрдые; пары согласных по мягкости-твёрдости, по звонкости-глухости.

Универсальная

Общепредметная

13

Соотношение звуков и букв в разных языках. Транскрипция

Транскрипция. Транслите-

рация.

Овладевают основными правилами литературного произношения и ударения: нормами произношения безударных гласных звуков; мягкого или твердого согласного перед [э] в иноязычных словах; сочетаний согласных (чн, чт и др.); грамматических форм (прилагательных на -его, -ого, возвратных глаголов с -ся, -сь и др.); иноязычных слов, русских имен и отчеств, фамилий, географических названий; нормативным ударением в словах и их формах, трудных с акцентологической точки зрения (слова типа квартал, договор, глаголы прошедшего времени, краткие причастия и прилагательные и т. д.)

работа с информацией

Анализировать и характеризовать устно и с помощью элементов транскрипции: отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова, звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги. Членить слова на слоги и правильно их переносить с одной строки на другую.

Универсальная

Общепредметная

14

Ударение и интонация Тоновые языки.  Типы ударений в языках мира

Компоненты интонации: движение тона, сила звучания, темп

речи и тембр голоса

Определяют место ударного слога, наблюдают за перемещением ударения при изменении формы слова, употребляют в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами.

работ со словарями

решение задач

Определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами.

Универсальная

Общепредметная

15

Урок – практикум «Соотношение звуков и букв в разных языках»

орфоэпический словарь

Осознают важность нормативного произношения для культурного человека. Анализируют и оценивают с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь; корректируют собственную речь

практикум

информационные проекты

Знать важность нормативного произношения для культурного человека.  Уметь сопоставлять и анализировть звуковой и буквенный состав слова.

Владеть умеием  слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Универсальная

Общепредметная

Модудь  «В мире слов, или что такое лексика»   9  часов

Универсальные учебные действия (УУД):

  • Регулятивные:
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умение работать с источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
  • Познавательные:

-  уметь осуществлять выбор лексических средств и употреблять их в соответствии со значением и сферой общения.

- уметь извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей иностранных слов, этимологических словарей и использовать её в различных видах деятельности.

фонетический, традиционный.

- . иметь понятие о языковых уровнях и единицах языка.

  • Коммуникативные:
  • отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному текстам; создавать устные монологические высказывания разного типа;
  • уметь вести диалог.

16

Тайна лексического значения слова. Слово – основная единица языка

Лексический уровень языка.

Овладевают основными понятиями лексикологии. Объясняют различие лексического и грамматического значений слова; толкуют лексическое значение слов различными способами.

тезисы

таблица

Знать специфику слова как единицы языка, лексическое значение слова, причины исторических изменений в лексике. Уметь в несложных случаях определять лексическое значение слова (в контексте). Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон; осознавать основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков).

Универсальная

Общепредметная

17

Слово может ветвиться? Моносемия и полисемия.

Моносемия и полисемия

Узнают общие принципы классификации словарного состава русского языка. Различают однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова.

Уметь различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова; извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря) и используют ее в различных видах деятельности

Универсальная

Общепредметная

18

Слова-близнецы. Омонимы, их отличия от многозначных слов. Омофоны, омографы, омоформы.

омофоны, омо-

графы, омоформы

Знают пути воз-

никновения омонимов. Определяют

неполные омонимы: омофоны, омо-

графы, омоформы.

Знат отличия омонимов от многозначных слов. Уметь опознавать омонимы, синонимы, антонимы; основные виды тропов. Использовать компьютерные технологии и коммуникативные возможности Интернета

Универсальная

Общепредметная

19

Синонимы.Антонимы Паронимы.

Синонимы.

Антонимы Паронимы

Опознают омонимы, синонимы, антонимы; основные виды тропов. Сопоставляют прямое и переносное значение слова; синонимы в синонимических цепочках; пары антонимов, омонимов.

Уметь опознавать омонимы, синонимы, антонимы; основные виды тропов. Осознавать смысловые и стилистические различия синонимов. Сопоставлять прямое и переносное значения слова; синонимы в синонимических цепочках; пары антонимов, омонимов. Наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественной и разговорной речи; синонимов и антонимов в художественных и учебно-научных текстах. Использовать в собственной речи синонимы, антонимы, слова одной тематической группы, омонимы, многозначные слова.

Универсальная

Общепредметная

20

Практикум. Работа со словарём паронимов. Различие созвучных слов. Профилактика речевых ошибок, связанных с употреблением паронимов

паронимы

Извлекают необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря) и используют ее в различных видах деятельности

Работа со словарём паронимов.

Уметь оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления Уметь извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря) и использовать её в различных видах деятельности.

Универсальная

Общепредметная

21

Практикум. Лексические нормы. Нарушение лексической сочетаемости слов. Употребление слова в несвойственном ему значении.

лексическая норма

Проводят лексический анализ слова. Осуществляют выбор лексических средств и употребляют их в соответствии со значением и сферой общения. Наблюдают за использованием слов в переносном значении в художественной и разговорной речи; синонимов в художественных, публицистических и учебно-научных текстах, антонимов, устаревших слов и неологизмов, диалектизмов в языке художественной литературы

практикум

Наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественной и разговорной речи; синонимов и антонимов в художественных и учебно-научных текстах. Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря) и использовать её в различных видах деятельности.

Универсальная

Общепредметная

22

Фразеологизмы. Источники фразеологии.

Фразеологиче-

ские сращения и фразеологические единства

Осознают основные понятия фразеологии. Опознают фразеологоческие обороты по их признакам. Разлячают свободные сочетания слов и фразеологизмы, фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные.

работа с порталом «Грамота»

Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря) и использовать её в различных видах деятельности.

Опознавать фразеологические обороты. Уместно использовать фразеологические обороты в речи.

Универсальная

Общепредметная

23

Энциклопедические и лингвистические словари. Виды

лингвистических словарей.

Лексикография

Знают  виды лингвистических словарей. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

информационные проекты

Уметь пользоваться различными лингвистическими словарями. Уметь находить в словарях справки о происхождении и употреблении слов. Влпдеть навыком работы с различными исочниками информации.

Универсальная

Общепредметная

24

Защита итоговых работ по модулю: доклады с аудио-/видеопрезентациями/схемами.

Лексический уровень языка

Грамотно оформляют работу над докладами, котрые сопровождаются  аудио-/видеопрезентациями/схемами. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Доклады с аудио-/видеопрезентациями/схемами:

1. Имена и их происхождение.

2.Использование иностранных слов в русском языке.

3.Мимика и жесты в разных культурах

Уметь извлекать необходимую информацию из различных источников (словарей, справочников, энциклопедий и т. д.).

Владеть содержательной интерпретацией и адаптацией филологических знаний для решения образовательных задач.

Универсальная

Общепредметная

Модудь  « Писать ли, как слышится, или что такое орфография»    7   часов

Универсальные учебные действия (УУД):

  • Регулятивные:
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умение работать с источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
  • Познавательные:
  • -  иметь понятие об основных нормах  русского литературного языка (орфоэпических,  лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных)
  • Коммуникативные:
  • отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному текстам; создавать устные монологические высказывания разного типа;
  • уметь вести диалог.

25

Разделы русской орфографии. Принципы русской орфографии

Морфолог-

ический принцип правописания. Фонетический принцип.  

принцип. Традиционный принцип.

Имеют представлние об орфографии как о системе правил. Приводят примеры  морфологического,  фонетического,

традиционного  принципа русской орфографии. Составляют  тезисы, конспекты.  

Составление тезисов и кластера по теме

http://www.gramota.ru/biblio/magazines/gramota/28_15 

Расширить представление об орфографии как о системе правил.

Повторить, обобщить и систематизировать основные орфографические нормы в письменной речи; отработать навыки «узнавания орфограммы», условий ее выбора, правильного ее графического обозначения.

Универсальная

Общепредметная

26

«Живые ископаемые». О правописании наречий.

наглаголие

Семантические классы 

Находят историю происхождения  наречий. Определяют. почему так трудно правильно писать наречия. Распознают наречия разных разрядов; приводят соответствующие примеры.

Мой словарик.

интерактивный словарь

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение  наречия. Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Универсальная

Общепредметная

27

В чем сложность сложных слов? О правописании сложных существительных, прилагательных.

Понятие о собственном и несобственном сложении слов

Сопоставляют морфемную структуру слова и способ его образования. Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию

Диктанты «На засыпку»

Уметь ориентироваться в многообразных явлениях письма; находить и объяснять все типы написания.

Универсальная

Общепредметная

28

Разбериха с доучками и дотепами. О слитном и раздельном написании НЕ

частица

приставка

Опираются на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Овладевают приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками.

Пишем лингвистические сказки

Отбирать материал на определённую тему. Осуществлять поиск информации, извлечённой из различных источников, представлять и передавать её с учётом заданных условий общения. Владеть приёмами работы с учебной книгой и словарём

Универсальная

Общепредметная

29

Жили были  БЫ, ЛИ,ЖЕ... О правописании служебных слов

соз

частица

предлог

омонимия

Знают общую характеристику служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи.  Создают письменнне творческие работы.  Владеют  приёмами работы с учебной книгой и словарём.

Обрати внимание (таблицы по орфографии для предупреждения ошибок)

Уметь различать предлог, союз, частицу. Владеют навыком отбирать материал на определённую тему. Осуществлять поиск информации, извлечённой из различных источников, представлять и передавать её с учётом заданных условий общения

Универсальная

Общепредметная

30

О знаке единитном. Об употреблении дефиса.

Дефис

Орфографический знак

Дефис и компьютеры

Извлекают информацию об истории знаков. Владеют  приёмами работы с учебной книгой и словарём.

устные сообщения

Исследовательская работа.

Осуществлять поиск информации, извлечённой из различных источников, представлять и передавать её с учётом заданных условий общения.

Универсальная

Общепредметная

31

Интеллектуальная игра  «Аукцион орфограмм»

марафон

игра

викторина

Структурируют знания. Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. Умеют слушать и слышать друг друга.

марафон

Обладать орфографической и пунктуационной зоркостью.

Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования.

Уметь планировать общие способы работы.

Универсальная

Общепредметная

Модудь  «Где живут знаки препинания?»    5   часов

Универсальные учебные действия (УУД):

  • Регулятивные:
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умение работать с источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
  • Познавательные:
  • -  иметь понятие об основных нормах  русского литературного языка (орфоэпических,  лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных); иметь представлении о возникновении знаков препинания.
  • Коммуникативные:
  • отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному текстам; создавать устные монологические высказывания разного типа;
  • уметь вести диалог.

32

История современных знаков препинания. Историческая изменяемость пунктуации.

Элементы письменности

Знают принципы  русской пунктуации. Овладеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умеют вести самостоятельный поиск информации.

составление тезисов

Освоить содержание изученного  материала по теме.

Опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Универсальная

Общепредметная

33

История современных знаков препинания.

Элементы письменности

Знают принципы  русской пунктуации. Овладеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умеют вести самостоятельный поиск информации.

инфамационные проекты(парные или индивидуальные)

Уметь выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации.

Универсальная

Общепредметная

34

Роль пунктуации в письменном общении.

текст

Отбирают и систематизируют материал на определенную тему. Создают и редактируют собственные тексты с учетом требований к построению связного текста.

решение задач по правилам пунктуации

Владеть основными нормами русского литературного языка; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности. Использовать справочники по правописанию для решения пунктуационных проблем

Универсальная

Общепредметная

35

Итоговое занятие. Защита работ по модулю

доклад

реферат

мини-проект

Имеют представление о лингвистике как науке, выдающихся отечественных лингвистах. Знают основные разделы лингвистики, основные изобразительные свойства русского языка. Отбирают и систематизируют материал на определенную тему

защита проектов

Осознавать значение письма в истории развития человечества. Уметь осуществлять поиск, анализ, преобразование информации, извлеченной из различных источников, представлять и передават ее с учетом заданных условий общения.

Универсальная

Общепредметная

36

Интерактивная викторина «Языкознание для всех»

языкознание

история языка

Создают задания для интерактивной викторины по курсу. Оценивают  достигнутый  результат.

викторина

Принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий, регулировать весь процесс их выполнения и четко выполнять требования познавательной задачи.

Универсальная

Общепредметная


  1. Образовательные деятельностные технологии, используемые в процессе обучения

Научно-исследовательская деятельность: информационный, практико-ориентированный  и исследовательский проект

аналитическая деятельность: сопоставление «разноудалённых (по родству,

по времени) языковых объектов». 

организационно-управленческая деятельность: работа в парах. группах

технологическая деятельность

имитационное моделирование

корпоративная деятельность

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

- технология проблемного диалога;

- технология мини-исследований;

- технология проектной деятельности;

- технология групповой работы;

- здоровьесберегающие технологии;

- информационные технологии

Примечание: В соответствии с требованиями ФГОС реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены и мастер-классы самих обучающихся. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента и содержанием модуля ЧАСИ.

  1. Планируемые уровни сформированности компетенции

Уровни сформированности компетенции

Содержание описания уровня

Основные признаки уровня

Примечание

1

Пороговый уровень

Наличие лингвистической базы

Обучающийся владеет имеющимися теоретическими знаниями, умениями и навыками,

но

испытывает трудности при доказательстве своей позиции: приводит неточные аргу-

менты (не на лингвистическом материале) или не приводит вообще;

 не видит логической связи между элементами и, следовательно, не видит систем-

ных связей; по необходимости и без нее пытается проявить творческий подход при ответе на

вопрос, не основываясь на лингвистических данных, или не проявляет творческого под-

хода вообще.

2

Повышенный уровень

Наличие лингвистической базы

Способность к аргументации, в том числе лингвистической (объяснение явлений с

точки зрения лингвистики).

Способность к установлению причинно-следственных связей как возможный переход к осмыслению системы языка.

Обучающийся владеет имеющимися теоретическими знаниями, умениями и навыками

и способен доказать свою позицию: приводит аргументы, основываясь на лингвистическом материале, видит логическую связь между элементами, системные связи, пытается проявить творческий подход при ответе на вопрос, но без опоры на лингвистические

данные или не проявляет творческого подхода вообще,

или пытается проявить творческий подход при ответе на вопрос, основываясь на лингвистических данных, видит логическую связь между элементами системы, но не может

ее обстоятельно доказать (приводит неточные аргументы или не приводит аргументов

вообще),

3

Высокий уровень

Наличие лингвистической базы

Способность к аргументации, в том числе лингвистической (объяснение явлений с

точки зрения лингвистики).

Способность к установлению причинно-следственных связей как возможный переход к осмыслению системы языка.

Способность к творческому переосмыслению лингвистического материала.

Обучающийся

 владеет имеющимися теоретическими знаниями, умениями и навыками;

 способен доказать свою позицию: приводит аргументы, основываясь на лингвистическом материале;

видит логическую связь между элементами, системные связи;

пытается проявить творческий подход при ответе на вопрос, основываясь на лингвистических данных

В результате освоения курса модуля обучающийся должен:

Знать: основные разделы лингвистики,  лингвистические термины; основные социальные функции русского языка в России и в мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.

Уметь: характеризовать основные разделы лингвистики; систематизировать полученные знания; характеризовать вклад выдающихся отечественных лингвистов в развитие русистики.

Применять: использовать элементарные сведения о происхождении и развитии русского языка, его контактах с другими языками в различных видах деятельности.

Быть в состоянии продемонстрировать: теоретические знанияе, уменияе и навыки; способность доказывать свою позицию: приводит аргументы, основываясь на лингвистическом материале;творческий подход при ответе на вопрос, основываясь на лингвистических данных.

В результате освоения курса модуля обучающийся должен: различать язык и речь, объяснять речь как деятельность, основанную на реализации языковой системы; использовать элементарные сведения о происхождении и развитии русского языка, его контактах с другими языками в различных видах деятельности. приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, итоговой аттестации по итогам освоения модульного курса

Текущий контроль:

Текущий контроль, осуществляемый в ходе учебных (аудиторных) занятий, проводимых по расписанию, может состоять из работ:

письменный экспресс-опрос или экспресс-тест по теме практического занятия – не более 5 баллов;

работа в группах, парах -– не более 5 баллов;

ответы на семинаре – не более 5 баллов;

участие в деловой игре – не более 5 баллов;

участие в работе круглого стола – не более 5 баллов;

участие в разборе ситуаций – не более 5 баллов;

тестирование (письменное или компьютерное) – не более 5 баллов;

выполнение индивидуальных и домашних заданий – не более 5 баллов;

защита мини-проекта– не более 5 баллов;

ПЛАНИРУЕМЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ  ОБУЧЕНИЯ  ДЛЯ  ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ (опк-2)   И  КРИТЕРИИ  ИХ  ОЦЕНИВАНИЯ

Планируемые результаты обучения

(показатели достижения заданного урвня освоения компетенций)

Критерии оценивания результатов обучения

1

2

3

4

5

ВЛАДЕТЬ: нужными для исследования методами

отсутствие умений

Владеет плохо, не

знает ПРИНЦИПОВ исследования и методов обработки.

Методами использует  не в полной мере.

Методами владеет, обработка данных затруднена.

Методами нсследования владеет, знает принципы

обработки данных

УМЕТЬ осуществлять отбор и использовать оптимальные методы отбора лингвистического материиа для полноценного

исследования.

отсутствие умений

С ошибктми, и неполно осществляет отбор и использование оптимальные методы выбора материала.

С ошибками, и не -полно осуществляет отбор и использует оптимальные методы выбора материала, учитывая специфику предстоящего исследования.

Правильно, но не -полно осуществляет отбор и использует оптимальные методы выбора материала.

Правильно и полно осуществляет отбор и использует оптимальные  методы выбора материала,

учитывая. специфику исслед –ования.

УМЕТЬ: правильно обработать полученные научные данные

отсутствие умений

С ошибктми, и неполно осществляет отбор и использование оптимальные методы выбора материала.

С ошибками, и не полно осуществляет отбор,  использует неоптимальные методы обработки.

Правильно, но не полно осуществляет отбор и использует оптимальные методы обработки.

Правильно  и полно осуществляет отбор и использует оптимальные методы выбора материала,

учитывая. специфику исслед –ования.

  1. Учебно-методическое обеспечение

Основная литература 

1. Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников : 5–8 классы : факультативный курс : методическое пособие / О.Е. Дроздова. — М. : Вентана-Граф, 2016. — 224 с.

2. Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. 5-8 класс. Факультативный курс. Учебное пособие. ФГОС. О.Е. Дроздова. — М. : Вентана-Граф, 2016. — 320 с.

3. Савчук Л.О. Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений : программа / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Дополнительная литература

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. — М. : Просвещение, 2011.

2. Беляков Е.В. Понятие информационно-коммуникационных технологий и их роль в образовательном процессе // Литература в школе. 2008. № 3. С. 28–31.

3. Львова С.И. Там, где кончается слово. (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). Книга для учащихся 8-11 классов средней школы. — М.: Просвещение, 1991. — 159 с.

4. Русский язык в рисунках: книга для учащихся. Front Cover. В. М. Бурмако. Просвещение, 1991. – 96 с.

5. Беляков Е.В. Понятие информационно-коммуникационных технологий и их роль в образовательном процессе // Литература в школе. 2008. № 3. С. 28–31.

6. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб. вузов и системы повышения пед. кадров / под ред. Е.С. Полат. — М. : Академия, 2001.

7. Поташник М.М. Требования к современному уроку. — М. : Центр педагогического образования, 2008.

Словари и справочники

1. Агеенко  Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. — М., 1993.

2. Абрамов, Н. (Переферкович Н. А.) Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений: около 5000 синонимических рядов, более 20 000 синонимов / Н. Абрамов. - 8-е изд., стер. - М. : Русские словари [и др.], 2008. - 667 c.

З. Е. Словарь синонимов русского языка. — М., 1990. 3. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова : Литера- турные цитаты. Образные выражения. — М., 1988.

4. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. — М., 1976.

5. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. — М., 1994.

6. Большой словарь иностранных слов. — М. : ЮНВЕС, 1999.

7. Большой толковый словарь русского языка. — СПб. : Норинт, 1998.

8. Телия В.Н. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий. — М. : АСТ-Пресс, 2008. 9. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника). Ок. 82 000 слов. — М. : Русский язык, 1982.

10. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. — СПб., 2000.

11. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка : словоизменение. — М. : АСТ-Пресс, 2008.

12. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. — М. : ЭКСМО-Пресс, 2000.

12. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление. — М., 1998.).

13.         Большой орфографический словарь русского языка : более 106 000 слов / [под ред. С. Г. Бархударова, И. Ф. Протченко и Л. И. Скворцова]. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2007. - 1150 c.

14. Бирих, Александр Карлович. Словарь русской фразеологии. Историко- этимологический справочник: свыше 2500 русских образных оборотов / Бирих А.К., В. М. Мокиенко, Л. И. Степанова; Под ред. В. М. Мокиенко; СПбГУ. - СПб. : Фолио-Пресс, 1998. - 700 c.

Электронные образовательные ресурсы

1. Грамота.ру//www.gramota.ru

2. Гузеев В.В., Новожилова Н.В., Рафаева А.В., Скоробогато- ва Г.Г. Консультации : методы проектов [Электронный ресурс] // http://www.lcl.srcc.msu.ru/library/Rafaeva

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов // http://school-collection.edu.ru

4. Инновационные учебные материалы. Русский язык. 5–7 классы//http://school-collection.edu.ru/  

5. «Лингвистика для школьников»//www.lingling.ru

6. Обучающий корпус Национального корпуса русского язы- ка//www.ruscorpora.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Диалекты села Житное" Занятие внеурочного объединения "Занимательное языкознание"

Внеурочная деятельность. Объединение "Занимательное языкознание"...

Внеклассное мероприятие "Новогоднее путешествие в страну Языкознание"

Материал содержит конспект занятия, презентацию с заданиями викторины по разделам языкознания. Занятие может быть проведено с учащимися 5-6 классов....

Электронные дидактические материалы к разделу языкознания "Лексикология"

Предлагаемые вниманию коллег электронные дидактические материалы по разделу "Лексика" могут быть использованы и на уроке, и на дополнительном занятии (например, со слабоуспевающими детьми), и на лингв...

«В языкознанье знаете вы толк?»

Познавательная игра-конкурс для грамотеев 5-6 классов.Обобщение знаний учащихся по темам "Орфоэпия", "Род существительных", "Культура речи"...

Занимательное языкознание (элективный курс для 8-9 классов)

Курс «Учение с увлечением» (Общее языкознание) предназначен для учащихся 8-9-х классов в предпрофильном обучении. Известно, что русский язык считается одним из сам...

Программа дополнительного образования "Тайны языкознания"

Данная программа разработана для литературного кружка "Вития" с целью развития творческих способностей разного плана детей 5 класса. программа представляет собой интегрированный курс по литературе, ру...