Ход и содержание урока
| - Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Какое это предложение? Как вы понимаете это высказывание? Перед началом путешествия проверим ваше лингвистическое здоровье, смекалку умение быстро работать. - Что такое словообразование?
- Что такое морфема? (Это значимая часть слова.)
- Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.)
- Какие морфемы используются для образования новых слов, а какие для изменения форм слова? (Для образования новых слов используются приставка и суффикс, для изменения форм слова – окончание)
- Назовите способы русского словообразования. (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение основ с соединительной гласной, сложение основ без соединительной гласной)
- Какие морфемы почти одинаковы, за исключением небольшой детали? (приставка и суффикс различаются местоположением по отношению к корню)
Учитель: Лингвистическое здоровье проверено, путешествие-исследование разрешается всем. Мы отправляемся в путь. Вот и первый пункт – остров Морфемы. Слайд 2 - 3 И, чтобы освежить наши знания, предлагаю вам послушать этюд «Душа слова» и угадать о какой части слова идет речь . А так же ответить на вопрос: Почему корень, приставка, суффикс и окончание именуются значимыми частями слова? Слайд 4 Встретились части речи на стали рассказывать о себе: «Слово с моем представление – это живое существо. Оно может обижаться, сердиться, радоваться, подобно человеку. Слово может менять свой характер и облик. У него есть сердце – это Я. Есть слова с добрым бескорыстным сердцем, с большой открытой душой, умеющие тепло улыбаться. А другие – таят в себе зло, равнодушие, корысть и зависть», - говорит одна часть слова. Как вы думаете, какая часть слова может называть себя сердцем слова? (корень) Почему? (в корне заключено лексическое значение слова) Другая часть слова сказала: «Я голова слова! Я все время думает, как помочь сердцу слова лучше выразить значение слова. Трудно сердцу без головы. Вот смотрите: шел, шла, шли. Куда, зачем – попробуй, догадайся! А если впереди встану Я , много становится ясным: пришел, пошел, зашел, обошел… Вот что значит слово «с головой»!». Какая часть слова может считаться головой слова? « А Я – это руки! Да, волшебные руки! Я могу все! Изменить размер и рост! Со мной не просто дом, а маленький домик, домишко, или огромный домина, домище! Я способен даже превратить здание в человека. Не верите?», - заявила еще одна часть слова. Как можно превратить здание в человека? (Подсказка для учащихся: в каком здании мы находимся? Школа – школьник.) «Да что здание – целый город. Город – горожанин. Правда, здорово? Маленький, да удаленький !» - продолжала хвастаться часть слова. Что это за часть слова? (суффикс) Последняя часть слова грустно промолвила: «А что же такое Я? Смысла не изменяю, значит, я только одежда? Как ни «нарядить» слово, все равно оно будет обозначать то же самое». « Зато ты помогаешь спастись слову от одиночества. Был один товарищ - появились товарищи», - успокоили ее другие части слова. «Сколько нас, самых разных! Что ж, слова, как и мы, люди, стремятся разнообразно и модно одеваться», - продолжила часть слова. Какую часть слова можно считать «одеждой» слова? Вот мы и узнали о душе слова. - Итак, почему корень, приставка, суффикс и окончание именуются значимыми частями слова?
- А бывает так, что суффикс управляет корнем? (чередование)
- А приставка может изменить корень? (правописание И\Ы после приставок)
- А вы помните правописание таких слов? Давайте проверим. Вставьте пропущенные буквы в слова и запишите их в тетрадь. Слайд 5 Проверка слайд 6
Учитель: Жители острова предлагают вам решить шарады. Шарада - это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей – отдельных слов. Сложив вместе отгаданные части, получаем искомое слово. Ваша задача – собрать слово и объяснить его правописание. Командам раздаются карточки Корень извлечь из НАЧИНКИ не сложно, Приставка в СОСУДЕ хранится надёжно, Суффикс в ЧЕРЧЕНИИ ясно услышишь, Вместе на темы различные пишешь. (Сочинение)
| Корень тот же, что в слове ОТДАВАТЬ Приставка взята из слов ПРЕГРАДА и ПОСЫЛКА Суффикс и окончание из слова ЗНАНИЕ (Преподавание) | Корень мой в СКАЗКЕ найдёте, Суффикс у ИЗВОЗЧИКА возьмёте, Приставка та же, что в слове РАСХОД, Целым я излагаю событий ход. (Рассказчик) | В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень Суффиксы в СОБРАНИИ встретите вскоре, В слове РАССКАЗ вы приставку найдёте, В целом по мне на уроки пойдёте. (Расписание) |
Запишите получившиеся слова в тетрадь, выделите в них орфограммы. (Вызвать к доске) Учитель. Находясь на острове Морфемы, мы познакомились с трудолюбивыми жителями этого населенного пункта, повторили значение морфем и их месторасположение в слове. Можем продолжать наш путь. А для этого надо встать. Сейчас у нас физкультминутка. Но не простая. Читая стихи и выполняя упражнения вам надо обратить внимание на морфему, которая помогает вырасти слову ДОМ. ФИЗКУЛЬМИНУТКА слайд 7 Ходит Суффикс по дорожке И играет на гармошке… Вот домишко. Это домик. Где-то здесь гуляет гномик. Вот домище великана, Великана Истукана… Побежали от него, чтоб не тронул никого!!! | ходьба на месте 3-4 сек. руки перед грудью, рывки руками наклониться, разогнуться повороты головы подняться на носочки, руки вверх, потянуться бег на месте 2-3 сек. |
Слайд 8 Дорога привела нас в деревню Родственники. Здесь живут родственные слова. - Какие слова мы называем родственными? (Слова, имеющие один и тот же корень, но разное лексическое значение.)
Жители деревни предлагают вас следующие задания: прочитать тексты и ответить на вопрос: “Являются ли однокоренными выделенные слова?” Свой ответ нужно обосновать. Слайд 9 Выписать в тетради только те слова, которые являются однокоренными. Слайд 10 Молвил слон, подставив бок: Прислонись ко мне, сынок? Прислонясь к слону, слонёнок Отдохнул, набрал силёнок, И задолго до луны Дальше двинулись слоны. (Я. Козловский) | Слайд 11 Дождик льёт – кругом вода, Мокнут столб и провода. Мокнут кони и подвода, Дым над крышами завода, От бегущих быстрых вод Задрожал водоотвод. (Л. Яхин) | Слайд 13 – Вы кто такие? – Я – гусь, это – гусыня, это наши гусята. А ты кто? - А я ваша тётя – гусеница.
| Слайд 12 Если б дали берёзе расчёску Изменила б берёза причёску: В речку, как в зеркало, глядя, Расчесала б кудрявые пряди И вошло б у неё в привычку По утрам заплетать косичку. (И. Токмакова) |
Проверка Молодцы! С заданием справились легко. А сейчас я предлагаю вам прочитать и записать в тетрадь интересное высказывание Рыбникова: «Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаенный смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонек!» слайд 14 Учитель: Продолжим наше путешествие. слайды 15 , 16, 17 Учитель. А вот нас уже кто-то встречает. Посмотрите, морфемы выстроились в ряд. Что бы это могло означать? Ребята, вы знаете? (Они показывают словообразовательную модель.) - Что такое словообразовательная модель? (Схема, по которой построено слово.) По-видимому, прежде чем попасть в следующий населённый пункт командам нужно выполнить задание. Предлагается на каждую словообразовательную модель придумать слова. ![img1](https://lh5.googleusercontent.com/sgzz6Wmadd782ENNCyLNC0r1i8Dj3pkgShSMpUWYYjiuNprnX2sT1Knaj5RxzicmWWCr1jxssdOYj75DVm6RxYsOJZ5G8foqqLFp0FMgC9xov2fdQ1wMXHkDWzgcAzXYh8YE699vgzhp8zerlw)
Все успешно справились с заданием. Путь открыт. Мы прибыли в поселок Словомодель. Продолжим путешествие по лингвистической стране. Учитель: Кто первый соберет слово: Корень у слова БОРЕЦ, Приставку возьмите у слова РАЗДУТЬ, Окончание у слова ПЕНЬ (разбор) Учащиеся определяют на слух части слова, а получившееся слово появляется на экране по щелчку мыши. Учитель: Какие виды разбора вы знаете? У вас есть памятки о словообразовательном и морфемном разборах? Используйте их для выполнения следующего задания. Группа 1. Из данных слов выпишите те, которые образованы приставочным способом. Узаконить, сверхмощный, тишь, каблучок, лётчик-испытатель, первый (ученик в классе), звукозапись, подгруппа, новизна, (вкусное) мороженое, заплыв, безрукавка, удвоить, больной (на приёме у врача), спецкор, желтоватый, загородный, дописать, физкультура, двадцать Выполните морфемный и словообразовательный разборы слов. | Группа 2 . Из данных слов выпишите те, которые образованы суффиксальным и бессуффиксным способом. Узаконить, сверхмощный, тишь, каблучок, лётчик-испытатель, первый (ученик в классе), звукозапись, подгруппа, новизна, (вкусное) мороженое, заплыв, безрукавка, удвоить, больной (на приёме у врача), спецкор, желтоватый, загородный, дописать, , физкультура, двадцать Выполните морфемный и словообразовательный разборы слов. | Группа 3. Из данных слов выпишите те, которые образованы приставочно-суффиксальным способом. Узаконить, сверхмощный, тишь, каблучок, лётчик-испытатель, первый (ученик в классе), звукозапись, подгруппа, новизна, (вкусное) мороженое, заплыв, безрукавка, удвоить, больной (на приёме у врача), спецкор, желтоватый, загородный, дописать, , физкультура, двадцать Выполните морфемный и словообразовательный разборы слов. | Группа 4. Из данных слов выпишите те, которые образованы путём перехода из одной части речи в другую.Узаконить, сверхмощный, тишь, каблучок, лётчик-испытатель, первый (ученик в классе), звукозапись, подгруппа, новизна, (вкусное) мороженое, заплыв, безрукавка, удвоить, больной (на приёме у врача), спецкор, желтоватый, загородный, дописать, , физкультура, двадцать Выполните морфемный и словообразовательный разборы слов. |
Учитель. Хорошо, и с этим заданием все справились. Наше путешествие подходит к концу. Мы побывали во многих населенных пунктах страны Словообразование, познакомились с ее достопримечательностями. Учитель обращает внимание учащихся на слайд 19 СЛОВА, ДРУЖИЩЕ, – ЭТО КАК ЛИСТЬЯ НА ДЕРЕВЕ, И, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ, ПОЧЕМУ ЛИСТ ТАКОВ, А НЕ ИНОЙ, НУЖНО ЗНАТЬ, КАК РАСТЁТ ДЕРЕВО, НУЖНО УЧИТЬСЯ. М. ГОРЬКИЙ Учитель. Какова основная мысль высказывания? (Ответы учащихся). Путешествие наше подошло к концу, но на карте страны осталось ещё несколько не исследованных территорий. Наше путешествие мы продолжим в 7 классе. А сейчас, давайте вспомним, чем мы занимались на уроке? Учитель: Предлагаю вернуться к нашему эпиграфу: «Если знаешь части слова, то напишешь их толково» Как вы понимаете эти слова? Нужно ли знать части слова и как слово образовано, чтобы написать его правильно? |