Урок русского языка "Путешествие в страну Словообразование"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок для шестиклассников. Актуализируется  и закрепляются знания терминов по словообразованию,  значение морфем, однокоренные слова.  Повторят и закрепят ЗУН по темам «Чередование гласных в корне слова» и «Буквы И/Ы после приставок»

Повторение и закрепление ЗУН по морфемному и словообразовательному разборам,  умение работать со словообразовательной  моделью слова. Повторение пунктуации. Развитие творческих способностей и речевых навыков.

Вырабатываются навыки групповой работы, оценки работы товарищей и самооценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_stranu_slovoobrazovanie.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока

Путешествие в страну Словообразование

Предмет

Русский язык

Класс

6

Автор урока (ФИО, должность)

Никитина Наталья Андреевна учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 22

Республика/край, город/поселение

Красноярский край г.Красноярск

Методическая информация

Тип урока

Повторение и закрепление изученного

Цели урока

систематизировать, закрепить и проконтролировать знания, полученные по словообразованию в 6 классе.  

Задачи урока

  • создать предпосылки для обогащения словарного запаса учащихся и  усвоения условий выбора правильных буквенных написаний в приставках, корнях и суффиксах на основе знаний, полученных при изучении раздела «Словообразование»
  • способствовать развитию творческих способностей учащихся; развивать речевые навыки
  • выработать навыки групповой работы, умение объективно оценивать свои знания и знания своих товарищей,
  • воспитывать чувство товарищества и ответственности не только за себя, но и за других

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Актуализируется  и закрепляются знания терминов по словообразованию,  значение морфем, однокоренные слова.  Повторят и закрепят ЗУН по темам «Чередование гласных в корне слова» и «Буквы И/Ы после приставок»

Повторение и закрепление ЗУН по морфемному и словообразовательному разборам,  умение работать со словообразовательной  моделью слова

Повторение пунктуации. Развитие творческих способностей и речевых навыков.

Вырабатываются навыки групповой работы, оценки работы товарищей и самооценки.

Необходимое оборудование и материалы

проектор, компьютер;  раздаточный материал: карточки и маршрутные листы

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

Ребята!  Запишите число и классная работа в тетради.

Я предлагаю вам, отправится в путешествие-исследование, цель его – исследовать страну, имя которой Словообразование, Будем учиться ориентироваться на местности в этой  лингвистической стране. Компасом будут служить ваши знания

Ход и содержание урока

- Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Какое это предложение?  Как вы понимаете это высказывание?

Перед началом путешествия проверим ваше лингвистическое здоровье, смекалку умение быстро работать.

  • Что такое словообразование?
  • Что такое морфема? (Это значимая часть слова.)
  • Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.)
  • Какие морфемы используются для образования новых слов, а какие для изменения форм слова? (Для образования новых слов используются приставка и суффикс, для изменения форм слова – окончание)
  • Назовите способы русского словообразования. (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение основ с соединительной гласной, сложение основ без соединительной гласной)
  • Какие морфемы почти одинаковы, за исключением небольшой детали? (приставка и суффикс различаются местоположением по отношению к корню)

Учитель: Лингвистическое здоровье проверено, путешествие-исследование разрешается всем. Мы отправляемся в путь. Вот и первый пункт – остров  Морфемы. Слайд 2 - 3

И, чтобы освежить наши знания, предлагаю вам послушать этюд  «Душа слова» и угадать о какой части слова идет речь . А так же ответить на вопрос: Почему корень, приставка, суффикс и окончание именуются значимыми частями слова? Слайд 4

Встретились части речи на стали рассказывать о себе:

«Слово с моем представление – это живое существо. Оно может обижаться, сердиться, радоваться, подобно человеку. Слово может менять свой характер и облик. У него есть сердце – это Я.   Есть слова с добрым бескорыстным сердцем, с большой открытой душой, умеющие тепло улыбаться. А другие – таят в себе зло, равнодушие, корысть и зависть», - говорит одна часть слова. Как вы думаете, какая часть слова может называть себя сердцем слова? (корень) Почему? (в корне заключено лексическое значение слова)

Другая часть слова сказала: «Я голова слова! Я  все время думает, как помочь сердцу  слова лучше выразить значение слова. Трудно сердцу  без головы. Вот смотрите: шел, шла, шли. Куда, зачем – попробуй,  догадайся! А если впереди встану Я , много становится ясным: пришел, пошел, зашел, обошел… Вот что значит слово «с головой»!». Какая часть слова может считаться головой слова?

« А Я  – это руки! Да, волшебные руки! Я могу   все! Изменить размер и рост! Со мной  не просто дом, а маленький домик, домишко, или огромный домина, домище! Я   способен даже превратить здание в человека. Не верите?», - заявила еще одна часть слова. Как можно превратить здание в человека? (Подсказка для учащихся: в каком здании мы находимся? Школа – школьник.) «Да что здание – целый город. Город – горожанин. Правда, здорово? Маленький, да удаленький !» - продолжала хвастаться часть слова. Что это за часть слова? (суффикс)

Последняя часть слова грустно промолвила: «А что же такое Я? Смысла не изменяю, значит, я только одежда? Как ни «нарядить» слово, все равно оно будет обозначать то же самое».

« Зато ты помогаешь спастись слову  от одиночества. Был один товарищ -  появились товарищи», - успокоили ее другие части  слова.  «Сколько нас, самых разных! Что ж, слова, как и мы, люди, стремятся разнообразно и модно одеваться», - продолжила часть слова. Какую часть слова можно считать «одеждой» слова?

Вот мы и узнали о душе слова.

  • Итак, почему корень, приставка, суффикс и окончание именуются значимыми частями слова?
  • А бывает так, что суффикс управляет корнем? (чередование)
  • А приставка может изменить корень? (правописание И\Ы после приставок)
  • А вы помните правописание таких слов? Давайте проверим. Вставьте пропущенные буквы в слова и запишите их в тетрадь. Слайд 5   Проверка слайд 6

Учитель: Жители острова предлагают вам решить шарады. Шарада - это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей – отдельных слов. Сложив вместе отгаданные части, получаем искомое слово. Ваша задача – собрать слово и объяснить его правописание.

Командам раздаются карточки

Корень извлечь из НАЧИНКИ не сложно,
Приставка в СОСУДЕ  хранится надёжно,
Суффикс в ЧЕРЧЕНИИ ясно услышишь,
Вместе на темы различные пишешь.
(Сочинение)

Корень тот же, что в слове ОТДАВАТЬ

Приставка взята из слов ПРЕГРАДА и ПОСЫЛКА

Суффикс и окончание из слова ЗНАНИЕ

(Преподавание)

Корень мой в СКАЗКЕ найдёте,
Суффикс у ИЗВОЗЧИКА  возьмёте,
Приставка та же, что в слове РАСХОД,
Целым я излагаю событий ход.
(Рассказчик)

В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень
Суффиксы в СОБРАНИИ  встретите вскоре,
В слове РАССКАЗ  вы приставку найдёте,
В целом по мне на уроки пойдёте.
(Расписание)

Запишите получившиеся слова в тетрадь, выделите в них орфограммы. (Вызвать к доске)

Учитель. Находясь на острове  Морфемы, мы познакомились с трудолюбивыми жителями этого населенного пункта, повторили значение морфем и их месторасположение в слове. Можем продолжать наш путь.  А для этого надо встать. Сейчас у нас физкультминутка. Но  не простая. Читая стихи и выполняя упражнения вам надо обратить внимание на морфему, которая помогает вырасти слову ДОМ.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА        слайд 7

Ходит Суффикс по дорожке
И играет на гармошке…
Вот домишко. Это домик.
Где-то здесь гуляет  гномик.
Вот домище великана,
Великана Истукана…
Побежали от него,
чтоб не тронул никого!!!

ходьба на месте 3-4 сек.
руки перед грудью, рывки руками
наклониться, разогнуться
повороты головы
подняться на носочки, руки вверх,
потянуться
бег на месте 2-3 сек.

Слайд 8  Дорога привела нас в деревню Родственники. Здесь живут родственные слова.

  • Какие слова мы называем родственными? (Слова, имеющие один и тот же корень, но разное лексическое значение.)

Жители деревни предлагают вас следующие задания: прочитать тексты и ответить на вопрос: “Являются ли однокоренными выделенные слова?” Свой ответ нужно обосновать.

Слайд 9    Выписать в тетради только те слова, которые являются однокоренными.

Слайд  10

Молвил слон, подставив бок:
Прислонись ко мне, сынок?
Прислонясь к слону,
слонёнок 
Отдохнул, набрал силёнок,
И задолго до луны
Дальше двинулись слоны.
(Я. Козловский)

Слайд 11

Дождик льёт – кругом вода,
Мокнут столб и
провода.
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами
завода,
От бегущих быстрых вод
Задрожал
водоотвод.
(Л. Яхин)

Слайд 13

 – Вы кто такие?

– Я – гусь, это – гусыня, это наши гусята. А ты кто?

- А я ваша тётя – гусеница.

Слайд 12

Если б дали берёзе расчёску 
Изменила б берёза
причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
(И. Токмакова)

Проверка

Молодцы! С заданием справились легко. А сейчас я предлагаю вам прочитать и записать в тетрадь интересное высказывание Рыбникова:  «Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаенный смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонек!» слайд 14

Учитель: Продолжим наше путешествие.

слайды 15 , 16, 17

Учитель. А вот нас уже кто-то встречает. Посмотрите, морфемы выстроились в ряд. Что бы это могло означать? Ребята, вы знаете? (Они показывают словообразовательную модель.)

- Что такое словообразовательная модель? (Схема, по которой построено слово.)

По-видимому, прежде чем попасть в следующий населённый пункт командам нужно выполнить задание.

Предлагается на каждую словообразовательную модель придумать слова.

img1

Все успешно справились с заданием. Путь открыт. Мы прибыли в поселок Словомодель.

Продолжим путешествие по лингвистической стране.

Учитель: Кто первый соберет слово:

                 Корень у слова БОРЕЦ,  

                 Приставку возьмите у слова РАЗДУТЬ,

                 Окончание у слова ПЕНЬ (разбор)

        Учащиеся определяют на слух части слова, а получившееся слово появляется на экране по щелчку мыши.

Учитель:  Какие виды разбора вы знаете?  У вас есть  памятки о словообразовательном и морфемном разборах?   Используйте их для выполнения следующего задания.

Группа 1. Из данных слов выпишите  те,  которые   образованы   приставочным способом. Узаконить, сверхмощный, тишь, каблучок, лётчик-испытатель, первый (ученик в классе), звукозапись, подгруппа, новизна, (вкусное) мороженое, заплыв, безрукавка, удвоить, больной (на приёме у врача), спецкор, желтоватый, загородный, дописать, физкультура, двадцать

Выполните морфемный и словообразовательный разборы слов.

Группа 2 . Из  данных  слов выпишите  те,  которые   образованы   суффиксальным   и    бессуффиксным способом. Узаконить, сверхмощный, тишь, каблучок, лётчик-испытатель, первый (ученик в классе), звукозапись, подгруппа, новизна, (вкусное) мороженое, заплыв, безрукавка, удвоить, больной (на приёме у врача), спецкор, желтоватый, загородный, дописать, , физкультура, двадцать

Выполните морфемный и словообразовательный разборы слов.

Группа 3. Из  данных  слов выпишите  те, которые   образованы                          приставочно-суффиксальным способом. Узаконить, сверхмощный, тишь, каблучок, лётчик-испытатель, первый (ученик в классе), звукозапись, подгруппа, новизна, (вкусное) мороженое, заплыв, безрукавка, удвоить, больной (на приёме у врача), спецкор, желтоватый, загородный, дописать, , физкультура, двадцать

Выполните морфемный и словообразовательный разборы слов.

Группа 4.  Из  данных  слов выпишите те,  которые    образованы    путём  перехода из одной части речи в другую.Узаконить, сверхмощный, тишь, каблучок, лётчик-испытатель, первый (ученик в классе), звукозапись, подгруппа, новизна, (вкусное) мороженое, заплыв, безрукавка, удвоить, больной (на приёме у врача), спецкор, желтоватый, загородный, дописать, , физкультура, двадцать

Выполните морфемный и словообразовательный разборы слов.

Учитель. Хорошо, и с этим заданием все справились. Наше путешествие подходит к концу. Мы побывали во многих населенных пунктах страны Словообразование, познакомились с ее достопримечательностями.  

Учитель обращает внимание учащихся на слайд 19

СЛОВА, ДРУЖИЩЕ, – ЭТО КАК ЛИСТЬЯ НА ДЕРЕВЕ, И, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ, ПОЧЕМУ ЛИСТ ТАКОВ, А НЕ ИНОЙ, НУЖНО ЗНАТЬ, КАК РАСТЁТ ДЕРЕВО, НУЖНО УЧИТЬСЯ. М. ГОРЬКИЙ

Учитель. Какова основная мысль высказывания? (Ответы учащихся). Путешествие наше подошло к концу, но на карте страны осталось ещё несколько не исследованных территорий.  Наше путешествие мы продолжим в 7 классе. А сейчас, давайте вспомним, чем мы занимались на уроке?  

Учитель: Предлагаю вернуться к нашему эпиграфу: «Если знаешь части слова, то напишешь их толково» Как вы понимаете эти слова? Нужно ли знать части слова и как слово образовано, чтобы написать его правильно?

Проверка и оценивание ЗУНКов

  1. Фронтальный опрос по терминам и вопросам
  2. Практическое задание на правила «Чередование гласных в корне слова», «Приставки ПРИ- ПРЕ», «Правописание И/Ы после приставок»
  3. Решение шарад – умение выделять морфемы в словах. Контроль работы у доски
  4. Физминутка – выделение суффиксов
  5. Найти однокоренные слова и обосновать свой выбор. Повторение омонимичных корней. Устный ответ
  6. Умение составлять слова по словообразовательной модели. Устный ответ
  7. Морфемный и словообразовательный разбор. Контроль у доски
  8. Подведение итогов в командах. Самооценка.
  9. Оценка учителя.

Рефлексия деятельности на уроке

Путешествие наше подошло к концу, но на карте страны осталось ещё несколько не исследованных территорий.  Наше путешествие мы продолжим в 7 классе. А сейчас, давайте вспомним, чем мы занимались на уроке?  

Домашнее задание

Составить шарады на составление слов из разных частей

Дополнительная  необходимая информация

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

Волина В.В. Веселая грамматика. – М.:Знание, 1995

Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – Л: Просвещение, 1967

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Использование презентации добавляет наглядности уроку, т.к. выбрана форма путешествия.  На уроке была использована электронная физкультминутка для глаз, созданная учащимися.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Данный урок последний в теме «Словообразование» в 6 классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе "Путешествие по стране Словообразование."

Урок в игровой форме с использование ЭОР помогает систематизировать материал , изученный в разделе "Словообразование" в 6 классе....

План конспект урока русского языка по теме "Словообразование"

данная работа направлена на совершенствование системы подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

Урок русского языка по теме "Словообразование существительных".

Данный урок разработан к учебнику русского языка  6 класса С.И.Львовой, В.В.Львова, является  первым в системе уроков по теме "Словообразование существительных", строится на повторение изуче...

Урок по русскому языку в 3 классе . Тема : "Путешествие в страну Словообразование"

Методическая разработка урока по русскому языку в 3 классе...

Презентация к уроку русского языка на тему "Словообразование прилагательных способом сложения основ"

Мультимедийная презентация разработана в соответствии с конспектом урока на тему "Словообразование прилагательных способом сложения основ". ...

Урок русского языка по теме «Словообразование»

Цель урока: « Закрепить знания, полученные в результате изучения раздела «Словообразование».Задачи урока:1.    Закрепить знания об основных способах словообразования.2....

Методическая разработка урока русского языка на тему "Словообразование деепричастий"

Методическая разработка урока русского языка на тему "Словообразование деепричастий" . Для 7 класса общеобразовательной школы....