Конспект урока по русскому языку в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Назарова Ольга Егоровна

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме " Правописание н-нн в суффиксах имен прилагательных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n_nn_v_ime_nah_pri.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных».

Цели урока:

знакомство с правилом правописания Н и НН в прилагательных, образованных от имен существительных;

развивать орфографическую зоркость, формирование умения выбирать Н и НН в суффиксах прилагательных;

воспитывать любовь и уважение к русскому языку

Ожидаемые результаты

Личностные:

ученик осознаёт необходимость проведённой на уроке работы для дальнейшего обучения.

Метапредметные:

Познавательные:

ученик способен построить произвольное и осознанное речевое высказывание;

ученик может построить логическую цепь рассуждений;

ученик может выдвигать гипотезы и их обоснование;

Коммуникативные:

ученик может планировать свою деятельность;

ученик способен с достаточной точностью выражать свои мысли.

Регулятивные:

ученик может осуществлять целеполагание; может осуществлять коррекцию действий.

Предметные

ученик применяет знания правильного написания Н и НН в суффиксах отымённых прилагательных;

ученик правильно производит морфемный анализ слов.

Задачи урока:

познакомить учащихся с правописанием -н-, -нн- в суффиксах прилагательных.

научить правильно писать прилагательные с одной и двумя буквами н.

рассуждать, устно и письменно объяснять условия выбора одной и двух букв н в суффиксах прилагательных.

                                    Ход урока

  1. Орг момент .
  2.  Подготовительный этап . Мотивация (1 слайд)

                                                        Эпиграф

                                                   Будь внимателен:

                                                  Каждый шаг может привести

                                                    тебя к открытию.

                                                   Кумор Лешек

-Как вы понимаете смысл данного высказывания?

-Знаете ли вы, что такое ОТКРЫТИЕ? (достижение , совершаемое в процессе научного познания)

-Как вы думаете, легко ли сделать открытие?

-Какие люди могут сделать открытие? ( смелые, умные, трудолюбивые)

-А хотели бы вы сами попробовать сделать открытие?

Сегодня на уроке у каждого из вас будет такая возможность. Для этого мы должны смело размышлять, выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться даже самой трудной ситуации. Помните, что только трудолюбивые люди добиваются поставленной цели. Сегодня мы попробуем свои силы в роли настоящих ученых, готовящихся к настоящему открытию.  Тем более что 2019 год объявлен годом науки, а значит , открытий. У вас есть дневник исследователя, куда вы будете вносите результаты своих открытий.

 

2. Актуализация опорных знаний. Подготовка к изучению новой темы.

Б. Паскаль говорил:  ”Случайные открытия делают только подготовленные умы.”(2 слайд)

Перед тем как совершить открытие, проверим. насколько ваши умы подготовлены

1.Опрос по базовому листу контроля.

Соедините пальчики в кулачок..

По мере ответов на вопрос раскрывайте кулачок по 1 пальчику, если знаете ответ на вопрос.

- Что такое имя прилагательное?

- Какие разряды имён прилагательных по значению вы знаете?

- Как изменяются имена прилагательные?

- Скажите, какие прилагательные имеют полную и краткую формы?

- На какой вопрос отвечают прилагательные в краткой форме?

-  Каким членом предложения являются имена прилагательные?

-  В кратких прилагательных пишется ь?

- Какие степени сравнения имеют имена прилагательные?

- Правописание окончаний прилагательных следует проверять _

- Перечислите известные вам способы образования имён прилагательных.

  Поднимите руки вверх. Все готовы к открытию?

 Оцените свою работу на этом этапе.

3 Работа с текстом

Прочитайте текст.

1 . Первая компьютерная мышь была сделана из дерева

Компьютерная мыш-- в привычном нам дизайне была представлена миру в 1984 году компанией Apple. Во многом бл-год-ря ей компьютеры   стали невероятно популярны. Но свою исти-ую историю это маленьк-, но такое нужное устройство начинает за 20 лет до этого.

В 1964 году инженер Дуглас Энгельбарт из Стэнфорда ра-работал манипулятор для работы с операцио--ой системой.   Перв-начально устройство представляло собой деревя--ую коробоч?ку ручной работы с двумя колесами внутри и кнопкой на корпусе. Через некоторое время у устройства появляется третья кнопка, а ещё через пару лет Энгельбарт получает патент на свое изобретение.

 -О каком открытии идет речь?

-Какова основная мысль текста?

-Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.

 -Какие слова не смогли объяснить? Почему?

- Какое же открытие мы должны для себя совершить?

3. Знакомство с новым материалом.

Запишите число.

Определите тему и цели урока.

III    Вам нужно распределить имена прилагательные, образованные от имен существительных, в группы по определенному признаку. Выделите суффиксы, при помощи которых они образованы. (Сколько будет групп, вы должны решить сами и обосновать свое решение).

 Единственный, глиняный, телефонный, ледяной,

 соловьиный, каменный, традиционный, кожаный,

 песчаный, подлинный, гусиный, соломенный, машинный

-Сколько столбиков у вас получилось?

-Опираясь на  полученные столбики, ответьте на вопрос, в каких суффиксах пишется НН?   Н?  Сформулируйте правило.

 

4. Работа с учебником. Прочитайте теоретический материал про себя на стр. 100-101, 103 в учебнике. Совпадает ли правило с тем, что вы сами для себя открыли?

Какую дополнительную информацию вы извлекли?

 

5. Работа в группах . Работая в группах ,постройте алгоритм-схему правописания Н и НН в прилагательных.  Помните, не ошибается тот, кто не работает.  Вам нужно будет презентовать   свою работу

(вывесить на доску)

Мы достигли 1 цели урока. Узнали, когда пишется н  -нн в суффиксах прилагательных.

Оцените свою работу

6. Закрепление полученных знаний.

Выходим по цепочке к доске. Записываем слова, и объясняем правописание суффиксов.

Словарный диктант

Конный  ,   соломенный, глиняный, ураганный,  дискуссионный  ,   картинный  ,  осенний ,  безветренный , машинный ,  утренний  , шерстяной  , экскурсионный  , традиционный ,чугунный, песчаный, багряный, инновационный, длинный, ветреный, ценный, серебряный, телефонный, лунный, безветренный, оловянный  , стеклянный.

Оцените себя.

7 Физминутка  

 А сейчас немного  отдохнем, наберемся сил для дальнейшей работы.

Я называю прилагательное, а вы  должны определить, сколько букв в этом прилагательном и показать нам.  А помогут в этом вам    ваши части тела: руки, ноги, уши, глаза, голова, ладошки. Если нужно вставить н , вы поднимаете 1 руку, 2-н , то 2 руки.

каменный, карманный,  , утренний, подлинный, глубинный,

 стеклянный, серебряный, ледяной, шерстяной, деревянный, оловянный.

8 Выборочный диктант.

Послушайте интересные факты . Из приведенных статей нужно выписать прилагательные, образованные от существитеьных, в которых пишется н нн

1 Земля – единственная планета в Солнечной системе, на поверхности которой находится вода, а атмосфера на 21 % состоит из кислорода.

2 Альберт Эйнштейн был гением, однако его таланты раскрылись достаточно поздно. После смерти ученого его мозг был объектом многочисленных исследований.

3 Острова Пальм в Дубаи можно назвать современным чудом света. Это рукотворные острова, плавающие на воде.

4 Сегодня самый грандиозный проект в мире – Новая Долина в Египте. Инженеры пытаются превратить миллионы гектаров пустыни в сельскохозяйственные угодья.

5 26 марта 1953 года американский медицинский исследователь Йонас Солк (Jonas Salk) объявил, что ему удалось провести успешные испытания вакцины против полиомиелита, вируса, который вызывает тяжелое хроническое заболевание. В 1952 году из-за эпидемии этого недуга диагноз был поставлен 58 000 жителей США, и болезнь унесла 3 000 невинных жизней. Это подстегнуло Солка на поиски спасения, и теперь цивилизованный мир в безопасности хотя бы от этой беды.

6 . Несмотря на то, что большая часть поверхности Земли покрыта водой, 68% пресной воды на Земле постоянно заморожены как ледяные шапки и ледники.

7 На Земле есть кипящие реки. В перуанском тропическом лесу законный шаман заботится и защищает священный участок исцеления Майантюяку.

8 Как минимум 30 разных мест на Земле имеют песчаные дюны, которые… поют. Они поют и хрипят, и это звучит как нечто между роем пчел и воспеванием монахов.

  Проверь и оцените себя.

8.  Закрепление материала.  Разноуровневые задания .

. У каждого на парте лежат задания разного уровня. Каждый выбирает задание  того  уровня, с каким можешь справиться на 5.1 уровень самый простой, 3-сложный1 . Внимательно прочитайте задание и приступайте к работе. Несколько учеников работает у доски.

 1 уровень – Твоя задача: вставь пропущенные буквы, где это необходимо. Составь с выделенными прилагательными предложения.

Стари. . . ое предание, деревя…ый дом, стекля. . . ая посуда, серебр…ные часы, информацио…ая программа, земля…ой орех, пусты(н,нн)ые улицы,  цели..ое поле.

 

 

2 уровень – применение знаний. Твоя задача Образовать  словосочетание. Замените словосочетания существительное + существительное на словосочетания существительное + прилагательное (слайд 6,7 ) чтобы в прилагательном были н-  нн

Решетка из чугуна  

Повидло из клюквы  

Шляпка из соломы  

Замок из льда  

Перо гуся  

Ложка из серебра  

Дом из дерева  

Ваза из стекла

3 уровень.  Твоя задача: выписать сначала прилагательные, образованный от существительных с основой на н,  затем слова, образованные при помощи суффиксов ан, ян, ин, а потом слова , образованные при помощи суффиксов онн- енн.

 Прохлада утренняя веет, едва колышутся леса, как блестки золота, светлеет их переливная краса. В зеркало залива сонный лес глядит. Роняет лес багряный свой убор. Кусты в серебряных сережках стоят, глядят по сторонам, где русый дождь на тонких ножках перебежал дорогу нам. На другом берегу желтело овсяное поле. Город спал в эту ветреную ночь. Капитон только прищурил свои оловянные глазки. Миша рассматривал старинный каменный дом, дворовые постройки. Далеко впереди Васютка заметил входящую в глубь тайги бороздку лиственного леса. Митроша бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы.

 Оцени свою работу на этом этапе.

9. Подведение итогов урока

У.: Повторите еще раз, какое правило мы открыли сегодня?

Д.: Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.

У.: Достигли мы цели нашего открытия?

Д.: Да, мы узнали, когда в суффиксах прилагательных, образованных от имен существительных, пишется Н-НН.

У.:  Поставьте себе итоговую оценку за урок. Прокомментируйте свою оценку.

-Запишите дом. Зад.

И в заключение урока продолжите фразу Луи Пастернака : «Открытия приходят лишь к тем, кто ….( подготовлен к их пониманию»

Открытия делать, несомненно, очень трудно. Для этого нужно много и старательно трудиться. Часто, чтобы сделать даже небольшое открытие, человек должен учиться и работать много лет, как это делали Попов и Кусто, Архимед и Менделеев, Ломоносов и Колумб. Только терпеливые и старательные люди смогут добиться успехов. А пока я желаю вам удачного дня и хочу, чтоб девизом вашего сегодняшнего дня стали слова Кумора Лешека: «Будь внимателен: каждый шаг может привести тебя к открытию»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В

Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...