Конспект урока русского языка в 6 классе "Путешествие в город Местоименск"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Авдеева Елена Александровна

ОТКРЫТЫЙ УРОК 6 КЛАСС

 

Конспект урока:

«Путешествие в город Местоименск».

 

Цели:1. Образовательная: проверить полученные учащимися знания, умения и навыки; выявить

             пробелы в знаниях с целью предупреждения ошибок.

          2. Воспитательная: воспитывать интерес к языку, любовь к УНТ, произведениям        

              классической литературы.

          3. Развивающая: развивать у учащихся внимание, логическое мышление, память.

 

Тип урока: урок проверки и контроля знаний, умений и навыков

 

ХОД УРОКА:

 

      Участники «Путешествия…» разбиваются на команды. Каждая команда получает свой маршрутный лист (см. Приложение) «достопримечательностей города». Маршруты продуманы так, чтобы участники продвигались не мешая друг другу. Капитану каждой команды будет прикреплен листок из цветной бумаги. Маршрутные листы и карточки с заданиями будут такого цвета, какой дан капитану команды.  Столы  в классе расположены  по кругу так, как указано в маршрутном листе. На каждом столе название «достопримечательностей города». Если возникнет ситуация, что команды столкнулись в одном месте, то одна из команд переходит к дополнительному столу «Аллея сюрпризов» (таких столов 2).

    На интерактивной доске  надпись: «Доска почета. Знатоки местоимений». На «Доске почета» в конце урока будут размещены фотографии участников той команды, которая победит. Поощрительным призом будет оценка, полученная за урок.

 

  1. Слово учителя.

 

     - Приглашаю вас в город Местоименск, где вас ждет необычное путешествие. Я буду вашим экскурсоводом.  Но наше путешествие, как я уже сказала, необычное. Вам придется потрудиться. В каждом пункте, указанном в маршрутном листе, вас ждут задания. Эти задания будут оценивать «знатоки местоимений» (в роли «Знатоков…» - учителя). Каждое задание будет оцениваться по    5 балльной системе.

      Но прежде чем мы отправимся в путешествие, я расскажу вам сказку об истории создания города Местоименска (на экране презентация):

 

«Злая колдунья»

 

        В далекие времена в одном царстве-государстве жили добрые и веселые люди. Они трудились не покладая рук, потому их государство славилось богатством и достатком. А неподалеку от этих мест среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражали веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, и придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:

   - Пусть эти счастливчики забудут свои имена; пусть дети забудут имена родителей, а родители – имена детей; пусть они забудут названия всего, что их окружает!

     Злая колдунья отбросила посох и со злорадством сказала:

  - Вот теперь они, не понимая друг друга, обязательно рассорятся. Придет конец их счастья и радости!

     И в царстве наступил беспорядок… Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Ничего не понимая, они пытались объяснить случившееся, но у них ничего не получалось.

     Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих родных, близких, названия всего того, что их окружало. Но как вернуть все обратно они не знали.

     Но вот однажды в это царство попал добрый мудрец. Люди, удрученные бедой, бросились ему навстречу и, поведав о своем горе, попросили помочь вернуть им былую жизнь, полную радости и веселья.

     - Хорошо, я помогу вернуть вам имена, но это будет не сразу, - пообещал мудрец. А пока я даю вам слова вместо названий мен, которые отобрала злая колдунья. Эти слова будут только указывать на лица и предметы. Используя их, вы сможете разговаривать между собой, понимать друг друга. Например, каждый из вас о себе будет говорить «я»; если вас будет много, скажете «мы». Обращаясь к кому-либо, говорите «ты», а к нескольким людям - «вы». Рассказывая о ком-то или о чем-то, говорите «он», «она», «оно»; если их много – «они».

      А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами.

      Мудрец долго искал пещеру ведьмы и ,наконец, добрался до ее жилища. Он попросил ведьму вернуть жителям царства их имена. Колдунья согласилась, но с условием, что он отгадает ее хитрые загадки. Она конечно же была уверена, что никто никогда не сможет разгадать их. Но мудрец их разгадал.

    Давайте и мы, ребята, попробуем разгадать загадки вместе с мудрецом!

  1. Когда  руки состоят из трех местоимений? (Когда они вы-мы-ты.)
  2. Какие два личных местоимения вместе мешают движению на дорогах? (Я-мы)
  3. В названии какого государства между двумя одинаковыми личными местоимениями стоит маленькая лошадь? (Я-пони-я)
  4. Первый слог – личное местоимение. Второй слог этого слова – детская болезнь. Вместе обозначают предмет, который удерживает судно. (Я-корь)
  5. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (Ты-ква)
  6. Первый слог – личное местоимение, второй – синоним слова несчастье. Вместе обозначают клевету или клеветника. (Я-беда)
  7. Мой первый слог найдешь тогда,

Когда в котле кипит вода.

Местоименье – слог второй,

А в целом школьный столик твой. (Пар-та)

 

     Так что пришлось ведьме возвращать имена жителям доброго царства. Все стало на свои места, но людям так понравились слова, которые подарил им мудрец, что с ними было жалко расставаться. И люди оставили их себе, чтобы тоже употреблять в речи. А так как эти слова были даны вместо имен и названий предметов, то их так и назвали: «вместоимения», то есть «вместо имени»; но затем буква «в» затерялась, и слова стали называться местоимениями, а свое царство эти жители назвали «Местоименск».

 

  1. Выполнение контрольных заданий.

 

        В соответствии с маршрутным листом участники команд проходят от стола к столу, выполняя предложенные задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ВЫСТАВКА УКАЗАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ

 

ЗАДАНИЕ. Раскройте скобки и обозначьте условия выбора слитного или раздельного написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях, вставьте пропущенные буквы.

 

  1. Люблю того, кто (не, ни) обидит (не, ни) кого.
  2. Обидеть-то каждый мож…т, а пож…леть-то (не, ни) кому.
  3. Кто дважды оглян…тся, то (не, ни) когда (не, ни) потеряется.
  4. Дома с…дит, (не, ни) (на) кого (не, ни) глядит.
  5. Иного (не, ни) чем (не, ни) удовлетворить и (не, ни) чем (не, ни) насытить.
  6. Остер меч, да (не, ни) кого сеч… .
  7. Плохого человека (не, ни) чем (не, ни) уважишь. (Пословицы)

МУЗЕЙ МЕСТОИМЕНИЙ

 

ЗАДАНИЕ. Найдите в тексте местоимения и определите их разряд.

 

Меня еще там нет,

А мне печется хлеб,

И вот он вынут из огня,

Чтоб накормить меня.

И кто-то мне газеты шлет,

И кто-то мне одежду шьет,

И кто-то учит роль.

И для меня волнуется,

И где-то кто-то учится,

Как успокоить боль,

Чтоб мне ее не знать.

И потому беру тетрадь

 

И, что-то напевая,

 

Стихи пишу тому,

Кого еще не знаю.

Никто меня не упрекнет,

Что тех еще не знаю.

Но в школе я учусь всему

И сам все постигаю.

 

Э.Мошковская

image

 

ГАЛЕРЕЯ ЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ

 

ЗАДАНИЕ. Найдите и обозначьте  предложения с личными местоимениями 3-го лица единственного числа. . Произведите морфологический разбор указанного местоимения.

  1. Васин папа был кузнец.
  2. Он работал в кузнице.
  3. Из-под его молотка выходили подковы, ограды и решетки.
  4. Каждое утро отец ездил в кузницу на своей3 лошади.
  5. Лошадь у него была хорошая, черная.
  6. Отец сам запрягал ее.
  7. А вечером возвращался домой.
  8. Вася очень любил лошадь.
  9. Он часто катался на ней.

10.Прокатится до леса и обратно.

По произведению М. Зощенко

 

ДОМ, В КОТОРОМ ВСЕ ПЕРЕМЕШАЛОСЬ

 

ЗАДАНИЕ. Определите разряд выделенных местоимений и их синтаксическую роль.

 

Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь; его лошадка, снег почуя, плетется рысью как-нибудь.

Владимир слушал его с презрением и ничего не отвечал

Твой грустный шум, твой шум призывный услышал я в последний раз.

(А.Пушкин.)

Почти все лето возле нашего домика на клеверном поле кричал дергач-коростель.

По ночам я выходил  на дорогу слушать его бодрый крик.

Я смотрел на звезды, на их тихий свет, и радостное чувство близости к матери-земле наполняло меня.

imageМы  услыхали их и отправились в ту сторону, откуда раздавались голоса.

 

(И.Соколов-Микитов.)

 

 

 

ВЫСТАВКА УКАЗАТЕЛЬНЫХ  МЕСТОИМЕНИЙ

 

ЗАДАНИЕ. Найдите указательные  местоимений определите их род, число и падеж.

 

1. Во те, которые дожили до седин.

2. Неужели я из тех, которым цель всей жизни – смех.

3. Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам.

4. Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый, но есть ли в нем та страсть?

То чувство? Пылкость та…

(А.Грибоедов.)

 

image

 

АЛЛЕЯ СЮРПРИЗОВ

 

ЗАДАНИЕ. Найдите ошибки  в употреблении местоимении и устраните их.

 

От энтого места до того 100 метров.

На площади собрался народ. Они шумели.

Стал ейной мордой мне в харю тыкать. (А.П.Чехов «Ванька Жуков»)

На его было много жалоб.

Лермонтов написал его стихотворение в 1837 году.

Оный путник плюхнулся в лужу.

А.Голенищев-Кутузов

 

 

imageАЛЛЕЯ СЮРПРИЗОВ

Кроссворд

 
 image

 

 

 

 


image

image

1

 

 

imageimage

 

 

 

1. Личное местоимение 1 лица, мн.ч.

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

2. Указательное местоимение в И.п., мн.ч.

 

image

image

 

3

 

 

 

imageimage

 

 

3. Определительное местоимение в И.п., ед.ч., м.р.

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Указательное местоимение в И.п., ед.ч., м.р.

image

image

 

 

5

 

 

 

 

imageimage

 

5. Личное местоимение в ж.р.

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Указательное местоимение в Т.п., мн.ч.

imageimage

 

 

 

7

 

 

 

 

imageimage

 

7. Личное местоимение в 1 лице, Т.п., ед.ч.,

imageimage

8

 

 

 

 

 

 

 

imageimage

 

8. Возвратное местоимение в Д.п.

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

9. Отрицательное местоимение.

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Определительное местоимение в Т.п., мн.ч.

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

11. Отрицательное местоимение в Д.п.

 
 image

image

 

 

 

 

  1. Итоги урока.

 

«Знатоки местоимений» оглашают результаты.

Учитель выставляет оценки. Участники  команды по

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_g.mestoimensk.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК 6 КЛАСС

Конспект урока:

«Путешествие в город Местоименск».

Цели:1. Образовательная: проверить полученные учащимися знания, умения и навыки; выявить

             пробелы в знаниях с целью предупреждения ошибок.

          2. Воспитательная: воспитывать интерес к языку, любовь к УНТ, произведениям        

              классической литературы.

          3. Развивающая: развивать у учащихся внимание, логическое мышление, память.

Тип урока: урок проверки и контроля знаний, умений и навыков

ХОД УРОКА:

      Участники «Путешествия…» разбиваются на команды. Каждая команда получает свой маршрутный лист (см. Приложение) «достопримечательностей города». Маршруты продуманы так, чтобы участники продвигались не мешая друг другу. Капитану каждой команды будет прикреплен листок из цветной бумаги. Маршрутные листы и карточки с заданиями будут такого цвета, какой дан капитану команды.  Столы  в классе расположены  по кругу так, как указано в маршрутном листе. На каждом столе название «достопримечательностей города». Если возникнет ситуация, что команды столкнулись в одном месте, то одна из команд переходит к дополнительному столу «Аллея сюрпризов» (таких столов 2).

    На интерактивной доске  надпись: «Доска почета. Знатоки местоимений». На «Доске почета» в конце урока будут размещены фотографии участников той команды, которая победит. Поощрительным призом будет оценка, полученная за урок.

  1. Слово учителя.

     - Приглашаю вас в город Местоименск, где вас ждет необычное путешествие. Я буду вашим экскурсоводом.  Но наше путешествие, как я уже сказала, необычное. Вам придется потрудиться. В каждом пункте, указанном в маршрутном листе, вас ждут задания. Эти задания будут оценивать «знатоки местоимений» (в роли «Знатоков…» - учителя). Каждое задание будет оцениваться по    5 балльной системе.

      Но прежде чем мы отправимся в путешествие, я расскажу вам сказку об истории создания города Местоименска (на экране презентация):

«Злая колдунья»

        В далекие времена в одном царстве-государстве жили добрые и веселые люди. Они трудились не покладая рук, потому их государство славилось богатством и достатком. А неподалеку от этих мест среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражали веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, и придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:

   - Пусть эти счастливчики забудут свои имена; пусть дети забудут имена родителей, а родители – имена детей; пусть они забудут названия всего, что их окружает!

     Злая колдунья отбросила посох и со злорадством сказала:

  - Вот теперь они, не понимая друг друга, обязательно рассорятся. Придет конец их счастья и радости!

     И в царстве наступил беспорядок… Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Ничего не понимая, они пытались объяснить случившееся, но у них ничего не получалось.

     Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих родных, близких, названия всего того, что их окружало. Но как вернуть все обратно они не знали.

     Но вот однажды в это царство попал добрый мудрец. Люди, удрученные бедой, бросились ему навстречу и, поведав о своем горе, попросили помочь вернуть им былую жизнь, полную радости и веселья.

     - Хорошо, я помогу вернуть вам имена, но это будет не сразу, - пообещал мудрец. А пока я даю вам слова вместо названий мен, которые отобрала злая колдунья. Эти слова будут только указывать на лица и предметы. Используя их, вы сможете разговаривать между собой, понимать друг друга. Например, каждый из вас о себе будет говорить «я»; если вас будет много, скажете «мы». Обращаясь к кому-либо, говорите «ты», а к нескольким людям - «вы». Рассказывая о ком-то или о чем-то, говорите «он», «она», «оно»; если их много – «они».

      А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами.

      Мудрец долго искал пещеру ведьмы и ,наконец, добрался до ее жилища. Он попросил ведьму вернуть жителям царства их имена. Колдунья согласилась, но с условием, что он отгадает ее хитрые загадки. Она конечно же была уверена, что никто никогда не сможет разгадать их. Но мудрец их разгадал.

    Давайте и мы, ребята, попробуем разгадать загадки вместе с мудрецом!

  1. Когда  руки состоят из трех местоимений? (Когда они вы-мы-ты.)
  2. Какие два личных местоимения вместе мешают движению на дорогах? (Я-мы)
  3. В названии какого государства между двумя одинаковыми личными местоимениями стоит маленькая лошадь? (Я-пони-я)
  4. Первый слог – личное местоимение. Второй слог этого слова – детская болезнь. Вместе обозначают предмет, который удерживает судно. (Я-корь)
  5. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (Ты-ква)
  6. Первый слог – личное местоимение, второй – синоним слова несчастье. Вместе обозначают клевету или клеветника. (Я-беда)
  7. Мой первый слог найдешь тогда,

Когда в котле кипит вода.

Местоименье – слог второй,

А в целом школьный столик твой. (Пар-та)

 

     Так что пришлось ведьме возвращать имена жителям доброго царства. Все стало на свои места, но людям так понравились слова, которые подарил им мудрец, что с ними было жалко расставаться. И люди оставили их себе, чтобы тоже употреблять в речи. А так как эти слова были даны вместо имен и названий предметов, то их так и назвали: «вместоимения», то есть «вместо имени»; но затем буква «в» затерялась, и слова стали называться местоимениями, а свое царство эти жители назвали «Местоименск».

  1. Выполнение контрольных заданий.

        В соответствии с маршрутным листом участники команд проходят от стола к столу, выполняя предложенные задания.

 ВЫСТАВКА УКАЗАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ

ЗАДАНИЕ. Раскройте скобки и обозначьте условия выбора слитного или раздельного написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях, вставьте пропущенные буквы.

  1. Люблю того, кто (не, ни) обидит (не, ни) кого.
  2. Обидеть-то каждый мож…т, а пож…леть-то (не, ни) кому.
  3. Кто дважды оглян…тся, то (не, ни) когда (не, ни) потеряется.
  4. Дома с…дит, (не, ни) (на) кого (не, ни) глядит.
  5. Иного (не, ни) чем (не, ни) удовлетворить и (не, ни) чем (не, ни) насытить.
  6. Остер меч, да (не, ни) кого сеч… .
  7. Плохого человека (не, ни) чем (не, ни) уважишь. (Пословицы)

МУЗЕЙ МЕСТОИМЕНИЙ

ЗАДАНИЕ. Найдите в тексте местоимения и определите их разряд.

Меня еще там нет,

А мне печется хлеб,

И вот он вынут из огня,

Чтоб накормить меня.

И кто-то мне газеты шлет,

И кто-то мне одежду шьет,

И кто-то учит роль.

И для меня волнуется,

И где-то кто-то учится,

Как успокоить боль,

Чтоб мне ее не знать.

И потому беру тетрадь

И, что-то напевая,

Стихи пишу тому,

Кого еще не знаю.

Никто меня не упрекнет,

Что тех еще не знаю.

Но в школе я учусь всему

И сам все постигаю.

Э.Мошковская

ГАЛЕРЕЯ ЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ

ЗАДАНИЕ. Найдите и обозначьте  предложения с личными местоимениями 3-го лица единственного числа. . Произведите морфологический разбор указанного местоимения.

  1. Васин папа был кузнец.
  2. Он работал в кузнице.
  3. Из-под его молотка выходили подковы, ограды и решетки.
  4. Каждое утро отец ездил в кузницу на своей3 лошади.
  5. Лошадь у него была хорошая, черная.
  6. Отец сам запрягал ее.
  7. А вечером возвращался домой.
  8. Вася очень любил лошадь.
  9. Он часто катался на ней.

10.Прокатится до леса и обратно.

По произведению М. Зощенко

ДОМ, В КОТОРОМ ВСЕ ПЕРЕМЕШАЛОСЬ

ЗАДАНИЕ. Определите разряд выделенных местоимений и их синтаксическую роль.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь; его лошадка, снег почуя, плетется рысью как-нибудь.

Владимир слушал его с презрением и ничего не отвечал

Твой грустный шум, твой шум призывный услышал я в последний раз.

(А.Пушкин.)

Почти все лето возле нашего домика на клеверном поле кричал дергач-коростель.

По ночам я выходил  на дорогу слушать его бодрый крик.

Я смотрел на звезды, на их тихий свет, и радостное чувство близости к матери-земле наполняло меня.

Мы  услыхали их и отправились в ту сторону, откуда раздавались голоса.

(И.Соколов-Микитов.)

ВЫСТАВКА УКАЗАТЕЛЬНЫХ  МЕСТОИМЕНИЙ

ЗАДАНИЕ. Найдите указательные  местоимений определите их род, число и падеж.

1. Во те, которые дожили до седин.

2. Неужели я из тех, которым цель всей жизни – смех.

3. Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам.

4. Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый, но есть ли в нем та страсть?

То чувство? Пылкость та…

(А.Грибоедов.)

АЛЛЕЯ СЮРПРИЗОВ

ЗАДАНИЕ. Найдите ошибки  в употреблении местоимении и устраните их.

От энтого места до того 100 метров.

На площади собрался народ. Они шумели.

Стал ейной мордой мне в харю тыкать. (А.П.Чехов «Ванька Жуков»)

На его было много жалоб.

Лермонтов написал его стихотворение в 1837 году.

Оный путник плюхнулся в лужу.

А.Голенищев-Кутузов

АЛЛЕЯ СЮРПРИЗОВ

Кроссворд

1

 

 

1. Личное местоимение 1 лица, мн.ч.

2

 

 

2. Указательное местоимение в И.п., мн.ч.

3

 

 

 

3. Определительное местоимение в И.п., ед.ч., м.р.

4

 

 

 

4. Указательное местоимение в И.п., ед.ч., м.р.

5

 

 

 

5. Личное местоимение в ж.р.

6

 

 

 

 

6. Указательное местоимение в Т.п., мн.ч.

7

 

 

 

 

7. Личное местоимение в 1 лице, Т.п., ед.ч.,

8

 

 

 

 

8. Возвратное местоимение в Д.п.

9

 

 

 

 

 

9. Отрицательное местоимение.

10

 

 

 

 

 

10. Определительное местоимение в Т.п., мн.ч.

11

 

 

 

 

 

 

11. Отрицательное местоимение в Д.п.

  1. Итоги урока.

«Знатоки местоимений» оглашают результаты.

Учитель выставляет оценки. Участники  команды получают одну (одинаковую) оценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира

Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Конспект урока русского языка в 5 классе "Путешествие в город "Существительное""

Урок проводился с целью систематизации ранее изученного материала  по теме "Имя существительное". При проведении урока были использованы различные формы организации самостоятельной рабо...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...