Из опыта работы
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Силачева Наталья Ивановна

Как организовать учебный процесс? Как вписать в него работу с  детьми-мигрантами? Как помочь таким учащимся быстрее адаптироваться в новой социально-культурной среде?  Эти и многие другие вопросы волнуют всех учителей, но особенно – преподавателей русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально – культурная адаптация детей мигрантов

   Учебный процесс должен отвечать потребностям развития и самореализации человека в новой социокультурной ситуации: в той, когда учащийся-мигрант одновременно находится в двух культурных средах: сохранение своей национальной культуры, самосознания, а также установление контактов с новым социумом, умение ориентироваться в новых, быстро меняющихся обстоятельствах принимающего общества.

«Учительская газета»

Здравствуйте, уважаемые члены жюри, уважаемые коллеги!

Позвольте представить вам проект по социально – культурной адаптации детей мигрантов.

 Каждый год в школах Тюмени увеличивается число детей, прибывших из стран бывшего Советского Союза. С течением времени  этот процесс не замедляется, а усиливается. Как правило,  дети из стран СНГ  плохо владеют русским языком и соответственно плохо понимают или почти не понимают речи учителя.  Опыт работы показывает, что  проблема заключается не только в плохом знании русского языка, это более сложная проблема социальной и психологической адаптации ученика к новой культуре, новым привычкам, традициям и обычаям, новым ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе.

Как организовать учебный процесс? Как вписать в него работу с этими детьми? Как помочь таким учащимся быстрее адаптироваться в новой социально-культурной среде?  Эти и многие другие вопросы волнуют всех учителей, но особенно – преподавателей русского языка

Свою задачу мы видим в том, чтобы  помочь  ребенку  преодолеть отрицательное влияние родного языка, предупредить ошибки в русской речи.  Мы  должны  «видеть» языковый материал глазами нерусского, предвидеть в трудности, которые должен преодолеть ученик.

Несколько лет назад  я начала работать в  5- В  классе, в котором из 21 учащегося  15 – дети из ближнего зарубежья: чеченцы – 2; армяне – 5; азербайджанцы – 3; грузины  - 3; узбеки -2. Только 5 учащихся обучались в начальной школе Российской Федерации. Остальные пришли в коллектив в 3-4 классе, а 2 – приехали из Узбекистана в 5 класс. Уровень владения русским языком этой категории учащихся не соответствовал требованиям, предусмотренным государственным образовательным стандартам по русскому языку для школ Российской Федерации. Отрицательно сказывалось на изучении языка и отсутствие языковой среды: дома ребенок продолжал  общаться на родном языке. Не все родители владели  в совершенстве русским языком, не обладали тем минимумом знаний, который необходим, чтобы оказать помощь ребенку в выполнении домашних заданий. Результаты  входной  контрольной  работы  в начале года, специальной  диагностики  «Измерения уровня владения языком»  привели меня к поиску решения  проблемы и в частности  к проведению факультатива  «Изучаем русский! » совместно с работой над социальным проектом  «Венок дружбы».

Цель: формирование высоконравственной личности, способной адаптироваться  в обществе путем изучения языка и активного участия в общественной жизни коллектива.

 

Задачи:

               Овладение базовыми  нормами русского литературного языка;    

 Формирование умений и навыков связного изложения мыслей через обогащение словарного запаса  учащихся  и привитие  интереса к русскому языку;

 Создание условий для успешного развития личности в коллективе.

Программа факультатива «Изучаем русский»  рассчитана на 37часов: в сентябре  - интенсивный курс –  по 3 занятия в неделю – 9 часов, чтобы помочь учащимся побыстрее овладеть такими понятиями, как род, падеж, категория  одушевленности - неодушевленности, что позволит учащимся правильно конструировать свои высказывания, качественней усваивать новый материал,  избегать затруднений при общении; с октября   по  май  занятия проводятся  1 час в неделю.

Курс занятий составлен в соответствии с Программой по русскому языку для 5-9 классов на соответствующем уровне владения русским языком таких детей.

Этапы работы над проектом:

№ п/п

Название этапа

Формы работы

Сроки

1.

Предварительный: изучение факторов, влияющих на уровень языковой подготовки ученика;

определение  исходного уровня владения русским языком

Аудирование: прослушайте текст и ответьте на вопрос.

Говорение:

Диалогическая речь: прочитайте и продолжите диалог;

Монологическая: связное монологическое высказывание на определенную тему (3-4 предложения).

Чтение: работа с текстом объемом 60-70 слов (правильность произношения, умение объяснять название текста, составлять план, выделять в тексте тему и основной замысел).

Письмо: умение давать письменные ответы на вопросы (5 вопросов).

1-10  сентября

2.

Основной: преодоление языкового барьера

1)Занятия факультатива.

2)Внеклассная работа.

сентябрь - май

3.

Завершающий:

активное участие в учебном процессе и в работе классного и школьного коллектива

1)Участие в декаде предметов гуманитарного цикла;

2)Участие в конкурсах чтецов школьного уровня;

3)Посещение клуба «Солнечная мозаика»;

4)Проведение классных часов;

5) Создание проектов.

апрель-сентябрь

                                 Занятия факультатива «Изучаем русский»

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Дата проведения

Звуки и буквы русского языка

1

сентябрь

Буквы Ъ и Ь

1

сентябрь

Состав слова

1

сентябрь

4-5

Род имен существительных

2

сентябрь

6-7

        Падежи имен существительных

2

сентябрь

8.

Имя прилагательное

1

сентябрь

9.

Глагол

1

сентябрь

10

Вставь слово

1

октябрь

11.

Продолжи…

1

октябрь

12.

Найди значение слова

1

октябрь

13.

Определение границ предложения

1

октябрь

14.

Порядок слов в предложении

1

ноябрь

15.

Главные члены предложения

1

ноябрь

16.

Второстепенные члены предложения

1

ноябрь

17.

Однородные члены предложения

1

декабрь

18

Предложения с обращениями

1

декабрь

19.

Сложные предложения

1

декабрь

20.

Выбор местоимения

1

декабрь

21.

Составь рассказ

1

январь

22.

Редактирование текста

1

январь

23.

Раскрой тему

1

январь

24.

Разбивка текста на части

1

февраль

25.

Определи тип текста

1

февраль

26.

Синонимы

1

февраль

27.

Антонимы

1

февраль

28-30.

Орфограммы в корне слова

3

март

31-33.

Имя существительное

3

апрель

34.

Имя прилагательное

1

апрель

35-37.

Глагол

3

май

Методы и формы работы:

1.Коллективная форма работы (беседа, инсценирование, создание проектов).

2.Работа в парах.  Такая форма работы помогает  исправлять речевые ошибки учеников путём составления диалога по заданной ситуации. Ребята оказывают друг другу помощь в правильном и чётком произношении неродной речи.

3. Индивидуальная   работа с учеником.  

  1. Работу по цепочке.
  2. Чтобы привить интерес к русскому языку,  использую занимательные наглядные, словесные, ролевые   игры. В процессе игры дети усваивали  новую лексику, тренировались  в произношении и закреплении в речи определённых слов, словосочетаний, целых предложений, стремились выразительно читать стихотворения, загадки, пословицы.

В основу занятий факультатива  взята частично методика «Русский язык как иностранный»

Во-первых, дети не заучивают правил, а усваивают грамматику в процессе выполнения заданий, на легко запоминающихся моделях. Эти модели повторяются, наполняясь все новым грамматическим  и лексическим материалом.

Во-вторых, что тоже важно, ребенок с первых занятий  «говорит». Он не учит отдельные слова, так как модели – это блоки, предложения, сначала примитивные, но постепенно усложняющиеся.

Большие возможности для решения этой проблемы в нашей школе  предоставляет работа клуба «Солнечная мозаика».  Культурные факторы, безусловно, играют важную роль в изучении языка.  На занятиях  клуба  создается особая языковая среда:  дети знакомятся с традициями, бытом, творчеством русского народа.  Они  играют в сценках, заучивают русские пословицы и поговорки, находят аналог в своем языке, правильность произношения русских звуков отрабатывают через скороговорки. Все это способствует положительной динамике овладения русским языком. Запоминание стихотворений  - это еще и материал для отработки характерных для русского языка словосочетаний.

                           По Борнео и Ямайке

                           Ходит слон в трусах и майке.

                           Ходит в маминой панаме.

                           Только это – между нами.

                                                                   Рената Муха.

Выучив такой стишок, ребенок прекрасно помнит, что можно «ходить (в чем?) панаме, майке…

        Уверенное владение русским языком - залог успешной социализации и адаптации детей в обществе.

Преодолеть негативное отношение к детям другой национальности, установить товарищеские отношения, уважительное отношение к традициям и культуре разных народов, сделать детей   мигрантов  активными участниками всей деятельности школы  – такие задачи решаются в осуществлении проекта «Венок дружбы».

Каждый год классный руководитель сдает в учебную часть «социальный портрет класса».   Созданный в форме яркой презентации, которая отражает  национальный состав класса, такой «социальный портрет» может стать отправной точкой в создании сплоченного коллектива, принимающего людей разных национальностей, уважающих их культуру и быт, язык и традиции.

Все достижения в учебной и во внеклассной деятельности фиксируются в индивидуальном  листе  сопровождения детей мигрантов.

Социальный проект «Венок дружбы»

№ п/п

Мероприятие

Форма проведения

Сроки

Участники

1.

Национальный портрет моего класса.

Устный журнал

сентябрь

Кл.руководитель, дети, родители

2.

Слово о моем роде.

Классный час

Октябрь

Кл.руководитель, дети, родители

3.

Диаспоры в Тюмени.

Экскурсия в Дом национальных культур

декабрь

Кл.руководитель, дети, родители

4.

Гостеприимство разных национальностей

практикум

январь

Кл. руководитель, дети, родители

5.

«Узы дружбы»

Путешествие в прошлое

май

Кл. руководитель, учащиеся

6.

Международный день родного языка

Конкурс чтецов стихотворений родного языка

февраль

Учитель русского языка и литературы, учащиеся

7.

Рука в руке

Коммуникативный тренинг

март

Школьный психолог, кл. руководитель

8.

«Так давайте устроим большой карнавал»

Фольклорный праздник

апрель

Учитель музыки, кл. руководитель, родители, дети

п/п

Ожидаемые результаты

Критерии

Показатели

1.

Повышение уровня владения русским языком

Диагностика уровня владения русским языком (тестирование, аудирование, чтение, говорение, письмо).

1.Все учащиеся будут владеть базовым уровнем программного материала.

2.Повысится качество успеваемости.

2.

Повышение интереса к русскому языку, желание его изучать в совершенстве.

Участие в олимпиадах, проектной деятельности.

Посещение кружка по предмету.

1.30% детей-мигрантов станут участниками школьного этапа олимпиады по русскому языку.

2. Создание проекта «Дорогие моему сердцу слова».

3.50% вовлечены в кружковую работу.

3.

Успешная адаптация учащихся в классном и школьном коллективе.

Участие в праздниках, акциях, творческих конкурсах.

1.Конкурс «Класс года»

( 2-е место).

2.Участие в фестивале «Так давайте устроим большой карнавал».

3.Участие в муниципальном конкурсе «Таланты без границ»

4.Акция «Твори добро»

Благодаря этой  работе, которая  проводится целенаправленно и систематически, все учащиеся  владеют базовым уровнем программного материала.

Повышается  качество успеваемости, развивается интерес к изучению русского языка, учащиеся в дальнейшем  посещают кружок русского языка, создают проекты, участвуют в олимпиадах. Происходит социализация личности, успешная адаптация детей к новой культурной среде.  Дети принимают участие муниципальном конкурсе «Таланты без границ», в акции «Твори добро», в школьном конкурсе «Класс года» заняли 2-е место.



Предварительный просмотр:

Классный час «Прекрасный и коварный мир».

Круглый стол по повести В. Тендрякова «Весенние перевертыши».

(Для учащихся 7 класса)

Цель: сплочение детей и родителей на основе совместной досуговой деятельности.

Задачи: 1. Привлечь внимание родителей к проблемам своих детей.

               2. Развитие навыков совместной деятельности родителей и детей.

               3. Воспитание нравственной личности подростков.

 Оборудование:

              1. Портрет писателя.

              2. Иллюстрации к повести В. Тендрякова «Весенние перевертыши».

              3. Фотовыставка «Счастливое детство».

              4. Рисунки учащихся «Счастливая семья. Какая она?».

              5. Музыка Людвига Ван Бетховена: Симфония №6 Фа Мажор соч. 68 «Пасторальная»

Подготовка.

1. Семейное чтение повести.

2. Создание иллюстраций к произведению (по желанию).

3. Опрос среди взрослых «Всегда ли родители понимают детей?»

4. Опрос среди учащихся «Трудно ли быть подростком?»

«Добро – не наука, оно действие!»

Р. Роллан

«Искусство жить не укладывается ни в какие трафареты.

Невозможно дать готовых рецептов.

Я их сам ищу…»

В.Ф.Тендряков

«Научить гениальному нам не по силам…

научить бы одному: не обижайте друг друга, люди!»

В.Ф.Тендряков

Ход классного часа.

 Звучит музыка.

Учитель читает финал повести В. Тендрякова: «Прекрасный мир окружал Дюшку, прекрасный и коварный, любящий играть в перевертыши».

  «Прекрасный и коварный мир» - так звучит тема нашего классного часа. «Прекрасный и коварный мир» - эти слова из повести в названии классного часа, потому что этот мир – это наша жизнь, это все вокруг и внутри нас. И нам с вами надо учиться находить себя в этом мире, делать правильный выбор, оставаться людьми.

  Чтение  эпизода «Встреча Дюшки с компанией Саньки»  из повести В.Ф.Тендрякова «Весенние перевертыши». (У нас читала мама. ПРИМ. автора).

 Беседа:

  - Приходилось ли вам, ребята, находиться в ситуации, когда надо сделать выбор между добром и злом: быть таким, как все в группе: проявлять жестокость, во всем потакать, малодушничать, унижать слабых или же, преодолев страх, достойно ответить хулигану, защитить того, кто слабее тебя, не согласиться с мнением большинства и высказать свою точку зрения, отличающуюся от принятой всеми в группе?

(Ответы учащихся). 

- Да, ребята, в жизни часто приходится  делать выбор между смелостью и трусостью, малодушием и принципиальностью. Такой выбор сделал для себя герой повести Владимира  Тендрякова «Весенние перевертыши», ваш сверстник, самый обычный школьник из далекого северного поселка  Дюшка Тягунов.

 -А легко ли принимать такое решение: пойти против группы, заступиться за слабого?  (Нет, нелегко. И Дюшка это понимает. До случая с лягушкой  он старался не появляться там, где был Санька. Но теперь, когда надо было принять решение, он сумел преодолеть страх, проявить смелость перед более сильным соперником, дать отпор злу и жестокости.).

«Искусство жить не укладывается ни в какие трафареты. Невозможно дать готовых рецептов. Я их сам ищу…»- пишет В.Ф.Тендряков, и в его книгах и взрослые, и дети находят ответы на многие вопросы.

- Какой поступок  совершил Дюшка? ( Он совершил хороший (добрый) поступок: заступился за своего одноклассника, самого мелкого по росту, самого слабого из ребят» Миньку Богатова.)

 Слово учителя. Французский писатель Ромен  Роллан писал: «Добро – не наука, оно действие!», и Дюшка доказывает это своими поступками: «Не тронь человека!»-  переборов страх, сказал он Саньке Ерахе, разглядел, что отец Миньки вовсе не такой уж плохой человек, мечтает сделать Миньку счастливым, просит маму сделать все возможное, чтобы спасти Миньку.

 Инсценирование эпизода «Разговор Дюшки с Минькой» (от слов «Скажи: для чего люди живут на свете?» до «Брось реветь! Брось, говорю, не то стукну!...»)

Выслушав семейную историю Миньки, Дюшка не по-взрослому, рассудительно сумел понять боль своего одноклассника (на улице его обижают, дома нет понимания, покоя, тепла) и предложил ему свою дружбу.

 - О чем повесть В.Тендрякова? (Эта повесть о взаимоотношении родителей и детей, отношениях родителей между собой, о дружбе и вражде между подростками, о смелости и трусости, о благородстве и великодушии, внимании к близким и окружающим тебя людям, о нравственном выборе человека).

Учитель: Дюшка объявил войну Саньке.  Кто такой Санька Ераха и каков он? (Ответы учащихся). Обобщение подготовленного ученика.  Санька Ераха – воплощение зла. Он считался на улице самым сильным из ребят. Пятнадцатилетний подросток  жесток и любит помыкать слабыми, все боятся его, а Санька получает от страха других удовольствие. Он насильно заставляет всех быть такими же жестокими и злыми, как он сам. Санька всегда выдумывал странные игры. Кто выше подбросит кошку. Все по очереди бросали привязанную за ногу на тонкую длинную бечевку кошку. Или же на рыбалке заставлял ребят есть живых пескарей.

Новая игра Саньки заключалась в том, чтобы попасть лягушкой в нарисованный на стене круг. Кто-то услужливо, кто-то, дрожа от страха, поддерживает такие игры Саньки. И только Дюшка нашел в себе мужество дать отпор Саньке, не испугался его жестокости и заступился за Миньку.

 - Как вы думаете, а почему именно Дюшка стал на защиту Миньки? 

(Ответы учащихся, родителей.) Обобщение подготовленного ученика. Наверное, истоки формирования подростка находятся в семье. В повести изображены несколько семей. И только семья Дюшки положительная. Отец был инженером по механической выгрузке леса, его уважают, в нем постоянно нуждаются, это человек, распахнутый для всех. Мать работает врачом в больнице, ее часто вызывают к больным даже по ночам, и как человек безотказный, ответственный, она готова в любую минуту прийти другим на помощь. Наверное, на примере родителей Дюшка и учится быть в жизни кому-то нужным, приходить на помощь, уметь постоять за себя и других.

 - Когда вам трудно, к кому вы в первую очередь обращаетесь за помощью? (К родителям. Защищенность ищем дома.)

 На помощь родителей, на их понимание, на их совет рассчитывал и Дюшка.  Дом – это наша опора. Но смогли ли родители понять сына? (Нет. И дома Дюшка не нашел понимания, поддержки. Многие родители считают детство счастливой, беззаботной порой, не понимают детских проблем, считают их проблемы несерьезными. Часто родители видят свой долг только в том, чтобы обеспечить своих детей материально.)

 Учитель: Наши художники создали «Портрет счастливой семьи». Что для вас счастливая семья? (Защита рисунков). (Счастливая семья – это семья дружная; семья, в которой все  друг друга понимают; семья, в которой все друг о друге заботятся…) А всегда ли в жизни так получается? (Нет).

У вас была такая мечта о счастливой семье, и я желаю вам, чтобы в будущем вы так и строили свои семьи.

Владимир Тендряков – беспокойный писатель, писатель, «бьющий в колокола», сумел «достучаться» до души героев: отец Дюшки понял, что его сын был прав, вступив в борьбу со злом, пусть даже в образе мальчишки, который убивает лягушек. (Чтение по ролям эпизода «Разговор Дюшки с отцом»: «Они сидели у телефона, ждали звонка из больницы.»  -   «Да…Да, ты прав»). Поговорив откровенно за чашкой чая с Минькиным отцом, он сумел разглядеть в нем неординарную личность, никем не понятую, всеми униженную, поэтому и обещает: «Я из тебя человека сделаю!» Прислушавшись к совету сына слышать, о чем его просят, отец, как и пятнадцать лет назад, дарит маме цветы.

Дочитав повесть, хочется заглянуть и в будущее. Как сложится жизнь в поселке дальше? (Ответы учащихся). В.Ф.Тендряков нам советует:

 «Научить гениальному нам не по силам, научить бы одному: не обижайте друг друга, люди!»

«Весенние перевертыши» - назвал повесть автор.  В чем смысл названия повести? (Прекрасный и коварный мир играет с нами в перевертыши: происходит то, чего не должно быть.) 

-  Повесть написана в 1974 году. А устарели ли эти понятия и проблемы в наше время? (Такая ли редкая беда , как у Миньки?  Как жить тем, кого обижают? Можно ли надеяться, что и сейчас есть Дюшки, Миньки или это надумано?)

Нет, проблемы, поднятые в повести, остаются актуальными и в наше время.

Во время подготовки к обсуждению повести несколько ребят брали интервью у взрослых и своих сверстников. Какие же сейчас существуют проблемы?

(Выступление интервьюира)

Все проблемы, поднятые автором, мы не смогли обсудить, не все успели высказаться. Предлагаю вам, ребята, написать небольшое «Пожелание родителям».  Это может быть предложение, недописанная фраза, словосочетание.  А вы, уважаемые взрослые, допишите, пожалуйста, фразу: «Прочитав повесть В.Ф.Тендрякова, я как родитель….». (Звучит музыка.) 3мин.

Опустите свои пожелания в «Ящик доверия».

  Предупреждением тем, кто станет Саньками, и Дюшками, и Миньками звучат строки:

        Не обижай людей – придет расплата.

       Нам счастья не сулит обида чья-то.

        Ты будешь ближними любим

        И радость доброты познаешь,

      Не пожелав другим того,

       Чего себе не пожелаешь.

      Без зла смотри на мирозданье,

      А взглядом разума, добра, любви,

      Жизнь – это море из благих деяний,

      Построй корабль и по волнам плыви.

Спасибо за откровенный разговор!

Музыка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Способы и приемы коррекционной работы с учащимися с ОВЗ на уроке и во внеурочное время (из опыта работы учителя русского языка и литературы МАОУ СОШ №19 Силачевой Натальи Ивановны )

Слайд 2

Особенности развития детей с ЗПР Недостаточная мотивация обучения; Снижение познавательной деятельности; Снижение внимания; Снижение памяти; Бедность словарного запаса; послоговое чтение; Неадекватная самооценка; Повышенная утомляемость.

Слайд 3

Особенности развития детей с ЗПР Способы и приемы работы Недостаточная мотивация обучения Четкая структура урока, разные формы обучения, игра, проблемная ситуация, дифференцированные задания Снижение познавательной деятельности Непосредственное руководство учителя, исключение двойных психологических заданий, многократное возвращение к изученному материалу, нахождение ребенка в центре внимания педагога Снижение внимания Снижение памяти Наглядность, индивидуальная наглядность: схемы, опорные записи, алгоритмы выполнения задания

Слайд 4

Если хмуримся с утра. Нам поможет доброта. Встаньте, дети, подтянитесь И друг другу улыбнитесь.

Слайд 5

Особенности развития детей с ЗПР Способы и приемы работы Недостаточная мотивация обучения Четкая структура урока, разные формы обучения, игра, проблемная ситуация, дифференцированные задания Снижение познавательной деятельности Непосредственное руководство учителя, исключение двойных психологических заданий, многократное возвращение к изученному материалу, нахождение ребенка в центре внимания педагога Снижение внимания Снижение памяти Наглядность, индивидуальная наглядность: схемы, опорные записи, алгоритмы выполнения задания

Слайд 6

Опорные схемы

Слайд 7

Упражнения для развития речи: « Путаница». Соедините слова-синонимы.(2 ур . – часть дописывает сам). дорога - мрак правописание -обаятельный красивый - орфография большой -шоссе темнота -гигантский вьюга-… грусть-… маленький-… волшебник-… Словарные слова Необходимо составить слова, соединив части стрелками, правильно записать Мар далека Па лют Бе сетить Из миться Са рашют Стре шрут По сетить

Слайд 8

Особенности развития детей с ЗПР Способы и приемы работы Бедность словарного запаса; слоговое чтение Использование опорных схем, речевых клеше, упражнения с текстом, работа со словарными словами Неадекватная самооценка Система щадящего контроля, выбор консультанта, использование рефлексивных методик, вовлечение во внеурочную деятельность Повышенная утомляемость Физкультминутки, смена деятельности

Слайд 9

А теперь все тихо встали… - А сейчас мы в лес пойдём… - А теперь все тихо встали, Дружно руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево Тихо сели, вновь за дело.

Слайд 10

« Лексические слухи». Правда ли что,… Астрономы – это специалисты по астрам; Безграмотный – окончивший школу без похвальной грамоты; Горбуша – верблюд; Бездарь –тот, кому ничего не подарили в день рождения? Игра «Грамматические примеры» БА + БОЛЬШОЙ ДЕРЕВЯННЫЙ СОСУД = ЛЕТАЮЩЕЕ НАСЕКОМОЕ НОТА ДО + ЗАРЫТЫЕ В ЗЕМЛЕ ЦЕННОСТИ = ДОКЛАД НОТА ДО + РОЖКИ У УЛИТКИ =ДОРОЖКИ ВОРОННИЙ ГЛАЗ + ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ = КАРТОЧКА 19 БУКВА АЛФАВИТА + ХВОЙНЫЙ ЛЕС = ЗВОН

Слайд 11

а) Игра-задачка «На рыбалке». Представьте себя на рыбалке вместе с двумя друзьями (игра с тремя группами учащихся – по вариантам). Один из вас ловит рыб, в названиях которых только мягкие согласные; другой – в названиях которых только твердые согласные; третий – в названиях которых есть и твердые, и мягкие согласные звуки. Карась, язь, сазан, карп, лещ, щука, плотва, окунь, ёрш, угорь, сом, пескарь, форель, налим. – А теперь загляните в «речку» и приступайте к ловле рыбы. Кто больше наловит рыбы за одну минуту?

Слайд 12

б) Игра «Собери букет». В I букет входят цветы, в названии которых употреблены только звонкие согласные. Во II букет – только глухие. В III букет – цветы, в названиях которых есть и звонкие, и глухие согласные. Ромашка, хризантема, пион, василек, роза, лилия, лютик, астра, флокс, бегония, лютик, зверобой, гербера, колокольчик. – Сколько букетов у вас получилось? Какой букет оказался самым большим?

Слайд 13

Индивидуальный коррекционно - образовательный маршрут Ф.И.О. 1. Образовательная программа: коррекционная программа VII вида. 2. Форма получения образования: очная 3. Условия получения образования: обучение в интегрированном классе 4. Медицинская коррекция Медикаментозное лечение у психиатра Медикаментозное лечение у невролога Наблюдение у окулиста

Слайд 14

5. Психологическая коррекция 1 ч. в неделю Проблема: - устранение тревожности (Тест на «Тревожность ребенка») - работа по устранению агрессивности (Тест «Критерии агрессивности», «Потребности в достижениях и отношение к нравственным нормам», «Выявление особенностей темперамента и уверенности в себе») - обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности ( Тест «Самооценка уверенности в себе»). 6. Логокоррекция 0,5ч. в неделю: уточнение и обогащение словарного запаса, развитие Связной речи, формирование фонематического восприятия (Игра «Подбери и назови»), артикуляционной моторики (Пальчиковая гимнастика, скороговорки), звукобуквенного анализа (использование схем, звуковых моделей), формирование грамматического строя речи.

Слайд 15

7. Педагогическая коррекция 0, 5 ч. в неделю по восполнению пробелов в знаниях: русский язык (0,25 ч.) - отработка основных орфографических навыков, навыков письма. - индивидуальное обучение приема запоминания основных орфографических правил - работа над устранением ошибок на пропуск, замену, искажение букв в словах. математика (0, 25 ч.) - отработка основных вычислительных навыков, работа над развитием мыслительной деятельности, внимания, памяти.

Слайд 16

8. Социальная адаптация 1)Акция ко Дню пожилых людей 2) КТД «Школа мой дом родной, мы счастливы в нем» 3) Участие в выставке «Золотые руки моей мамы» 4) Проведение классного часа «Налоговая служба в России» 5) Творческая мастерская «Подарок маме своими руками» 6) КТД «Тропинками родного края»

Слайд 17

9. Внеурочная занятость



Предварительный просмотр:

(слайд 1)Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Позвольте представить Вам опыт работы с детьми ЗПР. Старшие коллеги помнят, что в 90-е годы существовали  целые классы, сформированные из таких детей.  И свою педагогическую деятельность  в школе №19 я начинала классным руководителем в классе, где было 25 учащихся ЗПР. Но мне легче  было построить урок в таком классе, организовать внеклассную деятельность, чем в настоящее время. Сейчас в моем  5-А таких учащихся двое из 31. Свою задачу как учителя – предметника и классного руководителя  вижу в том, чтобы организовать учебно-воспитательный процесс  так, чтобы  дети  не чувствовали своих недостатков,  были  успешными, могли интеллектуально и творчески развиваться.  

Известно, что все дети  с ЗПР  должны овладеть базовым уровнем подготовки по предмету.Первая моя задача – отразить в Рабочей программе и  в ходе урока (занятия) траекторию деятельности детей с ЗПР. Поэтому при  составлении  Рабочей программы  по предмету для класса, в котором учатся такие дети,   я использую не только Программу по русскому языку  для общеобразовательных школ, но и Примерную программу  для классов компенсирующего обучения, рекомендованную ГИМЦ, в которой указаны  темы для изучения и ознакомления.

 (слайд 2)Свою работу на уроке и на индивидуальных коррекционных занятиях я строю на основе выявленных  в результате тестирования проблем. Чаще всего это  недостаточная мотивация обучения, снижение познавательной  деятельности, внимания, памяти,  бедность словарного запаса, чтение, отсутствие навыков сравнивать, обобщать, слабо развито логическое мышление.

(слайд 3)Обучающиеся с замедленным психическим развитием   имеют невысокую степень мотивации к обучению, поэтому я всегда стараюсь повысить  их интерес к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний. В этом мне помогают чёткое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приёмы подачи учебного материала. Используя в начале урока, музыку, стихи, пытаюсь создать  благоприятный эмоциональный настрой на работу.(слайд 5)

(слайд 3)На этапах урока, где идет индивидуальная работа с детьми ЗПР, в планировании делаю пометку КОРРЕКЦИЯ. Дифференцированный подход к обучению помогает сформировать  у моих учеников мотивацию к достижениям, не требуя от них сверх усилий. При выполнении  разноуровневых заданий такие дети пытаются взять карточку повышенной трудности.  Конечно, нельзя навязывать школьнику тот или иной уровень сложности, но тактично посоветовать, помочь сделать адекватный выбор – обязанность педагога.

Известно, что дети с ЗПР обучаются на успехе. В свою очередь, успешность их обучения зависит во многом от своевременной и тактичной помощи учителя, при этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Задания не должны быть слишком легкими, не требующими от ребенка определенных усилий по преодолению трудностей. Такие задания  могут вызвать скуку, а их выполнение никоим образом не отразится на повышении самооценки ребенка. (слайд)

(слайд 6)Считаю эффективными и систематически использую на уроках русского языка и литературы наглядность: таблицы, опорные схемы, репродукции картин. Яркие и аккуратно оформленные, они вызывают интерес у детей, активизируют их внимание, помогают запоминать сложный материал. Работа над заданием с опорой на схемуспособствует развитию речи, учит отвечать доказательно, используя в ответах опорные конструкции (слайд Односоставные предложения)

Для детей 7 вида опорные схемы допускаю и на контрольных работах, так как они не удерживают в памяти формулировки правил и понятий.Для таких обучающихся   применяю  систему щадящего контроля (оптимальный объем проверочных, контрольных работ; контрольные работы, выполненные по следам выполненных упражнений и подготовленных диктантов, тесты).

  (слайд 4)У детей с ЗПР вызывают затруднения и уроки по развитию речи. На таких уроках помогают карточки с опорными словами, разные упражнения по тексту, которые учат детей логически мыслить, грамотно оформлять  свое высказывание письменно.

 (слайд 7) Дети приобретают  не только навык грамотного написания слов, но и на практических примерах учатся правильно употреблять слова в речи, активный словарь детей становится богаче, ярче. Для коррекционных занятий   словарные слова пишу большим шрифтом, выделяя другими чернилами опасные места.

(слайд 4)Главное для учителя в работе с такими детьми - развить в них  веру в свои силы и возможности. Отвечать у доски – для многих учеников стресс. На  моих уроках такие дети не боятся выходить к доске. Они знают, что в случае затруднения смогут  выбрать себе «консультанта», обычно это «сильные» учащиеся, и под его руководством выполнить задание.

(слайд 8   физкультминутка).

Чтобы снять утомляемость обучающихся на занятиях, чередую различные виды деятельности, провожу  физкультминутки, которые обеспечивают активный отдых организму в процессе учебной деятельности и делают процесс усвоения знаний более легким и радостным.

Работа с детьми с ЗПР  идет под непосредственным руководством учителя.

 (слайд 4) При подаче любого задания для индивидуальной работы  к ним обязательно надо подойти, выяснить, правильно ли они восприняли и осмыслили новые знания, если надо, повторить объяснение,  помочь ПРАВИЛЬНО прочитать учебный материал,прокомментировать инструкцию к заданиям. Надо помнить, что  инструкцию необходимо давать поэтапно, так как  ребенок не воспринимает более двух глаголов действия.

Чтобы проверить степень усвоения детьми материала урока, провожу рефлексию. Важно, чтобы каждый из таких учащихся проговорил то, что узнал на уроке.

Домашнее задание  даю в облегченном варианте, стараюсь объяснить алгоритм выполнения, по возможности дать инструкцию.

(слайд  9, 10, 11)

Программа массовой школы по русскому языку в целом доступна учащимся с задержкой психического развития.Однако  особенности памяти, основных мыслительных процессов, деятельности школьников с задержкой психического развития требуют больше времени для осознания грамматических правил,  а также значительного количества тренировочных упражнений для формирования умений и навыков грамотного письма.  Для этого я использую  часы педагогической коррекции, которые выделяются в нашей школе.

При общении на уроке дети   затрудняются перенести найденный принцип действий в новые условия. А на таких занятиях они имеют возможность описывать  и проговаривать  свои действия. Наглядный материал запоминается лучше словесного, для этого создаю  опорные записи: «На данной картине я вижу …»,  «Автор хотел подчеркнуть, что…», а дальше ряд слов, словосочетаний, которые помогают учащемуся выразить свою мысль.

Коррекционные занятия помогают устранить пробелы в изученных темах.

В 5-6 классах чаще всего формой проведения таких занятий является игра, например: «Грамматические примеры»,  игра – задачка «На рыбалке», игра «Собери букет».

 (слайд 12, 13, 14)Работу классного руководителя с такими детьми строю на основе  Индивидуального  коррекционно – образовательного  маршрута,  разработанного в нашей школе.

Такой маршрут предполагает тесное взаимодействие классного руководителя, логопеда, психолога. Как классный руководитель, я  контролирую посещение  учащимися занятий с логопедом и психологом, постоянно информирую родителей о наметившихся положительных  изменениях, произошедших в деятельности ребенка.

(слайд 15) Низкий уровень усвоения учебного материала  детей  с ЗПР компенсируется

досуговой деятельностью  и внеклассной  работой, где дети могут выступить на приблизительно равных позициях. Они  с удовольствием посещают различные секции, участвуют во всех  классных и школьных делах. Трудолюбивы. Такие дети добрые, отзывчивые. Они откликаются на любые просьбы, с желанием выполняют поручение  (слайд 16).

Для них главное – чтобы их видели, замечали, подбадривали, хвалили.  

Всегда стараюсь подчеркнуть их значимость в коллективе, отметить их достижения,  похвалить, вселить  уверенность в их успешности, и это дает положительный результат.

Окончив школу,  наши  ребята получают  образование в колледжах, а  например,  Симиновский Юрий окончил заочно  нефтегазовый университет.  Дети с ЗПР  состоялись как личности, нашли себя в этом мире, служат в армии, получают награды (Панасенко Григорий  награжден Орденом   за участие в боевых действиях в Чечне).

Опыт работы с детьми с задержкой психического развития показывает, что на таких детях нельзя ставить крест, каждый из них преуспевающий в своей области. Они полноценные участники учебно-воспитательного процесса, требуют особого внимания. С ними надо работать, и тогда будет результат.

Спасибо за внимание!

Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить».



Предварительный просмотр:

Тема: Вводные слова и их роль в речи.

Цель: дать понятие о вводных словах, их значениях, их роли в тексте.

Сформировать следующие умения:

- опознавать вводные слова и правильно расставлять знаки предложения;

- объяснять смысловые различия разных вариантов предложения, появляющиеся при замене вводного слова;

- выразительно и правильно читать предложения, используя интонацию водности.

Ход урока.

I. Слово учителя.

Уж тает снег, ручьи бегут.

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Все чаще и чаще приходят на память эти поэтические строки, потому что в наш город, к всеобщей радости, наконец-то пришла весна.

- Запишите в тетрадях предложение: Уже наступила весна.

- А теперь проведем лингвистический эксперимент. (Работа по вариантам).

А. Проснувшись утром, вы удивились, что уже наступила весна. Введите в ваше предложение слова, которые передадут ваше удивление.

К моему удивлению, уже наступила весна.

Б. Вы несказанно счастливы, что уже наступила весна. Покажите это.

Уже, наступила,  к  счастью,  весна.

В. Откуда вы могли узнать, что уже наступила весна? Укажите источник информации.

Уже наступила весна, по сообщению синоптиков.

Прочитайте полученные предложения. Какие слова помогли вам передать свои чувства?

Так почувствовали приход весны вы, восьмиклассники  школы №19.

А вот как воспринимает приход весны известный русский писатель Юрий Олеша.

Слайд №1). Читаю текст.

Необыкновенно медленно, как никогда на моей памяти, разворачивается в этом году весна. То зеленое, что виднеется сегодня между домами и из-за домов, еще далеко не первая зелень. Не слышно, например, запаха, характерного для этих дней. Может быть, впрочем, мир не устанавливает со мною контакта? Может быть, с годами теряется возможность этого контакта? Может быть, школьник слышит запах? Тот школьник, который, как я когда-то, хочет ни одного дня не прожить невнимательно.

                                                                                           (По Ю. Олеше)

- Какова тема, основная мысль?

(Тема: взаимосвязь человека и природы. Основная мысль: с возрастом у человека притупляется восприятие красоты, поэтому автор призывает нас вглядываться в природу, уметь замечать окружающую красоту).

Определите стиль и тип речи.

Стиль текста – художественный. Автор рисует картину наступления весны, которая вызывает у человека размышления о смысле жизни, о ее быстротечности. Тип речи – рассуждение.

-  Какие слова  убеждают нас в том, что это – рассуждение?

Например, может быть, впрочем, как никогда на моей памяти.

-  Почему вы так считаете? ( Они передают неуверенность, сомнение, источник сообщения).

- Посмотрите, ребята! Чтобы выразить разные чувства, Ю.Олеша ввел эти слова в текст.  Так как их называют?  (Вводные слова).

Как вы думаете, какая тема нашего урока?  На какие вопросы вам хотелось бы во время урока получить ответы?

(Слайд №2).

 ( Записываем тему урока.)  Вводные слова и их роль в речи.

Итак, мы сегодня  выясним, какие слова называются вводными,  какие значения они имеют, какую  роль они играют в предложении и в тексте, как они произносятся, как выделяются на письме.

- А как вы думаете, почему такое название – «вводные»?

( Они  что-то  вводят).

Может кто-то из вас, ребята, что-то слышал, что-то знает уже  о вводных словах?

Запишите в наш рабочий лист.

Рабочий лист ученика

Знал

Узнал

Проверим, кто что вспомнил. Ничего страшного, если вы не вспомнили слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, которые помогают нам строить текст-рассуждение.

Различная степень уверенности

Различные чувства

Источник сообщения (кому принадлежит сообщение)

Порядок мыслей и их связь

Замечания о способах оформления мыслей

Давайте продолжим наши наблюдения, чтобы найти ответы на поставленные вопросы, и обратимся к тексту.

_Выпишите выделенные предложения в тетрадь и  разберите их по членам. (1-й ряд: слышно, например, запаха, характерного для этих дней.2-й ряд. Может быть, впрочем, мир не устанавливает со мною контакта? 3-й ряд Может быть, с годами теряется возможность этого контакта? )

(Слайд №3)

Сделайте вывод и запишите в рабочий листок: Являются ли вводные слова членами предложения? (Нет. Их можно опустить, при этом предложение сохранится.)

-  Что изменилось в предложении без вводных слов? Без вводных слов в предложении указывается на реальность того, о чем идет речь.)  Какие оттенки значений они привносят? (может быть, впрочем  - сомнение, неуверенность, например -  порядок мыслей и их связь).

- Как произносятся вводные слова? (пауза, понижение тона, сравнительно быстро произносим).

Несомненно, тема вами будет усвоена, если вы будете внимательны.

Как это отражается на письме? (Выделяются запятыми в зависимости от положения в предложении).

- Прочитайте еще раз предложение, выдерживая правильную интонацию.

- Ребята, у нас Алиев Эйнур болеет, и его, к сожалению, сегодня на уроке нет. Как бы вы ему объяснили,  какие слова называются вводными? (Учащиеся на основе записей, сделанных в таблице, делают вывод.)

 - Откройте, пожалуйста, учебники на странице183, параграф 33. Прочитав первый абзац, проверьте, насколько точно мы  дали определение вводным словам.

-Итак,  какие слова называются вводными?

(Вводные слова – это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает. Они грамматически не связаны с членами предложения, не являются членами предложения, Этим словам присуща интонация вводности, которая выражается в понижении голоса и более быстром их произнесении по сравнению с остальной частью предложения).

Наблюдение. Какие же значения имеют вводные слова?

Слайд №4.

Прочитайте предложение, правильно выделяя вводные слова. Определите их значение. Запишите в определенную колонку. («По цепочке»).

  1. Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека (большая степень уверенности).
  2. К счастью, погода была тихая, пруд словно заснул (различные чувства – удовлетворение говорящего по поводу сообщаемого факта).
  3. По сообщениям газет, на Красной площади пройдет парад, посвященный 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне (источник сообщения).
  4. Итак, я жил тогда в Одессе (порядок мыслей и их связь).
  5.  Правда, до реки он кое-как добрался и ловил сетью рыбу подо льдом (степень достоверности).

(Слайд №5)

У вас получилось неплохо вместе определять значения вводных слов. А теперь  поработайте  в парах.

«Перепутанные слова». Попытайтесь сгруппировать по значению вводные слова.: кажется,  по вашему мнению,  конечно, следовательно, разумеется. бесспорно,  по-видимому,  итак. возможно, к сожалению, по-твоему, по-моему, безусловно, во-первых, во-вторых, наконец, в самом деле, пожалуйста, предположим, к удивлению, к ужасу, напротив, короче говоря, иными словами, так сказать, значит и другие.

Проверяем! (Зачитываем по значениям).

Обратите внимание на орфограммы в словах! Какие вводные слова пишутся через дефис? Почему?  По – вашему, а по вашему мнению!

- Кто справился без ошибок?   Молодцы. Но не надо расстраиваться, у кого не совсем получилось.  Мы ведь только начинаем изучать такие слова.

Ребята! Обратите внимание на то, что авторы нашего учебника выделяют  такие 5 групп вводных слов. В справочной литературе, в учебниках других авторов вы можете встретить и другие значения. Их, как и самих вводных слов, намного больше. Тема эта, безусловно, интересная, но и трудная. Надо сказать, что в русском языке существует много слов, которые очень часто выделяют по ошибке как вводные, хотя на самом деле они такими никогда не являются. Есть слова, которые в одних предложениях выступают в роли вводных, а в других являются членами предложения. Об этих словах мы узнаем подробно на следующем уроке.

 Ребята! Мы выяснили, какую роль играют вводные слова в предложениях.

Обратимся к упражнению 366. Прочитайте текст. Определите стиль, тип речи. Укажите вводные слова. Для чего они служат?

Самое трудное для меня – работа над словом / Чем я руковожусь предпоч…тая одно слово другому / (Во)первых слово должно с наибольшей точностью определять мысль/ (Во)вторых оно должно быть музыкально-выр…зительно/ (В)третьих должно иметь размер требуемый ритмической конструкцией фразы/

( Стиль речи – публицистический, тип речи – рассуждение. В данном тексте вводные слова служат способом оформления мысли в рассуждении).

   - Ребята, а знаете ли вы, что у вводных слов: во-первых, во-вторых,

 в-третьих – есть синонимы?

 (Индивидуальное задание).

О чем высказывание русского драматурга 18 века Я Княжнина?

«Читается трояким образом. Первое – читать и не понимать; второе – читать и понимать; третье – читать и понимать даже то, что не написано».

Выразите ту же мысль по-другому, используя вводные слова. Продолжите текст:

Можно читать тремя способами:…

Как нужно читать, по - вашему мнению?

Что для писателя  Константина Федина было самым трудным? Важно найти слово, соответствующее конкретной речевой ситуации, чтобы оно точно передавало смысл высказывания. Почему это важно?

Задание. Запишите по выбору 3 предложения, используя разные вводные слова и выбирая различное их положение в предложении. Что меняется в предложении?

Конечно (большая степень уверенности)

Разумеется (большая степень уверенности)

      По-моему  (источник сообщения)                День Победы – один из самых        любимых наших праздников.

Бесспорно (большая степень уверенности)

      Значит (вывод)

К общей радости   (чувство говорящего)

Надеюсь (предположение)

По результатам социологического исследования (кому принадлежит сообщение)

Потренируемся! Работа по вариантам. Прочитайте текст. Исходя из особенностей его содержания и стилистической характеристики, постарайтесь определить, в каких частях текста автор использовал вводные слова и словосочетания. Определите значения  вводных слов, которые, по вашему мнению, могут быть использованы в данных текстах, какова их роль в раскрытии содержания и создании композиции текста.

1.

Главное оружие Харлампия  Диогеновича – это делать человека смешным. Ученик, отступающий от школьных правил, не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек. (Вернее) Не просто смешной – на это (Пожалуй) многие согласились бы, но какой-то обидно смешной. Смешной, не понимающий, что он смешной, или догадывающийся об этом последним…

Надо сказать, что Харлампий Диогенович не давал никому привилегии. Смешным мог оказаться каждый.

(Разумеется) Я тоже не избежал этой участи.

(Ф.Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»).

Вставьте в текст, где нужно, вводные слова, выбрав подходящие из списка: следовательно, к счастью, во-первых, впрочем, иными словами, например, скажем, наоборот, напротив.

Слово может расширять свое значение. Например, кров этимологически означает «крышу», но в сочетаниях типа гостеприимный кров или делить хлеб и кров это слово имеет уже более широкое значение – «дом». В основе подобного рода изменений нередко лежит обычай называть в речи часть вместо целого.
В других случаях значение слова,
наоборот, может сузиться. Скажем, более древним значением слова порох было «пыль», порошок – уменьшительное от порох. Но в современном русском языке далеко не всякий порошок является порохом, а только тот, который представляет собой особое взрывчатое вещество. Значит, слово порох сузило свое значение.

 (По Ю.Откупщикову)

(После проверки выполненной работы поддержать учащихся словами: Кто проникся писательским замыслом, у того получилось, тот с заданием справился. А кто ошибся  – не страшно, ведь мы только начинаем изучать такую категорию слов.).

Проверяем через слайд.

Итак, к какому стилю принадлежит 1-й текст? (Художественному).

- А второй текст? (Автор - лингвист 20 века Ю Откупшиков. Стиль – научно-популярный. Автор в доступной для всех форме рассказывает об этимологии слова).

- Так зависит ли выбор вводных слов от стиля речи?

(Конечно, да. В художественном стиле больше вводных слов со значением чувства (радости счастья, сожаления и т.д.), уверенности – неуверенности, а в текстах научного, научно - популярного, публицистического стиля – со значением источника сообщения, порядка мыслей и их связи и замечания о способах оформления мыслей).

И  дома вы будете работать с источниками разных стилей.

Д/з.1.Выучить параграф 33.

 2. Выписать из учебника «Геометрия» (стр. 196-199), «Физика» (стр. 90-95), «Биология» (стр.110-114) тексты, где используются вводные слова. Определите, какую роль они играют.

 3. Решите лингвистическую задачу. Одинакова ли синтаксическая роль слова кажется в предложениях?

Кажется, сама земля заодно с миролюбивым человеком: она щедра к труженику, она горит под ногами захватчиков.

Мир не кажется нам прекрасным, он таков по сути своей.

4. Упражнение 367.

Итак, какова роль вводных слов в русском языке? Почему к ним такое пристальное внимание?  Запишите в тетради ответ на это вопрос.

Таким образом, вводные слова обогащают нашу речь,  делают ее более точной, выразительной.

А вот как определил роль вводных слов поэт А. Кушнер.

 (Ученица читает наизусть стихотворение).

 

Возьмите вводные слова.                     Меня, как всех, не раз, не два

От них кружится голова.                     Спасали вводные слова,

Они мешают суть сберечь                    И чаще прочих среди них

И замедляют нашу речь.                     Слова «во-первых», «во-вторых»

И все ж удобны потому,                       Они, начав издалека,

 что выдают легко другим,                  Давали повод не спеша

Как мы относимся к тому,                   Собраться с мыслями,

О чем, смущаясь, говорим.                                                пока

Мне скажут: «К счастью…»                 Не знаю, где была душа.

И потом

Пусть что угодно говорят,

Я слушаю с открытым ртом

И радуюсь всему подряд.

(Автор стихотворения «Вводные слова, А.Кушнер, определяет значение вводных слов как важное, хотя они и «замедляют речь», «мешают суть сберечь». Вводные слова важны, потому что дают собраться с мыслями, сделать речь логичной, последовательной. Их роль в речи может быть неожиданной – например, слова «к счастью» создают радостный настрой для остальной речи и для общения с собеседником. Кроме того, вводные слова показывают другим наше отношение к тому, о чем мы говорим. Вводные слова могут даже выручить человека в сложной ситуации)

Спасибо вам за работу на уроке. Я надеюсь, что теперь в вашей речи будут уместно звучать вводные слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...