Главные вкладки

    Урок-проект "Фразеологизмы в русском языке"
    план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

    Гилязова Альфира Файазовна

    Урок-проект "Фразеологизмы в русском языке"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok-proekt_fraazeologizmy_v_russkom_yazyke.doc45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Использование фразеологизмов в русском языке»

    (урок-проект)

     Цели  

    Систематизировать знания по теме «Фразеологизмы в русском языке»; закрепить навыки правописания и употребления фразеологизмов.

    Задачи:

    Формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи; развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной речи и письменной; формировать информационные умения учащихся; обогащать словарный запас школьников; развивать творческие способности и образное мышление школьников;

    воспитывать любовь к родному языку.

    Оборудование: компьютерный класс, интерактивная доска презентация, тесты, фразеологический словарь, толковый словарь.

    Ожидаемые результаты знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для усвоения материала:  учащиеся должны уметь обобщать и систематизировать изученный материал, делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

    Тип урока:

    Урок обобщения и закрепления  изученного материала.

    Ведущий метод: проблемный.

       Ход урока

    I.Организационный момент

      Организация внимания. Доброжелательный настрой.    

    II.Постановка целей и задач урока.

    III. Проверка пройденного материала.

            1. Проверить знания учащихся по изученной ранее  теме. Объяснение выполнения задания.  

    Задание: Текст «Белочка» Найти ошибку в каждом предложении   текста

    Самопроверка: (на экран выводится правильный вариант текста)

        2. Индивидуальное задание  (2 человека): словарная работа (повторение словарных слов, актуализация знаний учащихся).         

    IV. Целеполагание.  Настроить на изучение, восприятие материала. Организация работы по целеполаганию.

    Вспомним определение фразеологизмов и их отличия от свободных словосочетаний.

    Ответы на вопросы.

    V. Повторение и обобщение материала.

    Проверить умения учащихся понимать и обобщать материал.

    1. Слово учителя. Роль фразеологизмов в русском языке (с использованием презентации)

      2 .Беседа аналитического характера.

    • Фразеология как раздел науки о языке.
    • Фразеологизм и его признаки
    • Происхождение фразеологизмов в русском языке
    • Источники русских фразеологизмов

    3.Выступления учащихся, подготовивших индивидуальное задание: подобрать  иллюстрации по данной теме, используя ресурсы Интернет.

     Игра: учащиеся демонстрируют рисунки, на которых фразеологизмы изображены в буквальном значении, ребята должны отгадать, что изображено и заменить фразеологизм одним словом. (Например, «встать на дыбы» -  противиться, «ноль без палочки» – никчёмный, «проще пареной репы»  - лёгкий, простой, «пускать пыль в глаза» - обманывать и др.).

    Физминутка. Отдых учащихся. Организовать отдых учащихся. Отвлечение от учебной деятельности, расслабление мышц.

    VI. Практическая работа.  Обогащать словарный запас учащихся.

    Работа творческих групп.

    Предварительное задание для 1 группы: изучить историю возникновения фразеологизмов в русском языке. Выступление 1 группы.

    Предварительное задание для 2 группы: изучить материал об употреблении фразеологических оборотов в других языках. Выступление 2 группы

    Предварительное задание для 1 группы: создать презентацию программе Power Point о фразеологизмах. Демонстрация презентации 3 группы.

      Подведение итогов учителем.

    VII. Закрепление материала (с использованием ЦОР)

            Повторение и закрепление усвоенного материала.

             Тест по теме

    1.Укажите предложение с фразеологизмом.

    А) Ум нужен во всяком деле.

    Б) Давай вместе возьмёмся за ручку чемодана, чтобы легче было нести.

    В) Державин особенно ценил «ум и сердце человека».

    Г) Моему брату посоветовали взяться за ум.

    2. Укажите предложение с фразеологизмом.

    А) Чтобы войти в библиотеку, нужно подняться на второй этаж.

    Б) Положение обязывает учителя быть очень ответственным человеком.

    В) Отец моего друга занимает довольно высокое положение.

    Г) Я попросила классного руководителя войти в моё положение.

    3. Укажите предложение с фразеологизмом.

    А) Пушкин ставит себе в заслугу то, что он «милость к падшим призывал».

    Б) Гнев – дурной помощник в делах.

    В) Сосед решил сменить гнев на милость.

    Г) Доктор посоветовал мне сменить образ жизни.

    4. Укажите предложение с фразеологизмом.

    А) В средние века черная кошка считалась дьявольским порождением.

    Б) Тебе нужно будет пробежать стометровку за положенное время.

    В) В последнее время между вами как будто черная кошка пробежала.

    Г) Кошка создает уют в доме.

    5.Значения каких фразеологических оборотов указано неверно?

    А) МОКРАЯ КУРИЦА – безвольный, бесхарактерный человек.

    Б) ПЕРВАЯ ЛАСТОЧКА – самые ранние признаки появления чего-либо.

    В) МЕДНЫЙ ЛОБ – бессмысленно упрямый, ограниченный человек.

    Г) ОТРЕЗАННЫЙ ЛОМОТЬ – ненужный человек.

    6. Значения каких фразеологических оборотов указано неверно?

    А) ОДНИМ МИРОМ МАЗАНЫ – похожи друг на друга по своим качествам,

    свойствам.

    Б) КУДА МАКАР ТЕЛЯТ НЕ ГОНЯЛ – очень далеко.

    В) МАХНУТЬ РУКОЙ – разрешать, давать разрешение.

    Г) МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ – человек, умеющий всё делать.

    7. Значения каких фразеологических оборотов указано неверно?

    А) БОЛЬНОЕ МЕСТО –то, что больше всего беспокоит, является причиной

    страданий, забот.

    Б) ОБЩЕЕ МЕСТО – гостиная.

    В) МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ –прочное, высокое положение в обществе.

    Г) МОКРОЕ МЕСТО ОСТАНЕТСЯ – будет уничтожен.

    8. Значения каких фразеологических оборотов указано неверно?

    А) БЕЛЫЕ МУХИ – сны.

    Б) ДАМОКЛОВ МЕЧ – постоянно угрожающая кому-нибудь опасность.

    В) НА РЫБЬЕМ МЕХУ – не согревающий, не предохраняющий от холода.

    Г) МОЗОЛИТЬ ГЛАЗА – надоедать, досаждать.

    9. Какое из данных слов является синонимом фразеологизма «КОТ НАПЛАКАЛ» :

    А) грустно;        Б) вредно;        В) мало;        Г) глупо;

    10. Какое из данных слов является синонимом фразеологизма «ПОСТАВИТЬ КРЕСТ»:

    А) выделить;                Б) уважать;                В) отказаться;        Г) подозревать;

    11. Какое из данных слов является синонимом фразеологизма

    «ПРИКУСИТЬ ЯЗЫК»:

    А) огорчиться;        Б) замолчать;                В) узнать;        Г) сделать выводы;

    12. Какое из данных слов является синонимом фразеологизма «В ПОРЯДКЕ ВЕЩЕЙ»:

    А) нормально;        Б) аккуратно;                В) беспорядочно;        Г) упорно;

    VIII. Итог урока.

    Сообщение итогов урока.

    • Что такое фразеологизм?
    • Что такое фразеология?
    • Какими признаками обладает фразеологизм?
    • Чем фразеологизм отличается от словосочетания?  

    Ответы, выводы и мнения учащихся.

    Комплексное оценивание работы учащихся на уроке.

    Рефлексия. Организация рефлексии

    Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Легко ли быть белой вороной?»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

    Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

    Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

    Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

    Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

    Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

    Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

    В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

    ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

    ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

    Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

    Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...