Урок-проект "Фразеологизмы в русском языке"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Гилязова Альфира Файазовна

Урок-проект "Фразеологизмы в русском языке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-proekt_fraazeologizmy_v_russkom_yazyke.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Использование фразеологизмов в русском языке»

(урок-проект)

 Цели  

Систематизировать знания по теме «Фразеологизмы в русском языке»; закрепить навыки правописания и употребления фразеологизмов.

Задачи:

Формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи; развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной речи и письменной; формировать информационные умения учащихся; обогащать словарный запас школьников; развивать творческие способности и образное мышление школьников;

воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: компьютерный класс, интерактивная доска презентация, тесты, фразеологический словарь, толковый словарь.

Ожидаемые результаты знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для усвоения материала:  учащиеся должны уметь обобщать и систематизировать изученный материал, делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

Тип урока:

Урок обобщения и закрепления  изученного материала.

Ведущий метод: проблемный.

   Ход урока

I.Организационный момент

  Организация внимания. Доброжелательный настрой.    

II.Постановка целей и задач урока.

III. Проверка пройденного материала.

        1. Проверить знания учащихся по изученной ранее  теме. Объяснение выполнения задания.  

Задание: Текст «Белочка» Найти ошибку в каждом предложении   текста

Самопроверка: (на экран выводится правильный вариант текста)

    2. Индивидуальное задание  (2 человека): словарная работа (повторение словарных слов, актуализация знаний учащихся).         

IV. Целеполагание.  Настроить на изучение, восприятие материала. Организация работы по целеполаганию.

Вспомним определение фразеологизмов и их отличия от свободных словосочетаний.

Ответы на вопросы.

V. Повторение и обобщение материала.

Проверить умения учащихся понимать и обобщать материал.

  1. Слово учителя. Роль фразеологизмов в русском языке (с использованием презентации)

  2 .Беседа аналитического характера.

  • Фразеология как раздел науки о языке.
  • Фразеологизм и его признаки
  • Происхождение фразеологизмов в русском языке
  • Источники русских фразеологизмов

3.Выступления учащихся, подготовивших индивидуальное задание: подобрать  иллюстрации по данной теме, используя ресурсы Интернет.

 Игра: учащиеся демонстрируют рисунки, на которых фразеологизмы изображены в буквальном значении, ребята должны отгадать, что изображено и заменить фразеологизм одним словом. (Например, «встать на дыбы» -  противиться, «ноль без палочки» – никчёмный, «проще пареной репы»  - лёгкий, простой, «пускать пыль в глаза» - обманывать и др.).

Физминутка. Отдых учащихся. Организовать отдых учащихся. Отвлечение от учебной деятельности, расслабление мышц.

VI. Практическая работа.  Обогащать словарный запас учащихся.

Работа творческих групп.

Предварительное задание для 1 группы: изучить историю возникновения фразеологизмов в русском языке. Выступление 1 группы.

Предварительное задание для 2 группы: изучить материал об употреблении фразеологических оборотов в других языках. Выступление 2 группы

Предварительное задание для 1 группы: создать презентацию программе Power Point о фразеологизмах. Демонстрация презентации 3 группы.

  Подведение итогов учителем.

VII. Закрепление материала (с использованием ЦОР)

        Повторение и закрепление усвоенного материала.

         Тест по теме

1.Укажите предложение с фразеологизмом.

А) Ум нужен во всяком деле.

Б) Давай вместе возьмёмся за ручку чемодана, чтобы легче было нести.

В) Державин особенно ценил «ум и сердце человека».

Г) Моему брату посоветовали взяться за ум.

2. Укажите предложение с фразеологизмом.

А) Чтобы войти в библиотеку, нужно подняться на второй этаж.

Б) Положение обязывает учителя быть очень ответственным человеком.

В) Отец моего друга занимает довольно высокое положение.

Г) Я попросила классного руководителя войти в моё положение.

3. Укажите предложение с фразеологизмом.

А) Пушкин ставит себе в заслугу то, что он «милость к падшим призывал».

Б) Гнев – дурной помощник в делах.

В) Сосед решил сменить гнев на милость.

Г) Доктор посоветовал мне сменить образ жизни.

4. Укажите предложение с фразеологизмом.

А) В средние века черная кошка считалась дьявольским порождением.

Б) Тебе нужно будет пробежать стометровку за положенное время.

В) В последнее время между вами как будто черная кошка пробежала.

Г) Кошка создает уют в доме.

5.Значения каких фразеологических оборотов указано неверно?

А) МОКРАЯ КУРИЦА – безвольный, бесхарактерный человек.

Б) ПЕРВАЯ ЛАСТОЧКА – самые ранние признаки появления чего-либо.

В) МЕДНЫЙ ЛОБ – бессмысленно упрямый, ограниченный человек.

Г) ОТРЕЗАННЫЙ ЛОМОТЬ – ненужный человек.

6. Значения каких фразеологических оборотов указано неверно?

А) ОДНИМ МИРОМ МАЗАНЫ – похожи друг на друга по своим качествам,

свойствам.

Б) КУДА МАКАР ТЕЛЯТ НЕ ГОНЯЛ – очень далеко.

В) МАХНУТЬ РУКОЙ – разрешать, давать разрешение.

Г) МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ – человек, умеющий всё делать.

7. Значения каких фразеологических оборотов указано неверно?

А) БОЛЬНОЕ МЕСТО –то, что больше всего беспокоит, является причиной

страданий, забот.

Б) ОБЩЕЕ МЕСТО – гостиная.

В) МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ –прочное, высокое положение в обществе.

Г) МОКРОЕ МЕСТО ОСТАНЕТСЯ – будет уничтожен.

8. Значения каких фразеологических оборотов указано неверно?

А) БЕЛЫЕ МУХИ – сны.

Б) ДАМОКЛОВ МЕЧ – постоянно угрожающая кому-нибудь опасность.

В) НА РЫБЬЕМ МЕХУ – не согревающий, не предохраняющий от холода.

Г) МОЗОЛИТЬ ГЛАЗА – надоедать, досаждать.

9. Какое из данных слов является синонимом фразеологизма «КОТ НАПЛАКАЛ» :

А) грустно;        Б) вредно;        В) мало;        Г) глупо;

10. Какое из данных слов является синонимом фразеологизма «ПОСТАВИТЬ КРЕСТ»:

А) выделить;                Б) уважать;                В) отказаться;        Г) подозревать;

11. Какое из данных слов является синонимом фразеологизма

«ПРИКУСИТЬ ЯЗЫК»:

А) огорчиться;        Б) замолчать;                В) узнать;        Г) сделать выводы;

12. Какое из данных слов является синонимом фразеологизма «В ПОРЯДКЕ ВЕЩЕЙ»:

А) нормально;        Б) аккуратно;                В) беспорядочно;        Г) упорно;

VIII. Итог урока.

Сообщение итогов урока.

  • Что такое фразеологизм?
  • Что такое фразеология?
  • Какими признаками обладает фразеологизм?
  • Чем фразеологизм отличается от словосочетания?  

Ответы, выводы и мнения учащихся.

Комплексное оценивание работы учащихся на уроке.

Рефлексия. Организация рефлексии

Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Легко ли быть белой вороной?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...