Уроки русского языка в 7 классе
презентация к уроку по русскому языку (7 класс)

Соловьева Алла Александровна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Причастие

Слайд 2

Они (причастия) служат для сокращения человеческого слова, заключая в себе ИМЕНИ и ГЛАГОЛА силу. М.В.Ломоносов. Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе Прилагательного. В.Даль.

Слайд 3

Причастие – это особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию. Причастия имеют глагольные признаки: вид, время и возвратность. Причастия, как и прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам. Причастия образуются от глаголов при помощи специальных суффиксов:-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-,-вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-. В предложении полные причастия являются обычно определениями.

Слайд 4

Грамматические признаки причастия общие с глаголом: 1.Вид –совершенный и несовершенный: прозвеневший, звенящий . 2.Время –прошедшее и настоящее: растущий, выросший . 3.Переходность .Могут быть переходными и непереходными: пишущий письмо, летящий по небу. 4 . Могут быть невозвратными и возвратными: строящий, строящийся .

Слайд 5

Грамматические признаки причастия общие с прилагательным: 1. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? какая? и т .д. 2.Относится к существительному и согласуется с ним в роде, числе и падеже. 3.Изменяется по родам, числам и падежам(склоняется),имеет окончания прилагательных. 4.Страдательные причастия имеют ПОЛНУЮ и КРАТКУЮ форму: скошенные травы, травы скошены. Причастия в краткой форме изменяются по родам и числам. 5.Синтаксическая роль – определение или сказуемое: Сорванный цветок увял. - Цветок был сорван.

Слайд 6

Действительные причастия Страдательные причастия Настоящее время Прошедшее время Настоящее время Прошедшее время -ущ-, -ющ- от глаголов I спряжения а-вш – ать е-вш – еть я-вш – ять и-вш – ить -ем- от глагола I спряжения -а-, -я- перед нн, от глаголов на а ть и я ть -ащ-, -ящ- от глаголов II спряжения -им- от глагола II спряжения енн- от глагола на -ить, -согласный. Образование причастий

Слайд 7

Владимир ехал полем, пересечённым глубокими оврагами . сов. вид Причастный оборот и знаки препинания при нём Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. Причастный оборот обособляется, если он стоит после определяемого слова .

Слайд 8

Причастие с НЕ пишется слитно: Полное - одиночное: непрекращающийся дождь; - если без НЕ не употребляется: недоумевающий ненавидевший невзлюбивший

Слайд 9

Причастие с НЕ пишется раздельно: Краткие: Трава не скошена. Полное: - если есть зависимые от него слова: Ещё не сжатая рожь колосится в поле; - если есть противопоставление с союзом а или частицы : далеко, вовсе, отнюдь: Не прочитанная, а просмотренная книга.

Слайд 10

Слышать, стлать, брить, шептать, ненавидеть, следовать. 2.Образуйте от глаголов дейст. причастия настоящего времени , составьте с ними словосочетания. Таять, клеить, видеть, ненавидеть, вертеть, тараторить, лелеять, реять, сеять, строить. 1.Образуйте действительные причастия настоящего времени.

Слайд 11

Ярко зеленели посевы охваченные утренним солнцем. Около дома был сад одичавший и заросший травой и бурьяном. С отдаленного от поместья хутора чуть слышно донесся крик птиц. В широко раскрытые окна и двери веяло свежестью. Расставить знаки препинания. Выделить причастные обороты .

Слайд 12

Четвёртый лишний Зимняя, зимующий, замёрзший, раскрытый. Бушующее, замолкший, выполнивший, зеркальная. Летящий, удивительный, спускающийся, удивляющийся. Распечатанный, раскрытый, отправленный, торжественный. - Обозначьте суффиксы причастий .

Слайд 13

Буквы Н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных Записать словосочетания: Гружё…ый вагон Плетё…ая корзина Краше…ый пол Сея…ая мука Вяза…ая шапочка Солё…ые грибы Печё…ая картошка Стриже…ый газон Кваше…ая капуста Реза…ые овощи Что нужно сделать, чтобы в этих словах надо было писать нн ?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“Хочу все знать!” - ИРОВА

Слайд 2

-н- 1. Краткие причастия (решено) 2. Отглагольные прилагательные (жареная рыба) О тглагольные прилагательные Несовершенного вида Нет зависимых слов

Слайд 4

Варё н ый картофель с варе нн ые щи не варё н ый картофель не с варе нн ые щи варё нн ый в кастрюле картофель.

Слайд 5

Первичное закрепление. Устная работа. Сварить- вспахать – мариновать – асфальтировать – варить –

Слайд 6

Первичное закрепление. Устная работа. Сварить – сваренная (в слове сваренная пишем НН, так как причастие имеет приставку с-(кроме не); вспахать – вспаханное (приставка в-); мариновать – маринованные (причастие образовано от глагола с суффиксом ова ) асфальтировать – асфальтированные (причастие образовано от глагола с суффиксом ова -); варить – вареное (если слово не имеет ни одного из перечисленных признаков, оно пишется с одним Н-). Примечание: Слова с одним Н – это причастия, перешедшие в прилагательные: варёный, печёный, жареный, кипячёный, сушёный, копчёный, мочёный, солёный, топлёный, крашеный, масленый, путаный.

Слайд 7

Клубника со сливками. Выраще НН ую собственными руками клубнику помыть и очистить от зелё Н ых хвостиков. Очище НН ые ягоды, перемеша НН ые со сливками, уложить в чашечки и полить сиропом. Подавать охлажде НН ыми .

Слайд 8

Вставьте пропущенные буквы. мелко реза.. ый Сушё.. ый Тушё.. ый в сметане Смеша.. ый с измельчё .. ным луком

Слайд 9

Вставьте пропущенные буквы. мелко реза нн ый ( прич .) сушё н ый ( прилаг .) тушё нн ый в сметане ( прич .) с меша нн ый ( прич .) с из мельчё нн ым ( прич .) луком

Слайд 10

Вставьте пропущенные буквы. Румя .. ое Нареза.. ое кубиками Мочё.. ое Смеша.. ое с творогом Очище .. ое

Слайд 11

Вставьте пропущенные буквы. румя н ое ( прилаг .) на реза нн ое ( прич .) кубиками мочё н ое ( прилаг .) с меша нн ое ( прич .) с творогом о чище нн ое ( прич .)

Слайд 12

Вставьте пропущенные буквы. Жжё .. ый Пережжё .. ый Сваре.. ый по-турецки Свежеприготовле .. ый Разбавле .. ый молоком

Слайд 13

Вставьте пропущенные буквы. жжё н ый ( прилаг .) пере жжё нн ый ( прич .) с варе нн ый ( прич .) по-турецки свеже при готовле нн ый ( прич .) разбавле нн ый ( прич .) молоком

Слайд 14

Упражнение «Кто лучше знает правила?» НН Н Броше .. ая собака, в арё.. ая рыба, Экранизирова .. ая повесть, кипячё .. ая вода, Сушё.. ые грибы, скова.. ые движения, копчё .. ая колбаса, выполне .. ая работа Дрессирова .. ый зверь, о рганизова .. ый отряд, броше .. ая собака, в арё.. ая рыба, экранизирова .. ая повесть, кипячё .. ая вода, сушё.. ые грибы, скова.. ые движения, копчё .. ая колбаса, маринова .. ые грибы, Решё .. ая задача, краше.. ый известью , кипячё .. ая в кастрюле, солё .. ые огурцы, жаре.. ая рыба, пуга .. ая ворона Выборочно-распределительный диктант.

Слайд 15

Упражнение «Кто лучше знает правила?» НН Н Брошенная собака (сов. вид) Экранизированная повесть ( ова -) Скованные движения ( ова -) Выполненная работа (сов. вид) Дрессированный зверь (сов. вид) Организованный отряд ( ова -) маринованные грибы ( ова -) решённая задача (сов. вид) крашенный известью (завис. слова) кипячённая в кастрюле (завис слова) Варёная рыба, кипячёная вода, сушёные грибы, копчёная колбаса, солёные огурцы, жареная рыба, пуганая ворона – это причастия, перешедшие в прилагательные. Выборочно-распределительный диктант.

Слайд 16

Закале.. ый боец неписа .. ая истина – сгуще .. ое молоко – копче .. ая рыба – экскурсио .. ый автобус – ошибка исправле ..а – навьюче .. ая лошадь – Кваше.. ая капуста – Спресова .. ый торф – Плете .. ая корзина – Груже .. ый арбузами вагон – Непокраше .. ый пол –

Слайд 17

За кале НН ый боец неписа Н ая истина – с гуще НН ое молоко – копче Н ая рыба – экскурси оНН ый автобус – ошибка исправле Н а – на вьюче НН ая лошадь – Кваше Н ая капуста – С пресова НН ый торф – Плете Н ая корзина – Груже НН ый арбузами вагон – Не по краше НН ый пол –


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

Слайд 2

Что вы сегодня узнаете, чему будете учиться? Узнаете 1)что такое деепричастный оборот; 2)как выделяется деепричастный оборот на письме . Будете учиться 1)составлять деепричастные обороты; 2) находить их в предложении; 3) выделять деепричастные обороты на письме; 4) Составлять предложения с деепричастными оборотами

Слайд 3

Подготовьте рассказ о деепричастии добавочное действие глагол признаки предмета по действию вид время возвратность изменяется по родам и падежам не изменяется бывает 1-ого, 2-ого, 3-его лица обстоятельство определение сказуемое

Слайд 4

Под голубыми небесами Великолепными коврами , Блестя на солнце, снег лежит . ( А.С. Пушкин)

Слайд 5

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя. (А.С. Пушкин)

Слайд 6

На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. И дремлет, качаясь, И снегом сыпучим Одета, как ризой она . ( М.Ю. Лермонтов)

Слайд 7

Замените глаголы деепричастиями 1. Снежинки кружатся и падают с небес, словно звезды. 2. Снег ложится на землю и покрывает ее пушистым ковром. 3. Природа как будто рассказывает сказку и застывает в зимнем сне. 4. Мы возвращались после прогулки и долго вспоминали красоту зимнего леса.

Слайд 8

Проанализируйте предложения, сформулируйте правило постановки знаков препинания в предложениях с деепричастными оборотами.

Слайд 9

Отдохнув в тенистой роще, мы продолжили путь. Я залюбовался видом просыпающегося города, открыв окно. Птицы, взлетая, становятся стаей упругой.

Слайд 10

Проверяем! I Отдохнув в тенистой роще I , мы продолжили путь. Я залюбовался видом просыпающегося города, I открыв окно I . Птицы , I взлетая I , становятся стаей упругой.

Слайд 11

П.О. Д.О. Относится к существительному глаголу -сказуемому Член предложения определение обстоятельство Выделяется запятыми после определяемого слова всегда

Слайд 12

Сложные случаи постановки знаков препинания при Д.О. Егорушка лежал на спине и заложив руки за голову глядел вверх. В небе неподвижно стояли ястребы распластав крылья и устремив глаза свои в траву. Она волновалась готовясь к выступлению и выйдя на трибуну немного растерялась.

Слайд 13

Сложные случаи постановки знаков препинания при Д.О. Егорушка лежал на спине и , I заложив руки за голову I , глядел вверх.

Слайд 14

Сложные случаи постановки знаков препинания при Д.О. В небе неподвижно стояли ястребы , I распластав крылья I и I устремив глаза свои в траву I .

Слайд 15

Сложные случаи постановки знаков препинания при Д.О. Она волновалась , I готовясь к выступлению I , и , I выйдя на трибуну I , немного растерялась .

Слайд 16

Примеры Подъезжая к лесу, я увидел волка. Просыпаясь по утрам, в своей кровати мальчик спрыгивал босиком и бежал к окну. Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк. Просыпаясь по утрам в своей кровати, мальчик спрыгивал босиком и бежал к окну. Войдя в автобус, неожиданно пошел снег . Когда я вошел в автобус, неожиданно пошел снег .

Слайд 17

Мини тест Приехав в деревню а) весь сад был в снегу б) я застал весь сад в снегу Возвращаясь домой а) я попал под снегопад б) начался снег Выйдя на улицу а) ему стало холодно б) он почувствовал холод


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пятое декабря Классная работа

Слайд 2

Раскрой скобки Пребывать в (не) веденье ; (не)верный ответ; (не)просохшая земля; (не)друг, а враг; (не)трудный, а легкий; (не) вежественный человек, вовсе (не)случайный, (не)далеко.

Слайд 3

Проверь себя Пребывать в неведенье; неверный ответ; непросохшая земля; не друг, а враг; не трудный, а легкий; невежественный человек, вовсе не случайный, недалеко Без ошибок– «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», 5-7 ошибок – «2».

Слайд 4

Не с наречиями на -о и -е

Слайд 7

Негромкий = тихий ничуть не громкий

Слайд 9

Совпали 4 пункта – «4», 3 – «4», 2 – «3»

Слайд 11

Кто быстрее? 1. Знакомство его далеко не приятное. 2. Он понял задание не сразу. 3. Надо только помнить, что если мы будем небрежно относиться к этому миру, то погибнем сами. 4. Жадно и неторопливо, желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое, девушка посмотрела на ясное небо. 5. Справа от нас, не далеко, а где-то близко, журчал ручеек. 6. Калитку отворив чуть-чуть, выходит девушка несмело. 7. Идти по незнакомой дороге было отнюдь не страшно. 8. Природа неслышно живет вокруг нас.

Слайд 12

Оцени себя! Составлены правильно 8 предложений– «5», 7-6 – «4», 4-5 – «3». Без ошибок – «5» , 1-2 – «4», 3-4 – «3».

Слайд 13

Домашнее задание 1 . Правило на стр. 108-109 2. На выбор упр.269 или сост. диктант на изученную орфограмму, включая и слова других частей речи на изученную орфограмму


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Работа с предложением Щедро мир наполнен тихим светом! ( Повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, распространенное) Щедро мир наполнен тихим светом! (Н.Алешков)

Слайд 3

Цель урока: познакомиться со степенями сравнения наречий. Задачи урока: 1. Выяснить, все ли наречия имеют степень сравнения; 2. Узнать, как образуются степени сравнения наречий; 3. Сравнить образование степеней сравнения наречий и прилагательных; 4. Научиться образовывать степени сравнения наречий.

Слайд 5

Образование степеней сравнения наречий Сравнительная степень Превосходная степень Простая форма Составная форма Составная форма -ее, -ей, -е -ше Более, менее + наречие в начальной форме Наречие в сравнительной степени + всех, всего

Слайд 8

Алгоритм определения наречия и прилагательного Обозначает признак действия признак предмета относится к глаголу к существительному отвечает на вопросы как? каким образом? каков? какова? каковы? в предложении является обстоятельством сказуемым тянемся сильнее мы сильнее

Слайд 9

ЕГЭ, задание №6 (исправьте ошибку и запишите слово правильно) Самый кратчайший путь шире плеч петь более звонче наиболее спокойно посмотрел более веселее

Слайд 10

Проверь себя Самый короткий более звонко или звонче более весело или веселее

Слайд 13

Итоги урока Хотели узнать Есть ли у наречий степени сравнения? От наречий какого разряда образуются степени сравнения Как образуются степени сравнения? Узнали Наречия образа действия на – о имеют степени сравнения. Есть сравнительная и превосходная степень. Сравнительная – 2 формы, превосходная – одну. Научились отличать прилагательное в простой сравнительной степени от наречия в простой сравнительной степени. Знали Что такое наречие. Степени сравнения имени прилагательного


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В МИРЕ СПОРТА Чем объединены эти фото?

Слайд 2

Кто из вас любит футбол? Чем он интересен? Интересно наблюдать, как футболисты отбивают мяч, забивают гол в ворота противника, подают точные пасы в разные части футбольного поля.

Слайд 3

Футбол привлекал внимание поэтов, музыкантов, художников. И сегодня перед нами картина С.Л. Григорьева «Вратарь».

Слайд 4

Вратарь. 1949г.

Слайд 5

Описание действий. Подготовка к написанию сочинения по картине С. А. Григорьева «Вратарь». Урок развития речи 7 класс

Слайд 6

Сергей Алексеевич Григорьев – народный художник Украины, родился в Луганске (Донбасс) в многодетной семье железнодорожника. Широкую известность приобрёл как автор произведений на тему семьи и школы. Лучшие полотна художника посвященным детям. Среди них известны картины: «Обсуждение двойки», «Рыбачок», «Первые слова», «Юные натуралисты». Заслуженную славу принесла художнику картина «Вратарь». Автору была присуждена Государственная премия. С.А. Григорьев (1910-1988)

Слайд 7

Лучшие полотна художника посвящены детям Приём в комсомол Обсуждение двойки Внучка поэта Девочка в шубке Девочка с яблоком

Слайд 8

-Какое время года и суток изображено на картине? Как вы это определили? Осенний погожий день Листья пожелтели, опадают с деревьев, они разбросаны по земле. Полдень, потому что тени от людей и предметов короткие, прямые. Небо ясное, чувствуется, что светит солнце.

Слайд 9

Где происходит действие, изображенное на картине? Как выглядят ворота? Действие происходит на пустой площадке за домом, а не на футбольном поле. Ворота ребята «соорудили» из портфелей и сумок.

Слайд 10

Кто является главным действующим лицом картины? Светловолосый мальчик, лет 14.

Слайд 11

Вратарь оперся о колени, стоит, согнувшись, ожидая мяч, внимательно следит за игрой. Его поза помогает нам понять, что возможно сейчас придется отражать удар мяча, хотя его и не видно. Но вратарь готов в любой миг защитить ворота. На нем темный свитер, школьная рубашка, короткие штаны, на руках кожаные перчатки. На ногах спущенные носки, галоши, подвязанные тесемкой . Коленка перевязана, наверное, ему приходилось падать. Видно, что это бесстрашный вратарь. Опишите его позу, фигуру, выражение лица, одежду.

Слайд 12

За вратарем стоит мальчик, заложив руки за спину и выпятив живот. Одет он в красный лыжный костюм. Может быть, это младший брат вратаря. Он хочет его подстраховать. Опишите мальчика, который стоит позади вратаря.

Слайд 13

Болельщики или зрители. Кто наблюдает за игрой? Кто особенно сильно увлечен происходящим? Опишите их.

Слайд 14

На досках расположились дети разного возраста , рядом с ними мужчина , который, возможно, оказался здесь случайно. Он одет в костюм, вышитую рубашку, на голове шляпа, в руке папка с бумагами Он и мальчик в темно - зеленом лыжном костюме с красным галстуком сильнее всех захвачены игрой. Мужчина смотрит, приподняв голову и открыв рот. Внимательно следят за игрой мальчик с малышом на руках и девочка с красным бантом на голове. Другие девочки - с куклой в красной шапочке, в капюшоне, - более спокойно наблюдают за происходящим, хотя тоже не отрывают глаз от игры. Они расположились по - разному: и взгляды, и позы их различны.

Слайд 15

Что объединяет болельщиков? Все они смотрят в одну сторону, влево, где идет напряженная борьба за мяч. Кто равнодушно относится к игре? Свернувшаяся у ног болельщиков белая собачонка с черным пятнышком на ухе.

Слайд 16

Как вы думаете, почему картина называется «Вратарь»? Вратарь-главное действующее лицо картины, который вызывает симпатии у зрителя. Как вы думаете, что хотел сказать художник своей картиной? Вывод: Футбол - любимый вид спорта и увлекательное зрелище,

Слайд 17

Любопытно, что С.А. Григорьев не изобразил на своей картине футбольного мяча, но по напряженной позе вратаря, по выражению лиц болельщиков, мы догадываемся, что на поле острый момент игры. Для раскрытия своего замысла художник использовал такие средства живописи как композицию, детали, цвет, освещение.

Слайд 18

Рассмотрим, как построена картина. Где - на переднем или на заднем плане - изобразил С. А. Григорьев вратаря? На переднем, почти в центре картины. Отдельно от других игроков команды. Он хорошо виден и сразу бросается в глаза и привлекает наше внимание. Кто изображен на втором плане картины? Дети и мужчина, они расположены так, что все хорошо видно. Что вы видите на заднем плане? Город, огромные здания, жилые дома. Обратим внимание на детали в картине Ворота, сооруженные из портфелей, сумок и шапок, перевязанная коленка и кожаные перчатки. Какова их роль в раскрытии замысла картины? Каждая деталь важна; она подчеркивает главную мысль художника: бесстрашный вратарь на страже своих ворот.

Слайд 19

Какие цвета и оттенки использует художник, чтобы подчеркнуть жизнерадостный характер изображенного события? Теплые цвета и оттенки: желтый, красный, светло - коричневый. Земля светло - коричневая, желтые листья и доски, на которых сидят болельщики. Красный костюм на мальчике, шапочка на девочке, бант у школьницы, вышивка на рубахе у мужчины, галстуки. Эти цвета помогают передать напряженность игры, вызывают бодрое настроение. Нравится ли вам эта картина? Почему? Что вызывает у вас это полотно? На ней все изображено так, как бывает в жизни. Хочется самому стать на место вратаря и играть в футбол.

Слайд 20

Словарная работа футбол, состязание, матч; бесстрашный вратарь, кожаные перчатки, ушибленное колено; завладеть мячом, атаковать ворота, прикрывать вратаря; пиджак, свитер, капюшон; в легкой дымке, очертания строек.

Слайд 21

Предупреждение речевых ошибок. Слова – синонимы: художник, мастер живописи, автор; картина, полотно, произведение искусства; увлекательный, интересный, захватывающий; внимательно, сосредоточенно; быстрый, проворный, стремительный; броситься, кинуться, метнуться, ринуться, устремиться.

Слайд 22

Словарно-стилистическая работа 1. Мальчик шел на ворота…. 2. Никто не мог с такой резкостью, как игрок, рвануться с места и … столь же неожиданно затормозить. 3.Он мощно разгонялся и … наносил удар с ходу. 4. …. резко протягивал руку вперед, указывая, куда будет бить Для справки: Не доходя до мяча двух шагов, перед самым ударом; не теряя мяча; притормаживая и меняя направление; не меняя ритма шагов, не семеня

Слайд 23

Словарно-стилистическая работа 1. Мальчик шел на ворота, притормаживая и меняя направление. 2. Никто не мог с такой резкостью, как игрок, рвануться с места и, не теряя мяча, столь же неожиданно затормозить. 3. Он мощно разгонялся и, не меняя ритма шагов, не семеня, наносил удар с ходу. 4. Не доходя до мяча двух шагов, перед самым ударом, резко протягивал руку вперед, указывая , куда будет бить .

Слайд 24

Словарно-стилистическая работа Завладев мячом, бросив мяч, кидая мяч, забив гол, атакуя ворота, атаковав ворота, закрывая ворота, прикрыв ворота, кинувшись к воротам, слегка согнувшись, отставив ногу назад, рванувшись с места, начиная длинный разбег, начав игру, быстро реагируя, мгновенно притормози в

Слайд 25

План сочинения 1.Тема и основная мысль картины. 2.Описание картины С.А. Григорьева «Вратарь»: а) на пустыре в погожий осенний день; б) бесстрашный вратарь; в) мальчик в красном костюме; г) болельщики и зрители. 3. Особенности композиции картины. 4. Роль деталей в картине. 5.Колорит картины. 6. Мое отношение к картине.

Слайд 26

Примерное сочинение. Многие картины принадлежат кисти украинского художника С. А. Григорьева. Он написал такие картины: «Юные натуралисты», «Пионерский галстук», «Прием в комсомол» и другие. На одной из его картин мы остановимся. Эта картина называется «Вратарь». Стоит золотая осень. Опавшие листья приятно шелестят под ногами. Кое-где пучки завядшей травы пробиваются сквозь желтый ковер листьев. И вот на фоне этой природы изображена группа ребят, пришедших сюда после уроков играть в футбол. На переднем плане изображен вратарь. Он стоит в непринужденной позе, упершись руками в колени. Вся его поза говорит о том, что он весь сосредоточен и готов броситься на мяч. Он одет в весьма не обычную форму: свитер, перчатки, вероятно, выпрошенные у отца на этот случай; калоши, подвязанные веревочкой; на правом колене повязка. За вратарем, чуть выпятив живот, стоит «загольный» в красном спортивном костюме. Он ждет только случая, чтобы броситься на мяч, если он выкатится за линию ворот. На краю площадки, на штабеле досок, сидят «болельщики». Особенно интересен один мальчик. Он весь отдался переживанию и, вытянув шейку, старается не упустить ни одной подробности. За ним стоит девочка-школьница с красным бантом. Она тоже с интересом следит за игрой, хотя и не подает виду. Другие девочки ведут себя чинно. Они спокойно наблюдают за игрой. Рядом с ними сидит малыш в капюшоне, он озабоченно смотрит на ребят: что это они так толкаются. Рядом с ребячьей «мелюзгой» примостился парень в зеленом костюме. Он, видно, заядлый болельщик: ворот его рубахи расстегнут, пиджак распахнут, в руках книги. Он, наверное, шел куда-нибудь, но его привлекла ребячья игра, и он позабыл обо всем на свете. Наш вратарь пропустил три мяча, а его противник два, и игра окончилась в их пользу. Усталые, голодные, но веселые возвращались они домой. Мне картина понравилась: в ней хорошо показан одно событие из ребячьей жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Междометие как часть речи

Слайд 2

Проблемно – поисковая работа Какую часть речи называют междометием? Какие междометия бывают по происхождению? На какие группы делятся междометия по значению? Какую синтаксическую роль выполняют междометия? Какие знаки препинания используются при междометии? Как используются междометия в речи? В каком стиле?

Слайд 3

Междометие выражает разные чувства и побуждения, но не называет их. Ой, как страшно! Эй, смотри!

Слайд 4

НЕПРОИЗВОДНЫЕ Ой, Ах, А, У, АЙ … Междометия ПРОИЗВОДНЫЕ От существительных: Господи! Ужас! От глаголов: Смотри! Скажи на милость! От местоимений и наречий: Полно! Да ты что!

Слайд 5

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ выражают разные чувства УРА! Спасибо! Междометия ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ в ыражают призыв, благодарность, прощение и др. Привет! Пока! Извини!

Слайд 6

Междометия, образованные повторением основ, пишутся через дефис . Ой – ой, ай- ай- ай.

Слайд 7

Междометия выделяются запятой или восклицательным знаком . Ай, ребята, пойте, только гусли стройте. Ба! Знакомые всё лица!

Слайд 8

Иногда междометия принимают конкретное лексическое значение и становятся членом предложения. Вот раздалось ура . Ура! Мы победили!

Слайд 9

Прочитайте стихотворение. Определите, какой частью речи являются слова НУ. Шли однажды Ну и Ну Через речку По бревну. Ну, скорей!- Сказало Ну,- А не то я Утону. - Не спеши, - Сказало Ну,- Я и так тебя тяну. Разгорелась Перебранка, И какая – то Гражданка Головою покачала И сказала: Ну и ну… Р. С. Сеф

Слайд 10

Укажите междометия . Что они выражают? Светает… Ах! Как скоро ночь минула. Отстал я от хороших людей, ах, как отстал! Увы, на разные забавы я много жизни погубил. Увы! Всё гибнет: кров и пища! Ага! Сам сознаёшься, что ты глуп. «Эге, - удивился Георгий, - да у вас команда большая». Ну-ну, Савельич! Полно, помиримся, виноват. Эй, смотри сюда!

Слайд 11

Укажите части речи выделенных слов 3 ) Письмо от вас пока не получил. – «Ладно, пока . Тебе уже пора домой», - пробасил новый знакомый Петруше. 2 ) Простите , который час? – Простите мне эту неудачную шутку. 1) Право стать в почётный караул получают лучшие. – Бабка Василиса скорее по привычке закричала « Караул !», увидев, как закачались макушки яблонь в её саду. 4 ) До свидания оставалось ещё более часа, и он решил пообедать. – Над сводами стадиона зазвучали слова: « До свидания, Москва, до свиданья !»

Слайд 12

Объяснительный диктант Сумерки спускались быстро. Сколько н.. бродили мы по лесу но увы знакомой тр..пинки (не) нашли. «Ох ни за что н.. выбраться из этой чащ..бы » сказал с тоской Лёня (не)желавший больше тратить времени на дальнейшие поиски дороги. Мы пошли наугад. « Кра-кра-кра » слышалось то (с)права то (с)лева. Потом всё смолкло. Вдруг откуда(то) донёсся собачий лай. Ура Мы спасены обрадованно закричал Миша. (Не)чувствуя больше н.. усталости н.. тревоги мы пошли на лай собаки и через (не) сколько минут встретили лесника который вывел нас на дорогу.

Слайд 13

Проверка Сумерки спускались быстро. Сколько ни бродили мы по лесу , но , увы , знакомой тр о пинки не нашли. «Ох , ни за что н е выбраться из этой чащ о бы» , - сказал с тоской Лёня , не желавший больше тратить времени на дальнейшие поиски дороги. Мы пошли наугад. « Кра-кра-кра » , - слышалось то с права , то с лева. Потом всё смолкло. Вдруг откуда - то донёсся собачий лай. « Ура ! Мы спасены !» - обрадованно закричал Миша. Не чувствуя больше ни усталости , ни тревоги , мы пошли на лай собаки и через не сколько минут встретили лесника , который вывел нас на дорогу.

Слайд 14

Домашнее задание: Теория Представьте себе картину утра – в городе, в селе, у вас дома и др. Напишите, как просыпается всё вокруг. Постарайтесь использовать для изображения этой картины междометия, подчеркните их в своём тексте.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРЕДЛОГИ

Слайд 2

НЕПРОИЗВОДНЫЕ у , в, на, под, из-за и др…

Слайд 3

ПРОИЗВОДНЫЕ В течени Е (урока ) В продолжени Е (часа ) Вследстви Е (дождя)

Слайд 4

ПРОИЗВОДНЫЕ По причине, в целях, со стороны, из-за , для в связи с вследствие, ввиду

Слайд 5

ПРОИЗВОДНЫЕ б лагодаря согласно в опреки Д.п. наперекор навстречу

Слайд 6

ПРОИЗВОДНЫЕ несмотря на = кого? что то? В.П . насчет = о вместо = за вокруг, впереди, сквозь, возле и др…

Слайд 7

СОЮЗЫ

Слайд 9

Употребление союзов Сочинительные союзы Подчинительные союзы ССП  О и О  СПП

Слайд 10

Правописание союзов Тоже Также


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к сочинению по картине В.И. Хабарова «Портрет Милы» Каждое лицо – интересно. Задача художника-портретиста – выразить внутренний мир человека, дать свою оценку. И. Глазунов

Слайд 2

Наш разговор о внешности человека поможет вам задуматься над тем, как важно быть наблюдательным человеком, внимательным к окружающим нас людям, как важно понять характер и настроение, внутренний мир человека, находить главное (неповторимое) во внешности конкретного человека и уметь описывать свои наблюдения. (чтобы представить героя, через описание внешности понять внутренний мир, объяснить его поступки)

Слайд 3

Ваши первые впечатления о картине. Что вы видите? Кого изобразил автор? В какое время это происходит?

Слайд 4

Валерий Хабаров родился 4 августа 1944 года в с. Заворонежском. Мама Валеры в годы войны ушла на фронт ,его воспитанием занимались бабушка и дедушка. С самых малых лет мальчик проявил тягу к рисованию. В 14 лет он поступил в Рязанское художественное училище , а потом в институт им. В.И. Сурикова. Окончив институт в 1973 году, Валерий Хабаров отправляется на стажировку при Академии художеств. Он принимал участие в международных выставках. Самой ответственной и трудной работой художника Хабарова было написание икон для Ильинской церкви города Мичуринска. В.И. Хабарова называют портретистом от Бога. Над каждым портретом он работает медленно, тщательно, с полной отдачей, проникая в характер человека, затрагивая его психологические струнки.

Слайд 6

Лицо Милы - светлое, лучистое, задумчивое, сосредоточенное, открытое, с тонкими правильными чертами, серьёзное, мечтательное выражение, задумчивый взгляд, тонкие черты лица, увлечена чтением . Глаза (взгляд) - быстрый, излучающий, ясный, внимательный, сосредоточенный Волосы (прическа)- светлые волосы до плеч , аккуратная причёска, длинные, свободно ложатся на плечи.

Слайд 7

Фигура : хрупкая фигура, поджала ноги, сидит неподвижно. Одежда : лёгкие домашние тапочки , тёмно-синие брюки , светлая (белая) футболка, одета по-домашнему. Поза: Необычная, удобно расположилась в огромном кресле, согнув ноги в коленях, ноги служат подставкой для книги. Цвета и оттенки, : насыщенный синий цвет, янтарно -жёлтый отблеск, тёплые оттенки коричневого. Предметы: необычной формы кресло, белые фигурные коньки, светлые обои.

Слайд 8

С чего начинаем описывать внешность человека? (с описания лица) Что вы можете сказать о Миле? (ей 12-13 лет, начитанная, серьезная, увлеченная). Голова Милы слегка наклонена набок. Вглядимся в её лицо. Оно сосредоточенное, задумчивое. Нос у читательницы красивой формы. Губы слегка приоткрыты. Волосы русые, рассыпанные по плечам. Глаза прикрыты, и всё выражение её лица говорит о том, что она очень увлечена чтением. Мила стройная, привлекательная девочка.

Слайд 9

Какое настроение возникает у вас при рассматривании картины? Можно почувствовать, как тепло и уютно дома. Как комната характеризует хозяйку? Назовите те предметы, что видим на картине. Светло-жёлтые стены комнаты. Сверху над креслом висит небольшая лампа, которая освещает легкими лучами книжку. Кресло большое, удобное и Мила как будто утопает в нём. Глубокий синий цвет кресла добавляет в картину уюта и покоя. Этот цвет напоминает нам о спокойном зимнем вечере, когда за окнами сгущается темнота и так замечательно устроиться дома с книжкой на коленях, читать о приключениях и тайнах. Художник специально почти ничего не изобразил вокруг Милы, чтобы не отвлекать внимание от неё самой. В картине нет ничего масштабного и серьёзного, но тем не менее она очень выразительная и трогательная.

Слайд 10

Какие краски использует художник? Синий тон обивки кресла свидетельствует о стремлении художника изобразить спокойствие вечера. Обрамление кресла — это светлые бежевые обои на стенах и тепло-коричневый, слегка красноватый пол, предположительно деревянный или паркетный. Пол сверкает в лучах электрического света, оттеняя матовую синеву кресла. Почти янтарного цвета тонкие ножки кресла подчеркивают «солнечность», уютность настроения картины. Хабаров сумел изобразить расслабленную увлеченность девочки, отдыхающей с книгой в руках.

Слайд 11

Как вы думаете, почему рядом с креслом девочки лежат коньки? Увлечение Милы. Рядом с креслом небрежно лежат коньки, что говорит о том, что девочка недавно вернулась с прогулки. Она только успела расстаться с коньками – и сразу же уселась за любимую книгу. Какую книгу читает Мила? О чем? Интересна ли она? Мила удобно сидит, согнув ноги в коленях, и с интересом дочитывает любимую книгу. Книга, наверно, очень увлекательная это видно по задумчивому лицу подростка. Можно предположить, что героиня наконец-то взяла в руки книгу, которую давно мечтала прочесть. Поза героини картины свидетельствует о том, что девочка сопереживает персонажам, она увлечена чтением. Очевидно, повествование уже подходит к завершению, и потому лицо героини выражает такую сосредоточенность и погруженность в события сюжета.

Слайд 12

Лампа освещающая девочку висит над креслом. На полу лежат коньки брошенные девочкой. Девочка увлеченно читающая книгу, сидит в кресле. Причастия, так же как и прилагательные, обогащают нашу речь, делают её выразительной, красочной.

Слайд 13

Поза, жесты, выражение лица свидетельствуют об умении живописца глубоко проникнуть во внутренний мир ребенка и раскрыть его зрителю. Художник показал девочку, не только увлеченную чтением, девочку, мыслящую, думающую, по лицу (настолько она увлечена, сосредоточена) мы видим, что у неё происходит внутри, о чем она думает, переживает.

Слайд 14

Мне картина понравилась тем, что на ней самые обыкновенные вещи изображены тепло и душевно. Можно удивляться тому, почему художник не выбрал для своего произведения более интересной и выразительной темы. Но лично мне во время написания сочинения по картине «Портрет Милы» Хабарова стала понятна одна вещь. Для того, чтобы изобразить красоту, необязательно искать её в чем-то необычном. В увлеченной чтением Миле, сидящей в синем кресле, нет ничего необыкновенного. Но любой, кто увидел эту картину, еще долго ее не забудет.

Слайд 15

Вступление. Общие сведения о картине. Основная часть Описание портрета Милы: а) черты лица; б) глаза (взгляд); в) поза; г) волосы; д) фон картины. 2. Диалог: а) увлечение чтением (о книгах); б) коньки. Заключение. Мои впечатления о картине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...