конспект урока по русскому языку в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

     Задачи урока:

 

1.     Образовательные

·        Познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие «антонимы»;

·        Подбирать антонимы к словам и находить их в тексте;

·        Расширить лексический запас учеников.

 

2.     Развивающие:

·        Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

·        Развивать умения работать в парах;

·        Развивать сообразительность, мышление, внимание, память.

 

3.     Воспитательные:

·        Создать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность;

·        Воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, доброе отношение друг к другу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antonimy_slova_nepriyateli.docx15.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Антонимы. Слава неприятели.

     Цель: изучить, какие слова называются антонимами.

 

     Задачи урока:

 

1.     Образовательные

·        Познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие «антонимы»;

·        Подбирать антонимы к словам и находить их в тексте;

·        Расширить лексический запас учеников.

 

2.     Развивающие:

·        Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

·        Развивать умения работать в парах;

·        Развивать сообразительность, мышление, внимание, память.

 

3.     Воспитательные:

·        Создать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность;

·        Воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, доброе отношение друг к другу.

 

Тип урока: урок изучения нового материала и применение новых знаний на практике.

 

Метод: комбинированный (словесно- наглядно - практический).

 

Наглядность: * таблички с понятиями «лексика», «синонимы», «омонимы», «антонимы»;

* карточки для работы в парах;

* презентация по теме «Антонимы».

 

Ход урока:

 

I.                  Организационный момент.

 -Здравствуйте, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке. Давайте улыбнемся другу другу  и начнем урок на этой позитивной ноте.

 

II.               Вводное слово учителя.

 

Продолжаем наше путешествие по удивительной стране слов.

 

Задание: терминологический диктант.

                (по лексическому толкованию записать термин).

 

 

1.     Совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка, называется… (лексика)

 

2.     Слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение, называется…(омонимы)

 

3.     Слова, различные по звучанию и написанию,но близкие по лексическому значению, называются …(синонимы)

 

 

(Открываются на доске таблички с этими понятиями. Ребята проверяют себя самостоятельно).

 

 

Сегодня мы узнаем о еще одной группе слов, входящих в лексику. Эти слова делают нашу речь ярче, богаче, выразительнее. Это слова, которыми пользуются все люди на свете ежедневно.

Вспомним строки из стихотворения поэта Владимира Маяковского:

 

Крошка сын к отцу пришел.

                  И спросила кроха: (дети продолжают)

                                                Что такое хорошо

                                                И что такое плохо?

 

- А как вы бы ответили на этот вопрос?

 

     /Хорошо, когда солнце светит;

     плохо, когда дождь идет;

     хорошо, когда люди счастливы;

     плохо, когда у них горе;

     хорошо, когда люди здоровы;

     плохо, когда люди болеют;

 

Значит, появляются слова

 

          ясно – пасмурно

          счастье – горе

          здоровье – болезнь

 

- Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов?

      /Значения слов противоположны

       по смыслу/

 

Итак, тема нашего урока «Антонимы».

      (Учащиеся записывают в тетрадь)

 

* Объявление цели и задач урока

 

II.Происхождения понятия «антоним».

 

     Слово «антоним» похоже на слова «синоним», «омоним».

        - Чем? (у всех одинакова вторая часть)

     - онима – по-гречески означает – имя, слово.

    А если к этому добавить первую часть анти- (что значит против, противоположный),    

    то получится слово антоним.

 

Итак, антоним – это слова …(найти в учебнике определение и прочитать самостоятельно).

 

            /Презентация, первый слайд/

 

 III.Нахождение антонимов в речи.

 

 Задание: найди и запиши антонимы.

 

     Нам то холодно, то жарко;

             то мы сытые, то голодные,

             то грустные, то веселые.

     Мы каждый день вечером ложимся спать, а утром встаем.

 

             холодно - жарко                                  Обозначьте

             сытые – голодные                               части речи,  

             грустные – веселые                            сделайте самостоятельно

             ложимся – встаем                                          вывод.

 

Итак, антонимами могут быть слова в различных частях речи.

 

          /Презентация, второй слайд/

 

Задание: Запишем предложение. Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалекие, красивые и уродливые, здоровые и больные, веселые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые.

 

 

1.     Охарактеризовать предложение с точки зрения пунктуации.

2.     Синтаксический разбор предложения.

3.     Сколько пар антонимов в данном предложении? (9)

 

Итак, антонимы еще называют словами противоположности, перевертышами.

 

Физминутка.

 

III.     Практическая часть (работа по карточкам в парах)

 

1пара – карточка 1 (работа с текстом)

 

2пара – карточка 2 (подбор антонимов к словам)

 

3пара – карточка 3 (подбор антонимов к словам)

 

4 пара – работа с учебником. (по картинке закончить предложения)

 

Итог: отчет пар по проделанной работе.

 - Что узнали об антонимах?

 1. имеют противоположные значения.

 2. делают речь богаче, выразительнее, занимательнее.

 3. могут быть словами в разных частях речи.

 4. научились находить антонимы, подбирать, использовать в речи.

 

Есть специальные словари антонимов.

 

 (Презентация, слайд)

 

VI. Занимательная информация

 

У меня сегодня для вас есть интересный научный материал.

 

* Знаете ли вы, что самая большая в мире книга находится в Америке? Её высота три метра, толщина – один метр. Перелистывает книгу специальный электрический аппарат.

   Самая маленькая русская книга – это сборник басен И.А. Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 году. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки.    

 

* Самый длинный алфавит в мире у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите 71 буква.

   Самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.

- Сколько букв в нашем алфавите? (33)

 

VII. Вывод с урока.

Проверочная работа на нахождение и отличие антонимов от синонимов и омонимов.

 

«Цифровой диктант».

Читаю пары слов, словосочетаний.

Ваша задача: определить, в каких парах какие группы слов.

 

1 – антонимы, 2 – синонимы, 3 – омонимы.

(ответ: 3,3,2,1,2,1,3,2,1,1)

1.     Скосил траву – скосил глаза.

2.     Косяк лошадей – косяк дверей.

3.     Бегемот – гиппопотам.

4.     Легкая задача – трудная задача.

5.     Алфавит – азбука.

6.     Старая квартира – новая квартира.

7.     Темная печь – печь пироги.

8.     Метель – пурга.

9.     Глухой голос – звонкий голос.

10.Свободное место – занятое место.

 

 

Домашнее задание:

 

1.     Найти и записать пословицы, в которых встречаются антонимы. «кто больше?»

2.     Сочинить небольшую сказку, используя в ней антонимы.(для сильных)

 

 

 

Рефлексия:

(каждый заканчивает предложение, где идёт попутное повторение материала)

 

*Сегодня я узнал…

*Я понял, что…

*Теперь я могу…

*У меня получилось…

*Урок дал мне для жизни…

*Я почувствовал, что…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В

Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...