"Обобщение по теме "Синтаксис"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Сергеева Ольга Фаритовна

Урок - повторение по теме "Синтаксис" в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  русского языка в 5 классе учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №3» г. Шумерля Сергеевой Ольги Фаритовны

Урок на тему: «Обобщение и повторение по теме Синтаксис».

- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка буду вести у вас я. Зовут меня Сергеева Ольга Фаритовна. Я надеюсь, что на уроке вы будете активны, собраны, и наша работа будет интересной и полезной.

-С каким разделом науки о языке мы с вами сегодня будем работать, вы догадаетесь сами. Подсказка для вас на слайдах. (слайд 2)

- Какой раздел изучает словосочетание, предложение и правила их построения? (Синтаксис). Да, верно, этот раздел называется «Синтаксис». Ребята, а это новая тема? (Нет). А зачем мы к ней возвращаемся?

 -Давайте запишем число и тему урока в тетради. (слайд 3 )

Подумайте, чем мы будем заниматься на уроке? О чём мы сегодня будем говорить? (Повторять и закреплять знания по теме «Синтаксис и пунктуация»). Цель. 

- Любые правила, изученные ранее, знания, которые вы получаете изо дня в день, становятся крепкими и полезными только тогда, когда время от времени их вспоминают, повторяют, закрепляют.

-  Ребята, случилась беда: на  прекрасную страну «Синтаксис» напали пираты. Они стали там хозяйничать, и ее жители просят у нас помощи. Сегодня нам  с вами нужно, преодолевая трудности, решая сложные задачи, помочь жителям справиться с пиратами и освободить жителей страны из плена.

- Чтобы отправиться в путешествие по стране  «Синтаксис», нужна карта. Так вот путем повторения, обобщения и закрепления знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис» мы восстановим карту.

(Слайд 4)

-  Чтобы составить карту маршрута,  мы должны будем с вами

  1. повторить основные понятия, изученные в разделе «Синтаксис»
  2. развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать. Развивать логическое мышление.
  3. воспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность.

-Перед уроком  мы с вами уже разделились на три команды. Это поможет нам быстрее справиться с некоторыми заданиями.

- Чтобы найти первую точку нашего маршрута нужно вспомнить, как называются два слова, связанные по смыслу и грамматически?

- Итак, первой станцией, которую мы освободим от пиратов, будет  «Словосочетание». (Слайд 5)

Словосочетание.

Чтобы изгнать пиратов из этого города, нужно выполнить задание, которое называется «Третий лишний». Один из пиратов притворился словосочетанием. Давайте найдем его и выгоним.

(слайд 6)

- Посмотрите внимательно на слайд и определите, что из предложенного не является словосочетанием.

Зоркий следопыт, идти осторожно,  разбойники и пираты, очень близко.

- Ребята, кто мне скажет, какие слова не могут быть  словосочетанием? Все справились с этим заданием? Тогда идем дальше.

- Вспомните виды словосочетаний. (именное, глагольное, наречное)

- А теперь определите вид данных словосочетаний. 1 команда  выписывает именное , 2 команда глагольное, 3 команда – наречное.

- Ребята, вы молодцы, хорошо справляетесь  с заданиями. А теперь скажите мне, что образуют словосочетания?

- Правильно. Предложения. Как же будет называться следующая точка нашего маршрута? «Предложение» (слайд 7)

- Сейчас мы с вами поработаем с предложением. Но это предложение вам нужно составить самим, выполнив задание, которое находится у вас в конвертах на столах.

- Откройте конверты и прочитайте задание. У каждой команды должно получиться по два слова.

(слайд 8)

  1. Отважно бросился он на врага.  Выберите из этого предложения обстоятельство и преобразуйте его в прилагательное  мн.числа.
  2. Путешественник склонился над ручьем. Выберите из этого предложения подлежащее и поставьте его в форму мн.числа.
  3. Мама удивилась моим быстрым успехам. Из этого предложения выберите определение, выраж. прилаг. и преобразуйте его в наречие.
  4. Лиса осторожно пробирается через чащу. Из этого предложения выберите сказуемое и поставьте его в форму мн.числа прош. времени.
  5. К дому проложили тропинку. Из этого предложения выберите сказуемое и преобразуйте его в прилагательное Дат.падежа с предлогом по.
  6. По городу ходит маршрутное такси. Из этого предложения выберите определение и преобразуйте его в имя сущ. в Тв.п.

Вот какое предложение у нас получилось: Отважные путешественники быстро пробирались по проложенному маршруту.

Это предложение про нас с вами, ребята.

- А теперь поработаем с получившимся предложением. Выполните синтаксический разбор данного предложения.

1 группа, разберите предложение по членам предложения.

2 группа, нарисуйте его схему,

3 группа, составьте характеристику предложения.

Проверка на доске.

- Ой, ребята, я ведь совсем забыла. Мы с вами в путешествие отправились, а родителей предупредить забыли. Родителей нужно всегда предупреждать о своем местонахождении. Сейчас это можно сделать, позвонив по телефону или отправив сообщение. Раньше же все оставляли записки. Давайте и мы с вами  напишем  записку для родителей. Не забудьте обозначить адресата и адресанта. Ребята, с каких слов начинаются ваши записки? Это обращения.

- Вот и следующая станция открылась – «Обращение». (слайд 9) А знаки препинания все расставили? Иначе мы не сможем дальше отправиться. Какие знаки нужны при обращении?

- А теперь посмотрите на экран. Пираты и здесь напроказничали. Разбросали слова из предложения. Подумайте и составьте предложение из этих слов, расставив все знаки препинания.

(Слайд 10)

Вот такое предложение у нас получилось. «Я скучала по тебе, как бабочка по солнечному лугу», - сказала первая дочь.

Из каких частей состоит предложение? Как называются такие предложения?

- Вот и новая станция открылась – «Прямая речь». (слайд 11 )

- Как вы думаете, что можно сказать про дочь, которая говорит маме такие слова? А хотите прочитать рассказ, из которого я взяла это предложение? Автор этого рассказа Василий Сухомлинский – выдающийся советский педагог-новатор. (Слайд 12)

- А что вы теперь скажете про дочерей? Что хотел сказать нам Сухомлинский своим рассказом? Какой вывод мы можем сделать?

- Вот и я хочу пожелать вам, чтобы вы ценили поступки. Ведь слова ничего не значат.  И совершайте благородные, значимые поступки по отношению к близким, а особенно по отношению к мамам.

- Ребята, пока мы с вами отвлеклись, на нашем пути разлилась широкая река. В ней тонут простые предложения. Давайте поможем им. Как им помочь, чтобы они не утонули? (слайд 12).

Нужно составить сложное предложение из этих простых.   Мы перебрались через  реку, и наше путешествие подошло  к концу.

- Какое  получилось предложение по количеству основ? (Сложное)

- Вот и добрались мы до последней станции – «Сложное предложение».

 А теперь вспомните, чем отличается синтаксический разбор сложного и простого  предложений.

1 команда характеристику предложения, 2 команда разберет по членам, 3 команда нарисует схему.

Рефлексия.

- Как было сказано, наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, каких жителей планеты Синтаксис мы с вами освободили?

- А что поучительного вы узнали из рассказа Сухомлинского?

- Понравился вам урок? Давайте проанализируем ваше настроение. (Ребята оценивают свое настроение с помощью смайликов).

-  И мне понравилось с вами путешествовать.

- И напоследок хочу прочитать небольшое стихотворение

Уменья, знания вас не подвели,
Вы все задания выполнить смогли.
Кто ошибался – это не беда,
Зато смекалка вас не подвела.

Минуты быстро пролетели,
Но повторить мы всё успели,
Вот-вот подаст сигнал звонок,
Ребята, всем спасибо за урок!

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 5 классе Составила: Сергеева Ольга Фаритовна учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №3» г. Шумерля

Слайд 2

Какой раздел науки о языке изучает словосочетание, предложение и правила их построения? «Синтаксис»

Слайд 3

Тема урока : Повторение по разделу «Синтаксис»

Слайд 4

Цель: повторение, обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис». Задачи: Вспомнить основные понятия, изученные в разделе « Синтаксис». Развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать. Развивать логическое мышление. В оспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность .

Слайд 5

Карта маршрута Словосочетание

Слайд 6

«Третий лишний» Зоркий следопыт; идти осторожно; разбойники и пираты; очень близко; Р азбойники и пираты - однородные члены предложения именное глагольное наречное

Слайд 7

Карта маршрута Словосочетание Предложение

Слайд 8

Отважные путешественники быстро пробирались по проложенному маршруту. Отважно бросился он на врага . Выберите из этого предложения обстоятельство и преобразуйте его в прилагательное мн.числа. Путешественник склонился над ручьем. Выберите из этого предложения подлежащее и поставьте его в форму мн.числа. Мама удивилась моим быстрым успехам. Из этого предложения выберите определение, выраж . п рилаг . и преобразуйте его в наречие. Лиса осторожно пробирается через чащу . Из этого предложения выберите сказуемое и поставьте его в форму мн.числа прош . времени. К дому проложили тропинку. Из этого предложения выберите сказуемое и преобразуйте его в прилагательное Дат.падежа с предлогом по. По городу ходит маршрутное такси. Из этого предложения выберите определение и преобразуйте его в имя сущ. в Тв.п .

Слайд 9

Адресат - это предполагаемый получатель (письма, высказывания и т. п.) Адресант - это лицо, адресующее кому-нибудь почтовое отправление; отправитель.

Слайд 10

Составьте предложение из данных слов, расставьте знаки препинания Я скучала как бабочка по тебе по солнечному лугу первая дочь сказала «Я скучала по тебе, как бабочка по солнечному лугу», - сказала первая дочь.

Слайд 11

Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери. «Я скучала по тебе, как бабочка по солнечному лугу», - сказала первая дочь . «Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды», - проговорила вторая . «Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке», - сказала третья . «Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка», - щебетала четвертая. «Ты снилась мне, как розе снится капля росы», - молвила пятая . «Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья», - сказала шестая. А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу - помыть ноги . В. Сухомлинский. Семь дочерей

Слайд 12

Карта маршрута Словосочетание Предложение Обращение Прямая речь

Слайд 13

Мы перебрались через реку. Наше путешествие подошло к концу. Мы перебрались через реку, и наше путешествие подошло к концу.

Слайд 14

Карта маршрута Словосочетание Предложение Обращение Прямая речь Сложное предложение

Слайд 15

Уменья, знания вас не подвели, Вы все задания выполнить смогли. Кто ошибался – это не беда, Зато смекалка вас не подвела . Минуты быстро пролетели, Но повторить мы всё успели, Вот-вот подаст сигнал звонок, Ребята , всем спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Импульс.Энергия.Законы сохранения"10 класс.

Идея урока: Учащиеся выбирают свою индивидуальную траектории работы на уроке, выбирая задания по силам,, результатом ,которой будет набранное определённое количество баллов.. Эста­фета состоит из неск...

Приложение к уроку "Обобщение по теме: "Имя числительное". (Технология КСО при обобщении знаний по теме: "Имя числительное".)

Приложение к уроку по русскому языку: "Обобщение по теме: "Имя числительное".  Представленный материал служит источником контроля знаний учащихся на уроке....

Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 10 классе. Тема " Обобщение по теме "Логарифмы""

Разработка урока обобщения и систематизации знаний по алгебре 10 класс по теме "Логарифмы". Есть конспект урока и презентация. На уроке используется дифференцированный подход к учащимся, работа по гру...

“Сложносочинённые предложения.Обобщение” урок-обобщение по русскому языку в 9 классе.

Урок русского языка в 9 классе по теме "ССП" с использованием НРК...

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)

Презентация к  уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...