методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Средства связи в СП"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Заирова Евгения Владимировна

методическая разработка урока  в соответствии с требованиями ФГОС. УМК Разумовская М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku_v_9_klasse_sredstva_svyazi_v_sp.docx56.46 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока усвоения новых знаний  08.10.2019 г. Предмет русский язык

Тема урока: Средства связи между частями СП ( союзие, бессоюзие, интонация). 9 класс.

Тип урока: урок изучения нового материала.   

Педагогические задачи: актуализировать  знания о типах СП, расширить знания учащихся о СП,  познакомить с классификацией  СП по характеру союза и значению, способствовать развитию коммуникативных навыков, навыков работы с учебником, справочниками, содействовать совершенствованию умения определять ошибки  в общении и избегать  их в сходных речевых ситуациях.

       

Планируемые  результаты:

Предметные:

имеют представление об основных типах СП по значению и союзам; умеют объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте СП и их пунктуационный разбор; владеют видами речевой деятельности, адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, работы со словарем; свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы русского языка, стилистически и корректно используют лексику, соблюдают в письме основные правила орфографии и пунктуации, основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц

Метапредметные:

Регулятивные: учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему творческой работы с помощью учителя, планировать необходимые действия, операции, действовать по плану.

Познавательные: осознают познавательную задачу, самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, при необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя ее. Учатся подтверждать аргументы фактами.

Личностные: оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования, положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объём словарного запаса и усвоенных  грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке

на основе наблюдений и собственной речью.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы

деятельности

1.Постановка учебной задачи

1. Этап актуализации фиксирования  индивидуальных затруднений в пробном действии.

2. Этап выявления места и причины затруднения.

Организует осознание обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Сегодня я позволю себе использовать в качестве эпиграфа слова Василия Кулёмина.- (Слайд 1)

С помощью какой синтаксической конструкции автор выразил своё отношение к потребности человека жить в тишине, жить в мире?- (Слайд 2 )

А ответить правильно на данный вопрос поможет решение криптограммы

Прием «Интрига»: 

вопрос  классу – на доске криптограмма (зашифрован ответ на данный вопрос – сложное предложение:

191316815166

17186513168615106) (   слайд 3)

Сколько грамматических основ в этом СП? – 10.

С помощью чего соединены части?

- с помощью союзов, интонации.

Чем являются союзы, их отсутствие,  интонация для СП?

Пора уже назвать тему нашего урока.-

Сложное предложение. Средства связи в СП (слайд 4)

Перед вами три предложения, объединённые общей темой. Это текст? (да) ( слайд №5)

Задание: определите вид СП, составьте схемы.

  1.  После Константинова, где детство Есенина «прошло среди полей и степей», четырнадцатилетний подросток оказался вдали от дома, в школе - интернате.
  2. Утешением стала дружба с товарищем по классу  Гришей Панфиловым; они подолгу засиживались с приятелем у него дома, иногда Сергей Есенин читал свои стихи, отличавшиеся особенной лёгкостью.
  3. Сегодня мы читаем есенинские стихи, и они захлёстывают душу своим певучим слогом.

Организует самопроверку обучающимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов ( без исправления ошибок)

Ключ-образец

1.СПП …, (где…), ….        

2. БСП         ;          ,         

3.ССП           , И              

( слайд 7)

Организует анализ обучающимися итогов выполнения пробного задания и на этой основе помогает выявить места и причины затруднения.

Стимулирует осознание причин недостаточности знаний, умений учащихся.

По тексту учебника и схеме, составленной накануне, проверьте себя, докажите правильность , запомните названия сложных предложений, определите средства связи в 1 предложении.

 

Внимательно слушают, принимают участие в обсуждении, воспроизводят и фиксируют знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий. Пытаются самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение н6ового знания, запланированного для изучения на уроке.

Принимают участие в обсуждении. Делятся на рабочие группы. Обучаются, не выявившие ошибок, выполняют пошаговую проверку своих решений  по алгоритму исправления ошибок для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение – нет. Если при проверке они находят ошибку, то  дальше выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет- получают дополнительное задание творческого уровня и далее работают самостоятельно до этапа самопроверки.

 Обучающиеся, выявившие ошибки, определяют место ошибок- место затруднения, выявляют и фиксируют способы действий, в которых допущены ошибки, -причину затруднений,  соотносят свои действия с изученными способами, фиксируют, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа в целом.

К концу данного этапа урока все обучающиеся анализируют с опорой на знаковую запись и проговаривают вслух, что и как они делали; приходят к выводу о необходимости объединить изучаемые понятия в единую систему.

Принимают и сохраняют учебные задачи.

Волевая саморегуляция для выполнения задания.

2. Работа по теме урока.

1. Этап построения и реализации проекта выхода из затруднения.

Организует постановку целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации, уточняет предложенную обучающимися тему урока.

Предлагает ресурсный материал для организации работы по построению системы знаний по теме урока

( приложение 1)

Чтобы различить типы союзных сложных предложений, нужно знать типы союзов.

Выполните упражнение «Союзный дождь»

( слайд 8)

Какая связь между частями СП, если части связаны сочинительными союзами?

А подчинительными?

А если союзов нет? Что помогает нам выделить части в БСП? (интонация).

Работа с материалом упражнений  презентации

Конструирование предложений.

Запишите получившиеся предложения, подчеркните грамматические основы.

Составьте из двух данных простых предложений сложносочиненное и сложноподчиненное.

Любовь к Родине начинается с любви к матери. Человек начинается с отношения к обеим.

- Любовь к Родине начинается с любви к матери, а человек начинается с отношения к обеим.

С горем и радостью ребёнок идет к матери. Он находит у неё понимание.

- С горем и радостью ребёнок идет к матери, потому что он находит у неё понимание.

Укажите тип предложения в скобках

Составьте из данных простых предложений сложноподчиненное и бессоюзное

На свете не существует человека роднее и ближе матери. Ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности.

На свете не существует человека роднее и ближе матери, так как ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности.

На свете не существует человека роднее и ближе матери:  ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности.

Укажите тип предложения в скобках.

Назовите средства связи между частями предложения.

Мы записали примеры предложениё всех типов.

- Как отличить союзное от бессоюзного?

- Как отличается сложноподчинённое от сложносочинённого?

( При помощи стрелки зависимости и смыслового вопроса покажите зависимость одной части от другой.)

 В русском языке  есть еще сложные предложения с разными видами связи. Из данных трёх предложений составьте такое сложное предложение, в котором бы встретились разные виды связи.

Ребёнок – зеркало своей мамы. Ему хочется быть похожим на неё. Она самая добрая и ласковая из живущих.

Ребёнок – зеркало своей мамы, и ему хочется быть похожим на неё, потому что она самая добрая и ласковая из живущих.

Сопровождает групповую работу с дидактическим материалом.

Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий ( иметь представление о СП, познакомиться с общей классификацией СП; опознавать и правильно интонировать СП с разными смысловыми отношениями между частями).

Предлагают и согласовывают тему урока, которую учитель может уточнить.

Выбирают способ построения системы знаний ( наблюдение за отличительными чертами СП; анализ СП, сопоставление признаков союзных и бессоюзных СП для выявления сходства и различия; выделение грамматических основ СП; анализ характера связи между предикативными частями СП; наблюдение за ролью союзов и союзных слов).

Выбирают средства для построения системы знаний ( моделирование СП заданного типа, использование синтаксических синонимов, выделение СП с изученным значением  в художественном или публицистическом тексте).

Выполняют задание; участвуют в обсуждении; на основе выбранного метода выдвигают и обосновывают гипотезы; при построении  нового задания используют предметные действия с моделями, схемами, т.д.; применяют новый способ действий для решения задачи, вызвавшие затруднения; фиксируют в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково; фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.

Представители каждой группы озвучивают результаты работы группы.

Владеют способами конструктивного  взаимодействия со взрослым и сверстниками.

Владеют навыками работы со справочной литературой.

Владеют навыками групповой работы.

Владеют навыками работы с дидактическим материалом.

Формулируют ответы на вопросы.

2. Этап первичного закрепления с проговариванием внешней речи.

3. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

4. Этап включения в систему знаний и повторения.

 Организует первичное закрепление с проговариваением во внешней речи усвоенного обучающимися нового  способа действия при решении типовых задач, задавая вопросы для обсуждения:

- В чем вы видите основное отличие ССП от СПП?

- Какие знаки препинания отделяют части сложных предложений? ( запятая, точка с запятой, двоеточие, тире).

-Чем отличаются союзные предложения от бесслюзных? 

Самостоятельная работа (по уровням)

Абитуриент

Расставьте знаки препинания в предложениях. Укажите тип предложения.

Помните, что кроме сложных существуют ещё и простые предложения.

Наступит время, и города шире раздвинут свои стены и впустят к себе леса, поля и дикую природу. (__ССП_)Людям на земле отведено очень небольшое место, и они живут в окружении природы. (_ССП_) Она легко может взять обратно всё, что необходимо человеку. (_СПП_) Ей ничего не стоит смести нас с лица земли своим дыханием или затопить водами океана, чтобы ещё раз напомнить человеку, что он не так всемогущ, как думает. (_СПП_) Если мы не будем ощущать природу рядом с собой, мы позабудем, какой она может быть грозной и могущественной. (_СПП_) И тогда в один прекрасный день она придёт и поглотит нас. (__ПП_)

Студент

Расставьте знаки препинания в предложениях. Подчеркните грамматические основы.

Помните, что если части сложного предложения сильно распространены или в них уже есть запятые, между частями сложного предложения ставится точка с запятой.

Тихо было всё на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы; только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. Мы тронулись в путь; с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-гору; мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колёса, когда лошади выбивались из сил; казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она всё поднималась и наконец пропадала в облаке, которое ещё с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу; снег хрустел под ногами нашими; воздух становился так редок, что больно было дышать; кровь поминутно приливала в голову, но со всем тем какое-то отрадное чувство распространялось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром…

Бакалавр

Выполните задания в формате ГИА. Будьте внимательны.

В6

  1. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

По залитому лунным светом тротуару ветер гнал осенние листья, и казалось, что идущая навстречу девушка не переступает по плитам, а скользит над ними, подгоняемая ветром и листвой. ____3___

  1. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

Земля была устлана опавшими листьями, и ноги Монтэга погружались в них, словно он переходил вброд сухую шуршащую реку, которая пахнет гвоздикой и тёплой пылью: сколько разных запахов. ___5___

В7

  1. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Твоя планетка такая крохотная,(1) – продолжал Маленький принц,(2) – ты можешь обойти её в три шага. И просто нужно идти с такой скоростью,(3) чтобы всё время оставаться на солнце. Когда захочется отдохнуть,(4) ты просто всё иди,(5) иди… И день будет тянуться столько времени,(6) сколько ты пожелаешь. ______3,4,6______

  1. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Взрослые вам,(1) конечно,(2) не поверят. Они воображают,(3) что занимают очень много места. Они кажутся самим себе величественными,(4) как баобабы. А вы посоветуйте им сделать точный расчёт. Им это понравится,(5) они ведь обожают цифры. Вы же не тратьте время на эту арифметику. Это ни к чему. Вы и без того мне верите. ______3_____

В9

  1. Среди предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Кто-то достал из кармана клочок бумаги, чиркнул спичкой, на огонёк положили пучок травы и горсть сухих листьев, потом стали подбрасывать ветки, они шипели и трещали, но вот наконец костёр вспыхнул, разгораясь всё жарче и жарче. (2) Взошло солнце, и люди медленно отвернулись от реки, молча придвинулись к костру, низко склоняясь над огнём. (3)Лучи солнца коснулись их затылков. __1___

Стимулирует проговаривание вслух выполненных шагов и их обоснование через определения, алгоритмы, свойства и т.д.

Организует самостоятельное выполние обучающимися  типовых заданий на новый способ действия; самопроверку обучающимися своих решений по эталону, создает ситуацию успеха у каждого ребенка; для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления.

Выявляет и фиксирует границы применимости нового знания и учит использовать его в системе полученных ранее знаний.

Отвечают на вопросы.

Решают  (фронтально, в группах, парами) типовые задания на новый способ действия. При необходимости советуются с членами группы, учителем.

Участвуют в обсуждении итогов работы.

Проговаривают вслух выполненные шаги и дают их обоснование, используя определения, алгоритмы, свойства.

Участвуют в обсуждении итогов работы, выдвигают гипотезы. Выявляют границы применимости нового знания, учатся использовать его в системе полученных ранее знаний, повторяют учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности

Владеют способами конструктивного  взаимодействия со взрослым и сверстниками.

Владеют навыками групповой работы

Формулируют ответы на вопросы. Владеют логическими действиями: анализом, синтезом, обобщением, классификацией.

3. Итог урока.

Рефлексия учебной деятельности.

Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.

-Считаете ли вы, что знания, полученные на уроке, являются важными для вас?

Где могут пригодиться эти сведения?

Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание:

1 ответить на вопрос:  какие предложения называются ССП? Стр. учебника 49,

2 Какие союзы связывают части сложного предложения?  прочитать стр. 52-53 учебника, подготовить сообщение в виде таблицы, устного ответа с примерами

3.Упр.68

Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия.

Отвечают на вопросы.

Делают выводы и обобщения.

Проводят самоанализ своей деятельности на уроке.

Намечают, с помощью учителя, цели дальнейшей деятельности и определяют задание для самоподготовке (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

Строят речевое высказывание  в соответствии с учебной задачей.

Владеют навыками самоанализа учебной деятельности.

Абитуриент Расставьте знаки препинания в предложениях. Укажите тип предложения.

Помните, что кроме сложных существуют ещё и простые предложения.

        Наступит время и города шире раздвинут свои стены и впустят к себе леса поля и дикую природу. (_________)Людям на земле отведено очень небольшое место, и они живут в окружении природы. (_______) Она легко может взять обратно всё что необходимо человеку. (_______) Ей ничего не стоит смести нас с лица земли своим дыханием или затопить водами океана чтобы ещё раз напомнить человеку что он не так всемогущ как думает. (_______) Если мы не будем ощущать природу рядом с собой мы позабудем какой она может быть грозной и могущественной. (_______) И тогда в один прекрасный день она придёт и поглотит нас. (________)

Абитуриент Расставьте знаки препинания в предложениях. Укажите тип предложения.

Помните, что кроме сложных существуют ещё и простые предложения.

        Наступит время и города шире раздвинут свои стены и впустят к себе леса поля и дикую природу. (_________)Людям на земле отведено очень небольшое место, и они живут в окружении природы. (_______) Она легко может взять обратно всё что необходимо человеку. (_______) Ей ничего не стоит смести нас с лица земли своим дыханием или затопить водами океана чтобы ещё раз напомнить человеку что он не так всемогущ как думает. (_______) Если мы не будем ощущать природу рядом с собой мы позабудем какой она может быть грозной и могущественной. (_______) И тогда в один прекрасный день она придёт и поглотит нас. (________)

Абитуриент  Расставьте знаки препинания в предложениях. Укажите тип предложения.

Помните, что кроме сложных существуют ещё и простые предложения.

        Наступит время и города шире раздвинут свои стены и впустят к себе леса поля и дикую природу. (_________)Людям на земле отведено очень небольшое место, и они живут в окружении природы. (_______) Она легко может взять обратно всё что необходимо человеку. (_______) Ей ничего не стоит смести нас с лица земли своим дыханием или затопить водами океана чтобы ещё раз напомнить человеку что он не так всемогущ как думает. (_______) Если мы не будем ощущать природу рядом с собой мы позабудем какой она может быть грозной и могущественной. (_______) И тогда в один прекрасный день она придёт и поглотит нас. (________)

Студент

Расставьте знаки препинания в предложениях. Подчеркните грамматические основы.

Помните, что если части сложного предложения сильно распространены или в них уже есть запятые, между частями сложного предложения ставится точка с запятой.

Тихо было всё на небе и на земле как в сердце человека в минуту утренней молитвы только изредка набегал прохладный ветер с востока приподнимая гриву лошадей покрытую инеем. Мы тронулись в путь с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-гору мы шли пешком сзади подкладывая камни под колёса когда лошади выбивались из сил казалось дорога вела на небо потому что сколько глаз мог разглядеть она всё поднималась и наконец пропадала в облаке которое ещё с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы как коршун ожидающий добычу снег хрустел под ногами нашими воздух становился так редок что больно было дышать кровь поминутно приливала в голову но со всем тем какое-то отрадное чувство распространялось по всем моим жилам и мне было как-то весело что я так высоко над миром…

Студент

Расставьте знаки препинания в предложениях. Подчеркните грамматические основы.

Помните, что если части сложного предложения сильно распространены или в них уже есть запятые, между частями сложного предложения ставится точка с запятой.

Тихо было всё на небе и на земле как в сердце человека в минуту утренней молитвы только изредка набегал прохладный ветер с востока приподнимая гриву лошадей покрытую инеем. Мы тронулись в путь с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-гору мы шли пешком сзади подкладывая камни под колёса когда лошади выбивались из сил казалось дорога вела на небо потому что сколько глаз мог разглядеть она всё поднималась и наконец пропадала в облаке которое ещё с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы как коршун ожидающий добычу снег хрустел под ногами нашими воздух становился так редок что больно было дышать кровь поминутно приливала в голову но со всем тем какое-то отрадное чувство распространялось по всем моим жилам и мне было как-то весело что я так высоко над миром…

Студент

Расставьте знаки препинания в предложениях. Подчеркните грамматические основы.

Помните, что если части сложного предложения сильно распространены или в них уже есть запятые, между частями сложного предложения ставится точка с запятой.

Тихо было всё на небе и на земле как в сердце человека в минуту утренней молитвы только изредка набегал прохладный ветер с востока приподнимая гриву лошадей покрытую инеем. Мы тронулись в путь с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-гору мы шли пешком сзади подкладывая камни под колёса когда лошади выбивались из сил казалось дорога вела на небо потому что сколько глаз мог разглядеть она всё поднималась и наконец пропадала в облаке которое ещё с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы как коршун ожидающий добычу снег хрустел под ногами нашими воздух становился так редок что больно было дышать кровь поминутно приливала в голову но со всем тем какое-то отрадное чувство распространялось по всем моим жилам и мне было как-то весело что я так высоко над миром…

Бакалавр  Выполните задания в формате ОГЭ. Будьте внимательны.

  1. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

По залитому лунным светом тротуару ветер гнал осенние листья, и казалось, что идущая навстречу девушка не переступает по плитам, а скользит над ними, подгоняемая ветром и листвой. _______

  1. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

Земля была устлана опавшими листьями, и ноги Монтэга погружались в них, словно он переходил вброд сухую шуршащую реку, которая пахнет гвоздикой и тёплой пылью: сколько разных запахов. ______

  1. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Твоя планетка такая крохотная,(1) – продолжал Маленький принц,(2) – ты можешь обойти её в три шага. И просто нужно идти с такой скоростью,(3) чтобы всё время оставаться на солнце. Когда захочется отдохнуть,(4) ты просто всё иди,(5) иди… И день будет тянуться столько времени,(6) сколько ты пожелаешь. _____

  1. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Взрослые вам,(1) конечно,(2) не поверят. Они воображают,(3) что занимают очень много места. Они кажутся самим себе величественными,(4) как баобабы. А вы посоветуйте им сделать точный расчёт. Им это понравится,(5) они ведь обожают цифры. Вы же не тратьте время на эту арифметику. Это ни к чему. Вы и без того мне верите. ___________

  1. Среди предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Кто-то достал из кармана клочок бумаги, чиркнул спичкой, на огонёк положили пучок травы и горсть сухих листьев, потом стали подбрасывать ветки, они шипели и трещали, но вот наконец костёр вспыхнул, разгораясь всё жарче и жарче. (2) Взошло солнце, и люди медленно отвернулись от реки, молча придвинулись к костру, низко склоняясь над огнём. (3)Лучи солнца коснулись их затылков. _____

Бакалавр  Выполните задания в формате ОГЭ. Будьте внимательны.

  1. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

По залитому лунным светом тротуару ветер гнал осенние листья, и казалось, что идущая навстречу девушка не переступает по плитам, а скользит над ними, подгоняемая ветром и листвой. _______

  1. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

Земля была устлана опавшими листьями, и ноги Монтэга погружались в них, словно он переходил вброд сухую шуршащую реку, которая пахнет гвоздикой и тёплой пылью: сколько разных запахов. ______

  1. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Твоя планетка такая крохотная,(1) – продолжал Маленький принц,(2) – ты можешь обойти её в три шага. И просто нужно идти с такой скоростью,(3) чтобы всё время оставаться на солнце. Когда захочется отдохнуть,(4) ты просто всё иди,(5) иди… И день будет тянуться столько времени,(6) сколько ты пожелаешь. ____________

  1. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Взрослые вам,(1) конечно,(2) не поверят. Они воображают,(3) что занимают очень много места. Они кажутся самим себе величественными,(4) как баобабы. А вы посоветуйте им сделать точный расчёт. Им это понравится,(5) они ведь обожают цифры. Вы же не тратьте время на эту арифметику. Это ни к чему. Вы и без того мне верите. ___________

  1. Среди предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Кто-то достал из кармана клочок бумаги, чиркнул спичкой, на огонёк положили пучок травы и горсть сухих листьев, потом стали подбрасывать ветки, они шипели и трещали, но вот наконец костёр вспыхнул, разгораясь всё жарче и жарче. (2) Взошло солнце, и люди медленно отвернулись от реки, молча придвинулись к костру, низко склоняясь над огнём. (3)Лучи солнца коснулись их затылков. _____


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе на тему "Сложные предложения с разными видами связи"

В разработке представлен подробный конспект урока, указаны цели, нормы ЗУН к данной теме.  Во время урока учитель обращается к тексту о казанских театрах с целью воспитания самоидентификации учащ...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)

Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....

Методическая разработка урока русского языка "Жемчужины" русского языка"

Предлагаемый урок по теме «Жемчужины» русского языка» разработан для учащихся 6 класса (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» 6 класс). Урок  рассчитан на 1 академический час. Данный...

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Международное значение русского языка"

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе  по теме "Международное значение русского языка"...