Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Рус

Тема урока. «НЕ с глаголами»

Тип урока: комбинированный

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. «НЕ с глаголами»

Тип урока: комбинированный

Задачи:

1) отработать умения правильного написания не с глаголами;

2) развивать  речь учащихся;

3) воспитать чувство доброты.

Планируемые результаты

Предметные:

воспроизведение своими словами правил и алгоритмов, умение действовать по образцу;

 выбирать наиболее эффективный способ решения задачи, создавать алгоритм задания

Личностные:

воспитывать умение работать в паре, в коллективе, умение слушать другого человека, проявлять активность при решении задачи, аргументировать свою точку зрения.

Метапредметные:

умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы в действие после его завершения, учитывая ошибки (регулятивные);

умение слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной форме (коммуникативные).

Ресурсы урока.

Учебно-методические:

Учебник: Русский язык. 5 класс. Часть 2.- Т.А.Ладыженская М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, 2015

Дидактический материал по русскому языку. 5 класс. К учебнику Т..А.Ладыженской и др., 2014.

Контрольно  - диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе / О. В. Волкова - Казань: РИЦ «Школа», 2015.

Материально- технические: презентация, проектор

Ход урока

  1. Этап мотивации

Учитель. Добрый день, ребята! Поздравляю вас с праздником! Какой праздник? Вы сегодня все здоровы, увидели солнце, рядом родители, друзья – ни это ли праздник?  Итак, с бодрым настроением начинаем урок. ( учитель на доску прикрепляет улыбающийся смайлик).  Ребята, переставляя буквы в слове «бодрый», образуйте слово, которое  присуще настоящему человеку. (Добрый). А что не должен делать добрый человек?  (не лгать, не мстить, не струсить..)

- Какие части речи вы называли?  

- Глаголы.

- Используя знания о глаголах, определите , в чём их особенность?

- Глаголы с отрицательной частицей НЕ

  1. Формулирование темы и цели урока

Учитель. Ребята, перед вами карточка №1 ( Приложение 1)

1. Прочитайте глаголы. Разделите их на две группы. Что между ними общего?

-  Все глаголы в неопределённой форме 

2. Объясните, по какому признаку вы их делили? Чем они отличаются друг от друга? Объясните  правило написания не с глаголами.  В случае затруднения прочитайте  орфограмма № 21.

 -  Глаголы с НЕ  пишутся и раздельно, и слитно.

3. Сформулируйте тему урока.

 - Тема: «НЕ с глаголами»  или «Правописание НЕ с глаголами».

- А сейчас сформулируйте цель урока.

-Научиться правильно писать НЕ с глаголами. уметь находить глаголы с НЕ  в тексте и обозначать орфограмму

  1. Актуализация знаний

А может быть, вы всё уже знаете по данной теме, и не стоит на ней останавливаться? Как бы нам проверить?  Давайте заполним таблицу:  знаю – не  знаю – хочу знать.

Задание 1.

- Для этого выполняем упражнение 609.  Прочитайте  предложения 1,4 , 5,7.

Выпишите глаголы. Прочитайте 2 предложение. Выпишите глаголы.

Эталон.

Не будет ( 1 предложение), делать не может ( 4 предложение), не любит ( 5 предложение), не проживёшь ( 7 предложение).

Нездоровится ( 2 предложение)

-  Объясните лексическое значение глагола «нездоровится».  Попробуйте найти синоним.

-  Человек чувствует себя плохо. Синоним – «болеет»

-. Молодцы! Ребята, как вы заполнили таблицу

Знаю

Не знаю

Хочу знать

Ответ учащихся:

Знаю

Не знаю

Хочу знать

Что такое глагол. Глаголы с НЕ пишутся раздельно

Когда пишутся слитно?

Глаголы-исключения

Задание 2. Упражнение 610

- Прочитайте предложения. Спишите сначала предложение, затем замените выделенное слово или словосочетание в предложении глаголами, которые с Не  пишутся слитно. Глаголы поставьте в нужной форме. Слова-синонимы имеются в справке.  В случае затруднения используйте  Толковый словарь.

Я возмущался. Нельзя его принуждать. Брат удивлялся. Она чувствует себя не совсем хорошо. Шторм бушевал

Эталон.

Я возмущался – негодовал. Нельзя его принуждать – неволить.  Брат удивлялся- недоумевал Она чувствовала  себя не совсем хорошо – недомогала.  Шторм бушевал- неистовствовал.

  1. Организация познавательной деятельности

Учитель. Ребята, найдите глаголы- синонимы из упражнений 609 и 610. Выпишите их.

Нездоровится- недомогать, негодовал – недоумевал.

- Правильно. Но глаголы- синонимы используйте в речи и письме правильно, потому что они отличаются лексическим значением, особенно в контексте. От этого зависит правописание НЕ. Узнали, что глаголы- исключения не употребляются без НЕ и пишутся всегда слитно. НЕ в таких глаголах является приставкой или частью корня. Правописание этих слов нужно запоминать.  А знаете ли вы другие глаголы, которые без НЕ не употребляются? Для этого смотрим на доску. Перед вами два словосочетания: недоедать во время войны ( голодать) – не доедать суп из-за спешки (можно потом доесть). Не в первом случае пишется слитно, а во втором – раздельно. Объясняю:

1. Если глаголы в значении недостаточности действия, то завершить действие невозможно. Тогда Не в глаголах является приставкой и пишется слитно.

2 Запомните: если глагол в значении «сделал не до конца», завершить действие возможно, то в глаголах с приставками ДО-  НЕ пишется раздельно.

Задание 1

Ребята, перед вами  карточка с заданием. Спишите словосочетания, раскрывая скобки. Объясните правописание НЕ с глаголами. В каких глаголах НЕ является приставкой, а в каких – частицей? Почему?

(Не)доглядеть за больным –( не )доглядеть  спектакль () , (не)досмотреть за ребёнком ( – (не) досмотреть фильм

Эталон проверки

Недоглядеть за больным ( нельзя доглядеть за больным) – не доглядеть за больным (можно доглядеть в следующий раз);  недосмотреть за ребёнком (нельзя досмотреть за ребёнком) – не досмотреть фильм (можно вернуться и досмотреть его)

 

Задание 2.

Упражнение 611. Сгруппируйте однокоренные слова. Какое слово является лишним? Почему?

(не)нависть (не)доумевать, (не)годовать, (не)истовство, (не)навистный, (не) брежность, (не)истовствовать, (не)доумение, (не)брежный, (не)годование

Эталон

Ненависть- ненавистный- ненавидеть, недоумение-недоумевать, негование- негодовать, неистовство- неистовствовать, небрежность-небрежный

Лишним словом является «небрежность» или «небрежный». От этих слов невозможно образовать глагол. Нет такого глагола небрегать

Задание 3 . Работа с текстом в парах.

Учитель. Прочитайте .Является ли это текстом? А в каком порядке нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст?

Запишите готовый текст, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.

1. Он (не) оставит без помощи и внимания старых родителей, (не) обид..т слабого, (не) униз..т себя лицемерием и лестью.

2. Совес..ливый человек – значит, порядочный, честный человек, наделенный чу..ством достоинства, справедливости и доброты.

3. Совес..ливый человек дарит окружающим свет и теплоту человечности.

4. Совес…ливый человек (не) обман..т, (не) украдет, (не) предаст.

5. На работе (не) схалтурит.

Эталон: 3,4,1,5,2.

 - Какова основная мысль этого текста?

Поведение человека зависит от многого: от воспитания,  знания необходимых правил и в большей степени от его совести.

Задание 3.

Даны глаголы: (не) бросит, (не) скроет, (не) забудет, (не) подведет, (не) жалеет, (не) льстит, (не) навидит, (не) годует. Составить связный текст из 4-5 предложений на тему «Настоящий друг», используя данные глаголы.

Задание 4.

- А сейчас ответим на тестовые вопросы и проведём самопроверку. 

Выполнение тестовых заданий. (Приложение 2)

  1. Рефлексия .

Устная работа «Закончи предложение»

  1. Сегодня мы узнали о …

правописании Не с глаголами

  1. Теперь я могу…

 использовать в речи синонимы-глаголы, а также правильно писать Не с глаголами

  1. Я научился…

различать… объединять по…и т.д.

  1. Мне было трудно…

 найти…определить..

  1. Своей работой я …

доволен (-на), предстоит ещё работать и т.д.

Домашнее задание:  выполнить 2  задания на выбор:

  1. Упражнение 614. Спишите  текст. Подчеркните  грамматическую основу предложения. Обозначьте написание НЕ с глаголами. С красной строки составьте несколько предложений о своём друге, используя глаголы с Не ( не бросит, не забудет, не подведёт, не жалеет, не льстит)
  2. Найти и записать по 3-4 пословицы с изученной орфограммой на  темы: дружба,  добро.
  3. Составить синквейн «Глагол»

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

 - Ребята, урок закончен. Спасибо всем за сотрудничество. Сегодня каждый получает оценки по заслугам.

Оценивание деятельности  учащихся

Приложение 1

Карточка 1

Негодовать, не кричать, не читать, недоумевать, ненавидеть, не помогать, не слышать, не найти, не любить, недомогать, нездоровится, не отвечать.

Приложение 2

Тест по теме «НЕ с глаголами»

1. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) нельзя его (не)волить

2) (не)растаял

3) (не)увидел  

4) (не)доел кашу

2. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) (не)удивлялся

2) (не)обидит

3) (не)здороваемся

4) (не)здоровится

3. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) (не)был в школе

2) (не)узнаешь

3) (не)навидел

4) (не)видишь

4. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) (не)домогать

2) (не)усвоит

3) (не)доделал

4) (не)заклеить

5. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) (не)успокоишься

2) шторм (не)истовствует

3) (не)сдержишь слово

4) (не)побежал

1. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) (не)бояться

2) (не)собрать коллекции

3) (не)торопись в музей

4) (не)взлюбить невозможно

2. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) о поездке (не)мечтай

2) (не)годовал

3) (не)хочется

4) (не)оставалось времени

4. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) (не)найти

2) (не)доумевать

3) (не)ищешь

4) (не)испортилась

Эталон проверки

1. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) нельзя его (не)волить 

2) (не)растаял

3) (не)увидел  

4) (не)доел кашу

2. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) (не)удивлялся

2) (не)обидит

3) (не)здороваемся

4) (не)здоровится

3. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) (не)был в школе

2) (не)узнаешь

3) (не)навидел

4) (не)видишь

4. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) (не)домогать

2) (не)усвоит

3) (не)доделал

4) (не)заклеить

5. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) (не)успокоишься

2) шторм (не)истовствует

3) (не)сдержишь слово

4) (не)побежал

6. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) (не)бояться

2) (не)собрать коллекции

3) (не)торопись в музей

4) (не)взлюбить невозможно

7. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) о поездке (не)мечтай

2) (не)годовал

3) (не)хочется

4) (не)оставалось времени

8. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) (не)найти

2) (не)доумевать

3) (не)ищешь

4) (не)испортилась

Критерий оценивания

0 ошибок –«5»

1-2 ошибки- «4»

3 ошибки – «3»

4 и более ошибок –«2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...