Главные вкладки

    Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Буквы а- о в корне гор-гар "
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

    Парасотка Ольга Викторовна
    Цель урока: формирование навыка определения  и написания а- о в корне гар-гор

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    (разработчики техкарты: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.)

    Предмет: русский язык    Класс: 6 класс  Автор УМК: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.

    Тема урока: Буквы а- о  в корне гор-гар

    Тип урока: Урок открытия новых знаний

    Учитель: Парасотка О.В.

    Цель урока

    Деятельностная: создание условий для усвоения темы

    Содержательная: формирование навыка определения  и написания а- о в корне гар-гор

    Задачи

    Образовательные: познакомиться с правилами написания гласных ои а в корнях гар-гор; уметь находить и правильно писать слова с данными корнями

    Развивающие: развивать орфографическую зоркость и логическое мышление; развивать исследовательсеие навыки; учиться анализировать, высказывать свои предположения

    Воспитательные: воспитывать интерес к богатству русского языка

    УУД

    Личностные: аргументировано оценивать свои и чужие поступки в учебной ситуации, уметь идти на взаимные уступки в учебной ситуации;

    Регулятивные: уметь ставить цели, прогнозировать действия, осуществлять контроль и самоконтроль, корректировать свою деятельность

    Коммуникативные: учиться  доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; уметь свободно излагать свои мысли;  быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

    Познавательные: анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, действовать по алгоритму, уметь отбирать и структурировать информацию, строить высказывания, выбирать способ действия

    Основные понятия

    омонимичные корни, звукосочетание, алгоритм, чередование

    Межпредметные связи

    культура речи

    Ресурсы

    учебник, презентация по теме, тест, тексты упражнений; презентация «Цветотерапия»

    Форма урока

    комбинированная

    Технология

    информационная технология (компьютерная презентация), частично-поисковый

    Ход (этапы) урока, цель этапа урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Познавательная

    Коммуникативная

    Регулятивная

    Осуществляемые действия

    Формируемые способы деятельности

    Осуществляемые действия

    Формируемые способы деятельности

    Осуществляемые действия

    Формируемые способы деятельности

    Мотивация

    (самоопределение)

    к учебной

    деятельности

    Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

    Проверяет готовность к уроку, настраивает на работу. Читает стихотворение Сумарокова (приложение №1).

    -В чём смысл стихотворения?

    -Какой наказ в нём?

    -Предположите, как этот эпиграф может быть связан с темой нашего урока?

    Определяют эмоциональную и психологическую готовность к уроку

    Строят речевое высказывание при формулировании ответов

    Свободно излагают свои мысли, слушают и слышат других

    Взаимодействуют в вопросно-ответной форме обучения

    Этап актуализации и фиксирования  индивидуального затруднения в учебном действии

    Цель: вспомнить правило с чередующимися гласными, уметь самостоятельно делать выводы

    1)Организует работу с рядами слов

    (приложение

    № 2).

    Задание: а)Выделите в каждом ряду 1 слово по 2 признакам, отличающим его  от других слов.

    б)Расскажите о правописании корней лаг-лож, раст- рос. Графически их обозначьте.

    2)Предлагает оценить правильность  выполнения заданий  по критериям и внести  баллы  в  оценочный  лист

    Сравнивают, делают выводы, устанавливают закономерности

    Принимают и сохраняют учебную задачу

    Сотрудничают в поиске и выборе информации

    Адекватно воспринимают оценку деятельности учителем

    Определяют признаки и выбирают слово в каждой строке

    Осуществляют рефлексорно-оценочные действия

    Этап выявления места и причины затруднения

    Цель: определить цель урока, спрогнозировать предстоящую деятельность

    Запишите выбранные вами слова (приложение №2), выделите корень. Какая гласная в нём может писаться?

    Назовите тему урока и цели (фиксирует цель урока на доске).

    После закрепления темы вы будете знать:

    • правила правописания букв о-а в гор/гар.

    В результате усвоения темы вы будете уметь:

    • правильно писать слова с

    изученной орфограммой;

    • графически обозначать

    орфограммы;

    отличать корень -гор/-гар- от

    омонимичных корней

    Анализируют, сравнивают

    Строят речевые высказывания

    Выделяют общие признаки

    Формулируют цель урока, ищут пути решения проблемы

    Целеполагание(постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что

    уже известно и усвоено

    учащимися, и того, что

    ещѐ неизвестно)

    Этап построения  проекта выхода из затруднения

    Цель: поддержать интерес детей к выходу из проблемной ситуации

    1)Организует  и координирует деятельность учащихся. Формулирует задание:

    Какие значения у этих слов? Что в их значениях общее?

    2)Поощряет и поддерживает успехи учащихся.

    Сравнивают, строят логическую цепь рассуждений

    Формулируют ответы на вопросы

    Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности

    Учатся слушать друг друга

    Определяют лексическое значение слов

    Отрабатывают умение работать со словарём

    Этап реализации построенного проекта

    Цель: уметь выполнять правильно задание на изученное правило, отработать способ действия при выборе букв

    Расставьте в словах ударение.

    От чего же зависит написание о-а в корне гор-гар?

    Анализируют объекты с целью выявления признаков, выдвигают гипотезы и их обосновывают

    Находят пути решения учебной задачи

    Корректируют свою точку зрения

    Корректировка

    Расставляют ударение, объясняют его позицию

    Дают в устной форме оценку деятельности

    ???

    Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

    Цель:

    а) установить, от чего зависит написание гласной в корне гор–гар;

    б) сформулировать правило

    1)Организует проговаривание правила в парах.

    2) Помогает выработать алгоритм поиска слов с орфограммой (выбора написания)

    (приложение

    № 3)

    3)Подводит к следующему выводу:

     « В корне с чередованием ГОР/ГАР

    под ударением пишется А, без ударения - О.

    Исключения: пригарь, изгарь, выгарки»

    Анализируют языковой материал

    Осуществляют

    рефлексорно-оценочные умения

    Рассказывают друг другу правило, дают взаимные консультации

    Постановка вопросов

    (инициативное

    сотрудничество)

    Составляют инструкцию алгоритма

    Формируют своё высказывание

             Этап самостоятельной работы

    Цель: научиться узнавать данную орфограмму и правильно писать слова

    1)Организует выполнение задания в парах

    ( приложение №4)

    2)Комментирует оценку, даёт рекомендации.

    3)Предлагает оценить выполненную работу

    Проверьте  правильность  выполнения  задания и оцените свою  работу.  Внесите  баллы  в  оценочный  лист.

    Совершенствуют мыслительные операции

    Осуществляют

    рефлексорно-оценочные умения

    Выполняют задание в парах

    Учатся слушать друг друга

    Анализируют орфограмму, подбирают синонимичные фразеологизмы

    Вычленяют в тексте слова с изученной орфограммой

    Этап включения в систему знаний и повторения

    Цель:

    1)развивать умения применять новые знания,

    2)развивать внимание

    1.Организует выполнение задания в парах

    ( приложение

     № 5).

    2. Игра «Корректор» (взаимопроверка)

    (приложение

    № 6):

    -Обменяйтесь работами, проверьте написанное по образцу.

    -Обменяйтесь оценочными листами, поставьте отметки.

    3)   Тест «Чередующиеся гласные в корне слова» ( с взаимопроверкой)

    (приложение №7)

       

    Оценивают свои результаты по алгоритму самооценки:

    1.Что нужно было сделать в этом задании? Какова была цель?

    2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

    3. Выполнил(а) верно или с ошибками?

    4.Самостоятельно или с чьей-то помощью?

    Вывод: ставлю себе оценку …(5,4,3,2) ( шкала оценки на слайде)

    Осознают задание и выполняют действия правильно и согласованно

    Выполняют задание в парах

    Осуществляют рефлексорно-оценочные умения

    Вставляют необходимую букву, обозначают графически нужную орфограмму

    Анализируют задание

    Оценка (выделение и

    осознание того, что уже

    усвоено и что еще

    подлежит усвоению,

    осознание качества и

    уровня усвоения).

    Этап рефлексии учебной деятельности

    Цель: обобщить, сделать выводы

    1)Подводит итоги проделанной работы (Как удалось решить проблему?)

    Зачем нам нужно знать о правописании буквы о-а в корнях гар-гор?

    Где может пригодиться сегодняшняя тема?

    2)Объявляет оценки и домашнее задание.

    3)Предлагает поставить итоговую

    отметку в оценочный лист

    Формулируют ответы на вопросы по изученной теме.

    Делают выводы

    Рефлексия деятельности

    Слушают друг друга

    Оценивают ответы одноклассников

    Подводят итоги урока, выставляют оценки, записывают домашнее задание

    Осуществляют рефлексорно-оценочные действия: называют основные позиции нового материала

    Дополнительная информация

    Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС

    Большое внимание уделяется мотивированию обучающегося, поддержанию устойчивого познавательного интереса на протяжении всего урока. При изучении нового материала создается проблемная ситуация и намечаются пути достижения цели. Урок ориентирован на развитие самостоятельной учебной деятельности. Учащиеся сами планируют свою деятельность, осуществляют ее контроль и оценку, взаимодействуют с учителем и одноклассниками

    Оборудование и материалы

    Компьютер, интерактивная доска

    Список учебной и дополнительной литературы

    Конструктор уроков по ФГОС (СОНАТА-МИКС)

    Ссылки на использованные интернет-ресурсы

             -

    Дидактическое обеспечение урока

              -

    Используемые методы и формы

    Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, словесный, наглядный, практический

    Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая (в парах)

    Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

         -

    Дополнительная необходимая информация

         -

    ПРИЛОЖЕНИЕ №1

    Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат,

     Но скудно вносим мы в него хороший склад;

    Так чтоб незнанием его нам не бесславить,

    Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.

    Не нужно, чтобы всем над рифмами потеть,

    А правильно писать потребно всем уметь.

    ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

    1.Предпол..жить,  предпол..гать,  заг..р.

    2.Возр..стной,  г..реть,  отр..слевой.

    3. Г..релый,  прик..сновение, к..сание.

    ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.

    АЛГОРИТМ

    1) Произнести слово, поставить ударение, найти буквы безударных гласных.

    2) Выделить звукосочетание [гар].

    3) Проверить, является ли оно корнем. Выделить корень. Уточнить значение слова.

    4) Определить, ударный гласный в корне или безударный.

    5) Применить правило.

    6) Подчеркнуть орфограмму­букву о или а.

    ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

    1.Подобрать синонимичный фразеологизм с чередующейся гласной в корне

    • Лежать на печи, как на иголках, прибрать к рукам, не на пожар, болеть душой, одержать верх, кануло в реку забвения, выйти в люди, высоко летать, как попало, пропади пропадом.
    • Г..ри синим пламенем, как бог на душу пол..жит, много пол..гать о себе, не г..рит, нал..жить лапу, как на г..рящих углях, прол..жить дорогу, быльём пор..сло, пол..жить на лопатки, входить  в пол..жение,  сидеть сл..жа руки.

    Образец: лежать на печи- сидеть сложа руки.

    ПРИЛОЖЕНИЕ №5.

    Следуя новой орфограмме, вставьте пропущенную букву, объясните графически её выбор написания

         Тяжело разг..рался над городом рассвет. В самом разг..ре стремительное лето.  За  окном  легко несутся облака, солнце г..рячими пятнами лежит на куполах, летает обильный пух от одуванчиков. Нева шла громадой железной воды, волны грозно рокотали около мостовых, в домах г..рели свечи.

    ПРИЛОЖЕНИЕ №6.

    Игра «Корректор»

    Задание 1. Исправьте ошибки. Первое предложение выпишите в тетрадь, сделайте его синтаксический разбор.

    Догорала румяная зоря и на землю легли вечерние тени. Вдруг все озорилось мягким сиянием. Верхушки деревьев загарелись нежным светом. Красой солнца озорена гладь моря.

    Задание 2. Во втором предложении найдите слово, в котором звуков больше, чем букв. (Сиянием).

    • Обменяйтесь работами, проверьте написанное по образцу.
    • Обменяйтесь оценочными листами, поставьте отметки.

    ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

    ТЕСТ С ВЗАИМОПРОВЕРКОЙ

    А1. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?

    1) г..ревать, з..ревать, заг..реться  

      3) ск..сить, прир..щу, з..рька

       2) заг..р, з..рница, предл..гать    

       4) предл..жение, г..ристый, прик ..снусь.          

    А2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква а?

    1) з..ревой, наг..р                                        3) уг..реть, пол..г

    2) приг..реть, оз..ренный                           4) прор..сти, р..сток

    А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется о?

     На разг(1)рающейся з(2)ре края высоких облаков  г(3)рят розовым светом.

    1) 1, 2, 3                                            

    2) 2,3  

    3)1,2                                                  

    4) 1,3

    А4. В каком предложении есть слово с орфограммой «Буквы о-а в корнях -гор- - -гар-»?

    1) Ты возг..рдился после победы..

    2) Дети катались с г..ры.

      3) Утром солнце разг..ралось медленно.

     

     

    ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ  по теме «Буквы о-а в корнях гар-гор»

    Критерии

    Самооценка/взаимопроверка

    Оценка учителя

    Итоговая оценка

    1. 1.Умение находить

    орфограмму

    «Буквы а-о в корне гар-гор»

    2.Умение графически обозначать

    условия выбора орфограмм

    3. Подобрать синонимичный фразеологизм с чередующейся гласной в корне

    4. Игра «Корректор»

    5. Тест

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных е/и".

    Тип урока:  ознакомление с новым учебным материаломЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Обучающий компонент: учащиеся в конце урока должны:-осознанно воспринимать, формулировать правило и чётко запоминать его в ходе пр...

    Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема: "Правописание корней с чередованием гласных а-о. Корни –лаг- - -лож-, -кас- - кос- "

    Аннотация технологической карты урока Лукьяновой Марины Ивановны, учителя русского языка и литературы Байловского филиала МБОУ "Пичаевская СОШ" Пичаевского района Тамбовской области, "П...

    Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Буквы а – о в корне -раст- – -рос-»

    Цели: 1) изучить правило написания гласных а – о в корнях -раст-, -рос-, -ращ-; 2) научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать; 3) развить иссл...