Урок письма
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Персианова Ирина Сергеевна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НАПИСАНИЯ ПИСЬМА 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

(технологическая карта урока)

Форма – урок русского языка в 6 классе.

Тема – «Письмо ветерану».

Цель – Воспитывать любовь к своей Родине, старшему поколению, способствовать формированию и развитию интереса к истории своей страны.

Задачи урока

    Сформировать представление об     эпистолярном жанре.

    Развивать у обучающихся навыки     правильного составления писем, умения излагать свои мысли в письменной форме, развивать навыки исследовательской и творческой работы.

    Формировать у подрастающего поколения патриотические качества и чувство сопричастности к истории Отечества, воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Участники урока

      Обучающиеся 6 класса.

Техническое обеспечение

      Компьютер, проектор, колонки.

Планируемый результат

      Пробудить желание к познанию  истории своей страны. Уметь написать письмо.

Основные понятия

-письмо

-конверт

-адресат

-адресант    

Межпредметные связи

       Русский язык, литература, история.

Ресурсы

1. План написания письма.  Индивидуальные памятки плана написания письма.

2. Конверты-треугольники и текст стихотворения "Сын солдата”

Е. Благининой для каждого ученика.

3. Солдатские письма.

4.Толковый словарь

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах.

Ход реализации:

Этапы урока

Деятельность учителя, формы взаимодействия на уроке

Деятельность учеников

Формируемые УУД

  1. Организационный этап.

- Здравствуйте, ребята.  Садитесь.

Концентрация внимания для работы на уроке.

Регулятивные,

целеполагание

  1. Выведение темы урока.

-Тему   урока нам  поможет  определить  стихотворение

 Ивана  Фролова.

Эти письма эпохи войны,

Что хранятся в семейных архивах,-

На бумаге налет желтизны

И протерты до дыр на изгибах.

Эти письма эпохи войны,

Необычного требуют чтения:

Тем  их  краткие строки сильны,

Что мы сами их продолжение.

- О чем говорится в стихотворении?

- Попробуйте сформулировать тему урока.  

   А адресатом будет тот, кто

… защитил тебя на поле боя,

Упал, ни шагу не ступив назад.

И имя есть у этого героя –

Великой Армии простой солдат.

- Мы  с вами подготовимся   написать  письма  ветеранам,  людям, которые ценой своей жизни завоевали Великую Победу.

Запишите  число и тему урока  "ПИСЬМО ВЕТЕРАНУ”.

О письмах военных лет

Будем говорить о солдатских письмах.

Записывают тему урока.

Регулятивные (постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция)

  1. Мотивация учебной деятельности.

-Как вы понимаете слово   ВЕТЕРАН?

- А что собой представляют письма? (даю развернутое объяснение понятию «письмо»)

Письма – это часть нашей Истории, часть нас самих.    Это наша Память. Никакие технические средства не смогут заменить письмо.

 Долгое время люди не имели, ни телефонов, ни телеграфа, ни электронной почты, поэтому   переписка   была единственным способом общения.  Умение писать письма – древнее, благородное, но, к сожалению, утраченное нами искусство. А ведь письма сокращают расстояние, дают возможность на несколько минут приблизить дорогого, близкого человека.  Мы должны помнить о важности, значимости эпистолярного жанра.

- А вы когда-нибудь писали настоящее письмо?

-Что такое эпистолярный жанр? (В тетрадях   записи  об  эпистолярном  жанре, письме, адресате, адресанте, конверте, письме).

1.Старый, опытный воин, участник прошедших войн;

Старый, заслуженный деятель.

2. ПИСЬМО – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь).  

Ребята делятся своим опытом или сообщают об отсутствии такого.

3.Текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определенных сведений.

4. -Адресат – тот, кому адресовано письмо.

-Адресант – тот, кто отправляет письмо.

Формирование умения анализа и синтеза, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

  1. Добывание знаний в новой ситуации.

- Давайте вместе с вами   вспомним и  запишем, какими они бывают.

- Одинаковые ли эти письма по своему написанию?

- В чем их отличие друг от друга?

Кому можно послать каждое из этих писем? Приведите примеры.

(Ученики готовят ответы дома).

- Писать письма – это целая наука. Нужно обязательно знать правила написания письма. Давайте с вами рассмотрим памятку-план написания письма.

 ПАМЯТКА «КАК СТРОИТСЯ ПИСЬМО»

1) Приветствие; 2) Вступление; 3) Основная часть; 4) Заключение;5) Подпись;

6) Дата.                 (Запись в тетрадь)

1) Приветствие адресата, его имя.

Ключевые словаздравствуйте, добрый день, привет…

2) Вступление. Интересуемся, как живет собеседник.

Ключевые слова: хочу узнать…, напиши о…

3) Основная часть. Рассказываем о чем-то интересном.

Ключевые словахочу рассказать…, поблагодарить

4) Заключение. Пожелание здоровья, успехов. Дата. Подпись.

Ключевые словадо свидания, пока

 - Как мы будем обращаться к взрослому человеку?

- А какое местоимение мы можем использовать для обращения?

- Какими словами можно заменить слово солдат?

- Подберите синонимы к слову Родина.

•        деловые;

•        дружеские или личные;

•        поздравительные;

•        письма в газету.

Деловые- переписка между различными организациями; официальные письма);

Дружеские (личные)-переписка между знакомыми людьми;

Поздравительные- письма- поздравления, которые могут быть без конвертов;

Письма в газету-обращения граждан с просьбой, призывом через газету.

По имени и отчеству.

ВЫ

Боец, защитник и т.д.

Отчизна, Отечество

Использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний, выдвижение гипотез и их обоснование

  1. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

-А теперь попробуем написать СИНКВЕЙН   на тему «Письмо».

ПИСЬМО

                                            ДОЛГОЖДАННОЕ, ДОБРОЕ

                                      ПИСАТЬ, УЗНАВАТЬ, СООБЩАТЬ

                                                 Я К ВАМ ПИШУ…

                                                       ВЕСТОЧКА

-И вот таких весточек ждали в семьях, откуда люди ушли на войну…

-Ребята, а вы знаете, как   выглядели   письма, которые   приходили с фронта?

На партах перед вами лежат бумажные треугольнички. Это обыкновенный лист бумаги, сложенный особым образом – треугольником. Именно такие письма приходили с фронта. На таких письмах не было марок, только адрес – номер полевой почты. Письма, прошедшие сотни километров военных дорог… Письма, которые иногда ждали всю жизнь…   

  -Давайте научимся складывать письма в виде треугольника.   

  

- Солдатские письма…Теперь они, сохранившиеся стали уже семейными реликвиями.     (Работа с толковым словарем).

- Что такое реликвия?  Найдем объяснение этого слова в толковом словаре.

- Какая бывает реликвия? 

-Простые, маленькие треугольники с лиловым штампом – «Проверено цензурой». Эти письма писали   солдаты   в перерыве между боями, в госпиталях, на передовой. Читаешь их – и глубокое волнение охватывает тебя, словно ты переносишься во времени назад, в окопы, в землянки, вместе с бойцами идешь в яростные штыковые атаки. Читаешь   эти письма – и встают перед твоими глазами дороги, размытые дождями, слышишь, как рычат танки.

А в письмах на фронт родные рассказывали солдатам, как дома в тылу они стараются помочь им. Долгожданные письма из дома… С каким нетерпением ждали  бойцы весточку от родных и близких. Как  нужны  они  были  перед трудным боем.

-Ребята, давайте посмотрим небольшой фрагмент документального фильма.

Видеофильм- презентация  «Фронтовые треугольники надежды»   

-Послушайте необычное письмо – письмо-стихотворение «Сын солдата”

Е. Благининой.  (На фоне музыки звучит аудиозапись стихотворения; текст письма – стихотворения у детей отпечатан на листах; на экране – репродукция картины А.И. Лактионова «Письмо с фронта”)

                     (ПРИВЕТСТВИЕ)

Здравствуй, папа,

Ты опять мне снился,

Только в этот раз не на войне.

Я немножко даже удивился,

До чего ты прежний был во сне.

(ВСТУПЛЕНИЕ)

Папа!

Ты вернешься невредимый,

Ведь война когда-нибудь пройдет.

Миленький, голубчик мой родимый,

Скоро майский праздник к нам придет.

(ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ)

Я тебя, конечно, поздравляю

И желаю вовсе не болеть,

Я тебе желаю всей душою

Поскорей фашистов одолеть.

Чтоб они наш край не разрушали,

Чтоб, как раньше, можно было жить,

Чтоб они мне больше не мешали

Обнимать тебя, тебя любить,

Чтоб над всем таким огромным миром

Днем и ночью был веселый свет…

(ЗАКЛЮЧЕНИЕ)

Поклонись бойцам и командирам,

Передай им от меня привет,

Пожелай им всякую удачу,

Пусть идут на немцев, как один…

…Я пишу тебе и чуть не плачу,

Это так… от радости…

Твой сын.

   - Кому адресовано письмо? Какое оно по характеру? 

- Найдите слова, которые это подтверждают.

- Как в устной речи и на письме выделяется обращение?

- Из скольких частей состоит письмо?  Обоснуйте свой ответ.

 - Какие чувства вы испытали, прослушав  это письмо? О чем нас заставляют задуматься   строки   писем?

  -А живет ли в ваших семьях память о войне?

 - Кто из родственников защищал  Родину? 

- В каждой семье есть свои Герои. Это чьи-то отцы, мамы, сестры и братья, дедушки и бабушки – все, кто победил фашизм в Великой Отечественной войне. Кто-то прошел всю войну, кто-то погиб в ее первые дни, у кого-то наград больше, у кого-то меньше. Но память о годах, опаленных войной, хранится в каждой семье, в рассказах родных и близких, в хранящихся в доме письмах с фронта, на военных фотографиях.

-Что бы    им   могли  сейчас  сказать? Давайте послушаем, какими словами можно обратиться к ним, не вернувшимся с поля боя…

Учащиеся работают в группах.

Ребята по примеру учителя складывают письма.

РЕЛИКВИЯ- вещь, свято хранимая как память о прошлом. )

Семейная, военная, музейная.

Смотрят видеофильм.

Личное. Адресовано к родным и близким.

Паузой и запятой.

Ребята высказывают свое мнения.

Учащиеся   перечисляют фамилии родственников – участников войны, зачитывают отрывки из сочинений  домашнее задания   «Моя семья в  истории Великой Отечественной войны»

Стихотворение    

читают    ученики класса.

Я пишу к Вам из детства вздорного,

Непослушного, непокорного,

Пред героем военного времени

Преклоняю свои колени!

За жизнь над мирным небом,

За запах горячего хлеба,

За утренний блеск зари,

За щедрость родной земли!

Война-океан границ

Живых и мёртвых лиц,

Раскаты взрывов и стонов!

Всех-на одну икону

Тех, чей парадный строй

От башен Кремля шёл в бой.

Тех, для кого Ленинград

Стал голодной ступенью в ад.

Тех, кто закрыл собой

Россию под Курской дугой;

Тех, кто вставал и падал

В битвах под Сталинградом.

И  в  Берлине  поднял  Красный флаг,

Когда был повержен враг…

А смогли бы мои друзья?

А смог бы я сам?

Сквозь Интернета призму

Отдать  жизнь  за Отчизну?

Не стихи и не книги писать,

А просто встать в ряд, воевать!

Из сытого детства –в окоп!

Из жизни единственной-в гроб!

Не в  роли  злодея,

А судьбу миллионов людей.

Пропустить сквозь себя, познать,

Чтоб достойной заменой стать.

Вам, дорогой человек,

Спасший двадцатый век!

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать

свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, разрешение конфликтов – выявление, идентификация

проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

  1. Рефлексия.

- Какие мысли и чувства переполняют ваши души сейчас?

- О чем заставило вас задуматься это занятие?

- Изменится ли ваше отношение к ветеранам Великой Отечественной войны и просто к пожилым людям после сегодняшнего урока?        

- О чем мы можем написать ветерану?

-За что благодарен ветерану?

- О чем хочешь спросить?

- О каких успехах ты можешь рассказать ветерану?

  - Какие пожелания у вас есть ветерану?

- Давайте напишем необычное письмо ветерану, солдату, победившему в этой страшной войне, поблагодарим за Великую Победу!

- У каждого из вас на парте лежит индивидуальный план-памятка написания письма, основные правила написания письма, чистый листок бумаги, сложенный треугольником. Дома, опираясь на памятку, на этом листке напишите письмо ветерану, расскажите о сегодняшнем уроке, о своих делах, пожелайте доброго здоровья, подарите внимание и заботу своим письмом. Письма – треугольники, написанные вами, обязательно найдут своих адресатов!

Волнение, гордость, горечь утрат.

Нужно помнить о событиях войны, помнить участников, знать героев.

Что знаем о войне, пожелать здоровья, рассказать о своих успехах.

За мирное небо, за мирную жизнь.

Устные ответы.

Оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика

Формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

  1. Домашнее задание.

Написать письмо ветерану, опираясь на план-памятку.

Нравственно-эстетическое оценивание.

Целеполагание и построение планов во временной перспективе.

       Предполагаемый результат: Создание ситуации  соприкосновения настоящего с прошлым. Благодаря данному уроку, пробудить интерес учащихся 6 класса к истории своей Родины, семьи. Призвать молодое поколение к памяти, уважению и осознанию великого подвига, который совершили наши предки во имя счастливого будущего своих потомков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»

Мы пишем письма родным и друзьям.  Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....

Методическая разработка проведения Урока письма (по номинации «Письмо о моей семье») (6 класс)

Учащиеся знакомятся с историей развития почтовой связи. Возрождаем традиции эпистолярного жанра, развиваем речь и мышление учеников, прививаем умение правильного написания письма....

Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"

Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....

Урок письма для учащихся 9-11 классов. Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.

В последнее время жанр письма потерял свою значимость. Бумажное письмо заменили SMS-сообщениями, электронными сообщениями и другими достижениями современной цивилизации. Данный урок напра...

Урок письма для учащихся 9 класса. Тема: «Письма с фронта»

Цель урока: углубление и представление об эпистолярном жанре посредством  знакомства с письмами военных лет....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель:    помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...

План - конспект урока делового и творческого письма в 10 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Письмо".

   Знакомство учащихся с понятием “письмо”; видами писем. Учить правильному написанию личного письма, правилам заполнения конверта; расширять словарный запас и кругозор об...