Технологическое образование на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку

Парфёнова Татьяна Ивановна

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы( использование ИКТ-технологий, творческие задания и т.д.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                     Развитие технологического образования на уроках русского языка в 5,7,9 классах

                                                                                                       

Класс

предмет

Проекты

Исследовательская работа

ИКТ-технология

Профориентация

( воспитание ответственного отношения к труду)

Формирование навыков сотрудничества

(работа в парах, группах)

Формирование навыков работы с информацией

Рекомендации для рабочих программ

5 класс

Русский язык

Авторы программы:

М.Т.Баранов,

Т.А.Лады-

женская.

1.Проект «Летние радости» (упражнение 118).

2.Проект «Знаки препинания»  (параграф 25).

3.Проект «Народные промыслы» (параграф 59).

3. Проект «Воскресная прогулка» (упражнение 87).

4. Проект «Вечер в семье» ( упражнение 390).

5. Проект по теме «Имена собственные» (параграф 91).

6.Проект «Школа будущего» (упражнение 666).

7 .Проект. Спортивный репортаж  по рисункам (упражнение 697).

8.Проект «Моё любимое животное» (упражнение 587).

1. Что общего между циркулем и цирком? (упражнение 465).

2. Почему так названы географические объекты? (Упражнение 400).

1.Картина А.Пластова «Летом», (упражение109).

2.Рисунки художника О.Поповича «Письмо дедушке» (упражнение 226),

«Не взяли на рыбалку» (упражнение 701).

3. Картина Ф.Решетникова «Мальчишки», (упражнение 229).

4.Картина Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица» (упражнение 323).

5.Картина И.Грабаря «Февральская лазурь» (упражнение 368).

6.Картина П.Кончаловско

го «Сирень» (упражнение 470).

7.Картина Г.Нисского «Февраль. Подмосковье» (упражнение 481).

8.Картина А.Комарова «Наводнение» (упражнение 598).

9.Рисунки Х.Бидструпа (параграф 108).

10. Прослушивание в аудиозаписи стихотворений Н.Рыленкова «На доброе слово не надо скупиться…» (упражнение 637), «Горят , как жар, слова…» (упражнение 732).

11. Прослушивание в аудиозаписи стихотворения Ф.Тютчева «Что ты клонишь над водами…» (упражнение 693).

12. Прослушивание в аудиозаписи стихотворения Н.Заболоцкого «Суровой осени печален поздний вид» (упражнение 174).

Уважительное отношение к труду

( упражнения 59,

638,673-674,682,

644, 606, 513, 168).

1.Игровое занятие в группах (упражнение 11).

Спор частей речи.

2. Работа со словарными словами в команде «Пиши правильно»

(упражнение 46).

3.Игровое занятие в команде «Я пересказываю, ты слушаешь» (упражнение 76).

4.Работа в команде (упражнение251).

5.Работа в паре -составление диалога ( параграф 49)

6. Работа в командах по теме «Беглые гласные» (упражнение 429).

7.Работа в группе. Диалог по рисунку «Нарушитель» (упражнение 685).

8. Работа в группе. Диалог «Я встречаю гостей» (упражнение 689).

1.Информация из телевидения, радио (упражнение 12).

2. Работа со словарями по теме «Лексика» (параграфы 64-69).

3. Устный отзыв о сочинение товарища (упражнение 158).

4. Работа со словарями из Интернета (выполнение упражнений.диктантов по учебнику.

Составить алгоритмы-схемы работы с орфограммами, пунктуацией за курс 5 класса (приложение).

7 класс

Русский язык

Авторы программы:

М.Т.Баранов,

Т.А.Лады-

женская.

1.Произведение древнерусского искусства

 (упражнение 40).

2.Народные промыслы-детям

 ( упражнение 135).Репортаж корреспондента с ярмарки игрушек.

(использовать Интернет)

3.Фотография родных, семьи, друзей, знакомых.

Составить текст

( упражнение 150).

4.»Успешный телеведу

щий»

(упражнение 166).

5.Дневниковая запись

( упражнение 233).

6.Страница школьной газеты: рубрика «Учимся работать».

Сочинение о труде (упражнение 263).

7.Лучший рассказ о животных (упражнение 300).

8.Отзыв о книге (параграф47).

8. Учебный доклад (параграф 48) или доклад об одном из зимних национальных праздников, используя Интернет.

9. Репортаж с места находки (упражнение 393).

10. Рассказ на тему «Горе-мечтатель» (упражнение 408).

11. Совет самому себе (упражнение 419).

12. Выступление перед телезрителями .Цикл передач «Времена года».

13.Сочинение-рассказ по данному началу (упражнение 446).

14.Устное выступление для школьников-участников общества «Берегите родную природу» (упражнение 457).

15.Доклад на тему «Колокола моего города». Упражнение 476.

16. Выступление-обращение в публицистическом стиле( упражнение 69).

17. Доклад о научной деятельности М.В.Ломоносова, включив информацию из учебников истории, литературы, естественных наук, Интернета, (упражнение 30).

18. Письмо другу (упражнение 48).

19. Рассказ об одном из русских национальных праздников или о празднике других народов России (упражнение 235).

20.Устный рассказ, (упражнение 255).

21. Сочинение. Как наступает весна в вашем городе? Наблюдения. Упражнение 353.

22. Сочинение на тему «Я сижу на берегу…»

(упражнение 376).

23. Сочинение-рассуждение «Книга- наш друг и советчик» (упражнение 384). (Аргументы).

24. Устный доклад «Какой труд до сих пор считается опасным и тяжелым»,

(упражнение 390).

1.Упражнение 84

( найдите в учебниках физики, истории, географии предложения, в которых употреблены причастия, запишите 4 предложения, определите их роль в предложениях).

2. Роль причастий в тексте (подобрать примеры с причастными оборотами из произведений А.С.Пушкина; из прозаических произведений; проанализировать фрагменты с учетом оценки А.Пушкиным роли причастия и требований к языку прозы), (упражнение 179).

3.Проанализировать отзывы, сочинения, исследовать недочеты, (упражнение 303).

4.Исследовать стихотворения А.С.Пушкина, записать четверостишия с повторяющимися союзами, определить их роль в тексте, (упражнение 377).

Исследование лексики ( научные термины) на уроках физики, биологии, математики, (упражнение 16).

6. Исследование окружающей среды вашего города, (упражнение 87), (рассуждение). Монолог.

1.Произведения древнерусского искусства (упражнение 40).

2. Народные промыслы-детям (упражнение 135).

3. Репортаж (упражнение 166).

4. Выступление В.В.Путина (упражнение 68).

5.Картина И.И. Бродского «Летний сад осенью»

(упражнение 48).

6. Картина С.Григорьева «Вратарь», (упражнение 209).

7. Картина И.Попова «Первый снег», упражнение 233.

8. Картина Е.Широкова «Друзья», упражнение 273.

8. Мещерский край, упражнение 322.

9.Картина А Сайкиной «Детская спортивная школа», упражнение 348.

10. Картина К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень», упражнение 426.

11. Мультфильм «Ох иАх», автор сценария Л.Зубкова, (упражнение 461).

12.Картина В.Хабарова «Портрет Милы»

( упражнение 93).

13. Изложения в аудиозаписи.

14. Прослушивание в аудиозаписи

 отрывков из рассказа М.Шолохова «Судьба человека» (упражнение 151),

 из рассказа А.П.Чехова «Каштанка» (упражнение 211).

Уважительное отношение к труду: упражнения 40,135,263,390.

1.Диалог в парах

 ( упражнение 60).

2.Упражнение 71

(обсуждение в группах: примерные темы для выступления, всегда ли положительно влияет технический прогресс на окружающую среду).

3. Диалог в группах. (Почему люди стали меньше писать друг другу письма). Обсудите плюсы и минусы такого общения. Упражнение 249.

4.Работа в парах, упражнение 299.

5. Работа в группах

( подготовить сообщение о значении орфографии, пунктуации, культуры речи, об особенностях служебных частей речи и выступить с ними), упражнение 330.

6. Диалог в парах , включая междометия. Упражнение 465.

7. Этикетный диалог-благодарность за интересную экскурсию

( работа в группах,

упражнение 475).

8.Работа в паре (упражнение 477).

9.Работа в группах. Упражнение 510.

1.Тема урока «Русский язык как развивающее явление».

Упражнение 6.

Доказать на примере устаревших слов и неологизмов, что русский язык живет и развивается

( можно пользоваться словарями из Интернета).

2. Упражнение 68 (найдите в Интернете публицистичес-

кие выступления политиков, деятелей культуры, спорта, подготовьте выступление в публицистичес-

ком стиле).

3.Упражнение 304( найдите в Интернете отзывы о спектаклях, кинофильмах; проанализируйте, соответствуют ли они правилам доброжелательно

го отзыва; приведите пример отзыва, который кажется вам убедительным).

4. Работа со словарями из Интернета (выполнение упражнений. диктантов по учебнику, упражнений «Проверьте себя»).Подготов

А к словарному диктанту. Работа с пропущенными орфограммами.

Составить алгоритмы-схемы работы с орфограммами, пунктуациейза курс 7 класса (приложение).

9 класс

Русский язык

Авторы программы:

Л.А.Тростен

цова,

Т.А.Лады-

женская…

1.Проект «Международное значение русского языка» (упражнение1-5). Материал из Интернета.

2.Проекты:

«Собиратель русского языка. Лексикограф В.И.Даль». Материал из Интернета (упражнения 6).

Научная судьба С.И.Ожегова (упражнение 177).

3.Дневниковая запись (упражнение 52).

4 Отзыв в классный альбом о картине И.Тихого «Аисты» «Где я был,что видел…» (упражнение 92).

5.Проект «Этимология вызывает интерес» (упражнение 95).

6.Проект-памятка «Как писать письма» (упражнение 13).

7.Проект «Я путешествую…» (упражнение 130).

8.Проект «Происхождение псевдонимов» (упражнение 175).Материал из Интернета.

9.Реклама (упражнение 213).

10.Публичное выступление для родительского собрания на тему «Взрослые и мы» (упражнение 222).

11.Отзыв-рецензия на фильм (упражнение 260).

1.Работа с учебниками по математике, физике, химии: выписать ССП,БСП,СПП, определить их роль в текстах (упражнение 142).

1.Картина Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве» (упражнение 52).

2.Картина В.Г.Цыплакова «Мороз и солнце» (упражнение 74).

3.Картина И.Тихого «Аисты» (упражнение 92).

4.Аудиозапись.Стихотворение Н.Рубцова «Берёзы» (упражнение 160).

5.Картина В.П.Фельдмана «Родина» (упражнение 166).

6.Картина Н.М.Ромадина «Село Хмелёвка» (упражнение 202).

7.Картина М.К.Финогеновой «Каток для начинающих» (упражнение 213).

Уважительное отношение к труду

( упражнения 6).

1.Работа в группах. Работа с учебником физике или химии

( физическое или химическое открытие).Рассказ ученикам младших классов, используя СПП с придаточными сравнительными (упражнение 159).

1.Материал из Интернета (упражнения 1-5, 6, 175).

2. Работа со словарями из Интернета (выполнение упражнений).

3.Работа с газетами, журналами, книгами (упражнение 78).

3.Работа с учебниками математике, физике, химии: выписать СПП, ССП, БСП (графически объяснить постановку знаков препинания).

4. Работа с учебником физике или химии

( физическое или химическое открытие).Рассказ ученикам младших классов, используя СПП с придаточными сравнительными (упражнение 159).

Составить алгоритмы-схемы работы с пунктуацией  БСП,ССП,СПП за курс 9 класса (приложение,).

                                                     Развитие технологического образования на уроках литературы в 5,7,9 классах

                                                                                               

Класс

предмет

Раздел

Проекты

Исследователь-

ская работа

ИКТ-технология

Профориентация

( воспитание ответственного отношения к труду)

Формирование навыков сотрудничества

(работа в парах, группах)

Формирование навыков работы с информацией

Рекомендации для рабочих программ

5 класс

Литература

Авторы программы:

В.Я.Коровина,

В.П.Журавлев,

В.И.Коровин.

1.Устное народное творчество.

1.Проект по теме «Устное народное творчество». Книжки-малышки .

1.Исследование в сказках сказочных особенностей, определение видов сказок.

1.Составление презентации по теме «Устное народное творчество».

2.Работа с иллюстрациями к народным сказкам (Ю.Васнецов, Т.Маврина,И.Куз

нецов, И.Билибин, В.Васнецов, Р.Кузнецов, В.Милашевский).

3.Прослушивание сказок в аудиозаписи (фонохрестоматия к учебнику).

Воспитание трудолюбия. уважительного отношения к труду на примере художественной литературы: народные сказки.

1.Работа в группе( чтение, пересказ сказок по ролям, инсценирова-

ние).

1.Работа в Интернете , в книгах ( сбор информации по теме «Устное народное творчество»).

В приложении указать литературовед-

ческие термины в каждом разделе.

2.Из древне-

русской литературы.

1.Картина А.Иванова «Подвиг молодого киевлянина».

2. Прослушивание  в аудиозаписи (фонохрестоматия к учебнику).

1.Работа в группе ( чтение диалога с отроком).

3.Из русской литературы 18 века.

1.Сотружество наук (филология, астрономия).

Кто прав (провести исследование с помощью рисунка к оде М.В.Ломоносова).

1. Прослушивание  в аудиозаписи (фонохрестоматия к учебнику).

1.Работа в группе ( чтение по ролям).

1.Информация в Интернете о Копернике и Птолемее.

4.Из русской литературы 19 века.

1.Басенный рассказ на школьную тему.

2.Нарисовать кадры мультфильма к сказке А.С.Пушкина.

3.Написать сказку, проиллюстри-

ровать (оформить книжку).

4.Кроссворд по басням, сказкам А.С.Пушкина.

5.А.П.Чехов в Башкирии.

6.Написать юмористический рассказ на школьную тему.

7.О чём рассказало мне стихотворение…

1.Анализ басен (мораль, аллегорический смысл, крылатые выражения).

2.Анализ стихотворений А.А.Фета, Ф.И.Тютчева,

Плещеева А.Н., И.Никитина,

А.Майкова, И.Сурикова (лексика, синтаксические единицы, выразительные средства).

1.Иллюстраторы басен: Г.Куприянов, А.Лаптев, Е.Рачев.

2.Иллюстрации к сказке В.Жуковского «Спящая царевна» (художник В.Кутлинский).

3.Иллюстрации к сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (Е.Пашков,Т.Мав

рина, Т.Пашков).

4. Прослушивание  в аудиозаписи (фонохрестоматия к учебнику), музыкальных произведений.

5.Иллюстрации к «Бородино» (А.Кондратьев, Ф.Рубо), к «Заколдованному месту» Н.В.Гоголя (М.Клодт), к произведениям Н.Некрасова (И.Репин,

А.Пластов, И.Пчелко), к рассказу И.С.Тургенева «Муму» (К.Трутовский, П.Боклевский, С.Бойм, В.Табурин), к рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (Ю.Петров,

А.Иткин,

М.Родионов), к рассказу А.П.Чехова «Хирургия» (Кукриниксы).

6.Картины художников: И.Левитан,

В.Поленов,

И.Остроухов, Л.Каменев.

Воспитание трудолюбия. уважительного отношения к труду на примере художественной литературы: сказки В.Жуковского, А.С.Пушкина;

рассказ И.С.Тургенева «Муму», поэма«Мороз, Красный нос», «Бурлаки на Волге», «Хирургия».

1.Инсценирование басен.

2.Чтение басен по ролям .

3.Чтение по ролям произведений В.Жуковского, А.С Пушкина, М.Ю.Лермон-

това, Некрасова, И.С.Тургенева, А.П.Чехова, инсценирова-

ние отрывков из произведений.

1.Прочитать все сказки А.С.Пушкина

( работа с текстами, в Интернете).

2.Информация из Интернета о Бородинском сражении, о крепостном праве, о жизни бурлаков, о докторе Чехове.

5.Русская литературная сказка.

1.Отличия народной сказки от литературной.

1.Иллюстрации к сказке А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» (А.Рейпольский), В.Гаршина (И.Пчелко).

1.Работа в группе ( чтение по ролям).

6.Из русской литературы 20 века.

1.Случай

из жизни животного.

2.Истории, которые происходили с вами в лесу.

3.Придумать игру на основе литературных произведений

 ( рассказы С.Черного «Кавказский пленник», «Робинзон Крузо»).

1.Анализ стихотворений С.Есенина, А.Твардовского,К.Симонова, И.Бунина, Д.Кедрина,

Н.Рубцова, Дон-Аминадо

(лексика, тема, идея, синтаксические единицы, выразительные средства).

2.Сравнение сказа со сказкой.

1.Картина Г.Мясоедова «Косцы».

2.Иллюстрации к повести В.Короленко «Дети подземелья» (Г.Фитингоф),

 к рассказу Паустовского «Теплый хлеб» (О.Попович), к рассказу

А.платонова «Никита» (В.Куприянов),

 к рассказу В.Астафьева «Васюткино озеро» (Е. Мешков).

3.Палех. А.Ковалев, Г.Буреев «Медной горы Хозяйка».

4. Ю.Непринцев «Вот солдаты идут…», картина В.Васнецова «Аленушка».

Воспитание трудолюбия. уважительного отношения к труду на примере художественной литературы: «Косцы», «Медной горы Хозяйка», «Теплый хлеб», «Васюткино озеро», «Двенадцать месяцев».

1.Работа в группе ( чтение по ролям), инсценирова-

ние «Двенадцать месяцев» (урок Королевы).

7.Из зарубежной литературы

1.Написать свой дневник: добро, зло.

2.Мир природы.

1.Дневник Робинзона Крузо: добро, зло.

1Иллюстрации к «Робинзон Крузо» (Ж. Гранвиль), к «Снежной королеве» (Я.Шанцер), (Е.Флерова) «О чем говорят цветы», (М.Петров) «Приключения Тома Сойера», (О.Попович) «Сказание о Кише».

Воспитание трудолюбия. уважительного отношения к труду на примере художественной литературы: «Робинзон Крузо», «Снежная королева».

1.Работа в группе ( чтение по ролям).

1. Информация о вереске.

2.Прочитать сказки Андерсена.

Класс

предмет

Раздел

Проекты

Исследователь-

ская работа

ИКТ-технология

Профориентация

( воспитание ответственного отношения к труду)

Формирование навыков сотрудничества

(работа в парах, группах)

Формирование навыков работы с информацией

Рекомендации для рабочих программ

7 класс

Литература

Автор-составитель программы:

В.Я.Коровина.

1.Устное народное творчество.

1. Проект «Былины». Проект памятника былинному богатырю.

2.Рассказ по пословице.

1.Исследование в былинах особенности былин.

1.Работа с картинами В.Васнецова, И.Билибина.

2.Прослушивание  в аудиозаписи (фонохрестоматия к учебнику).

Воспитание трудолюбия. уважительного отношения к труду на примере художественной литературы: былина «Вольга и Микула Селянинович», «Поесть о Петре и Февронии Муромских».

1.Работа в группах

 ( чтение по ролям, инсценирова-

ние отрывков).

2.Работа в группе (диалог на тему «Какие иллюстраторы былин мне нравятся».

1.Работа в Интернете ( сбор материала по теме «Былины», чтение былин).

Указать литертуровед-

ческие термины в каждом разделе (составить памятку).

2. Древне-

русская литературы.

1.Составить поучение.

1.Исследовать мотивы мудрости в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

1.Чтение по ролям

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

3.Произведе

ния русских писателей 19 века.

1.Проект «Нужен ли нам Щедрин сегодня?»

2.Сатирическая сказка на школьную тему.

3. Проект «Л.Н.Толстой и дети».

4.Проект «Мои детские годы» или «Детство».

5.О чем мне рассказало стихотворение…

1.Сравнить (исследование)

летопись и пушкинский текст.

2.Исследование в «Песне про купца Калашникова…»Эпохи Ивана Грозного.

3.Исследование в повести «Тарас Бульба» изобразительных средств при описании степи (глава2), в поэме А.С.Пушкина «Полтава» описание Полтавской битвы.; в стихотворениях о родной природе В.А.Жуковского,А.К.Толстого,

.И.А.Бунина.

Определить их роль в тексте.

1.Картина М.В.Ломоносова «Полтавская битва».

2.Памятник Петру.

Скульптор Фольконе.

3.Картина В.Васнецова . «Песнь о вещем Олеге».

4. Картины к повести «Станционный смотритель» (М.Добужинский, Д.Шмаринов).

5. Картины И.Билибина, В.Васнецова, Б.Кустодиева к «Песне про купца Калашникова…».

6. Прослушивание  в аудиозаписи (фонохрестоматия к учебнику).

7.Иллюстрации к повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

8.Иллюстрации Н.Муратова, М.Черемных к «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

9.Иллюстрация А.Вестфалена «Детство» к повести Л.Н.Толстого.

10.Иллюстрации к рассказам А.П.Чехова.

Воспитание трудолюбия. уважительного отношения к труду на примере художественной литературы:

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Бирюк».

1.Чтение по ролям баллады В.Жуковского «Лесной царь».

2.Чтение по ролям «Песнь о вещем Олеге».

3. Чтение диалога княгини и генерала в поэме Н.Некрасова «Русские женщины».

4.Чтение диалогов генералов в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1.Чтение художественных произведений, подготовка к внеклассному чтению.(А.С.Пушкин «Полтава», «Медный всадник»,

Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»).

4.Произведе-

ния писателей

20 века.

1.Проект «Чехов в Башкирии».

2.Отзыв на рассказ А.П.Чехова Лапти» или в «Деревне».

3.Памятник героям М.Горького.

4.Отзыв на рассказ Л.Андреева «Кусака», на рассказы А.Платонова (на выбор).

5. Уроки нравственности по произведениям Е.Носова, Ю.Казакова,

А.Платонова,

Л.Андреева (на выбор).

6.Час мужества (интервью  с участником (поэтом, писателем) Великой Отечественной войны.

7.Экологические проблемы в рассказе Е.Носова «Кукла».

8. Рассказ-справка о Казакове для энциклопедии.

9. Искусство моего родного края (по советам Д.С.Лихачева).

10.Манифест «В защиту родной природы».

1.Исследование изобразительных средств  в стихотворениях В.Маяковского.

1.Иллюстрации к рассказам А.П.Чехова, к повести М.Горького «Детство», к рассказу Л.Андреева «Кусака», к стихотворениям В.Маяковского.

Воспитание трудолюбия. уважительного отношения к труду на примере художественной литературы:

А.Платонов «Неизвестный цветок».

1.Чтение по ролям рассказ А.П.Чехова «Злоумышлен-

ник», отрывки из рассказа И.Бунина «Цифры, сцены по ролям из повести М.Горького.

2.Диалог на тему «Разговор с другом о прочитанном рассказе Л.Андреева «Кусака».

1.Чтение художественных произведений, подготовка к внеклассному чтению.(Рассказы А.П.Чехова: «Размазня», «Тоска»). И.Бунин «Лапти», «В деревне».

М.Горький «Данко»,

Ю.Казаков «По дороге».

5.Зарубежная литература.

1.Подготовить собственное хокку.

Класс

предмет

Раздел

Проекты

Исследователь-

ская работа

ИКТ-технология

Профориентация

( воспитание ответственного отношения к труду)

Формирование навыков сотрудничества

(работа в парах, группах)

Формирование навыков работы с информацией

Рекомендации для рабочих программ

9 класс

Литература

Авторы программы:

В.Я.Коровина.

1.Литература Древней Руси.

 1.Выписать из текста «Слово о полку Игореве» рефрены в порядке их следования.

Найти сравнения битвы с полем, с жатвой; найти плач «жен русских» (сравнить с былинами и с повестью Н.В.Гоголя Тарас Бульба»).

1.Картины В.Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами».

Н.Рерих «Поход князя Игоря».

2.Прослушивание в аудиозаписи музыкальных фрагментов из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь».

 

Воспитание навыков работы с документами, креативности, уважительного отношения друг к другу.

1.Работа в группе

( 1 группа- выписать названия городов. рек, народов и стран: уметь показать их на карте;

2 группа-явления природы, названия растений, животных и птиц;

3 группа-имена языческих божеств, названия людей по роду занятий, по возрасту, полу).

1.Работа в Интернете , в книгах

 ( исторические справки о князьях, к которым обращается автор «Слова о полку Игореве»).

2.Сообщение об опере А.П.Бородина «Князь Игорь».

2.Русская литература 18 века.

1.Найти текстологичес-

кие параллели между «Бедной Лизой» и «Повестями Белкина» А.С.Пушкина; между «Натальей, боярской дочерью» Карамзина и «Метелью».

 

3.Русская литература 19 века.

1.Обвинительная речь «Обычаи и нравы фамусовского общества».

2.Что значит быть умным , по Грибоедову?

3.Рассказ искусствоведа об изобразительных произведениях к трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери».

4. Словесный портрет убийцы поэта «Смерть поэта», подготовить обвинительную речь.

5.Мини-эссе на тему «Облик лирического героя поэзии Лермонтова».

6.Обвинительная (защитная) речь на тему «Печорин: испытание любовью».

7.Экскурсия по городу (поэма «Мертвые души»).

8.План обвинительной речи в адрес чиновников города № («Мертвые души»).

9.План выступления по теме «Нравственное развитие Николая Иртеньева». Л.Н.Толстой «Юность».

1.Сопоставить баллады «Людмила» и «Светлана» (события, изображение героев, ритмическая организация, авторское отношение к героиням).

2.Представители фамусовского общества (заполнить таблицу).

3.Исследовать язык комедии: речь героев, лексика, речевая характеристика…

4.Исследовать однокоренные слова с корнем ум и их синонимов (сделать вывод о смысловом наполнении понятия ум в комедии).

5.Исследовать стихотворения

А.С.Пушкина, Лермонтова (лексика,синтак-

сические особенности, их роль).

6.Карта-схема «Путешествия Онегина».Сопоставить путь героя с реальными путешествиями Пушкина.

7.Исследование мнений литературове-

дов о системе образов романа «Евгений Онегин».

8.Сопоставительный анализ двух портретов Печорина.

9.Исследовать лирические отступления в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

10.Сопоставле-

ние романсов разных композиторов на одни и те же стихи.

1.Илюстрации к трагедии «Моцарт и Сальери».

2.Романсы и песни на стихи русских поэтов 19 века.

Воспитание умения отстаивать свою точку зрения и выступать перед публикой.

1.Представите-

ли фамусовского общества (заполнить таблицу, по группам).

3.Исследовать язык комедии: речь героев, лексика, речевая характеристика…по группам.

4.По группам подготовить сообщения об адресатах любовной лирики А.С.Пушкина.

5.Работа в группах (5 групп: образ жизни табора; диалог Земфиры, Алеко и Старика; цыганская песня и песня Вертинского;

эпилог поэмы; ключевые

 слова ) по поэме «Цыганы».

6.Задание по группам: сообщения- о второй ночи, об истории Настеньки, о третьей ночи, о мечтаниях четвертой ночи и завершении истории. «Белые ночи».

1.Сообщение на тему «Говорящие имена и фамилии в комедии «Горе от ума».

2.Сообщение «Обычаи и нравы фамусовского общества».

3. Сообщения об адресатах любовной лирики А.С.Пушкина.

4.Сообщение на тему «Любовная лирика М.Ю.Лермонтова».

4.Литература 20 века.

1.Этюд о своем восприятии стихотворения…

( на выбор).

1.Анализ стихотворений (лексика, синтаксис, выразительные средства).

1.Песни на стихи М.И.Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…», на слова Есенина, на стихи Н.Заболоцкого.

2.Прослушивание  в аудиозаписи (фонохрестоматия к учебнику).

5.Зарубежная литература.

1.Сообщение на тему «Конфликт Гамлета с «расшатавшимся веком»».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Реализация инновационных подходов в образовании на уроках русского языка и литературы».

В статье изложен опыт работы по применению приёмов и методов ТРКМ на уроках русского языка и литературы....

Использование инновационных методов оценивания качества образования на уроках русского языка и литературы

Считаю необходимым использовать в своей работе инновационные методы оценивания качества образования на уроках русского языка и литературы, такие как рейтинговая система оценивания, тесты, безотметочна...

Интерактивные методы и приемы как средство повышения качества образования на уроках русского языка и литературы.

Об использовании интерактивных методов обучения на уроках русского языка  и литературы....

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

В статье представлен материал  из опыта работы по применению ЛОП (личностно ориентированного подхода в обучении). На сегодняшний день актуальной потребностью нашего времени, времени сотворчества ...

Повышение качества образования на уроках русского языка и литературы

Выступление на педагогическом семинаре "Повышение качества образования"...

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и литературы в 11 классе

Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе«Осень – время стихов»Тема: «Обособленные члены. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Ошибки в пост...

Технологическая карта интегрированного урока (русский язык и литература) в 9 классе « Сложные предложения и знаки препинания в них. Обобщение. С.А. Есенин. Анализ лирического произведения».

Обобщить и систематизировать знания учащихся о сложном предложении, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, совершенствовать навыки анализа стихотворения, используя ИКТ компетенции....