Рабочая программа элективного курса
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Элективный курс для 9 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

           Элективный курс по выбору предназначен для обучающихся 9 классов. Он является общим ориентационным курсом, интересным всем, так как поддерживает и развивает умения грамотного письма, необходимые каждому грамотному человеку, даёт материал, выходящий за рамки программ, поддерживает интерес к гуманитарным наукам.

           Обоснованием для выбора данного курса является практика выпускных экзаменов, свидетельствующая о том, что наибольшие затруднения у обучающихся вызывает пунктуация.            

          Проблемы трудных случаев пунктуации, комбинации знаков препинания в сложных синтаксических конструкциях, вариативности выбора того или иного знака всегда возникают при изучении синтаксиса и являются актуальными. 

 Цель курса – осмысление обучающимися основных принципов и тенденций употребления знаков препинания, которые обычно в программе и учебниках проходят вскользь, навыки прочно не закрепляются.  

          В ходе занятий обучающиеся знакомятся с приёмами исследовательской деятельности, что является приёмом стимуляции дальнейшего обучения в старших классах. 

           Дидактический материал, используемый в качестве примеров, взят в основном из художественных произведений, что дополнительно способствует расширению читательского кругозора и развитию интереса к литературе.  

          Предлагаемый курс ставит задачу совершенствования речевых умений, гибкого применения разнообразных словесных конструкций, отражающих сложные связи человека с развивающимся и меняющимся окружающим миром, развитие лингвистических, культурологических, языковых и коммуникативных компетенций обучающихся, овладение навыками коллективной деятельности и активного участия в ней каждого. 

        Материалы элективного курса интенсифицируют работу по подготовке к ГИА и обучают технологиям работы с тестовой частью.

        Курс рассчитан на 34 часов (1 час в неделю) 

        Методика включает активную исследовательскую деятельность обучающихся, занимательные элементы, самостоятельную работу, практикумы.

 

Содержание программы.

  1. Понятие нормы в русском языке. Назначение знаков препинания, системный характер пунктуации. Общие и ситуативные нормы.
  2. Обозначение границ предложения – назначение пунктуации. Знаки разделения и знаки выделения.  Основные знаки препинания: точка, точка с запятой, запятая, тире. Скобки, двоеточие, многоточие – и их нормативное употребление.
  3. Функционально-целевое использование пунктуации. Стандартизация синтаксических структур в официально-деловых и художественных текстах.
  4. Разговорные конструкции и пунктуация. Комбинаторика знаков препинания знаков препинания в текстах разговорного и художественного стилей.
  5. Структурные знаки препинания, отражающие регламентированное строение предложений и текста. Смысловое членение речи. Интонационный принцип пунктуации. Выражение в знаках препинания эмоциональности речи. Совмещение структурного, смыслового и интонационного принципов.
  6. Исторические изменения в русской пунктуации. Отражение в пунктуации индивидуальности носителя речи, особенности его коммуникативной компетенции. Знание контекста в использовании знаков препинания. Пристрастие авторов к тем или иным знакам препинания. Богатство стилистических и выразительных возможностей пунктуации в выражении индивидуального стиля автора. Тенденции свободного использования знаков препинания в современной литературе.
  7. Сложность синтаксиса русского языка. Различные комбинации знаков препинания в тексте. Выбор оптимального варианта при комбинации и их сочетании друг с другом – показатель общей культуры речи пользователя языка. 
  8. Прямая речь. Диалог. Косвенная речь. Цитирование.

Календарно – тематический план.

№ п.п

Тема занятия

Кол -во часов

Виды деятельности

Дата проведения

1 группа

Дата проведения

2 группа

1

Вводное занятие

1

Вводная лекция

2

Пунктуационные нормы современного русского языка

1

Вводная лекция с элементами беседы

3

Основные правила применения знаков препинания в тексте.

1

Самостоятельный анализ текста с точки зрения синтаксиса и пунктуации

4-8

Стилистические аспекты пунктуации. Знаки препинания в текстах разговорного, официально-делового, научного художественного стилей.

5

Исследовательская работа в группах с текстами

9

Структурный и смысловой принципы пунктуации. Отделительные знаки. Обучение сочинению - рассуждению

1

Учебный театр: разыгрывание речевых ситуаций – анализ интонаций и знаков препинания

10

Разделительные знаки препинания в простом предложении. Однородные члены. Составление схем.

1

Синтаксический и пунктуационный анализ текста.

11

Употребление тире между членами предложения

1

Практикум

12-13

Разделительные знаки препинания в сложном предложении. Составление схем.

2

Обобщающе – повторительная беседа, стилистический, синтаксический, пунктуационный анализ текста

14

Знаки препинания при повторяющихся словах

1

Практикум

15-16

Выделительные знаки препинания в простом предложении. Систематизация пунктуационных правил. Синтаксические нормы. Обучение изложению

2

Развитие речи. Сообщения обучающихся. Практикум. Диктант с предварительным анализом текста.

17-18

Обособленные определения и обстоятельства. Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.

2

Творческая работа. Практикум

19-20

Вводные и вставные конструкции. Употребление

2

Краткое изложение с предварительным анализом текста

21-22

Выделительные знаки препинания в сложных предложениях.

2

Практикум. Диктант с предварительным анализом текста. Составление сложных предложений по схемам.

23

Пунктуация в сложном бессоюзном предложении

1

Практикум

24

Пунктуация при прямой речи и цитировании

1

Практикум

25-26

Пунктуация в многокомпонентном сложном предложении. Авторские знаки препинания как выразительное средство.

2

Лекция  Анализ текста.

27

Комбинированные знаки препинания.

1

Вступительная лекция, практическое занятие

28-30

Контрольная работа с тестовой частью

3

 

31-34

Контрольная работа с частью 9.3

3

 

Ожидаемые результаты:

В результате занятий обучающиеся  должны:  

-  знать основные пунктуационные нормы русского литературного языка; 

- уметь различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной     литературы; 

- уметь восстановить, закрепить и усовершенствовать пунктуационные навыки, полученные в предыдущих классах; 

- владеть разными видами чтения; 

-извлекать информацию из различных источников, включая средства СМИ; 

-свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; 

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. 

 

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Используемая литература:       

  1. Г.И. .Блинов Сборник диктантов по орфографии и пунктуации 5-9 класс: кн. Для учителя. 
  2. Л.Д. Беднарская. Элективные курсы для учащихся 9-11 классов 
  3. Н.С. Валгина. Русская пунктуация: принципы и назначение.  
  4. Н.С. Валгина. Трудности современной пунктуации. 
  5. Газета «Русский язык» - приложение к газете «Первое сентября». 
  6. Серёгина Л.М., О.А. Хорт Элективный курс.  Русский язык 9 класс. Коварные знаки препинания (трудные случаи пунктуации).  
  7. Отрывки из произведений русских писателей и поэтов – на усмотрение учителя.        

    

Интернет – ресурсы:

1.www.wikippedia.ru    www.krugosvet.ru    www.rubricon.ru   www.slovari.ru     www.gramota.ru    www.feb-web.ru

2.www.myfhology.ru    www.it-n.ru  rus.1september.ru     www.openclass.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс

Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....

Методическая разработка рабочей программы элективного курса «Углубленное изучение отдельных тем курса математики».

  Элективный курс «Углубленное изучение отдельных тем курса математики» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнительная ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение задач основных тем курса математики»

        Экзамен по алгебре ГИА 9  все больше внедряется в школьную жизнь. Так как программа школьного курса итак насыщена,  а число...

Рабочая программа элективного курса «Дополнительные главы к курсу алгебры-8»

    Предлагаемая программа  по  элективному курсу «Дополнительные главы к курсу алгебры-8» составлена в соответствии  с требованиями...

Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы курса неорганической химии" 11 класс

Элективный курс «Основные вопросы курса неорганической химии» предлагается для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля и направлен на развитие школьников, формирование их профессиональных ус...