Урок русского языка в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание имён прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок русского языка в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание имён прилагательных" (программа М.М. Разумовской)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_russkogo_yazyka.doc | 36.5 КБ |
slitnoe_i_defisnoe_napisanie_prilagatelnyh.ppt | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе по теме «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных».
- Эмоциональный настрой.
- Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас на нашем уроке русского языка! Давайте улыбнёмся друг другу и нашим гостям и настроимся на продуктивную работу. Отметьте своё настроение в начале урока большим пальцем руки (дети отмечают). На сегодняшнем уроке вы будете работать в индивидуальных карточках, поэтому рабочие тетради на уроке вам не понадобятся.
- Скажите: над изучением какой части речи мы с вами работаем уже на протяжении нескольких уроков? (имя прилагательное)
- Работа с признаками имени прилагательного.
- Хорошо. Сегодняшний урок – не исключение, мы продолжим работать с именем прилагательным. А пока внимание на доску – что вы видите? (признаки различных частей речи)
- Действительно. Здесь перемешаны грамматические признаки различных частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола. Но ваша задача: найти признаки только имени прилагательного.
(учащиеся по одному срывают листочки с грамматическими признаками, при этом объясняя свой выбор)
- Молодцы, вы отлично справились с заданием! Скажите: что было важным при выполнении этого задания? (знать признаки разных частей речи, уметь правильно отделять признаки имени прилагательного)
- Определение темы и целей урока.
- Скажите: какова роль прилагательных в нашей речи? (делают нашу речь более яркой, выразительной и эмоциональной)
- Хорошо. Представьте себе ситуацию, когда из нашей речи все прилагательные пропали. Что бы изменилось? (наша речь стала бы не интересной, скудной)
- Перед вами карточка №1, возьмите её. Что вы видите? (текст). Давайте его прочитаем (читаем текст).
Тихо в ____________ лесу. _____________тени лежат на сугробах. По ____________ небу плывут _______________облака. Вот весело попискивают, возятся __________________ синички. Высятся на солнце ________________ стволы сосен.
(По И. Соколову-Микитову)
- Удалось ли вам полно представить картину природы, которую хочет показать вам автор? (нет)
- Почему? (здесь нет прилагательных)
- Какое задание вы можете выполнить, чтобы этот текст стал ярким и красочным? (подобрать прилагательные)
- Допишите, пожалуйста, нужные прилагательные по смыслу, чтобы этот текст стал ярким и выразительным.
(ребята дописывают имена прилагательные, затем мы зачитываем несколько вариантов текстов)
- Молодцы. Я уверена, что у каждого из вас получился очень красивый текст. Хотите сравнить свой текст с авторским?
(на экране появляется текст, дети читают его)
Тихо в лесу. Светло-лиловые длинные тени лежат на сугробах. По нежно-голубому небу плывут лёгкие белоснежные облака. Вот попискивают, возятся шустрые черноголовые синички. Высятся на солнце медно-бронзовые стволы сосен.
(По И. Соколову-Микитову)
- Какой вариант вам нравится больше: авторский или ваш? И почему? (ответы детей)
- Какие прилагательные помогли автору создать такую прекрасную картину? (дети называют прилагательные)
- А на какие группы можно разделить эти прилагательные? (на простые и сложные)
(устно разделяем имена прилагательные по группам)
- Почему прилагательные называют сложными? (состоят из двух слов и корней)
- Обратите внимание, как пишутся данные прилагательные? (слитно и через дефис)
-Сформулируйте тему нашего урока («Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»)
- Сформулируйте цель нашего урока (познакомиться с правилом слитного и дефисного написания прилагательных)
4. Работа по теме урока.
- А теперь давайте познакомимся с правилом слитного и дефисного написания сложных прилагательных.
(работа с правилом параграфа учебника стр. 88)
- В каких случаях мы будем писать сложные прилагательные слитно?
(ответы детей)
- В каких случаях мы будем писать прилагательные через дефис?
(ответы детей)
- В ваших индивидуальных файлах есть карточка с таблицей «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных». Возьмите её, вложите в тетрадь для правил, а дома вклеите в тетрадь и выучите к завтрашнему уроку.
(действие детей)
- Давайте разберём несколько примеров вместе.
(разбираем несколько примеров сложных имён прилагательных)
5. Физминутка.
6. Закрепление изученного.
- Возьмите карточку №2. Подпишите фамилию и имя на строчке сверху.
Прочитайте задание. Понятно ли вам оно?
Спиши, определи слитное и дефисное написание сложных прилагательных, выдели орфограмму.
Серо?голубой, седо?бородый, сине?глазый, северо?западный, десяти?этажный, древне?римский, горько?сладкий, ярко?розовый, паро?возный, мясо?молочный, русско?немецкий, бело?ствольные.
(дети выполняют задание)
- А теперь давайте проверим. Для этого меняемся карточками с соседом, на карточках проверяющий напишет свою фамилию и имя в специальной строке. Если слово написано учащимся верно, вы над словом ставите «+», если неверно, то «-».
(проверяем вместе)
- Хорошо. Теперь вам нужно оценить работу вашего соседа. Для этого пользуемся следующими критериями:
Отметка «5» - если ошибок в работе нет.
Отметка «4» - если в работе 1-2 ошибки.
Отметка «3» - если в работе 3-4 ошибки.
Отметка «2» - если в работе 5 и более ошибок.
(ребята оценивают работу своего соседа и ставят отметку)
- После звонка я соберу ваши индивидуальные файлы с карточками, просмотрю карточку №2 и поставлю в журнал ту отметку, которую вы получили при выполнении этого задания.
7. Подведение итогов урока.
- Давайте вспомним цели урока? Смогли ли вы достичь её? (ответы детей)
- На завтрашнем уроке мы продолжим работать по этой теме, и, думаю, что каждый из вас это правило усвоит в полной мере.
8. Объяснение домашнего задания.
Параграф 22, упражнение 220.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отметь своё настроение в начале урока:
Девиз урока: На уроке не зевай! Сразу всё запоминай! Чтобы в русском языке Равных не было тебе!
Тихо в ____________ лесу. _____________тени лежат на сугробах. По ____________ небу плывут _______________облака. Вот весело попискивают, возятся __________________ синички. Высятся на солнце ________________ стволы сосен. (По И. Соколову-Микитову)
Тихо в лесу. Светло-лиловые длинные тени лежат на сугробах. По нежно-голубому небу плывут лёгкие белоснежные облака. Вот попискивают, возятся шустрые черноголовые синички. Высятся на солнце медно-бронзовые стволы сосен. (По И. Соколову-Микитову)
Простые Сложные
Тема урока: «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»
Цель урока: познакомиться с правилом написания сложных прилагательных
слитное дефисное Образованы от сложных существительных, пишущихся слитно Лет о писный (лет о пись ) Образованы на основе словосочетания Легк о атлетический (легкая атлетика) Обозначают оттенки цветов Бело – синий Образованы от сложных существительных, пишущихся через дефис Юго – западный (юго - запад) Образованы путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз и Научно – технический (научный и технический) Написание сложных прилагательных
Тюльпан оттенок цвета Желто - красный Желто ? красный
Турнир Шахматно ? шашечный шахматы шашки Шахматно - шашечный и
Пути железная дорога Железн о дорожные Железно ? дорожные
Площадка вертолет Верт о летная Верто ? летная
Северо ? западный северо - запад Северо - западный Ветер
Серо?голубой, седо?бородый, сине?глазый, северо?западный, десяти?этажный, древне?римский, горько?сладкий, ярко?розовый, паро?возный, мясо?молочный, русско?немецкий, бело?ствольные.
Серо-голубой, седобородый, синеглазый, северо-западный, десятиэтажный, древнеримский, горько-сладкий, ярко-розовый, паровозный, мясо-молочный, русско-немецкий, белоствольные.
Критерии оценивания работы: Отметка «5» - если ошибок в работе нет. Отметка «4» - если в работе 1-2 ошибки. Отметка «3» - если в работе 3-4 ошибки. Отметка «2» - если в работе 5 и более ошибок.
Домашнее задание: параграф 22, упражнение 220
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка. 6 класс. Степени сравнения имён прилагательных.
Конспект урока, презентация, рабочий лист. Урок предполагает самостоятельную работу учащихся....
Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме "Слитное/раздельное написание НЕ с прилагательными".
Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....
Открытый урок Русский язык 6 класс Тема: Слитное и раздельное написание «не» с существительными.
Урок посвящён очень серьёзной теме, так как учащиеся часто ошибаются в написании не с существительными. Чтобы ребятам было не сложно понять правило, на уроке применяются различные виды: презентация, м...
Разработка урока русского языка 5 класс по развитию речи. Обучение написанию текста различных стилей.
Речь - это творческая деятельность: она включает в себя умение наблюдать. мыслить, фантазировать, умение слушать и слышать.Поэтому мной разработан урок группового взаимодействия по обучению написания ...
Открытый урок русского языка 6 класс ТЕМА "-Н- и –НН- в суффиксах прилагательных"
Познакомить обучающихся с орфограммой, научить применять полученные знания при написании данных слов.Сформировать представление о лексических группах слов, которые имеют суффиксы –ан-,-ян-, -ин-...
открытый урок .русский язык 6 класс «Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные»
План-конспект урока«Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные» по русскому языку 6 класс...