Урок русского языка в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание имён прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Панова Юлия Олеговна

Урок русского языка в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание имён прилагательных" (программа М.М. Разумовской)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе по теме «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных».

  1. Эмоциональный настрой.

- Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас на нашем уроке русского языка! Давайте улыбнёмся друг другу и нашим гостям и настроимся на продуктивную работу. Отметьте своё настроение в начале урока большим пальцем руки (дети отмечают). На сегодняшнем уроке вы будете работать в индивидуальных карточках, поэтому рабочие тетради на уроке вам не понадобятся.

- Скажите: над изучением какой части речи мы с вами работаем уже на протяжении нескольких уроков? (имя прилагательное)

  1. Работа с признаками имени прилагательного.

- Хорошо. Сегодняшний урок – не исключение, мы продолжим работать с именем прилагательным. А пока внимание на доску – что вы видите? (признаки различных частей речи)

- Действительно. Здесь перемешаны грамматические признаки различных частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола. Но ваша задача: найти признаки только имени прилагательного.

(учащиеся по одному срывают листочки с грамматическими признаками, при этом объясняя свой выбор)

- Молодцы, вы отлично справились с заданием! Скажите: что было важным при выполнении этого задания? (знать признаки разных частей речи, уметь правильно отделять признаки имени прилагательного)

  1. Определение темы и целей урока.

- Скажите: какова роль прилагательных в нашей речи? (делают нашу речь более яркой, выразительной и эмоциональной)

- Хорошо. Представьте себе ситуацию, когда из нашей речи все прилагательные пропали. Что бы изменилось? (наша речь стала бы не интересной, скудной)

- Перед вами карточка №1, возьмите её. Что вы видите? (текст). Давайте его прочитаем (читаем текст).

Тихо в ____________ лесу.   _____________тени  лежат на сугробах.   По ____________ небу   плывут   _______________облака.   Вот   весело попискивают, возятся   __________________ синички. Высятся на солнце ________________ стволы сосен.

(По И. Соколову-Микитову)

- Удалось ли вам полно представить картину природы, которую хочет показать вам автор? (нет)

- Почему? (здесь нет прилагательных)

- Какое задание вы можете выполнить, чтобы этот текст стал ярким и красочным? (подобрать прилагательные)

- Допишите, пожалуйста, нужные прилагательные по смыслу, чтобы этот текст стал ярким и выразительным.

(ребята дописывают имена прилагательные, затем мы зачитываем несколько вариантов текстов)

- Молодцы. Я уверена, что у каждого из вас получился очень красивый текст. Хотите сравнить свой текст с авторским?

(на экране появляется текст, дети читают его)

Тихо в лесу. Светло-лиловые длинные тени лежат на сугробах. По нежно-голубому небу плывут лёгкие белоснежные облака. Вот попискивают, возятся шустрые черноголовые синички. Высятся на солнце медно-бронзовые стволы сосен.

(По И. Соколову-Микитову)

- Какой вариант вам нравится больше: авторский или ваш? И почему? (ответы детей)

- Какие прилагательные помогли автору создать такую прекрасную картину? (дети называют прилагательные)

- А на какие группы можно разделить эти прилагательные? (на простые и сложные)

(устно разделяем имена прилагательные по группам)

- Почему прилагательные называют сложными? (состоят из двух слов и корней)

- Обратите внимание, как пишутся данные прилагательные? (слитно и через дефис)

-Сформулируйте тему нашего урока («Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»)

- Сформулируйте цель нашего урока (познакомиться с правилом слитного и дефисного написания прилагательных)

4. Работа по теме урока.

- А теперь давайте познакомимся с правилом слитного и дефисного написания сложных прилагательных.

(работа с правилом параграфа учебника стр. 88)

- В каких случаях мы будем писать сложные прилагательные слитно?

(ответы детей)

- В каких случаях мы будем писать прилагательные через дефис?

(ответы детей)

- В ваших индивидуальных файлах есть карточка с таблицей «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных». Возьмите её, вложите в тетрадь для правил, а дома вклеите в тетрадь и выучите к завтрашнему уроку.

(действие детей)

- Давайте разберём несколько примеров вместе.

(разбираем несколько примеров сложных имён прилагательных)

5. Физминутка.

6. Закрепление изученного. 

- Возьмите карточку №2. Подпишите фамилию и имя на строчке сверху.

Прочитайте задание. Понятно ли вам оно?

Спиши, определи слитное и дефисное написание сложных прилагательных, выдели орфограмму.

Серо?голубой,  седо?бородый, сине?глазый,  северо?западный,  десяти?этажный,  древне?римский, горько?сладкий,  ярко?розовый,  паро?возный, мясо?молочный,  русско?немецкий, бело?ствольные.

(дети выполняют задание)

- А теперь давайте проверим. Для этого меняемся карточками с соседом, на карточках проверяющий напишет свою фамилию и имя в специальной строке. Если слово написано учащимся верно, вы над словом ставите «+», если неверно, то «-».

(проверяем вместе)

- Хорошо. Теперь вам нужно оценить работу вашего соседа. Для этого пользуемся следующими критериями:

Отметка «5» - если ошибок в работе нет.

Отметка «4» - если в работе 1-2 ошибки.

Отметка «3» - если в работе 3-4 ошибки.

Отметка «2» - если в работе 5 и более ошибок.

(ребята оценивают работу своего соседа и ставят отметку)

- После звонка я соберу ваши индивидуальные файлы с карточками, просмотрю карточку №2 и поставлю в журнал ту отметку, которую вы получили при выполнении этого задания.

7. Подведение итогов урока.

- Давайте вспомним цели урока? Смогли ли вы достичь её? (ответы детей)

- На завтрашнем уроке мы продолжим работать по этой теме, и, думаю, что каждый из вас это правило усвоит в полной мере.

8. Объяснение домашнего задания.

Параграф 22, упражнение 220.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Отметь своё настроение в начале урока:

Слайд 3

Девиз урока: На уроке не зевай! Сразу всё запоминай! Чтобы в русском языке Равных не было тебе!

Слайд 4

Тихо в ____________ лесу. _____________тени лежат на сугробах. По ____________ небу плывут _______________облака. Вот весело попискивают, возятся __________________ синички. Высятся на солнце ________________ стволы сосен. (По И. Соколову-Микитову)

Слайд 5

Тихо в лесу. Светло-лиловые длинные тени лежат на сугробах. По нежно-голубому небу плывут лёгкие белоснежные облака. Вот попискивают, возятся шустрые черноголовые синички. Высятся на солнце медно-бронзовые стволы сосен. (По И. Соколову-Микитову)

Слайд 7

Простые Сложные

Слайд 8

Тема урока: «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»

Слайд 9

Цель урока: познакомиться с правилом написания сложных прилагательных

Слайд 10

слитное дефисное Образованы от сложных существительных, пишущихся слитно Лет о писный (лет о пись ) Образованы на основе словосочетания Легк о атлетический (легкая атлетика) Обозначают оттенки цветов Бело – синий Образованы от сложных существительных, пишущихся через дефис Юго – западный (юго - запад) Образованы путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз и Научно – технический (научный и технический) Написание сложных прилагательных

Слайд 11

Тюльпан оттенок цвета Желто - красный Желто ? красный

Слайд 12

Турнир Шахматно ? шашечный шахматы шашки Шахматно - шашечный и

Слайд 13

Пути железная дорога Железн о дорожные Железно ? дорожные

Слайд 14

Площадка вертолет Верт о летная Верто ? летная

Слайд 15

Северо ? западный северо - запад Северо - западный Ветер

Слайд 17

Серо?голубой, седо?бородый, сине?глазый, северо?западный, десяти?этажный, древне?римский, горько?сладкий, ярко?розовый, паро?возный, мясо?молочный, русско?немецкий, бело?ствольные.

Слайд 18

Серо-голубой, седобородый, синеглазый, северо-западный, десятиэтажный, древнеримский, горько-сладкий, ярко-розовый, паровозный, мясо-молочный, русско-немецкий, белоствольные.

Слайд 19

Критерии оценивания работы: Отметка «5» - если ошибок в работе нет. Отметка «4» - если в работе 1-2 ошибки. Отметка «3» - если в работе 3-4 ошибки. Отметка «2» - если в работе 5 и более ошибок.

Слайд 21

Домашнее задание: параграф 22, упражнение 220

Слайд 22

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка. 6 класс. Степени сравнения имён прилагательных.

Конспект урока, презентация, рабочий лист. Урок предполагает самостоятельную работу учащихся....

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме "Слитное/раздельное написание НЕ с прилагательными".

Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....

Открытый урок Русский язык 6 класс Тема: Слитное и раздельное написание «не» с существительными.

Урок посвящён очень серьёзной теме, так как учащиеся часто ошибаются в написании не с существительными. Чтобы ребятам было не сложно понять правило, на уроке применяются различные виды: презентация, м...

Разработка урока русского языка 5 класс по развитию речи. Обучение написанию текста различных стилей.

Речь - это творческая деятельность: она включает в себя умение наблюдать. мыслить, фантазировать, умение слушать и слышать.Поэтому мной разработан урок группового взаимодействия по обучению написания ...

Открытый урок русского языка 6 класс ТЕМА "-Н- и –НН- в суффиксах прилагательных"

Познакомить обучающихся с орфограммой, научить применять полученные знания при написании данных слов.Сформировать представление о лексических группах слов, которые имеют суффиксы –ан-,-ян-, -ин-...

открытый урок .русский язык 6 класс «Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные»

План-конспект урока«Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные» по русскому языку  6 класс...