Конспект урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Насыпова Гульфия Маратовна

по теме "Причастие" 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasypova_g.m._urok_po_tehnologii_v.e.shteynberga.docx35.98 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

        8.Краткая форма

        ( у страд-ых)        9.синтаксическая роль: определение

        сказуемое

7.Изм-ся по

числам, паде-        1.        Самостоятельная часть речи

жам,родам (в ед.ч.)

6.Настоящего и         2.Какой? Какая?

прошедшего

времени

        3.Обозначает проявляющийся

                5.Совершенный и        во времени признак предмета

        несовершенный вид        по действию

4.страдательные и

действительные

План – конспект  урока по применению технологии развития критического мышления рассмотрим на примере урока русского языка в 7 классе

« Причастие как часть речи»  в  условиях реализации  ФГОС

Урок русского языка ( технология В.Э.Штейнберга).

Тема : «Причастие как часть речи»

Насыпова Гульфия Маратовна, учитель

Предмет: русский язык

ОУ: МБОУ Школа №18

Цели: Образовательная: развить умение формулировать определение понятий; формировать умение отличать  причастие  от  других  частей  речи; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические  умения.

Развивающая: осуществление системно – деятельностного подхода; развитие внимания; развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений; развитие умения формулировать проблему;

Воспитательная: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний и умений.

3. Постановка и определение учебной задачи.

4. Решение поставленной задачи.

5. Первичное закрепление изученного.

6. Проверка усвоения изученного.

7. Подведение итогов урока. Составление синквейна.

8. Постановка домашнего задания.

Ход урока:

1. Организационный момент

 - Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече! Подарите друг другу улыбку. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

2. Актуализация опорных знаний и умений.

Сорванные травы для гербария мы сушили в больших книгах.

Вопросы:

- Есть ли в этом предложении слова, отвечающие на один и тот же вопрос? Какими членами предложения они являются? Определите их морфологические признаки.  ( Есть: это слова «сорванные» и « большие». Они отвечают на вопрос: какие? В предложении эти слова являются определениями. Слова изменяются по числам (сорванные – сорванный, больших - большой) , по родам ( сорванная – сорванный, сорванное), по падежам (большая – большую).

- Ребята, а чем эти слова отличаются друг от друга? (Больших указывает на признак предмета. А слово сорванные указывает на признак по действию, проявляющийся во времени)  Учитель поясняет: в русском языке есть удивительная часть речи, которая сочетает в себе признаки прилагательного и глагола. Называется она причастием.

3. Постановка и определение учебной задачи.

- Ребята, вы можете определить, какой частью речи является слово сорванные? (Нет. Учащиеся понимают, что слово сорванные – это какая- то новая часть речи)

- Как вы думаете, какова же цель нашего сегодняшнего урока? (познакомиться с новой частью речи, узнать ее морфологические признаки, определить отличительные признаки этой части речи)

На доске и в тетрадях записывается тема урока – «Причастие как часть речи».

4. Решение поставленной задачи.

Пути решения могут быть:

А) совместное конструирование ЛСМ при изучении нового материала;

Б) этапы конструирования ЛСМ определяют учащиеся, выделяя основные вопросы, необходимые для раскрытия темы и решения поставленной задачи.

5. Первичное закрепление изученного.

- А сейчас  давайте запишем предложения, в которых нам встретятся причастия. Ваша задача найти причастия, определить синтаксическую роль(один человек работает у доски, остальные- в тетради).

Это было давно. Путник т…щился по пустыне шесть суток. Адски х…телось пить. То и дело ему м…рещился т…рчащий из п…ска в…допроводный кран с пр…хладной, осв…жающей водой. Но, увы! Это была то выт…нувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Вс…вышнему:

– О, Всемилостивейший! Ум…ляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний! И случилось ч…до. Св…ркнула молния, п…днялся стол… песка, а когда он ра…еялся, несчас…ный увидел кран. Но,увы, кран был не в…допроводный, а подъемный...

(ученики списывают текст, вставляют пропущенные буквы, находят причастия, определяют синтаксическую роль, вид,время)

6. Проверка усвоения изученного.

«Тест»

Задание теста представлено на интерактивной доске; ответы учащиеся фиксируют на листочках.

1) Найти словосочетание «прил. + сущ.»

А) висящая лампа                                 Г) зеленеющая рожь

Б) висячая лампа                                  Д) летучая мышь

В) летящая птица                                 Е) зеленый дуб

2) Найти словосочетание «прич. + сущ.»

А) нарастающий шум                           Г) растаявший снег

Б) пожелтевшие листья                        Д) низкие облака

В) высохшая трава                                Е) желтая рожь

3) Найти словосочетание «прил. + сущ.»

А) читающий мальчик                          Г) скошенная трава

Б) читальный зал                                  Д) каменный дом

В) созревающие зерна                          Е) поющие птицы

4) Найти словосочетание «прич. + сущ.»

А) пахучее молоко                                Г) смотревший вперед

Б) пахнувшее белье                              Д) мелкий брод

В) спеющая ягода                                 Е) орудийные залпы

(ученики учатся различать прилагательные от причастий)

7. Подведение итогов урока. Составление синквейна.

1

Часть речи

1существительное

Причастие

2

Какая?

2  прилагательных

Настоящего и прошедшего времени

3

Что делает?

3 глагола

Имеет признаки глагола и прилагательного

Изменяется по числам, по падежам

Зависит от существительного

4

Синтаксическая функция?

Вывод о синтаксической роли

Может быть и главными, и второстепенными членами предложения

Рефлексия

- Я узнал….

- Я понял…

- Мне было интересно…

- Я затруднялся…

8. Домашнее задание:

1) Подготовить устный рассказ на тему «Причастие как часть речи», опираясь на логико – смысловую модель.

2)Выполнить упражнение № 105.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира

Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Конспект урока русского языка Тема урока: «Общенародный русский язык».

Конспект урока русского языкаПредмет: русский языкКласс: 5Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС. Москва, Вентана-Граф, 2012 г. под ред. Шмелёва А.Д.Название раздела: На каком языке мы гово...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"

Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...