Словосочетания.
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Урок русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. И для каждого путешественника нужна одна вещь. Ваши предположения?    

По стране в поход идем —

Друга мы с собой берем.

Он не даст нам заблудиться,

От маршрута уклониться.

Нам покажет верный друг

Путь на север и на юг.

(Ответ: Компас)

 А что еще мы можем назвать компасом? Ведь у каждого есть свой компас. Что это?

Найти тебя совсем легко.

Мой компас бьется у меня в груди.

И учащенный пульс внутри

Мне путь укажет впереди.

И вот мы отправляемся в путь, но вам нужно узнать, что это за путь. Отгадайте анаграмму (буквы перепутались). Итак, мы отправляемся в мир профессий.

Слово «профессия» происходит от латинского слова и означает «публичное выступление». Публичное выступление или выступать перед публикой, перед аудиторией, перед определенным количеством людей – это непросто. От вас потребуется сегодня все ваше умение.

Назовите слова, которые у вас возникают, когда я говорю вам это слово.

   Слово «профессия» в первую очередь ассоциируется  со словом «образование», потому что любая профессия требует каких-то знаний и умений. И от вас сегодня потребуются определенные умения. Как вы думаете: для чего? Что нам нужно повторить, закрепить? Какой материал? (Словосочетания, предложения. Их построение, виды словосочетаний) В путь.

На доске ученик пишет предложение, но чему оно будет посвящено подумайте, послушав отрывок из стихотворения:

Кто он, как его зовут?

Кто на свете самый главный,

Самый добрый, самый славный?

Кто он?

Как его зовут?

Ну, конечно,

Это труд!

Кто на свете самый умный,

Самый старый, самый юный?

Кто он?

Как его зовут?

Ну, конечно,

Это труд!

Кто

На все века и годы

Настоящий

Царь природы?

Царь полей,

Заводов,

Руд?

Кто он?

Как его зовут?

Ну, конечно,

Это труд!

Составьте предложения со словами труди и профессия.

    Профессия – это вид труда, который является основой жизни на земле и требует от человека подготовки, знаний и умений.

 

(Подчеркните основу, чем выражена? Назовите все словосочетания, укажите виды)

А какой труд сейчас важен для вас? Правильно, ваш труд – это учёба. Но уже сейчас многие из вас задумались о том, кем бы они хотели заниматься в будущем, что у них получается лучше всего, к чему есть способности.

Учитель: Для каждого человека в жизни очень важно правильно выбрать профессию. Тогда человек работает с удовольствием и доставляет радость себе и окружающим людям.

Профессий великое множество. Составим с вами азбуку профессий. Сколько в алфавите букв?

Каждый называет букву и профессию, которая начинается с этой буквы:

Словарь профессий

А  Авиаконструктор, Автогонщик, Автослесарь, Агроном, Адвокат, Актёр, Аниматор, Артист, Архитектор, Астролог, Астроном

Б  Банкир, Бармен, Библиотекарь, Биолог, Бортинженер, Бортпроводник, Ботаник, Боцман, Бульдозерист, Бухгалтер

В  Вагоновожатый, Вахтёр, Верстальщик, Ветеринар, Винодел, Водитель, Водолаз, Воздухоплаватель, Вокалист, Воспитатель, Врач

Г  Генетик, Геолог, Гид, Гримёр, Гувернантка

Д  Дворник, Дизайнер, Дипломат, Дирижёр, Дрессировщик

Е  Егерь

Ж Железнодорожник, Жестянщик, Живописец, Животновод, Жокей, Жонглёр, Журналист

З Забойщик, Заведующая, Заводчик, Завуч, Завхоз, Закройщик, Замерщик, Заправщик, Звонарь, Землекоп, Знахарь, Зоолог, Зоотехник

И  Иконописец, Иллюзионист, Иммунолог, Инженер, Инспектор, Инструктор, Инструментальщик, Ирригатор, Искусствовед, Испытатель, Историк, Ихтиолог

К  Кассир, Китобой, Комбайнёр, Кондитер, Космонавт, Кузнец

Л   Лесник, Лесоруб, Лётчик, Логопед, Лодочник

М Маляр, Массажист, Машинист, Моряк, Мясник

Н  Наладчик, Невролог, Невропатолог, Нейрохирург, Нормировщик, Носильщик, Нотариус, Няня

О Окулист, Оператор, Офицер, Официант, Охотник, Охранник

П  Парикмахер, Парфюмер, Певец, Пекарь, Переплётчик, Печатник, Печник, Пианист, Пилот, Писатель, Плотник, Повар, Пограничник, Пожарный, Полировщик, Портниха, Почтальон, Поэт, Программист, Продавец, Пчеловод

Р Рабочий, Радист, Режиссёр, Репортёр, Риэлтор, Рыболов

С  Сантехник, Сварщик, Скотовод, Сталевар, Стилист, Столяр, Стоматолог, Сторож, Судья, Сыровар

Т Таксист, Телеведущий, Технолог, Товаровед, Токарь, Тракторист, Тренер, Трубочист

У Уборщица, Угольщик, Укладчик, Укротитель, Управляющий, Уролог, Уфолог, Учёный, Учётчик, Учитель

Ф  Фармацевт, Фасадчик, Фасовщик, Фельдшер, Фигурист, Физик, Фитотерапевт, Фокусник, Фотограф, Фотокорреспондент, Фотомодель, Фрезеровщик

Х  Халвомес, Химик, Хирург, Хлебороб, Хлопкороб, Хореограф, Художник

Ц Цветовод, Цветочница, Церковнослужитель, Циркач, Цирюльник

Ч Часовщик, Чеканщик, Чертёжник, Чесальщик, Чистильщик

Ш  Шарманщик, Швея, Шеф-повар, Шлифовщик, Шоумен, Шофёр, Штукатур, Штурман

Э Экономист, Экскаваторщик, Экскурсовод, Электрик, Этнограф

Ю Юморист, Юнга, Юрист

Я Ямщик, языковед

Мы назвали великое множество профессий.

Какая профессия из тех, которые вы сейчас назвали, является самой нужной и важной для людей?

Однажды, Ваня и Таня мечтали о том, кем они станут, когда вырастут.
- Я буду врачом, - сказала Таня, - ведь врач - самая главная профессия, потому что он лечит людей.
- А я буду строителем, ведь строитель главнее врача, потому что он строит больницы.
- Нет, наверное, повар главнее строителя, ведь если повар не приготовит обед, то строитель не сможет работать, - сказала Таня.
- Значит, главнее повара продавец, если он не продаст продукты, то повар не сможет приготовить обед, - подумав, заметил Ваня.
- А что будет, если продавец заболеет и не сможет продавать продукты?
- Его вылечит врач, - уверенно сказал Ваня.
- Так кто же тогда главнее? - растерянно спросила Таня.

Ответьте на этот вопрос в конце урока. Я бы хотела, чтобы вы назвали 2 самые главные профессии.

Предлагаю отправиться на несколько веков назад . В мире существует более 50 тыс. профессий.

В 17 в на Руси было всего 200 разных профессий. Вот какие 7 профессий было на Руси.

Чуть позже вы узнаете, какие интересные профессии существуют сейчас и в роли одной вы побываете.

А сейчас задание: вы получаете тексты, прочитать, доказать, что это текст, сказать, чему он посвящен, выписать три глагольных словосочетания и три именных.

Текст №1.

          Александр Васильевич Суворов с детства мечтал стать военным. По воспоминаниям родственников, ребёнок не отличался ни здоровьем, ни хорошим сложением. Какие тут могли быть мечты о военной службе! Но, к досаде родителей, ребёнок рано пристрастился к военным наукам.

     Мальчик с жадностью накинулся на жизнеописание великих полководцев прошлого: Александра Македонского, Ганнибала, Юлия Цезаря. В его детской появляются предметы, относящиеся к военному делу: планы сражений, географические карты, глобусы. В целях тренировки он приучает себя вставать на рассвете, купаться до заморозков, часами остаётся на морозе в лёгкой одежде.

     Ни уговоры, ни убеждения, ни угрозы родителей – ничто не могло отклонить Александра от намеченной цели. Настойчиво и прямолинейно он продолжал готовить себя к суровой походной жизни.

                                                                 Текст №2

     1. В продолжение долгих часов Андрей остаётся наедине со своим учителем Даниилом Чёрным, который открывает юному художнику тайны живописи.

     2. Даниил был живописцем первой величины. 3. Однако его самая большая заслуга в том, что он не только увидел одарённость Рублёва, но и воспитал в нём самостоятельную творческую манеру, не подавлял своим авторитетом, понимая, что каждый должен идти своим путём. 4.Поступать так – значит проявлять поистине большой ум, поразительное уважение к личности, неиссякаемую любовь к жизни.

     5.Рублёву повезло, что возле него с самых первых шагов оказался такой душевный и опытный старший товарищ. 6.Андрей оценил это и бережно пронёс признательность и уважение к своему учителю через всю жизнь.

     7.От того далёкого времени сохранилась миниатюра, на которой Рублёв запечатлён с гордо поднятой головой. 8.Неизвестный автор в Рублёве увидел не гордыню, которая на Руси считалась величайшим грехом, а заслуживающее уважения достоинство.

                                                              Текст №3

1. Анатолий Фёдорович Кони, почётный академик, знаменитый юрист, был, как известно, человеком большой доброты. 2. Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости. 3. Однако горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык. 4. Кони набрасывался на него со страстной ненавистью. 5. Его страсть восхищала меня, и  в своей борьбе за чистоту языка он часто хватал через край. 6. Наверное, многое объясняется тем, что в ту пору Кони был уже очень пожилым человеком. 7. Он поступал так, как и большинство стариков: отстаивал те нормы русской речи, какие существовали во времена его детства и юности. 8. Старики почти всегда воображали, будто их дети и внуки уродуют ту правильную русскую речь, что казалась им  незыблемой. 9. Вместе с тем есть пожилые люди, которые молоды душой и вполне современны. 10. Такие люди быстрее принимают изменения в языке, конечно, если эти изменения положительные и не разрушают нашу культуру.    (По К. Чуковскому)

Молодцы! Справились с заданием.

А теперь разминка.

  1. Назовите профессии любимых героев
  2. 2. Отгадайте, какие профессии спрятались в ребусах: 1 ряд – первую, 2 – вторую, 3 – третью.
  3. Без чего не могут обойтись охотники, математики и барабанщики? (без дроби)
  4. «Чёрный ящик»
  5.  - Ребята, внимание у меня в руках «Черный ящик». В этом ящике находится орудия труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача. Что в ящике? (ответ: ложка)
  6.  Музыканты-ложечники
  7.  Врач в домашних условиях проверяет зев больного обычной ложкой
  8.  Сталевары берут, пробу стали специальной ложкой
  9. Есть люди интересной профессии, они собирают рекорды и вписывают их в книгу, которая называется «Книга рекордов Гинесса»
  10. Что за слайд у меня появился? Прочитайте мне, пожалуйста.

profession

[prə'fe∫(ə)n]

род занятий, профессия;
сфера деятельности

doctor

['dоktə]

врач, доктор (в больнице), медик

teacher

['ti:ʧə]

учитель, учительница;
преподаватель, преподавательница

businessman

['biznismæn]

бизнесмен,предприниматель;
делец, коммерсант

engineer

[,enʤi'niə]

инженер, конструктор

worker

['wə:kə]

Рабочий

turner

['tə:nə]

Токарь

driver

['draivə]

водитель, шофёр

Физкультминутка: все встали, подняли свой портфель, руки вытянули, кто дольше простоит. Молодцы.

Ведущий 2 : Сейчас я вам расскажу о самой вкусной профессии на свете. Какая это профессия?

Уч-ся:  профессия повара.

Ведущий 2 : Правильно! Это профессия повара.

Повар- мастер щей, борщей

И рагу из овощей.

Вкусный сварит он бульон,

Торт испечь сумеет он.

Повар, и в самом деле, все умеет приготовить вкусно, умеет аппетитно, красиво оформить любое блюдо: и салат и торт.

Как вы думаете, трудная эта работа или легкая?

Какие учебные предметы необходимо знать будущему повару?

Уч-ся: математику, русский, иностранный язык, география

Ведущий 2: Зачем ему нужна математика, русский, иностранный язык, география?

Уч-ся: математика, чтобы рассчитать время приготовления, пропорции приготовления блюд. Русский-…….Иностранный язык…… География…….

Ведущий 2: (Правильно. Повар должен хорошо знать математику, так как ему часто приходится рассчитывать время приготовления блюда, а также кол-во продуктов, необходимых для приготовления определенного числа порций, русский, чтобы грамотно писать, иностранный язык, чтобы уметь прочитать названия иностранных блюд: географию для того, чтобы знать страну, где это блюдо родилось, знать национальные блюда.

А благодаря каким людям каких профессий вы можете учиться в школе? (Учитель, помогая, обращает внимание, что для занятий в школе необходимы не только учебники, но и электричество, мебель, здание, тепло и т.д.)

А сейчас я познакомлю вас с необычными профессиями, которые существуют в наши дни.

  1. Мерчендайзер – человек, который обходит магазины, следит, как продаются товары его фирмы.
  2. Постижер – специалист по изготовлению париков.
  3. Титестер – дегустатор чая
  4. Копирайтер? Кто это? А вы сейчас выступите в роли копирайтеров. С этой профессией вы встречаетесь всегда, везде: и дома, и в автобусе и в метро? Это человек, отвечающий за рекламу. И сейчас вы выступите в роли копирайтеров, получаете воздушные шары, на которых вы должны сделать рекламу той профессии, которую вы бы хотели получить в будущем. Помните, реклама не должна быть большой: 3-4 предложения.

(проверка заданий)

Так кто мне ответит: какие две профессии я бы назвала главными?

1. Нам от самого порога

 Жизнь раскинула пути;

 Выбирай свою дорогу

 И по ней смелей иди.

 Пусть к тебе придёт удача,

 Если честно ты прожил.

 Пусть судьба тебе назначит

 То, чего ты заслужил!

 Только помни, только помни

 В грохоте и ритме века:

 Самая главная в жизни профессия —

 Быть человеком.

2? Звучит песня.

Так кто? Почему?

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе по теме:«Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»

Цели:                  1.      Образовательные:  повторение и обобщение знаний учащих...

Урок по теме "Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании".

Цель данного урока - актуализировать знания по теме: «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании», закрепить умение вычленять словосочетание из предложения. Задачи: Формиро...

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний» с использованием ЭОР

Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний». Урок проходит с использованием ЭОР. Предусмотрена работа за компьютером, имеющим вы...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"

Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...

"Словосочетание. Как устроено словосочетание?"

Методическая разработка  урока по русскому языку в 5 классе. Презентация. Технологическая карта урока. Раздаточный материал. Анализ урока....

Виды словосочетаний, разбор словосочетаний

Лаконичный сосредоточенный материал...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Словосочетание. Основные виды словосочетаний. Разбор словосочетания"

Конспект  урока  по  теме  "Словосочетание" предназначен  для  учащихся  5  класса.  Задания,  использованные  в  ходе  урока ,по...