Словосочетание
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Игровые технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrov_8slovosochetanie.docx122.06 КБ

Предварительный просмотр:

Словосочетание.

8класс

Цели: проверить качество усвоения материала по теме «Словосочетание».

Задачи:

 образовательная: проверить умение анализировать словосочетание;проверить умения определять тип связи в словосочетании;проверить умения выделять в предложении словосочетание с определённым типом связи;

развивающая: развивать орфографическую зоркость, умение делать выводы;

воспитательная: пробудить интерес и уважение к языку.

Ход урока

Тип урока:  обобщающий.

Технологии: игровые.

Мы завершаем работу с наименьшей синтаксической единицей языка - словосочетанием и сегодня на уроке повторим и обобщим знания, полученные по этой теме. 

Наш урок мы проведём в форме игрыДля этого класс разбиваем на  команды по рядам.

1.Блиц-опрос.

– Что нельзя назвать словосочетанием? (сочетание самостоятельного слова со служебным; сочетание слов в составе фразеологизмов; подлежащее и сказуемое; составные словоформы)

– Какова структура словосочетания? (Словосочетание состоит из главного и зависимого слова)

– Назовите типы словосочетаний по главному слову (именные, глагольные, наречные)

-Что такое согласование?

 -Что такое управление?

-Что такое примыкание?

 -Какие грамматические значения выражаются в словосочетаниях? 

 а(Определительное)  солнечный день, шарф в клетку (клетчатый шарф), наш класс –( т.е. отвечает на вопросы какой? чей?;)

 б(Обстоятельственное )- жить на даче, летать высоко, очень строгий, мокрый от дождя (главное слово обозначает действие или признак, зависимое - признак этого действия или признака, отвечает на вопросы: как? в какой степени? где? куда? когда? как долго? почему? и другие вопросы обстоятельства);

 в(Дополнительное ) читать книгу, восхищаться талантом, внимательный к людям (главное слово обозначает действие или признак, а зависимое - предмет, на который направлено это действие или признак, отвечает на вопросы косвенных падежей).

Физкультминутка .УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ .
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз. 
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз. 

2. 1. Задание: записать предложение, сделать его синтаксический анализ, выписать словосочетания и сделать их грамматический разбор:

Солнце уже выглянуло из-за леса и тихо принялось за свою работу.(повеств., невоскл., простое, двусост., распр., полное, осложнено однородными сказуемыми, выраженными глаголами).

Словосочетания: выглянуло уже, выглянуло из-за леса, за свою работу, принялось за работу, принялось тихо.

4.(ответы выписываются, а затем проверяются)Найдите словосочетание по его грамматическому значению - действие и его признак.

  1. кататься на коньках
  2. учится читать
  3. легко представить
  4. ехать по шоссе

правильный ответ: 3

2. В каком словосочетании связь слов – примыкание?

1) принять гостя

2) зашагать неторопливо

3) понадеявшись на удачу

4) презентация книги

правильный ответ: 2

3. В каком словосочетании связь слов - управление?

1) морской берег

2) описывал подробно 

3) интересный рассказчик

4) лестница из мрамора 

правильный ответ: 4

4. В каком словосочетании связь слов - согласование?

1) собираться домой

2) весёлая игра

3) быстро заполнил

4) сидеть тихо

правильный ответ: 2

5. Найдите ошибку в синтаксическом разборе словосочетания.

Пыль низко висела над высушенной солнцем степью.

  1. висела над степью - глаг.+ сущ. в твор. пад. с предл., тип связи - управление
  2. над высушенной степью - прич+ сущ., тип связи - согласование 
  3. низко висела – нареч+ глаг., тип связи - примыкание
  4. высушенной солнцем - прич+ сущ., тип связи – согласование

правильный ответ: 4

6. В каком случае выделенное слово является главным в словосочетании?

1) костюм в полоску

2) зреющие хлеба

3) раненый в плечо

4) стоявший поодаль

правильный ответ: 2

7. Укажите именное словосочетание.

  1. громко кричать 
  2. начал смотреть
  3. книга друга
  4. весело жить

правильный ответ: 3

  1. Укажите глагольное словосочетание.
  1. старшая сестра
  2. ленивый человек
  3. пахнет от колес
  4. лучи солнца

правильный ответ: 3

  1. Укажите наречное словосочетание.
  1. зимние сумерки
  2. спать спокойно
  3. весело мчится
  4. очень рано

правильный ответ: 4

  1. В каком словосочетании причастие является главным словом?
  1. над застывшим морем
  2. в проснувшемся лесу
  3. о строящейся даче
  4. поднимающийся из волн

правильный ответ: 4


5. Замените словосочетание ВИСКОЗНАЯ МОЧАЛКА, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.

правильный ответ: мочалка из вискоза

Замените словосочетание ГОГОЛЕВСКИЕ СЛОВА, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.

правильный ответ: слова Гоголя

Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

Спортивные соревнования начались рано.

правильный ответ: начались рано

6. Раздаётся каждой команде  на отдельном листке. учащиеся определяют вид словосочетания по главному слову и тип связи.

1. Идти медленно

2. Совершенно справедливо

3. Совсем спокойный

4. Сильный характер

5. Говорит морщась

6. Стерегущий дом

7. Ласково бормоча

8. Две березы

9. Жизнь без забот

10. Растущее дерево

11. Более печально

12. Дом из дерева

13. Деревянный дом

14. Любить петь

15. Красивый платок

16. Вкусный сок

17. Апельсиновый сок

18. Быстро бежит

19. Список учащихся

20. кусты акации

7. Задание: данные словосочетания замените синонимичными:

Бесстрашный человек, хрустальная ваза, каменный забор, музыкальные занятия, стая журавлей, отцовский наказ.

Ветер с юга, платье из шёлка, шкаф для книг, площадка для детей, парень из деревни, задача по алгебре.

Подведение итогов.

Домашнее задание.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе по теме:«Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»

Цели:                  1.      Образовательные:  повторение и обобщение знаний учащих...

Урок по теме "Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании".

Цель данного урока - актуализировать знания по теме: «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании», закрепить умение вычленять словосочетание из предложения. Задачи: Формиро...

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний» с использованием ЭОР

Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний». Урок проходит с использованием ЭОР. Предусмотрена работа за компьютером, имеющим вы...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"

Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...

"Словосочетание. Как устроено словосочетание?"

Методическая разработка  урока по русскому языку в 5 классе. Презентация. Технологическая карта урока. Раздаточный материал. Анализ урока....

Виды словосочетаний, разбор словосочетаний

Лаконичный сосредоточенный материал...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Словосочетание. Основные виды словосочетаний. Разбор словосочетания"

Конспект  урока  по  теме  "Словосочетание" предназначен  для  учащихся  5  класса.  Задания,  использованные  в  ходе  урока ,по...