Конспект урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Шестопалова Юлия Александровна

Урок русского языка в 7 классе "Путешествие по заснеженному лесу"

Урок-обобщение по теме "Причастие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_7_klasse.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе « Путешествие по заснеженному лесу» ( Урок - обобщение по теме « Причастие»).

Цель урока: Систематизировать и обобщить знания учащихся о причастии.

Задачи:

  1. Продолжить формирование умений находить причастия в предложении.
  2. Закрепить навыки правописания суффиксов причастий и постановки знаков препинания в предложениях с причастным оборотом.
  3. Показать роль причастий в художественном тексте.
  4.  Развивать речь учащихся.

Ход урока:

Лесная даль зовёт меня и манит

В мир, полный грёз, где всё вокруг светло.

И снег лежит на дремлющей поляне,

Как лебедя усталое крыло.

Всё, точно в сказке , без конца и края…

Виталий Иванов.

  1. Объявление темы и целей урока.
  2. Сегодня урок необычный. Мы отправляемся в путешествие в заснеженный лес, который поистине сейчас выглядит сказочным.

Гуляя по заснеженным тропам, вглядываясь в красоту зимнего леса, мы встретим наших старых знакомых- причастия.

Дома вы должны были повторять тему « Причастие», подбирать примеры, отвечающие теме» Заснеженный лес».

Итак, всю прелесть застенчивой русской природы мы ощутим в зимнем лесу.

Зимний лес стоит печальный.

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Осторожно в лес входи,

Тайны леса не буди.

Лучше тоже по секрету

Скажет музыка об этом.

Сейчас прозвучит вальс Петра Ильича Чайковского « Вальс снежных хлопьев»

Прислушаемся к звукам, которые слышны в музыкальном лесу.

Прекрасная музыка, не правда ли?

Какое настроение она у вас создала?

Используя причастия, расскажите, какая музыка.( волнующая, звенящая, манящая, завораживающая, чарующая, шепчущая, зазывающая, переливающаяся).

Но что бы попасть в лес и полюбоваться его красотой, нужно быть готовым к любым неожиданностям. Давайте ответим на вопросы по теме « Причастие» Блиц опрос.1.

1.Дайте определение причастия.

2. В чём заключается  разница между действительным и страдательным причастиями?.

3. К каким причастиям относятся суффиксы – ущ- -ющ-  -ащ- -ящ-

Рассказать

4.Суффиксы –ем-  -им- Рассказать.

5. Вш  и ш

                                                2.

Работа у доски. Синтаксический разбор предложения. Найти и охарактеризовать причастие.

Снежинки, похожие на рассыпанные в воздухе жемчужины, медленно падали на землю.

3

Докажите , что в словосочетании « Искрящаяся снежинка»  слово искрящаяся- причастие.

4 Продолжим опрос:

6. В каких случаях в страдательных причастиях перед одной и двумя буквами н пишется а(я) , в каких е?

7. Сколько букв н пишется в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных?

8. Сколько букв н пишется в кратких страдательных причастиях ?

9. Расскажите о правописании не с причастиями.

10. Расскажите о буквах е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий.

11Что такое причастный оборот? Как он выделяется на письме?

М. В . Ломоносов говорил: « Причастия служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.

11. Назовите признаки глагола и прилагательного у причастий.

5Найдите в эпиграфе причастие и сделайте самостоятельно морфологический разбор.

( на дремлющей поляне).

Давайте немного отдохнём.. Звучит музыка.

  1. Мы входим в заснеженный лес. Попытаемся высказать свои первые впечатления. Какой он лес? Вот он перед вами. Посмотрите на иллюстрации и опишите лес с помощью причастий.  Умелое использование причастий в художественных текстах делают речь более выразительной.( завораживающий, засыпанный, занесённый, дремлющий, спящий, околдованный, освещённый, принарядившийся.)

  1. Потихоньку, утопая в снегу, мы входим в глубь леса. Душа переполнена чувствами , хочется говорить не односложно, а оформляя свои мысли в предложения и украшая их причастными оборотами. Задание: используя причастные обороты, составьте предложения.

Деревья   вьюга

Тропинка     снег

Небо    сугробы

Воздух   снежинки

Медведь     берлога.

8.Индивидуальная работа с текстами. Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы в предложениях, найдите причастия и укажите действительные они или страдательные.

Искрящиеся лучики солнца пробиваются сквозь ветви деревьев.

Снежинки блистающие на солнце медленно опускаются на землю.

Деревья засыпанные снегом словно заснули.

Притаившиеся в норках зверьки ждут приближение холодов.

Едва слышимые звуки раздаются в зимнем лесу.

9. Тихо! Притаились все и остановились, завороженные какими-то звуками. Кто бы это мог быть? Обратимся к тексту. На каждой парте лежит распечатанный текст.

Из припудренной утренним инеем хвои высунулась длинная бурая морда, увенчанная тяжёлыми ветвистыми рогами. Испуганные глаза осмотрели огромную поляну. Розовые замшелые ноздри, извергавшие горячий пар встревоженного дыхания, судорожно задвигались. Старый лось застыл в сосняке, как изваяние. Настороженные уши ловили каждый звук. Но даже эти чуткие уши не слышали в лесу ничего, кроме пчитьей трескотни, стука дятла и ровного звона сосновых вершин. Зверь распустил напряжённые мускулы, вышел на поляну.

10 работа с учебником , если осталось время. Упр. 151.

11 домашняя работа. Стр 72 повторить всё о причастии.

Мы с вами побывали в  заснеженном лесу.  Убедились в том, что причастия помогают нам ярко, образно описать все прелести русского пейзажа.

Под синим солнцем снег искрится.

Какая в мире благодать.

Я мог бы просто не родиться

 И этот день не увидать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира

Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Конспект урока русского языка Тема урока: «Общенародный русский язык».

Конспект урока русского языкаПредмет: русский языкКласс: 5Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС. Москва, Вентана-Граф, 2012 г. под ред. Шмелёва А.Д.Название раздела: На каком языке мы гово...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"

Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...