Технологическая карта урока русского языка на тему: Категория состояния
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Гарцунова Т.Д.

Технологическая карта урока русского языка на тему: Категория состояния

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта урока24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме: Категория состояния.

Подготовила: Учитель русского языка и литературы Гарцунова Т. Д.

Цель деятельности учителя

Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному  закреплению нового лингвистического понятия – слова категории  состояния

Тип урока

урок изучения нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные: формировать умение различать слова категории  состояния и омонимичные слова других частей речи; повторить правила выделения грамматических основ предложении; правила постановки знаков препинания в предложении; развивать монологическую и диалогическую речь учащихся

Метапредметные: умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе; развивать познавательную активность учащихся; развивать аналитические способности: сравнивать,сопоставлять, делать вывод

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; воспитывать потребность правильно оценивать собственную деятельность; воспитывать внимательное отношение друг к другу                                            

Методы и формы обучения

Совместное решение учебных задач учителя с учениками, групповая и фронтальная работа с классом.

Основные понятия

Наречие, категория состояния, морфологические характеристики этих частей речи.

ЭТАПЫ УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

Формируемые умения (УУД)

1 МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный урок . Мы поговорим о тех состояниях , в которых пребываем мы и все то, что нас окружает. От вас мне необходима на уроке собранность, активность и, конечно же, диалог по теме урока.

Внимательно слушают учителя, настраиваются на рабочий лад. Готовят все необходимое к уроку.

Познавательные: осознают учебную задачу;

Регулятивные: осознают необходимые действия на уроке

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

2 АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ,  

3.ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ  (ситуация интеллектуального разрыва)

На Доске :

  1. Тихо ответили жители, тихо проехал обоз. (Н. Рубцов)
  2. Тонко пахло в чистом ночном воздухе зеленями, мирно было в степи, тихо в темной деревне. (И.Бунин)

Обращение к классу:

  1. Ребята, обратите внимание на то, что в первом предложении перед нами в 1 предложении уже знакомая вам часть речи. Какая?( отвечают что наречие)
  2. Перечислите какие признаки этой части вы помните? (заносим в кластер) Молодцы!!!(ситуация успеха)
  3. Обращаю внимание учеников ко 2 предложению.

Итак, нам непонятно что за часть речи «тихо… в деревне». Подумайте , что обозначает это слово? можно это слово оценить как состояние? (да)

  1. Итак, ЧТО НАМ НЕОБХОДИМО УЗНАТЬ СЕГОДНЯ НА УРОКЕ? Зачем нам это нужно? (чтобы расширить свои знания в области грамматики русского языка)
  2. Хорошо. Итак,  мы сегодня говорим о состоянии, если выразиться точнее то -  о понятии Категории состояния. Записываем тему урока.

Ученики , прочитав предложения, должны прийти к тому, что в 1 предложении слово обозначает признак действия, не изменяется, примыкает к глаголу и является обстоятельством. Следовательно, это Наречие- записывают признаки в кластер.

Во втором слово тихо обозначает состояние природы, но не могут определить точно синтаксическую роль, так как отсутствует подлежащее. Также это слово им напоминает наречие, но это не так. Возникает проблема непонимания этой части речи полностью.

Возникли вопросы:

Что это за слово и какая это часть речи? Что обозначает это слово? Оно обозначает состояние?

Варианты ответов

 Ученики должны сами назвать тему и цель урока, указать на ее актуальность и необходимость изучения.

Личностные: формируется мотивация, которая поддерживает интерес учеников на протяжении всего урока

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют аналитические действия, направленные на решение учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу.

4 ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА. Совместное решение учебной задачи.

Учитель организует работу в группах (задания см. ниже)

1групповое задание: на определение разновидностей значений категории состояния (5 значений)

2 групповое задание: задание на определение того, что категория состояния не изменяется

3 групповое задание: задание на определение синтаксической роли категории состояния.

4 групповое задание: внести все признаки наречия в таблицу с опорой на первое предложение-

1) Тихо ответили жители, тихо в темной деревне. ( вспомнить, можно с примерами).

 Все выводы, к которым приходит класс в итоге групповых работ учитель (ученик) тут же заносит в таблицу(на проекторе). А ученики в таблицу, которые у них на листах.

Ученики разделены на 4 группы по желанию в начале урока.

После решения задач в каждой группе совместно с учителем заполняют эталон (сводная таблица). Каждая группа заносит свои выводы в таблицу. (см. ниже)

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха и не успеха в учении, связывая успехи с усилиями.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний учеников, систематизируют собственные знания

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебных задач.

5.Первичное закрепление ( задания с проговариванием нового знания по теме)

1) Ученики сначала выполняют самостоятельно упражнения, затем меняются по парам тетрадями и проводят взаимопроверку по эталону, который на проекторе.(учитель демонстрирует готовый решенный вариант)

Упр.275 на стр. 126 – на определение значений категории состояния.

2) Здесь ученики  отвечают устно по желанию. Упр 276 на стр. 126 – работа на подборку примеров разных значений категории состояния.

1)Ученики выполняют работу по упражнениям в тетрадях письменно, а затем устно(!!!) проверяют друг друга вместе с учителем. Здесь сначала  ученик проговаривает правильный ответ и затем на проекторе появляется ответ ( по предложениям)

Здесь ученики поднимают руки и отвечают устно.  В конце подводят итог.

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся умения.

Познавательные: выполняют задания, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают ошибки, осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с классом и учителем с учетом учебных задач.

6. Самостоятельная работа по эталону

1)  Упр. 277 на стр. 126 – на нахождение слов категории состояния в контексте и определение их синтаксической роли.

Ученики выполняют задание,  затем по итогам проверки учителем оценки выставляются в журнал.

Личностные: оценивают содержание усваиваемого материала с нравственно-этической точки зрения

Познавательные:  самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, используя эталон

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения

7. Рефлексия деятельности (итог)

8. Обьяснение домашнего задания.

1)На проекторе незаконченные предложения, обращенные к классу, на которые ребята должны устно ответить к классу

2) объяснение домашней работы-  прочитать внимательно параграф №45, выполнить упр. 127. Упр.279 (развитие речи)

1)Читают фразы на проекторе, размышляют и проговаривают результаты работы на уроке (что поняли и что осталось не совсем ясным?)

2) Осмысляют домашнюю работу, записывают в дневник.

Личностные: узнают зачем им нужны в жизни знания по изученной теме

Познавательные: подводят итог того что узнали и то, что еще необходимо узнать дополнительно

Регулятивные: Оценивают свою работу на уроке

Коммуникативные; формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения, обосновывают.

                                                                                                Приложение к уроку:

  1. Таблица  выдается всем во время групповой работы (будущий  кластер):

ПРИЗНАКИ

НАРЕЧИЕ

КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ

ВОПРОС

ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ (значения)

ИЗМЕНЯЕМОСТЬ

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ

Сочетаются со словами:

  1. Задание 1:

Прочитайте  и определите значение в каждом ряду слов (всего 5 значений)- впишите их в таблицу:

Ветрено, жарко- ?

Больно, дурно - ?

Грустно, странно - ?

Легко, хорошо - ?

Надо,нельзя - ?

Справка: состояние природы, физическое состояние живых существ, душевное состояние человека, оценка состояния, модальное значение (желание)

        Задание 2 :

Прочитайте стих и попробуйте изменить выделенные слова (если это возможно):  

В небесах торжественно и чудно

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чем? (Лермонтов)

     Задание 3 :

Внимательно прочитайте предложения и подумайте – с какими словами сочетаются слова категории состояния? (выделены). Определите их синтаксическую роль в предложении.

Утром холодно. Днем было жарко. Мне стало стыдно. Ему сделалось грустно.

ПРИЗНАКИ

НАРЕЧИЕ

КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ

ВОПРОС

ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ (значения)

ИЗМЕНЯЕМОСТЬ

 

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ

Сочетаются со словами:

1 задание

Прочитайте  и определите значение в каждом ряду слов (всего 5 значений)- впишите их в таблицу:

Ветрено, жарко- ?

Больно, дурно - ?

Грустно, странно - ?

Легко, хорошо - ?

Надо,нельзя - ?

Справка: состояние природы, физическое состояние живых существ, душевное состояние человека, оценка состояния, модальное значение (желание)

2 задание

Прочитайте стих и попробуйте изменить выделенные слова (если это возможно):  

В небесах торжественно и чудно

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чем? (Лермонтов)

3 задание

Внимательно прочитайте предложения и подумайте – с какими словами сочетаются слова категории состояния? (выделены). Определите их синтаксическую роль в предложении.

Утром холодно. Днем было жарко. Мне стало стыдно. Ему сделалось грустно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Категория состояния как часть речи"

Урок русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи" с применением элементов технологии критического мышления. Презентация к уроку....

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Бессоюзное сложное предложение» 9 класс

Технологическая карта урока на тему: "Сложное бессоюзное предложение" в 9 классе. Обозначены цели ученика и учителя. Определены формы деятельности и УУД....

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс

Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме урока: Имя числительное.

Цель урока: деятельностная:  формирование способности учащихся к новому способу действий, связанному с  изучаемыми  понятими и алгоритмами о числительномЗадачи урока: образовательные (п...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Открытый урок русского языка в 9 классе по теме «Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение» (инклюзивное обучение)...

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие)

Урок закрепления, обобщения и систематизации изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Повторение по теме «Лексика»

Технологическая карта дана в помощь учителю русского языка и литературы. В ней даны задания, которые помогут обобщить знания учеников по теме "Лексика"....