Банк заданий повышенного уровня сложности для интеллектуально одаренных детей (5-6 класс)
олимпиадные задания по русскому языку (5 класс)

Ртищева Елена Анатольевна

Одаренность детей выражается в оригинальности мышления, генерировании идей и решений Они проявляют повышенную любознательность и сообразительность. Нестандартные задания для одарённых детей помогут учителю развивать и поддерживать интерес к предмету, разнообразить уроки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Банк заданий

повышенного уровня сложности

для интеллектуально одаренных детей  (5-6 класс)

                                                                                                                                                       Выполнила:

учитель русского языка и литературы                                                                                                    МБОУ СОШ №19 г. Мичуринска                                                                                                                      Е.А. Ртищева.

2019

Банк заданий повышенного уровня сложности для интеллектуально одаренных детей  (5-6 класс)

Задание 1.

Добавьте к каждому из данных слов одну фонему, чтобы получилось новое слово: дар, стол, клад, лапа, шар, верста, ужи, кол, луг, лень, мех, метр, мыл, оса, очки, пачка, пуд, пар, рак, урок, ура, ухо, уха.

Ответ: Удар, столБ, Уклад, лаМпа, шарМ, верстаК, ужиН, Укол, Плуг, Олень, Смех, метрО, мылО, Коса, Бочки, пРачка, пРуд, парК, Мрак, Турок, ураН, Сухо, Муха.

Задание 2.

Уберите одну фонему в каждом слове, чтобы получилось новое слово:
брак, бусы, ветер, волк, вдруг, гроза, кобра, краска, скот, корм, кочки, кров, краны, клён, экран, мрак, муха, рыбак, якорь.
Ответ:
 Брак, Бусы, веТер, волК, Вдруг, Гроза, коБра, кРаска, Скот, коРм, Кочки, Кров, Краны, Клён, Экран, Мрак, Муха, рыбаК, Якорь.

Задание 3.

Объясните, почему после Ж, Ш всегда, а после Ц почти всегда пишется буква И, хотя произносится звук [Ы]?

Ответ: в современном языке после Ж, Ш всегда пишется И. Такое написание называется традиционным. В древнерусском языке Ж и Ш были мягкими. Буква И пишется в большинстве слов после Ц, так как этот звук в 
древнерусском языке был мягким.

Задание 4.

Составьте по два словосочетания так, чтобы можно было различить слова, имеющие одинаковые звуки. Пру[т],лу[к], об[и]жать, м[и]чи, ро[т]. 


Ответ: тонкий пру [т] – глубокий пру[т], репчатый лу[к]-скошеный лу[к], об[и]жать малыша - об[и]жать вокруг дома,острые м[и]чи – футбольные  м[и]чи ,открыть ро[т] – мужской ро[т].

Задание 5.

Как изучающим фонетику может помочь фраза «Пастух Фока, хочешь щец?»

Ответ: в данной фразе собраны все глухие согласные.

Задание 6.

Каким звуком различаются слова: лук – люк, шёл – шов, зуб – суп, ешь – ёж, красит – красить? Вспомните, что звук – это элемент устной речи (звуки мы произносим), а буква – письменной речи. 

Ответ: лук – люк [л] - [л’]; шёл – шов [л] - [ф]; зуб – суп [з] - [с]; ешь – ёж [э] - [о]; красит – красить [т] - [т’]. 

Задание 7.
Какие звуки может обозначать на письме буква З? Подтвердите свой ответ примерами слов или сочетаний слов.

Ответ:  арбуз -[с], заяц -[з]; земляника -[з’], загадка-[з].

Задание 8.

Какие слова получатся, если прочесть в данных словах от конца к началу не буквы, а звуки: лён, мог, краб, сёл, юг, яр, лёд, торг, ожог, араб?

Ответ: лён – [л'он] – ноль; мог – [мок] – ком; краб – [крап] – парк; сёл – [с'ол] – лось; юг – [j'ук] – куй; яр – [j'ар] – рай; лёд – [л'от] – толь; торг – [торк] – крот; ожог – [ажок] – кожа; араб – [арап] – пара.

Задание 9.

Сколько раз в тексте встречается звук [с]?

Через поле и лесок Он бежит по проводам. 
Подается голосок. Скажешь здесь, а слышно там.

Ответ: 5 раз - чере[с], ле[с]ок, голо[с]ок, [с]кажешь, [с]лышно; в слове здесь – [с'].

Задание 10.

Составьте слова из следующих звуков и запишите их: 

1. [ы] [з ] [б] [т] 
2. [л] [ы] [п] [т’] 
3. [н] [л’] [п] [е] 
4. [л] [о] [к] [ш] 
5. [к] [у] [т] [р’] 

Ответ: 1 – сбыт; 2 – плыть; 3 – плен; 4 – шелк; 5 – трюк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа республиканского семинара «Создание системы выявления и развития интеллектуальной одаренности детей»

Знакомство с инновационной практикой работы школы, обеспечивающей условия для выявления и развития одаренных  детей, формирование необходимых организационных и методологических предпосылок ...

Программа для обучения одаренных детей. Химия 9 класс.

Цели: 1. Развивать познавательный интерес к предмету химия.2.Способствовать развитию творческих способностей учащегося.3. Научить учащегося логически мыслить и находить пути решенияпроблем. Поясн...

Развитие интеллектуальной одаренности детей средствами внеурочной деятельности (статья)

Детская одарённость – одно из самых интересных и загадочных явлений природы.                         Интерес к ней был высок во  в...

Муниципальная модель развития и сопровождения интеллектуально-одаренных детей

Цель проекта - создание  муниципальной модели развития и сопровождения  интеллектуально-одаренных детей....

Программа элективного предмета по географии в рамках «Одаренные дети» (5, 6 классы)

Цель работы: углубить знания и расширить кругозор у учащихся по географии, развивать у учащихся географическое мышление....

Развитие интеллектуально- одаренных детей.

Один из способов развития детей является «Научить детей учиться.»...