Обобщение по теме « Имя числительное», 6 кл
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Булыгина Наталия Владимировна

Тип урока: повторительно-обобщающий. Форма проведения: урок – игра. Цели: • повторение изученного в разделе "Имя числительное" (понятие о части речи, разрядах, изменении числительных, морфологических особенностях и синтаксических); • развитие умений отличать числительные от других частей речи, производить морфологический и синтаксический разборы, изменять числительные по падежам, использовать их в своей речи (устной и письменной); развитие творческих способностей детей; • воспитание интереса к изучению русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislit.docx293.53 КБ
Файл chislit.pptx155.88 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение по теме « Имя числительное».

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма проведения: урок – игра.

Цели:

  • повторение изученного в разделе "Имя числительное" (понятие о части речи, разрядах, изменении числительных, морфологических особенностях и синтаксических);
  • развитие умений отличать числительные от других частей речи, производить морфологический и синтаксический разборы, изменять числительные по падежам, использовать их в своей речи (устной и письменной); развитие творческих способностей детей;
  • воспитание интереса к изучению русского языка.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями, рисунки, словари, колокольчик-звонок.

Числительное Обобщение изученного.ppt

ХОД УРОКА

I. ВСТУПЛЕНИЕ. Слово учителя.

Здравствуйте, ребята. На каждом уроке мы изучаем какой-то отдельный предмет.  Но сегодняшний урок – мечта некоторых школьников: за 40 минут мы побываем на 6 уроках. Помогать же нам будет часть речи, которую вы сами сейчас назовёте.

Для этого мы поиграем в "Третий лишний":

1) один, одиночка, одиночество;

2) пятёрка, пятерня, пять;

3) четырёхугольник, четыре, четвёрка.

Ответ: один, пять, четыре.

Почему вы назвали лишними именно эти слова? (Это числительные.)

А остальные слова какой частью речи являются? (Имена существительные.)

– а мы первый урок изучаем числительные? (тема) Так чем мы будем заниматься? (цель): восстановите текст

  1. теоретические сведения о числительном как  части речи, его морфологических признаках, роли в предложении;
  2. правильно произносить и писать числительные;
  3. грамотно использовать числительные в своей речи

На каких уроках вам помогают числительные? (математика, Русский язык)

А я хочу вам показать, что не только на этих уроках вы встречаетесь с числительными, но и на других. Итак, отправляемся на уроки. Числительные идут с нами.  

II. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА.

1. Домашнее задание – Блиц-опрос:

Цель: проверить знание теории.

  • дать определение числительного.
  • на какие две группы делятся числительные?
  • чем отличаются простые числительные от составных?
  • назовите разряды количественных числительных.
  • какие числительные склоняются, как существительные 3-его склонения?
  • как склоняются составные количественные числительные?
  • какие числительные имеют только две падежные формы?
  • как склоняются дробные числительные?
  • как склоняются порядковые числительные?
  • в чём особенность склонения собирательных числительных?
  • в каких числительных пишется Ь в середине?
  • каким членом предложения может быть числительное?

2. Индивидуальная работа у доски:

1) синтаксический разбор предложения  + морфологический разбор числит «три»

(Три девицы под окном пряли поздно вечерком.)

2.Работа в парах: склонение числительных.

I вариант: 93 рубля (сколько); II вариант: 93 год (какой)

В чём отличие? I вариант – количественное числительное, II вариант – порядковое. У количественных числительных при склонении изменяются все слова, а у порядковых – только последнее.

Ребята, обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга выполненное задание. Сверьте с моими ответами. Поставьте оценки. Кому удалось выполнить эту работу без ошибок? А кому придется подучить эту орфограмму? 

III. ПЕРЕМЕНА.

Прочитайте ребусы:

 УРОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Назовите литературные произведения, в заголовке которых есть числительные, и их авторов.

Ответ: А.Дюма "Три мушкетёра", С.Маршак "Двенадцать месяцев", Ж.Верн "Двадцать тысяч лье под водой" и др.

2. Сейчас я вам прочитаю стихотворение-ребус. А вы посчитайте, сколько числительных в этом стихотворении.

У простого сторожа

Непросторный дом:

Часто в нём стоножка

Бродит под столом.

Дорожит стоножка

Чистотою ног

И столичной ваксой

Чистит сто сапог.

Вместо двух непросто

Вычистить все сто,

Сразу столько обуви

Не носил никто!

Ответ: три, сто (2 р.), двух

 

V. ПЕРЕМЕНА.

 восстановите пословицы, в состав которых входят числительные

УРОК ФИЗКУЛЬТУРЫ.

Встаньте. Пот порядку номеров рассчитайтесь. (с первой парты) Запомните свой номер.

(затем учитель спрашивает у 3-4 учащихся, какой у него порядковый номер)

а) Числительные какого разряда вы использовали сейчас? Почему порядковые?

б) На каком уроке вы используете порядковые числительные? (физ-ра)

– На этом уроке вы можете расслабиться, подвигаться. Но, кроме того, я попрошу вас вспомнить первое правило правописания числительных – правило о мягком знаке. Я буду называть числительные: если мягкий знак стоит в середине числительного – поднимите правую руку вперёд, в конце – левую, если его в слове нет – обе руки поднимаем вверх.

Семьсот, одиннадцать, сорок;

шестнадцать, восемьдесят, двести;

девятьсот, девятнадцать, девяносто.

VI. УРОК МАТЕМАТИКИ.

  1. Подсчитайте результат и запишите примеры словами: (обозначить орфограммы)

47 + 15 =

189 – 33 =

72 : 12 =

18 Х 10 =

Ответ:

  1. К сорока семи прибавить пятнадцать – получится шестьдесят два.
  2. От ста восьмидесяти девяти отнять тридцать три – получится сто пятьдесят шесть.
  3. Семьдесят два разделить на двенадцать – будет шесть.
  4. Восемнадцать умножить на десять – будет сто восемьдесят.

VII. ПЕРЕМЕНА.

Отгадайте загадки, в которых есть числительные:

1). У двух матерей по пяти сыновей, а имя одно всем. (Руки, пальцы.)

2). Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колёса.)

3. Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста.)

4). Тридцать два молотят, один поворачивает. (Зубы и язык.)

VIII. УРОК ИСТОРИИ.

В древних летописях, сказаниях, легендах часто встречаются числительные. Постарайтесь услышать их и выписать вместе с теми существительными, к которым они относятся.

1). "Когда прошло четыре лета, пришёл Олег от Царьграда в Киев". (Четыре лета.)

2). "И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей". (Две тысячи кораблей, двенадцать гривен, сорок мужей.)

Все ли слова были понятны?

Словарная работа (работа в группах):

Лето – 1) время года между весной и осенью; 2) год (устар.).

Муж – 1) женатый мужчина; 2) деятель на к.-н. общественном поприще (устар.).

Гривна – 1) монета достоинством в 10 копеек; 2) медная монета достоинством в 3 копейки (устар.); 3) первоначально – ожерелье или цепь, носившиеся на "гриве", т.е. на шее; основная денежная и весовая единица в Древней Руси, представляющая собой серебряный слиток весом около 200 граммов.

В каких значениях употреблены эти слова в представленных примерах?

рефлексия

Что удалось…

Над чем нужно поработать…

XIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

XIV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

Книга мировых рекордов Гиннесса — один из самых авторитетных источников, способных подтвердить те или иные слова, разрешить тот или иной спор. Основной целью книги является достоверная информация о рекордных достижениях людей и животных, уникальных природных явлениях.
Книга была впервые опубликована в 1955 году по заказу ирландской пивоваренной компании «Гиннесс». Идея принадлежала Хью Биверу, которому в голову пришла мысль создать особенный источник информации для разрешения споров относительно рекордности того или иного явления.

Сначала книга походила на солидный справочник, но со временем в неё стали включаться также забавные и сомнительные достижения. За первые несколько месяцев было продано более 5000 экземпляров. А к 1956 году объём продаж превысил отметку 5 миллионов экземпляров.

«Книга рекордов Гиннесса» выходит на 37 языках мира, в том числе и на русском. В 1989 году появилось первое издание «Книги рекордов Гиннесса» на русском языке. В том же году был создан российский вариант Книги, получивший название «Книга рекордов России» и включающий в себя достижения россиян мирового и общенационального значения.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

один , одиночка, одиночество ; 2) пятёрка, пятерня, пять ; 3) четырёхугольник, четыре, четвёрка. Игра "Третий лишний "

Слайд 2

Повторение и обобщение по теме «Имя прилагательное » теоретические сведения о числительном как части речи, его морфологических признаках, роли в предложении; Сегодня на уроке мы должны обобщить правильно произносить и писать числительные; грамотно использовать числительные в своей речи. повторить, как

Слайд 3

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА. Блиц-опрос Проверка домашнего задания

Слайд 4

Падеж 93 рубля Именительный девяносто три рубля Родительный девяноста трёх рублей Дательный девяноста трём рублям Винительный девяносто три рубля Творительный девяноста тремя рублями Предложный о девяноста трёх рублях Падеж 93 год Именительный девяносто третий год Родительный девяноста третьего года Дательный девяноста третьему году Винительный девяносто третий год Творительный девяноста третьим годом Предложный о девяноста третьем годе «5»- 0 ошиб «4»- 1-2 ошиб «3»- 3-4 ошиб

Слайд 5

Исправь и запиши в соответствии с нормами произношения . 1.С двоими певицами 2. Взять обоими руками 3. Прочитал около полтораста страниц 4. Дуб может жить около пятиста лет . 5. Гордимся шестидесяти пяти рекордами . 6. Посёлок расположен в шестьсот метрах от леса. 7. Первые микроскопы давали увеличение до двести семьдесят раз , а современные – до три тысячи шестьсот раз .

Слайд 6

ПЕРЕМЕНА. 7 я о 5 100 л с 3 ж

Слайд 7

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ. У простого сторожа Непросторный дом: Часто в нём стоножка Бродит под столом. Дорожит стоножка Чистотою ног И столичной ваксой Чистит сто сапог. Вместо двух непросто Вычистить все сто, Сразу столько обуви Не носил никто!

Слайд 8

Восстанови пословицы. (?) в поле не воин. 2 . За (?) зайцами погонишься, ни (?) не поймаешь. 3.(?) (?) не ждут . 4. Грамота – (?) язык . О дин д вумя одного С емеро одного второй ПЕРЕМЕНА.

Слайд 9

УРОК ФИЗКУЛЬТУРЫ .

Слайд 10

УРОК МАТЕМАТИКИ. 47 + 15 = 189 – 33 = 72 : 12 = 18 Х 10 =

Слайд 11

ПЕРЕМЕНА. 1). У двух матерей по пяти сыновей, а имя одно всем. 2). Четыре брата бегут, друг друга не догонят. 3). Сто одёжек и все без застёжек. 4). Тридцать два молотят, один поворачивает.

Слайд 12

УРОК ИСТОРИИ 1). "Когда прошло четыре лета, пришёл Олег от Царьграда в Киев". 2). "И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение по теме "Имя числительное" в 6 классе.

Школьники учатся лучше, когда в процессе обучения они могут активно действовать, по заданию учителя работать с дополнительной литературой и интернет-ресурсами. В этом помогают продуманные индивидуальн...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Обобщение по теме "Имя числительное"

Данный урок представляет собой заочную экскурсию по Санкт-Петербургу. Путешествуя по городу, учащиеся повторяют основные правила, связанные с темой "Имя числительное"....

Урок - обобщение по теме "Имя числительное". Навстречу Универсиаде-2013

Предлагаемый  вашему вниманию  урок–обобщение по теме «Имя числительное», подготовлен  предшествующим материалом. Исходя из особенностей класса и темы урока, обучающий аспект трие...

Приложение к уроку "Обобщение по теме: "Имя числительное". (Технология КСО при обобщении знаний по теме: "Имя числительное".)

Приложение к уроку по русскому языку: "Обобщение по теме: "Имя числительное".  Представленный материал служит источником контроля знаний учащихся на уроке....

урок в 9 классе по теме: "Повторение и обобщение по теме "Имя числительное""

Цель: закрепление знаний о правописании числительных.Задачи:1.     развивать орфографическую зоркостью, письменную речь;2.     корректировать память, внима...

Урок русского языка в 6 классе на тему "Обобщение по теме "Имя числительное"

Цель:•         Расширить знания по теме;•         Развивать орфографическую зоркость;&bull...

Конспект урока по русскому языку на тему: Повторение и обобщение по теме « Имя числительное». 6класс

Обобщающий урок по теме " Имя числительное" На уроке можно будет  повторить изученное об имени числительном, его правописание и склонение в письменной и устной речи, учащиеся смогут ана...