Обобщение по теме « Имя числительное», 6 кл
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Тип урока: повторительно-обобщающий. Форма проведения: урок – игра. Цели: • повторение изученного в разделе "Имя числительное" (понятие о части речи, разрядах, изменении числительных, морфологических особенностях и синтаксических); • развитие умений отличать числительные от других частей речи, производить морфологический и синтаксический разборы, изменять числительные по падежам, использовать их в своей речи (устной и письменной); развитие творческих способностей детей; • воспитание интереса к изучению русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chislit.docx | 293.53 КБ |
chislit.pptx | 155.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение по теме « Имя числительное».
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма проведения: урок – игра.
Цели:
- повторение изученного в разделе "Имя числительное" (понятие о части речи, разрядах, изменении числительных, морфологических особенностях и синтаксических);
- развитие умений отличать числительные от других частей речи, производить морфологический и синтаксический разборы, изменять числительные по падежам, использовать их в своей речи (устной и письменной); развитие творческих способностей детей;
- воспитание интереса к изучению русского языка.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями, рисунки, словари, колокольчик-звонок.
Числительное Обобщение изученного.ppt
ХОД УРОКА
I. ВСТУПЛЕНИЕ. Слово учителя.
– Здравствуйте, ребята. На каждом уроке мы изучаем какой-то отдельный предмет. Но сегодняшний урок – мечта некоторых школьников: за 40 минут мы побываем на 6 уроках. Помогать же нам будет часть речи, которую вы сами сейчас назовёте.
Для этого мы поиграем в "Третий лишний":
1) один, одиночка, одиночество;
2) пятёрка, пятерня, пять;
3) четырёхугольник, четыре, четвёрка.
Ответ: один, пять, четыре.
– Почему вы назвали лишними именно эти слова? (Это числительные.)
– А остальные слова какой частью речи являются? (Имена существительные.)
– а мы первый урок изучаем числительные? (тема) Так чем мы будем заниматься? (цель): восстановите текст
- теоретические сведения о числительном как части речи, его морфологических признаках, роли в предложении;
- правильно произносить и писать числительные;
- грамотно использовать числительные в своей речи
– На каких уроках вам помогают числительные? (математика, Русский язык)
А я хочу вам показать, что не только на этих уроках вы встречаетесь с числительными, но и на других. Итак, отправляемся на уроки. Числительные идут с нами.
II. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА.
1. Домашнее задание – Блиц-опрос:
Цель: проверить знание теории.
- дать определение числительного.
- на какие две группы делятся числительные?
- чем отличаются простые числительные от составных?
- назовите разряды количественных числительных.
- какие числительные склоняются, как существительные 3-его склонения?
- как склоняются составные количественные числительные?
- какие числительные имеют только две падежные формы?
- как склоняются дробные числительные?
- как склоняются порядковые числительные?
- в чём особенность склонения собирательных числительных?
- в каких числительных пишется Ь в середине?
- каким членом предложения может быть числительное?
2. Индивидуальная работа у доски:
1) синтаксический разбор предложения + морфологический разбор числит «три»
(Три девицы под окном пряли поздно вечерком.)
2.Работа в парах: склонение числительных.
I вариант: 93 рубля (сколько); II вариант: 93 год (какой)
– В чём отличие? I вариант – количественное числительное, II вариант – порядковое. У количественных числительных при склонении изменяются все слова, а у порядковых – только последнее.
Ребята, обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга выполненное задание. Сверьте с моими ответами. Поставьте оценки. Кому удалось выполнить эту работу без ошибок? А кому придется подучить эту орфограмму?
III. ПЕРЕМЕНА.
Прочитайте ребусы:
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Назовите литературные произведения, в заголовке которых есть числительные, и их авторов.
Ответ: А.Дюма "Три мушкетёра", С.Маршак "Двенадцать месяцев", Ж.Верн "Двадцать тысяч лье под водой" и др.
2. Сейчас я вам прочитаю стихотворение-ребус. А вы посчитайте, сколько числительных в этом стихотворении.
У простого сторожа Непросторный дом: Часто в нём стоножка Бродит под столом. Дорожит стоножка Чистотою ног | И столичной ваксой Чистит сто сапог. Вместо двух непросто Вычистить все сто, Сразу столько обуви Не носил никто! |
Ответ: три, сто (2 р.), двух
V. ПЕРЕМЕНА.
восстановите пословицы, в состав которых входят числительные
УРОК ФИЗКУЛЬТУРЫ.
Встаньте. Пот порядку номеров рассчитайтесь. (с первой парты) Запомните свой номер.
(затем учитель спрашивает у 3-4 учащихся, какой у него порядковый номер)
а) Числительные какого разряда вы использовали сейчас? Почему порядковые?
б) На каком уроке вы используете порядковые числительные? (физ-ра)
– На этом уроке вы можете расслабиться, подвигаться. Но, кроме того, я попрошу вас вспомнить первое правило правописания числительных – правило о мягком знаке. Я буду называть числительные: если мягкий знак стоит в середине числительного – поднимите правую руку вперёд, в конце – левую, если его в слове нет – обе руки поднимаем вверх.
Семьсот, одиннадцать, сорок;
шестнадцать, восемьдесят, двести;
девятьсот, девятнадцать, девяносто.
VI. УРОК МАТЕМАТИКИ.
- Подсчитайте результат и запишите примеры словами: (обозначить орфограммы)
47 + 15 = 189 – 33 = | 72 : 12 = 18 Х 10 = |
Ответ:
- К сорока семи прибавить пятнадцать – получится шестьдесят два.
- От ста восьмидесяти девяти отнять тридцать три – получится сто пятьдесят шесть.
- Семьдесят два разделить на двенадцать – будет шесть.
- Восемнадцать умножить на десять – будет сто восемьдесят.
VII. ПЕРЕМЕНА.
– Отгадайте загадки, в которых есть числительные:
1). У двух матерей по пяти сыновей, а имя одно всем. (Руки, пальцы.)
2). Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колёса.)
3. Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста.)
4). Тридцать два молотят, один поворачивает. (Зубы и язык.)
VIII. УРОК ИСТОРИИ.
– В древних летописях, сказаниях, легендах часто встречаются числительные. Постарайтесь услышать их и выписать вместе с теми существительными, к которым они относятся.
1). "Когда прошло четыре лета, пришёл Олег от Царьграда в Киев". (Четыре лета.)
2). "И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей". (Две тысячи кораблей, двенадцать гривен, сорок мужей.)
– Все ли слова были понятны?
Словарная работа (работа в группах):
Лето – 1) время года между весной и осенью; 2) год (устар.).
Муж – 1) женатый мужчина; 2) деятель на к.-н. общественном поприще (устар.).
Гривна – 1) монета достоинством в 10 копеек; 2) медная монета достоинством в 3 копейки (устар.); 3) первоначально – ожерелье или цепь, носившиеся на "гриве", т.е. на шее; основная денежная и весовая единица в Древней Руси, представляющая собой серебряный слиток весом около 200 граммов.
В каких значениях употреблены эти слова в представленных примерах?
рефлексия
Что удалось…
Над чем нужно поработать…
XIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
XIV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.
Книга мировых рекордов Гиннесса — один из самых авторитетных источников, способных подтвердить те или иные слова, разрешить тот или иной спор. Основной целью книги является достоверная информация о рекордных достижениях людей и животных, уникальных природных явлениях.
Книга была впервые опубликована в 1955 году по заказу ирландской пивоваренной компании «Гиннесс». Идея принадлежала Хью Биверу, которому в голову пришла мысль создать особенный источник информации для разрешения споров относительно рекордности того или иного явления.
Сначала книга походила на солидный справочник, но со временем в неё стали включаться также забавные и сомнительные достижения. За первые несколько месяцев было продано более 5000 экземпляров. А к 1956 году объём продаж превысил отметку 5 миллионов экземпляров.
«Книга рекордов Гиннесса» выходит на 37 языках мира, в том числе и на русском. В 1989 году появилось первое издание «Книги рекордов Гиннесса» на русском языке. В том же году был создан российский вариант Книги, получивший название «Книга рекордов России» и включающий в себя достижения россиян мирового и общенационального значения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повторение и обобщение по теме «Имя прилагательное » теоретические сведения о числительном как части речи, его морфологических признаках, роли в предложении; Сегодня на уроке мы должны обобщить правильно произносить и писать числительные; грамотно использовать числительные в своей речи. повторить, как
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА. Блиц-опрос Проверка домашнего задания
Падеж 93 рубля Именительный девяносто три рубля Родительный девяноста трёх рублей Дательный девяноста трём рублям Винительный девяносто три рубля Творительный девяноста тремя рублями Предложный о девяноста трёх рублях Падеж 93 год Именительный девяносто третий год Родительный девяноста третьего года Дательный девяноста третьему году Винительный девяносто третий год Творительный девяноста третьим годом Предложный о девяноста третьем годе «5»- 0 ошиб «4»- 1-2 ошиб «3»- 3-4 ошиб
Исправь и запиши в соответствии с нормами произношения . 1.С двоими певицами 2. Взять обоими руками 3. Прочитал около полтораста страниц 4. Дуб может жить около пятиста лет . 5. Гордимся шестидесяти пяти рекордами . 6. Посёлок расположен в шестьсот метрах от леса. 7. Первые микроскопы давали увеличение до двести семьдесят раз , а современные – до три тысячи шестьсот раз .
ПЕРЕМЕНА. 7 я о 5 100 л с 3 ж
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ. У простого сторожа Непросторный дом: Часто в нём стоножка Бродит под столом. Дорожит стоножка Чистотою ног И столичной ваксой Чистит сто сапог. Вместо двух непросто Вычистить все сто, Сразу столько обуви Не носил никто!
Восстанови пословицы. (?) в поле не воин. 2 . За (?) зайцами погонишься, ни (?) не поймаешь. 3.(?) (?) не ждут . 4. Грамота – (?) язык . О дин д вумя одного С емеро одного второй ПЕРЕМЕНА.
УРОК ФИЗКУЛЬТУРЫ .
УРОК МАТЕМАТИКИ. 47 + 15 = 189 – 33 = 72 : 12 = 18 Х 10 =
ПЕРЕМЕНА. 1). У двух матерей по пяти сыновей, а имя одно всем. 2). Четыре брата бегут, друг друга не догонят. 3). Сто одёжек и все без застёжек. 4). Тридцать два молотят, один поворачивает.
УРОК ИСТОРИИ 1). "Когда прошло четыре лета, пришёл Олег от Царьграда в Киев". 2). "И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение по теме "Имя числительное" в 6 классе.
Школьники учатся лучше, когда в процессе обучения они могут активно действовать, по заданию учителя работать с дополнительной литературой и интернет-ресурсами. В этом помогают продуманные индивидуальн...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Обобщение по теме "Имя числительное"
Данный урок представляет собой заочную экскурсию по Санкт-Петербургу. Путешествуя по городу, учащиеся повторяют основные правила, связанные с темой "Имя числительное"....
Урок - обобщение по теме "Имя числительное". Навстречу Универсиаде-2013
Предлагаемый вашему вниманию урок–обобщение по теме «Имя числительное», подготовлен предшествующим материалом. Исходя из особенностей класса и темы урока, обучающий аспект трие...
Приложение к уроку "Обобщение по теме: "Имя числительное". (Технология КСО при обобщении знаний по теме: "Имя числительное".)
Приложение к уроку по русскому языку: "Обобщение по теме: "Имя числительное". Представленный материал служит источником контроля знаний учащихся на уроке....
урок в 9 классе по теме: "Повторение и обобщение по теме "Имя числительное""
Цель: закрепление знаний о правописании числительных.Задачи:1. развивать орфографическую зоркостью, письменную речь;2. корректировать память, внима...
Урок русского языка в 6 классе на тему "Обобщение по теме "Имя числительное"
Цель:• Расширить знания по теме;• Развивать орфографическую зоркость;&bull...
Конспект урока по русскому языку на тему: Повторение и обобщение по теме « Имя числительное». 6класс
Обобщающий урок по теме " Имя числительное" На уроке можно будет повторить изученное об имени числительном, его правописание и склонение в письменной и устной речи, учащиеся смогут ана...