Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Сочинительные союзы"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Представлены технологическая карта урока и самоанализ урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologich._karta_uroka_7_klass_sochinitelnye_soyuzy.docx39.25 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О педагога -  Леконцева Ольга Николаевна                        Должность - учитель русского языка и литературы

Полное название ОО (с указанием муниципального образования) -  ______________________________________________________________

Предмет -  «Русский язык»  Класс - 7 Учебник (УМК, программа) - Программа по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы авторов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. (М.: Просвещение).

Тема урока -  «Сочинительные союзы».  Тип урока – изучение нового материала

Оборудование - классная доска, учебник русского языка,

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок - урок проводится в 7 классе. В классе обучается 11 человек с ОВЗ, из них два человека подготовлены к выводу в общеобразовательный  класс. 5 человек – дети с логопедическими нарушениями. В классе обучаются дети, которые затрудняются высказывать свое мнение, анализировать. В связи с этим нередко используем такую форму, как работа в группах, где сильные учащиеся помогают сформулировать и высказать определенную мысль слабым учащимся. Есть дети, которые требуют только индивидуальной работы, поэтому для них нужны другие формы взаимодействия. Большинство обучающихся в классе испытывают затруднения в обучении в связи неустойчивостью внимания: любая нестандартная ситуация на уроке приводит к тому, что они быстро отвлекаются и не могут сразу вернуться к работе. Зачастую не могут справиться с эмоциями, что затрудняет их образовательную деятельность.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

- обобщение и закрепление правил употребления сочинительных союзов в речи;

- формирование умения классифицировать сочинительные союзы, определять их роль

- умение применять изученный материал на практике.

Регулятивные

- понимание ценности собственного здоровья;

- целеполагание.

- умение выполнять работу с учетом физической нагрузки;

- умение работать самостоятельно;

- учение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что нужно узнать

Познавательные

- умение анализировать, сопоставлять;

- обогащение словарного запаса;

- осознание красоты русской речи;

- преобразование текста  в схему

- умение слышать художественное слово;

- расширение кругозора через тексты устного народного творчества и художественной литературы;

- умение выделить в тексте главное и составить алгоритм.

Коммуникативные

- развитие устной речи учащихся;

- обогащение словарного запаса.

- умение строить речевое высказывание с учетом чужого мнения;

-умение строить речевое высказывание с использованием активного и пассивного словарного запаса;

- умение составлять словосочетания с учетом лексической и грамматической связи

Личностные

- воспитание уважительного и доброжелательного отношения к окружающим через привитие навыков самостоятельной деятельности, формирование умения слушать и слышать друг друга, признавать право каждого на собственное мнение

- умение работать в группе, в паре;

- умение работать самостоятельно

Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы

обучения, формы учебного взаимодействия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап 

Оргмомент

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Диалог

   Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

    Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

   Умение настроиться на работу

Ориентировочный этап

Выход на тему, цель, учебные задачи

 

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Наблюдение, проблемная ситуация, подводящий диалог

Организует оформление тетрадей учащимися.

Предлагает выполнить синтаксический разбор предложения Терпение и труд всё перетрут.

Предлагает выполнить орфографический разбор слова в предложении с противительным союзом  Не одежда красит человека, а добрые дела. 

Организует диалог с обучающимися, в процессе которого совместно с учащимися ставятся цели и задачи на урок.

 Оформляют рабочие тетради.

Выполняют синтаксический разбор предложения с сочинительным союзом.

Выполняют орфографический разбор слова в предложении с противительным союзом.

Совместно с учителем формулируют цели и задачи урока, записывают в тетради тему урока.

   Совершенствование звукопроизношение

   Осознание роли труда в жизни человека

Осознание роли союза в речи

Повторение синтаксического разбора и  орфографического разбора

Подводящий диалог

Повторение ранее изученного материала

Беседа, наблюдение,  индивидуальная работа, работа с учителем

Задаёт наводящие вопросы о роли союзов в записанных предложениях:

- Какова роль союза И в предложении?

- Какова роль союза А во втором предложении?

- Что ещё мы знаем о сочинительных союзах?

Отвечают на вопросы учителя:

- Соединяет однородные подлежащие.

- С помощью союза А противопоставляются однородные члены предложения

- Сочинительные союзы связывают однородные члены и равноправные простые предложения в составе сложносочинённого предложения. Сочинительные союзы бывают простые и составные

    Формирование умения слушать и слышать друг друга, признавать право каждого на собственное мнение.

     Обобщение и закрепление правил правописания НЕ  с различными частями речи.

     Формирование умения систематизировать изученные правила.

Поисково-исследовательский этап

Актуализация знаний

Сравнение ранее полученных знаний, сделанного самостоятельно вывода с материалом учебника

Беседа, чтение вслух, работа с учебником, преобразование текста в схему

Задаёт вопрос:

- На какие разряды по значению можно разделить сочинительные союзы?

Предлагает проанализировать роль союзов в записанных предложениях

Предлагает составить схему «Разряды сочинительных союзов»

Задаёт вопрос:

- Это все сочинительные союзы?

Задаёт вопрос:

- Где мы можем узнать обо всех разрядах сочинительных союзов?

Предлагает ознакомиться с материалом учебника (параграф 58, стр.154) и дописать схему

Учащиеся могут ответить: «Простые и составные». Однако с помощью наводящих вопросов и анализа роли союзов в записанных предложениях приходят к выводу, что сочинительные союзы могут быть соединительными, противительными.

Записывают в схему разряды и примеры союзов.

Отвечают:

- Наверно, нет

Отвечают:

- В учебнике

Читают параграф, анализируют прочитанное, соотносят с написанным и дописывают схему.

Обобщение и закрепление знаний о роли союза.

Формирование умения систематизировать изученные правила.

Умение анализировать, сопоставлять

Систематизация полученных знаний

Игра «Правда – ложь»

Предлагает принять участие в игре «Правда – ложь»:

- Отметьте знаками «+» и «-» правильные и ложные ответы на данные утверждения (1. Союз – это служебная часть речи. 2 Союзы отвечают на вопросы. 3 Сочинительные союзы бывают простые и составные. 4. Не бывает подчинительных союзов. 5. Союз бывает любым членом предложения. 6. Союзы связывают однородные члены и простые предложения в составе сложных предложений. 7. Сочинительные союзы делятся на соединительные, разделительные и противительные).

Даёт задание проверить правильность ответов

Участвуют в игре «Правда – ложь», выбирая «+» и «-», заполняя столбцы таблицы

Проверяют правильность ответов

Умение анализировать, сопоставлять

Формирование умения систематизировать изученные правила

Работа с учебником

Формирование умения применять новые знания

Работа с учебником, выполнение упражнения №327

Предлагает прочитать задание к упражнению 327 и приступить к его выполнению.

Контролирует выполнение упражнения слабоуспевающими учащимися

Читают задание к упражнению 327, выполняют задание

Слабоуспевающие учащиеся могут испытывать затруднения при выполнении задания

     Обобщение и закрепление правил употребления союзов в речи.

   Формировать умение определять разряд союза по значению

   Формирование умения систематизировать изученные правила и применять данные правила на практике

Гимнастика для глаз

Снятие усталости с глаз

Гимнастика

- Несколько раз посмотреть вверх, вниз, вверх, вниз.

- Глаза вверх, прямо перед собой, вниз, прямо, вверх и т. д. Закрыть глаза.

- Несколько раз поочередно посмотреть направо, налево. Закрыть глаза.

- Посмотреть прямо, направо, прямо, налево и т.д. Закрыть глаза.

- Посмотреть вверх, в правый угол, вниз, в левый угол. Затем сменить направление.

- Медленно вращать глазами по кругу вправо, закрыть глаза; влево, закрыть глаза.

- Попеременно посмотреть на кончик своего носа, затем на предмет вдали.

- Попеременно посмотреть на кончик своего пальца, расположенного на расстоянии 30 – 35 см, затем на предмет вдали.

- Попеременно сосредоточить взгляд на каком-нибудь предмете (видеть его четкое изображение)

- Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.

Выполняют гимнастику для глаз под руководством учителя

    Понимание ценности собственного здоровья.

Практический этап

Контроль знаний (самостоятельная работа)

Умение применять изученные правила на практике

Конструирование предложений, работа в парах

Предлагает выполнить задание по конструированию предложений из определённого набора слов (слова записаны на дополнительной доске):

  1. Мягко, да, жёстко, стелет, спать
  2. Не, а, словам, по, делам, судят.
  3. Товарища, не, лучше, ищи, хуже, себя, а.
  4. Без, да, иголки, нитки, пошить, шубы, не.

Организует взаимопроверку, отвечает на возникшие вопросы

Составляют предложения (пословицы) из предложенного набора слов.

Проводят взаимопроверку в парах

    Обобщение и закрепление правил правописания НЕ с различными частями речи.

    Формирование умения систематизировать и применять изученные правила на практике.

    Формирование умения работать в парах

Работа с поэтическим текстом с использованием наглядного материала

Предлагает восстановить по памяти стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенние воды», найти в тексте сочинительные союзы, определить их разряды по значению.

На доске демонстрируются репродукции картин разных художников

Записывают текст стихотворения, определяют разряды сочинительных союзов по значению

Формирование умения систематизировать и применять изученные правила на практике

Рефлексивно-оценочный этап

Обеспечение позитивного настроя на получение знаний

Кроссенс,

работа в группах

      Обеспечивает положительную реакцию учащихся на уроки русского языка. Помогает учащимся сделать вывода:

 - Вот и заканчивается наш урок, давайте подведём итоги. Вспомните то, о чём говорили сегодня на уроке, и систематизируйте полученные знания о сочинительных союзах. Помогут вам в этом карточки «Кроссенс». Сделайте выводы, что у вас получилось.

Получают позитивный настрой от урока.

В группах работают с карточками, составляют связный текст.

Делают выводы

   Умение строить речевое высказывание с учетом чужого мнения

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Беседа

   Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению:

    - Мы поработали с вами со словом, словосочетанием, предложением в художественном тексте. А вот с научным текстом вам предстоит поработать дома. Открываем дневники, записываем д\з:

- найти в сети Интернет информацию об истории появления сочинительных союзов (1 ряд – союз И, 2 ряд – союз А, 3 ряд – союз ИЛИ) и подготовить сообщение

Записывают задание на дом, задают вопросы по выполнению д\з:

- найти в сети Интернет информацию об истории появления сочинительных союзов (1 ряд – союз И, 2 ряд – союз А, 3 ряд – союз ИЛИ) и подготовить сообщение

Дата:                                                                                                                                                Подпись педагога:

Самоанализ урока

Ф.И.О педагога -  Леконцева Ольга Николаевна                        Должность - учитель русского языка и литературы

Полное название ОО (с указанием муниципального образования) -  ______________________________________________________________

Предмет -  «Русский язык»  Класс - 7 Учебник (УМК, программа) - Программа по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы авторов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. (М.: Просвещение).

Тема урока -  «Сочинительные союзы».  Тип урока – изучение нового материала

Этапы урока

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Возможные риски

Коррекционная работа

Мотивационно-целевой этап 

Регулятивные, личностные УУД

Умение настроиться на работу

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

1. Нарушение дисциплины, кто-то из учащихся не может настроиться на работу.

2. Не у всех учащихся есть тетради, учебники, учебные принадлежности

1. Беседа, в ходе которой учитель настраивает учащегося  (ихся)  на работу.

2. Заранее проверить готовность и обеспечить всем необходимым.

Ориентировочный этап

Выход на тему, цель, учебные задачи

Коммуникативные, личностные УУД

Совершенствование звукопроизношение

Осознание роли труда в жизни человека

Осознание роли союза в речи

Повторение синтаксического разбора и  орфографического разбора

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

1. Отказ учащегося выполнять синтаксический разбор. Вызывает затруднение данный вид работы.

2. Ученики не могут сформулировать тему

3.Вызывает затруднение формулировка цели

4.Не могут сформулировать правило

5. Не могут нарисовать схему

6.Нет пары для проверки таблицы «Правда-ложь»

7.Не у всех есть учебник

7. Вызывает затруднение определение разряда сочинительного союза

8. Вызывает затруднение конструирование текста

9. Недостаточно времени для выполнения задания по поэтическому тексту

1. Совместное выполнение синтаксического разбора. Обратиться к опорным схемам и подсказкам на доске

2. Задать наводящие вопросы.

3.Написать на доске слова ПОВТОРИТЬ и НАУЧИТЬСЯ

4. Спросить сильного ученика

5. Спросить сильного ученика

6.Индивидуально проверить работу учащегося

7.Заранее проверить готовность к уроку.

7. Спросить сильного ученика, подсказка учителя

8. Подсказка учителя.

9. Выполнить задание на следующем уроке

 Подводящий диалог

Регулятивные, коммуникативные, предметные УУД

Формирование умения слушать и слышать друг друга, признавать право каждого на собственное мнение.

Обобщение и закрепление правил правописания НЕ  с различными частями речи.

     Формирование умения систематизировать изученные правила.

- умение формулировать собственное мнение

- умение применять правило на практике

Поисково-исследовательский этап

Актуализация знаний

Предметные, познавательные, коммуникативные УУД

     Обобщение и закрепление правил правописания не с различными частями речи.

   Формирование умения систематизировать изученные правила.

    Умение анализировать, сопоставлять.

-умение строить речевое высказывание с использованием активного и пассивного словарного запаса;

- умение перерабатывать информацию из текстового вида в схему

- формирование умений смыслового чтения

Работа с учебником

Предметные, регулятивные, познавательные УУД

Обобщение и закрепление правил употребления союзов в речи.

Формировать умение определять разряд союза по значению

Формирование умения систематизировать изученные правила и применять данные правила на практике

  - умение находить сочинительные союзы в тексте и определять их разряд  

Гимнастика для глаз

Регулятивные, личностные УУД

Понимание ценности собственного здоровья.

- умение выполнять работу с учетом физической нагрузки.

Практический этап

Контроль знаний (самостоятельная работа)

Предметные, регулятивные, познавательные  УУД

 Обобщение и закрепление правил правописания не с различными частями речи.

Формирование умения систематизировать изученные правила.

- умение работать самостоятельно;

- умение применять изученный материал на практике.

Предметные, регулятивные, познавательные  УУД

Формирование умения систематизировать изученные правила.

- умение применять изученный материал на практике.

Рефлексивно-оценочный этап

Регулятивные, коммуникативные, личностные

Умение строить речевое высказывание с учетом чужого мнения

- умение строить речевое высказывание с учетом чужого мнения

1.Не у всех учеников есть пара

2.Осталось мало времени

1. Индивидуальная работа с учебником или коррекция состава групп

2. Спросить только 1-2 человек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...