Урок русского языка в 5 классе по теме "Омонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок русского языка в пятом классе. Тема "Омонимы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

(ФГОС, русский язык, 5 класс)

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема урока:  Омонимы.

Место урока в системе урока по данной теме: первый

Цель деятельности учителя: создать условия для изучения и применения знаний об омонимах при работе с текстами, учебником и

словарем.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся формулируют определение, опираясь на имеющиеся знания, самостоятельно истолковывают слова, при затруднении пользуясь словарем. Находят омонимы в тексте, умеют отличать омонимы от многозначных слов.

Метапредметные: познавательные – определяют значение слова омоним, выстраивают логические суждения

Личностные: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного «знания и незнания»,

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу по теме, вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе

 его оценки, адекватно воспринимают оценку участников образовательного процесса.

Коммуникативные:  формулируют  собственное мнение и позицию, работая в паре и группе.

Методы обучения: проблемно-поисковый, словесный, практический.

Приемы развивающего обучения

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Образовательные ресурсы: 1. www.uroki.net/docrus.htm/– Сайт «Uroki.net». Для учителя русского языка и литературы: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков, презентации. 

2. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/15577/?/ – Русский язык. 

www.pedved.ucoz.ru/ – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику, студенту-филологу.

3. http://rus.1september.ru/ -  Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».

http://festival.1september.ru/subjects/8 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание русского языка

Оборудование, наглядность: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.

Сценарий урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный  момент

 Приветственное слово учителя:

Добрый день, дорогие ребята. Я очень рада встрече с вами. Прошу вас проверить, всё ли у вас готово к уроку? А теперь, давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Здорово! У всех прекрасное настроение, значит, пора за работу!

Отвечают на приветствие учителя.

Определяют свою готовность к уроку.

Оценивают своё эмоциональное состояние.

Включаются  в  деловой  ритм.

2  

  1. Актуализация знаний

2. Формулировка проблемы.

Работа со слайдом № 2 «Однозначные м многозначные слова»

Учащиеся читают по ролям рассказ Н. Сладкова « Овсянка».

Встретились две подруги: Оля и Надя. Надя и говорит:

- А у меня дома овсянка.

- Подумаешь,- сказала Оля,- у меня дома тоже овсянка.

 -Люблю я овсянку!- добавила Надя.

 -И я люблю!- сказала Оля.

- Она желтая, красивая такая!

- И  вкусная, особенно с молоком!

- Как это вкусная? Как это с молоком?

- Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком

- Да ты про что говоришь?

- Как это про что? Про овсянку!

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?

- Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!

- Не слыхала про такую, что ли? Айда ко мне  мою овсянку слушать!

- А потом ко мне мою овсянку кушать!

Учитель:

- Почему подруги долго не понимали друг друга? (ответы учащихся)

- Вы знаете, как называются такие слова?

(Учитель)

 Можно ли эти слова назвать многозначными?

Сделайте вывод и сравните с эталоном в учебнике (стр. 160).

- Составьте схему отличия многозначных слов от омонимов.

Дети читают рассказ, отвечают на заданные вопросы. Делают вывод и сравнивают с эталоном в учебнике.

Учащиеся в группах составляют схему, сравнивают с предложенной схемой на слайде

3

Введение в тему

Определение темы и целей урока.

Тема урока «ОМОНИМЫ»

Цель урока: узнать, что такое омонимы, находить их в тексте, уметь отличать омонимы от многозначных слов.

Формулируют тему и цели урока.

4.

Открытие нового знания

Прочитайте небольшие стихотворения 

Найдите омонимы, попробуйте их нарисовать.

Смотрит зайка косой,

как девчонка с косой

 за речною косой травы косит косой
Что обозначают слова-косой?
Зайка косой-............
Девчонка с косой-...........
Речная коса-..........
Косит косой-.........

 (Что нового узнали? Чему мы научились?  )

 Работа в группах.

Дети рисуют омонимы, рассказывают об омонимах, используя рисунки.

5.

Применение нового знания. Самостоятельная работа

  1. Найдите омонимы. Определите, какая пара лишняя? Почему?

горький лук – лук охотника;        

подземный ключ – ключ от входной двери;

кисть рябины – кисть для рисования:

шуба из норки – мышиные норки

  1. Разгадайте загадки, запишите ответы.

Загадка 1        

Право, я прическа – чудо!

Заплести меня не худо.

На лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом.

В воду я вдаюсь полоской –

Узкой, серенькой и плоской.

                   Загадка                                                                   

Я сборник карт; от ударения                          

Зависит два моих значения;

Захочешь – превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я.  

Загадка 3

Я травянистое растение

С цветком различного цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.  

Самостоятельная работа. Проверка по эталону

6.

Физкультминутка

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь – богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво;

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой «л» расставим ноги.

Точно в танце - руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки

Зарядку проводит учитель.

7.

Включение в систему знаний и повторения.

Работа со словарем. Как вы думаете, в каких словарях можно найти значения омонимов?

Обсуждают в группах виды словарей, называют их (толковый, словарь омонимов) определяют значение слов.

Обращают внимание на различное строение словарных статей, посвященных омонимам и многозначным словам

8.

Подведение итогов

Отличия омонимов от многозначных слов. Приём «Инсерт».

Чтение текста (раздаточный материал) и его анализ при помощи помет.

Работа по вопросам.

1. Какая информация была известна?

2. Что нового узнали?

3. Где появились вопросы?

5. Какие важные мысли отметили?

Учащиеся работают с текстом и делают пометы

«V» - уже знал

« + » - новое

«?» - не понял, есть вопросы.

9.

Домашнее задание

По выбору:

Упр.356;

Составить  мини-стихи с омонимами;

Найти в словаре омонимы, составить с ними предложения.

10.

Рефлексия

- Какие цели мы ставили на уроке? Удалось ли их достичь?

- Что вызвало затруднение?

- Понравилось ли вам, как вы работали на уроке?

Сегодня я узнал…

Сегодня я научился…

Для меня стало новым…

Для меня было трудно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...