Методическая разработка
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Шляхова Екатерина Валерьевна

Отбор методического дидактического материалов производился с учетом межпредметных связей ( русский язык+ литература+биология+музыка),  акцентирование на духовно-нравственное развитие школьников посредством включения данных материалов в структуру уроков.. Поисковые способы деятельности обучающихся  во многих видах работ определены системно-деятельностным подходом современного российского образования .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka.shlyahova_e.v._-_kopiya.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»

Муниципальный дистанционный педагогический конкурс  

«Мои инновации в образовании»

 Номинация. Методическая разработка

Тема. Средства и приёмы   развития  речи  в описании природы  на уроках русского языка в 6 классе.

учитель русского языка и литературы, классный руководитель

пгт.Кавалерово

2020 г.

Методическая разработка.

Средства и приёмы   развития  речи  в  описании природы  на уроках русского языка в 6 классе.

Предметная линиия учебников 5-9 кл. Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других.

Место уроков в КТП – Раздел «Имя прилагательное» § 56,  §60, §65.

1 четверть  - 9.10, 10.10 – подготовка к «Сочинению-описанию природы».

2 четверть:

27.10 – подготовка к «Сочинению – описанию по картине –пейзажу

06.11- подготовка к «Сочинению-описанию по картине-пейзажу».

           Аннотация.

           Данная система приемов, видов работы иллюстрирует поиск и выбор учителем   форм  взаимной  и индивидуальной деятельности обучающихся на уроках по развитию речи в среднем звене среднего общего образования.

           Отбор методического дидактического материалов производился с учетом межпредметных связей ( русский язык+ литература+биология+музыка),  акцентирование на духовно-нравственное развитие школьников посредством включения данных материалов в структуру уроков.. Поисковые способы деятельности обучающихся  во многих видах работ определены системно-деятельностным подходом современного российского образования ( ФГОС 2-го поколения). Использован региональный компонент – групповая работа о природе Приморского края, знакомство с художественным и публицистическим материалами о Приморье, авторов Приморского края.

            Методический материал будет полезен учителям русского языка и литературы средней общеобразовательной школы.

            Ориентирован на обучающихся 6-го класса средней общеобразовательной школы,  если класс объективно сильный, то есть возможность полностью / частично применять и в 5-ом классе на уроках развития речи.

             Цель:

             Формирование целостной картины мира, системы культурных ценностей человека через восприятие звучащего поэтического слова, технологию продуктивного чтения художественной литературы,  исследование лексических возможностей  морфологических средств русского языка ( части речи).

             Задачи:

1.Организовать деятельности обучающихся  по поиску,  систематизации и обработке актуальных знаний по русскому языку в блоке изучаемых тем.

2. Использовать приёмы, способствующие включению  школьников в самостоятельную деятельность, в которой они осуществляют алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач ,

3. Научить преобразовывать полученные знания по лексике, грамматике русского языка, применять их на практике.

4. Развить коммуникативные навыки у учащихся путем включения в активный словарный запас новых имен прилагательных на тему «Осень» (  дискуссии по теме, деловые игры).

5. Способствовать  умению регулировать свою учебную деятельность и общаться с одноклассниками и педагогом в процессе обучения.

Материалы к  двум урокам  – «Сочинение-описание природы» ( 9.10., 10.10.)

Так как урок по программе  входит  в  КТП 6 класса за 1 четверть ( осень), то материалы подобраны с учетом времени года.

Проблемно-диалогическая технология.

  1. Мотивационно-ориентированный этап.

Эпиграф к уроку – слова К.Г. Паустовского «Для всего, что существует  в природе: воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озёр, лугов  и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

Выразительное чтение стихотворения  И.Бунина «Костёр» учителем.

КОСТЕР

Ворох листьев сухих все сильней, веселей разгорается,
И трещит, и пылает костер.
Пышет пламя в лицо; теплый дым на ветру развевается,
Затянул весь лесной косогор.
Лес гудит на горе, низко гнутся березы ветвистые,
Меж стволами качается тень...
Блеском, шумом листвы наполняет леса золотистые
Этот солнечный ветреный день.
А в долине — затишье, светло от орешника яркого,
И по светлой долине лесной
Тянет гарью сухой от костра распаленного, жаркого,
Развевается дым голубой.
Камни, за́росли, рвы. Лучезарным теплом очарованный,
В полусне я лежу у куста...
Странно желтой листвой озарен этот дол заколдованный,
Эти лисьи, глухие места!
Ветер стоны несет... Не собаки ль вдали заливаются?
Не рога ли тоскуют, вопят?
А вершины шумят, а вершины скрипят и качаются,

Однотонно шумят и скрипят…

  1. Постановка  проблемы.

У: Ребята, как вы  думаете, какая тема объединяет эпиграф К.Г. Паустовского и стихотворение И.А. Бунина «Костер»?

Ответ класса ( осень)

У: Верно,ребята. Молодцы! А сейчас мы с вами подберём «осенние» слова, чтобы суметь образно выразить свои впечатления об осени.

У: Меня очень интересует, какая по –вашему мнению осень в Приморье?( учитель записывает на доске : 1.Осень.

                                      2. Осень в Приморье.

  1. Открытие новых знаний ( проект выхода из затруднений)

Составление на доске кластера по теме «Осень», используя приём «Дерево»  ( мой приём).
Описание: «Дерево» состоит из 30 ( 20- ярких  листьев различных осенних цветов,10 – зеленых), 6 ветвей, ствол дерева.  6 ветвей содержат определенный тип вопроса ( по методу «Ромашка» Блума) :

- простые вопросы;

- уточняющие;

- интерпретационные;

- творческие;

- оценочные;

-практические.

Классу поставлена задача  использовать в ответах имена прилагательные ( с понятием «Имя прилагательное» ученики знакомы).

20 листьев – имена  прилагательные, которые детям нужно соотнести с  вопросами-ветвями, прикрепляя  нужный листок к определенной ветви. Все элементы красочно оформлены,  выполнены из картона и цветной бумаги). На доске закреплен ствол дерева и ветви ( вопросы на ветвях с обратной стороны, как и на листьях – детям не видны, нужно перевернуть и на магниты прикрепить).Листья и зеленые, и  осенних оттенков закреплены на втором дереве.  Когда ученики выйдут к доске  после ответа на вопросы, то будут прикреплять сорванный лист с одного дерева на подходящую ветвь другого дерева.

3а. В результате примененного приема «Дерево» ученики готовы творчески  мыслить и употреблять в устной и письменной речи записанные, услышанные «осенние» слова.

У: Ребята, запишите в тетрадь имена прилагательные ( слова на листьях ) , благодаря которым мы смогли описать теплое сказочное время года, которое принято называть «золотой « порой. К тому же, приведите по 2-3 собственных примера  прилагательных, относящихся к осени.

Класс переписал, придумал. Опрос.

Словарная работа со словосочетанием «золотая» пора , метод ассоциаций. Учитель корректирует звучащие мнения ( если нужно), верное – записывает на доске, ученики записывают в тетради.

  1. Формирование и закрепление полученного опыта, решение проблемы.

У: Всё у нас получается, вы активно работаете, спасибо, но…мы так и не ответили на второй  вопрос нашего урока. Какой?

Класс: Осень в Приморье.

У: Верно, ребята. Поэтому, предлагаю вам интересный опыт творчества!

Групповая форма.

Разделимся на группы по 5 человек. ( дети делятся на группы, по 5 чел: первая парта поворачивается лицом ко 2 парте+1 ученик со своим стулом присаживается к остальным участникам) Каждой группе выдается по ½ ватмана , по 2 листа А4, фломастеры,  цветные карандаши и мелки ученики принесли с собой , т.к. заранее накануне были предупреждены учителем.

У: Вам предстоит увлекательная работа  - ответ на  второй вопрос урока «Какая осень в Приморье»? Для ответа на этот вопрос предлагаю вам выдержки из статей журнала «Юный натуралист», фрагменты текстов об осени Т.Горовой .Ваша задача – проанализировать тексты ( используют технологию продуктивного чтения), сравнить осеннее описание природы  на западе России с  природой Приморского края, выявив отличие и сходство ,  составить совместно и записать  собственный текст каждой группе, используя имена прилагательные. Ватман  используется для художественной иллюстрации текста. Таким образом, в группе самостоятельно распределяются роли, в этом случае учителю не стоит ограничивать учеников в присвоении ролей. Т.к. перед группами стоит комплекс вопросов  и ограничение по времени выполнения ( 20 минут), то каждый в группе будет задействован.

4а. Демонстрация материалов каждой группой. (15 мин)

  1. Технология оценивания. ( 10 мин).В конце урока учитель предлагает каждому в группе оценить работу друг друга от 0-5. Для этого учитель  на доске , пока ученики выполняли задание в группах, на доске написал информацию о группах, участниках, в виде таблицы. Каждый выходит  и ставит отметку напротив фамилии и имени участника своей группы. Проводится анализ и корректировка. Учитель , наблюдая за учебным и творческим процессом в группе, делает выводы и ставит оценку за урок  сообразно и своему выводу, и с учетом мнения участников групп.
  2. Домашнее задание. Творческое на выбор: составить презентацию по теме, написать  сочинение, возможно стихотворение, эссе. Форму эссе  учитель прикрепит после урока в виде файла в АИС «Сетевой город» для всего класса.

Материалы ко 2 уроку -  «Сочинению-описанию природы» (27.10)

1. Мотивационно-ориентированный этап.

Музыкальное вступление ( полностью или фрагмент)  – начало урока. На выбор:

Тамара Миансарова «Пламя осени»

Виталий Соломин «Золотые шары»

Жан Татлян «Осенний свет»

Татьяна Рузавина и Сергей Таюшев «Осенняя мелодия»

2. Постановка  проблемы.

У: Сколько мнений после прослушивания музыкальной композиции? Какая тема урока? Какая цель урока? Как вы думаете, какими способами будем действовать?

Дети предлагают свои варианты.

У: Зачем нам это надо? Сформулируйте проблему исходя из уточненных мнений. Как будем действовать дальше?

Ребята без труда формулируют тему и цели урока, которую, впоследствии уточнив,  записываем на доску. ( Варианты: Осень. Осенние краски. Чувства человека осенью.)

3.        Открытие новых знаний ( проект выхода из затруднений)

Учащимся предлагается  текст «Рябина», выведенный на экран видеопректором.

Рябина

Осенью, когда похолодает, и река светла до дна, и лесные опушки просвечивают насквозь, и на мокрой от росы траве посверкивает паутина, и в ясном, прозрачном воздухе носятся стаи молодых уток. Вдруг из всех перелесков выдвигаются на передний план нарядные, увешанные гроздьями рябины: вот они мы, не проглядите, дескать, не пренебрегайте нашей ягодой, мы щедрые! Ветерок их оглаживает, ерошит сверху донизу, и птицы на каждой ветке жируют, перелетая, как из гостей в гости, с одной золотой вершины на другую, а они стоят себе, чуть покачиваясь, и любуются сами собой.

Хлынет дождь — и засверкает весь речной берег. Стекает вода с рябиновых кистей, капелька за капелькой, ягоды красные, и капли красные. Где висела одна ягода, сейчас их две, и обе живые. Чем больше дождя, тем больше ягод в лесу.

Всё, конечно, может примелькаться, ко всему со временем привыкаешь, но такое не заметить трудно. Вскинешь голову и неожиданно для себя, как после долгой отлучки, увидишь всю эту красоту в удивительно чистом, завораживающем сиянии. Увидишь, как в первый раз, всё заново и радуешься за себя, что увидел. Ни наяву, ни во сне этого забыть никогда нельзя. Вот она какая, наша рябина!

                                                                                                                По  А. Яшину

Также на доске записан на доске отрывок из стихотворения.

Над плотным стареющим тыном

Всю ночь – от зари до зари-

Багряные гроздья рябины

Качаются, как снегири.

                       (Б.Костров.)

Задача перед учащимися – прочитать тексты, передать содержание 1-го прозаического текста тремя предложениями, записав их в тетради. И устно сравнить 2 текста между собой. Отдельно  выпишем  словосочетания имя сущ.+имя прилагат.,  мест.+имя прилагательное, отметив синтаксическую роль и падеж имен прилагательных.

3а. Прослушали мнения, мини-тексты учащихся, на доске 2 ученика выписали по 1 примеру словосочетаний, разобрали их.

4. Формирование и закрепление полученного опыта, решение проблемы.

 ( 20 мин. Выполнение , 7 мин. проверка)

У: Ребята, а в Кавалерово растет рябина? (Да.) У меня предложение к вам. Возможно ли нам с вами оказаться поэтами или писателями,  написав красивое стихотворение или сочинение-миниатюру  о красках осени и рябине?(Да!)

На  доске учителем записаны строки из стихотворений.

У: Вы можете по желанию продолжить стихотворение, взяв за основу первую строчку, или написать сочинение-миниатюру, используя одну из строк:

«Под солнцем рябины горят…»

«В саду горит костер рябины красной» ( С.Есенин.)

«Рощи вспыхнули вдали» (М. Исаковский.)

5. Технология оценивания. Учитель предлагает классу самооценку работы на уроке по шкале от 0-5 баллов ( с записью в тетради и по желанию озвучивание результата).При проверке тетрадей учитель сравнит оценку ученика своих достижений с фактической качественной результативностью письменной работы. Для оценивания результативности сформированности, развития коммуникативных УУД  использую таблицу ( Приложение 1).

6.        Домашнее задание.  По желанию – разноуровневые  задания.


Библиографический список

Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Режим доступа:[http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf]

Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам.  Под  общей редакцией М. К. Колковой. - СПб.: КАРО, 2007. - 288 с.

Минимакс/ Большой энциклопедический политехнический словарь. 2004.

Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39.

Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 — № 4.


Приложение 1

Оценка успешности освоения и применения УУД
Класс 6 в                                                                                          Дата _________________

Предмет ____________________________________

Учитель_____________________________________

Коммуникативные действия

ФИО

обучающегося

Умение выстраивать речь

Умениеслушать,воспринимать информацию

Умение строить диалог

Умение сополагать информацию

Умение критично отнестись к информации

Умение уважать мнение окружающих

Умение выстраивать аргументы

Умение отстаивать свою позицию

Умение строить поведение в конфликте

Умение договариваться в группе

Умение принимать на себя ответственность

Умение оказывать и принимать помощь

Умение меняться ролями

Умение адекватно оценивать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...