Урок русского языка в 6 классе по теме "Переходные и непереходные глаголы".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок "открытия" новых знаний: первичное знакомство обучающихся с переходными и непереходными глаголами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx17.97 КБ
Файл stroitel.pptx1.47 МБ

Предварительный просмотр:

Переходные и непереходные глаголы.

Цели:

- познакомить учащихся с переходными и непереходными глаголами;

- закрепить умения отличать переходные глаголы от непереходных;

- воспитывать любовь и уважение к профессиям;

- коррекция памяти через разнообразие упражнений

Ход урока.

1. Орг.момент.

Здравствуйте, ребята. Прошу садиться. Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним признаком глагола – переходность-непереходность. Цель нашего урока – научиться отличать переходные глаголы от непереходных. Но а сначала мы проверим домашнюю работу. Откройте, пожалуйста, ваши тетради.

Параллельно один ученик будет работать у доски. Нужно вставить окончания глаголов и определить их спряжение. Кто желает?

Тропинка продолжа..тся –

Опять в траве теря..тся,

Опять в овраг спуска..тся,

Бежит через мосток,

И в поле выбира..тся,

И в поле вдруг конча..тся  -

В родник большой влива..тся,

Как в реку ручеёк.

А мы по цепочке проверяем домашнее задание.

Ученик у доски уже готов. Давайте его выслушаем.

- Скажите, ребята, что мы повторили с вами на этом этапе урока.

Тетради с домашней работой сдаем. Открываем полученные тетради, посмотрите оценки. У вас есть вопросы?

Если вопросов нет, записываем число и тему нашего урока.

2. Чтение стихотворения.

Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы мне ответьте на вопрос: о чем оно?

На улице дождь непрерывный,

А дома тепло и светло.

И можно на бурые ливни

Спокойно смотреть сквозь стекло.

Тут можно укрыться от зноя,

Спастись от морозного дня.

В хорошее место родное –

Домой так и тянет меня. (А Барто)

- Итак, о чем это стихотворение?

Действительно, хорошо, когда у человека есть крепкая семья, дом, где тебя любят и понимают, где тебя всегда выслушают, поймут, простят и помогут.

3. Изучение нового материала.

Каждому из нас очень важно, какие отношения в семье, но еще хочется, чтобы наш дом был просторным, светлым, уютным. Большой красивый дом будет цениться во все времена, поэтому профессия строителя никогда не устареет. Что же делает строитель?

Посмотрите, пожалуйста, на доску и скажите, какие словосочетания связаны со строительством. Давайте запишем эти словосочетания в тетрадь и разберем их:

Помогать ему;

Разговаривать с другом;

Приваривать деталь;

Подавать инструмент;

Покупать краску;

Руководить коллективом.

Определите в этих словосочетаниях главное слово и в каком падеже стоит зависимое.

Если действие глагола направлено прямо на предмет, название которого стоит в В.п. без предлога, то этот глагол называется переходный. А вот у непереходных глаголов действие не переходит прямо на предмет. От непереходных глаголов мы можем задать любые вопросы, кроме вопросов КОГО? ЧТО?, т.е.кроме вопросов В.п. без предлога.

Например, помогать (что?)…а ничего, просто помогать и все.

Итак, подведем итог:

Глагол будет переходным, если…

Глагол будет непереходным, если…(ответы учеников)

4. Физ.минутка.

Мы читали, мы писали,

Наши плечики устали.

Чтобы плечики размять,

Надо ручками махать. (руки вверх-вниз)

А теперь давайте, братцы,

За учебу приниматься!

5. Работа с правилом в учебнике.

Теперь откройте учебники (стр.199) и прочитайте правило вслух. Скажите, что еще мы не сказали? Прочитайте правило еще раз и перескажите его своими словами.

6. Работа со слайдами.

Давайте дополним предложения и посмотрим, какие виды работ выполняет строитель.

Определите, пожалуйста, переходными или непереходными являются глаголы.

Итак, что мы сейчас закрепили?

7. Работа со словарными словами.

А теперь мы познакомимся с новыми словарными словами. А какими, вы мне скажите сами, после того как отгадаете загадку.

Стены он ровняет, красит,

Ведь ремонт квартиру красит.

Маляр

Штукатур (слова записаны на доске)

Запишите эти слова в тетрадь и составьте по одному предложению с каждым из них. Почитайте предложения вслух.

Итак, что мы делали на этом этапе урока?

8. Офтальмонологическая  минутка.

9. Закрепление материала.

По цепочке записываем словосочетания у доски , определяем, переходный глагол или непереходный. (Одновременно один ученик работает по индивидуальной карточке)

Белить потолок, защитить землю, гордиться победой, мириться с другом, лечить больного, написать картину, разносить газеты, остановить трамвай, взять пилу, не увидел ошибки, считать минуты.

Сделаем морфемный разбор слова: разносить.

Итак, что мы сейчас с вами закрепляли?

Ребята, назовите словосочетания, которые относятся к профессиям, к каким профессиям они относятся?

А теперь назовите среди этих профессий самую важную на ваш взгляд. Почему нет такой? В подтверждение хочу процитировать слова В.Маяковского:

Книгу переворошив,

Намотай себе на ус –

Все работы хороши,

Выбирай на вкус.

10. Синтаксический разбор предложения.

Мы переходим к следующему заданию – это синтаксический разбор. Один ученик работает у доски:

Редактор правит чужую статью.

Определите переходность – непереходность глагола. Что мы с вами повторили?

11. Конструирование.

Составьте простое распространенное предложение с названием той профессии, которая вам ближе всего. Определите у глаголов переходность – непереходность.

Фотограф, юрист, врач, переводчик, летчик, парикмахер, продавец, водитель, повар.  (на доске картинки с представителями данных профессий)

12. Интересные факты.

Это очень важные и, одновременно, известные профессии. Но мир не стоит на месте, и сейчас появляются необычные профессии, список которых постоянно пополняется.

Например, есть такие профессии, как переворачиватели пингвинов или тестировщики водных горок.

13. Тест.

На доске записаны глаголы, ваша задача в тетрадь записать только пять букв (П или Н)

Остановить

Гордиться

Стучать

Поднимать

Продавать

Самопроверка. Учитель пишет на доске правильные ответы.(Ответ: ПННПП)

14. Итог.

- Что мы сегодня на уроке узнали нового?

- Что сегодня повторили?

И еще один вывод вы мне сделаете, когда я вам прочитаю стихотворение. Послушайте, пожалуйста:

На стройке ль ты прилаживаешь камень, -

Приладь его навек.

Чтобы твоими умными руками

Гордился человек.

Растишь ли сад, где вечный голод плакал,

Идешь ли на поля, - работай так,

Чтоб от плодов твоих и злаков

Ломилась вся земля!

(ответы учащихся)

15. Д/з: стр.199 правило, упр.475

Инд.: упр.по карточке.

16. Выставление и комментирование оценок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА: ПЕРЕХОДНЫЕ и НЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ.

Слайд 2

Задание: Составить словосочетания, определить переходность- непереходность глаголов. О каких профессиях идет речь?

Слайд 3

строит …

Слайд 4

кладёт …

Слайд 5

штукатурит …

Слайд 6

белят …

Слайд 7

настилает … прибивает …

Слайд 8

измеряет …

Слайд 9

клеит …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...

урок русского языка 5 класс на тему: "Наклонение глагола"

ема: Наклонение глаголаЦель: формировать навык распознавания наклонения глагола.Задачи урока через планируемые результаты:Личностные: Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельнос...

Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»

Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...

Урок русского языка на тему: "Причастие как особая форма глагола", 6 класс

Урок изучения нового материала по данной теме составлен с учетом требований ФГОС. Дана технологическая карта урока с примерной разбивкой по минутам, в которой расписаны виды деятельности на каждом эта...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...