"Склонение имен существительных" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Собко Дарья Александровна

Конспект урока русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobko_da_konspekt_uroka_1.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: Д.А. Собко

Учитель русского языка

Филиал МОУ СОШ№31

Конспект урока русского языка (6 класс) "Склонение имён существительных"

Тема урока: Склонение имен существительных

Тип урока: комбинированный

Цель: определить склонение имен существительных и выяснить для чего это нужно

Технологии урокапроблемно-диалогическая, педагогика сотрудничества

Формы организации деятельности: фронтальная, в парах, индивидуальная работа

Опорные понятия: морфологические признаки имен существительных

Основное понятие: склонение

Образовательные ресурсы: учебник « Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. : Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Издательство «Просвещение»

Задачи:

  • уметь образовывать падежные формы и согласовывать их;
  • определять тип склонения;
  • применять данные знания и умения в речи письменной и устной;
  • развивать умение самоконтроля  и самооценки.

Прогнозируемые результаты:

Предметные

  • понимать, что такое склонение
  • знать морфологические признаки, от которых зависит тип склонения;
  • уметь определять тип склонения
  • составлять предложения со словами в соответствии с заданной речевой ситуацией

Метопредметные:

регулятивные

  • осуществлять целеполагание, анализ, синтез, сравнение.
  • осуществлять  самопроверку и взаимопроверку;

познавательные

  • анализировать языковые явления, классифицировать и делать выводы, строить рассуждение по образцу;

коммуникативные

  • продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и учителем;

личностные

  • осуществлять целеполагание;
  • стремиться к личностному самоопределению;
  • стремиться к обогащению собственной речи, совершенствованию норм.
  • .воспитание устойчивого интереса к родному языку

Оборудование: презентация, ноутбук, проектор, алгоритм, карточки с заданиями для работы

Методы организации деятельности : интерактивные, работа с алгоритмом.

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте ребята! Меня зовут – Дарья Александровна, я буду вести у вас урок русского языка.

  1. Актуализация необходимых знаний

На партах у вас лежит небольшой текст, давайте с ним ознакомимся. Я вам его сейчас прочитаю, а вы внимательно следите по тексту.

Текст

(1)Однажды во время сильной грозы в пассажирское судно, находящееся в Атлантическом океане, попала молния. (2)На корабле начался пожар. (3)Пассажиров охватила паника. (4)Все бросились на палубу, каждому хотелось первому сесть в спасательную шлюпку.

(5)Выскочившая из каюты маленькая дочь капитана в недоумении смотрела на обезумевшую толпу. (6)Она никак не могла понять, почему эти люди так неистовствуют. (7)Она громко и спокойно сказала: «Да успокойтесь же! Папа уже туда отправился и начал тушить огонь!»

(8)Огонь ведь можно потушить. (9)О такой возможности никто даже и не подумал. (10)Все готовились бежать с корабля. (11)Только слова ребёнка заставили взрослых опомниться и бежать тушить пожар, с которым экипажу вряд ли удалось бы справиться. (12)Но помощь сотни добровольных рук значительно облегчила это трудное дело. (13)Спокойная уверенность маленькой девочки совершила настоящее чудо.

- О чем говорится в тексте? (о пожаре, о спасении, о девочке)

- Какое название мы можем подобрать? (Пожар, Настоящее чудо, Слова девочки)

-Какова основная мысль текста?

- А теперь подумайте, в каком предложении выражена основная мысль текста? (13)

- Давайте запишем это предложение в тетрадь. Записали число, классная работа.

Спокойная уверенность маленькой девочки совершила настоящее чудо.

  1. Мотивация познавательной деятельности

А теперь найдите из этого предложения слова по морфологическим признакам.

1)слово в единственном числе, среднего рода, неодушевленное, нарицательное, ЧУДО)

2)слово в единственном числе, женского рода, неодушевленное, нарицательное, (УВЕРЕННОСТЬ)

3) слово в единственном числе, женского рода, одушевленное, нарицательное. (ДЕВОЧКИ)

-  Что объединяет все эти слова? (Это имена существительные)

-А какого морфологического признака имени существительного тут нет? (склонение)

- Правильно! Кто сможет назвать тему сегодняшнего урока?

- Мы будем повторять Склонение имен существительных.

-Давайте мы с вами вместе обозначим цель урока: определить склонение имён существительных и для чего это надо знать.

  1. Организация познавательной деятельности

- Что такое склонение?

-Изменение имен существительных по падежам и числам называется склонением.

Склонение каких имен существительных  из предложения (13) мы можем  точно/ верно определить с первого взгляда?  (уверенность). А почему?( оно ед. числа в И.П.)

-Давайте мы с вами вместе еще раз вернемся к цели урока: определить склонение имён существительных и для чего это надо знать

- Переверните ваш листочек с текстом, там вам предложено задание. Давайте рассмотрим его.

Что у нас в первой колонке? (название падежей)

А что во второй? (вопросы падежей)

Соответствуют ли вопросы падежам? Давайте исправим это с вами. Соедините стрелочками падежи и вопросы.

Соедините название падежей с падежными вопросами

 Именительный

О ком? О чем?

Родительный

 Кому? Чему?

Дательный

Кто? Что?

Винительный

Кем? Чем?

Творительный

Кого? Чего?

Предложный

Кого? Что?

Обменяйтесь листочками с соседом по парте, проверим друг друга.

- Давайте просклоняем по падежам наше слово УВЕРЕННОСТЬ. Не забываем выделять окончание. Проверяем, Называем вопросы и окончания. Что произошло, что изменилось? Изменилось окончание. А какой род у нашего слова?

Давайте теперь просклоняем слово ЧУДО. Выделяем окончание. Проверяем.  В каком оно у нас падеже? (В.П.) ПОЧЕМУ?  А какого рода?

В каком числе у нас слово «девочки»? А какого падежа?  Давайте просклоняем и узнаем. Просклоняйте! Какого оно рода?

Вернемся к цели урока! Нам нужно определить склонение имен существительных и узнать для чего вы это делаем. Мы с вами определили род и выделили окончания у слов. Можем ли мы теперь определить склонение? Отлично, какие у нас склонения у слов?

И.П.

 УВЕРЕННОСТЬ

ДЕВОЧКА

ЧУДО

Р.П.

УВЕРЕННОСТИ

ДЕВОЧКИ

ЧУДА

Д.П.

УВЕРЕННОСТИ

ДЕВОЧКЕ

ЧУДУ

В.П.

УВЕРЕННОСТЬ

ДЕВОЧКУ

ЧУДО

Т. П.

УВЕРЕННОСТЬЮ

ДЕВОЧКОЙ

ЧУДОМ

П.П.

О УВЕРЕННОСТИ

О ДЕВОЧКЕ

О ЧУДЕ

С помощью чего вы можем определить склонение имен прилагательных? С помощью рода и окончания.

Существительные бывают I, II и III склонения.

  1. Формирование умений и навыков

(вывешиваю таблицу склонений)

В Именительном падеже

  • к I склонению относятся сущ.  мужского и женского рода с окончаниями -а, -я.
  • ко II склонению относятся сущ.  мужского рода с нулевым окончанием и  среднего рода с окончаниями -о, -е.
  • к III склонению относятся сущ.  женского рода с ь на конце

Схема на доске.

Физминутка

Встаньте пожалуйста.

На экране будут появляться слова. А то слово, которое лишнее, вы должны указать на него двумя руками.

 Парта, учитель, пенал, рюкзак

Окно, стена, книга, ручка

Пол, пенал, тетрадь, ученик

Девочка, карандаш, мальчик, стул

Потолок, дневник, учебник, дверь

Бумага, доска, стена, учитель

Стол, лампа, мел, стул

Для чего повторили? Вспоминаем цель урока.

  1. Работа по теме урока

Ребята, давайте мы с вами проговорим алгоритм определения имен существительных

         1.  Поставь существительное в И.п.

                                         /пурга, снег, метель/

         2.  Определи род

                       /пурга – ж.р., снег – м.р., метель – ж.р./

         3.  Найди окончание

                     /пург– ж.р., снег     – м.р., метель     – ж.р./

        4.  По роду и окончанию сделайте вывод к какому склонению относится слово

                   / пурга – ж.р., 1скл., снег – м.р., 2 скл., метель – ж.р., 3 скл./

Предлагаю вам выполнить еще одно задание. Возьмите вторую карточку. Давайте внимательно ее рассмотрим. На карточке имена существительные. Давайте выпишем в тетрадь те слова, в которых мы с легкостью и без помощи алгоритма можем определить склонение.

От улыбки, дом, молодёжь, деревней, в окно, дичь, берёза,  о Родине,  в школу,  в марте,  цветок,  товарищ, ключ,   ночью,   в тетради,   дочь,   радость,  на кормушке, у снегиря, с крольчихой,  за березу,  под червяком,  у беглеца,  на цепи,  на цепочке,  на поле,  перед окном.

А теперь выпишем те слова, где нам понадобиться алгоритм. Определите склонение.

А теперь давайте составим устно предложения со словами из упраени

                                       IV. Подведение итогов

Давайте с вами повторим все. Что такое склонение? Какие слова относятся к 1,2,3 склонениям?

А теперь вернемся к нашему предложению.

Спокойная уверенность маленькой девочки совершила настоящее чудо.

Ребята, поднимите руки те, кто может со спокойной уверенностью сказать, для чего нам нужно определять склонение, кто научился определять склонение. Я тоже поднимаю руку, ведь и во мне есть такая уверенность. Спасибо вам за урок, дорогие друзья, мы с вами совершили настоящее чудо. Всего хорошего!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 10 классе на тему: "Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных"

План-конспект и презентация  к уроку русского языка в 10 классе (по учебнику В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко "Русский язык" 10-11 классы)...

Урок письма. 6 класс.Тема: Склонение имен прилагательных множественного числа. Упражнения по закреплению.

Конспект урока включает в себя упражнения по закреплению темы "Склонение имен прилагательных множественного числа".Данный урок был одобрен методическим обединением школы и может быть полезен начинающи...

Урок письма и развития речи в 6-м классе по теме "Три склонения имен существительных"

Цели: познакомить учащихся с тремя склонениями имен существительных;формировать умение определять склонение по роду и начальной форме;воспитывать интерес к русскому языку, любовь к поэзии....

5 класс, школа VIII вида, тема:"Третье склонение имен существительных".

Урок по программе русского языка в 5 классе коррекционной школы VIII вида....

урок в 9 классе "Склонение имен существительных"

Цель: сформировать у детей представления о понятии «склонение»; Задачи: Познакомить учащихся с распределением существительных по трем типам склонения; закрепление знаний об изменении имен существи...

Урок русского языка по теме "Склонение имен существительных" 5 класс

Урок обобщения по теме "Склонение имен существительных".  Работа по теме идет с опорой на понятия "положительные " и "отрицательные" качества характера человека...

Кроссворд на уроке письма и чтения в 5 классе школы VIII вида "1 и 2 склонение имен существительных "

Учащимся 5-х классов очень нравятся игровые моменты на уроках, которые направлены на удовлетворение детской любознательности, расширения кругозора и стимулируют интерес к учению. На уроке применяются ...