Сложное предложение с несколькими придаточными
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Гурьянова Оксана Николаевна

Данный урок рекомендован для учащихся 9 классов. На этапе новых знаний и и их практического применения используется материал с устного собеседования по русскому языку (текст о Докторе Лизе).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass.docx1000.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель

Углубить знания о сложноподчинённом предложении; развивать навыки владения структурой сложного предложения, в том числе сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными, определять способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному; правильно ставить знаки препинания в указанных предложениях.

Планируемые образовательные результаты

Образовательные: знать и уметь определять виды подчинительной связи в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, составлять схемы сложноподчинённых предложений;

Развивающие: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

Воспитывающие: продолжить формирования привычки к труду, самостоятельному усвоению материала; умению работать в паре, оценивать работу одноклассника; обогащать словарь учащихся лексикой нравственной тематики; вызвать учащихся на размышления о направленности личности.

Методы и формы

Деятельностно-практический метод, индивидуальный, групповой, фронтальный

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, проектор

Наглядность

презентация по теме урока

Основные термины и понятия

Сложноподчинённое предложение, главное, придаточное

Организационная структура

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

УУД

Мотивация к учебной деятельности

Мотивационная подготовка к усвоению материала

Организует самоопределение учащихся к учебной деятельности «Я готов к уроку»

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем

Фронтальная

Л: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания;

П: понимать познавательную задачу;

Р: планируют необходимые действия

Актуализация и пробное учебное действие

Восприятие ранее изученного; установление преемственных связей

Выразительно читают текст о Елизавете Глинке

- Что вы узнали о Елизавете Петровне Глинке?

- Чем она заслужила уважение людей?

- Какими наградами отмечена её благотворительная и общественная деятельность?

Перескажите текст, включив в него высказывание:

- Из 3 абзаца выпишите сложное предложение, определите вид, постройте схему

Индивидуальная

Р: принимать и сохраняют учебную задачу

Выявление места и причины затруднения

Чтение предложения

Я увидел, как Доктор Лиза медленно подходила к детям, как приветливо улыбались её глаза.

- найдите грамматические основы;

- по наличию грамматических основ предложение простое или сложное?

- определите вид сложноподчинённого предложения

Отвечают на вопросы;

Подчёркивают грамматические основы

Строят схему предложения

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/534309/1.jpg

Фронтальная

П: осуществлять актуализацию полученных знаний, строить логические цепочки рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, делать выводы.

Р: принимать учебную цель, определять её, уметь слушать, дополнять, уточнять, осознавать недостаточность своих знаний для полных ответов.

К:организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, слушать и выражать свои мысли, правильно выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической речью, оформлять свои мысли в устной форме, приводить аргументы, подтверждать свою позицию.

Л: понимать значение и смысл обучения, отстаивать свою позицию.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности

-Комплексный анализ текста:

  1. Определите тему и основную мысль текста; озаглавьте.
  2. Выпишите предложение (я) с несколькими придаточными, расставьте пропущенные знаки препинания, вставьте пропущенные орфограммы, объясните их написание.

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися

Формулируют цель урока совместно с учителем

1. М..л..сердие приветливость доброта делают человека красивым.

2. Когда видишь человека лицо которого искаж..но злобой понима..ш.. как оно безобразно.

3. Дело в том что злая реакция на окружающих это признак душевной и духовной слабости который говорит о (не)способности и (не)умении жить.

4. Что(бы) (не)обеднять свою жизнь что(бы) быть счастливым человек должен уметь понимать другого.

Г

П: осуществлять поиск необходимой информации, строить логические цепочки рассуждений, наблюдать, сравнивать, анализировать, синтезировать, классифицировать, осуществлять исследовательскую деятельность.

Р: ставить новые учебные цели и задачи (целеполагание), принимать учебную цель, уметь слушать, выдвигать версии; вносить коррективы в действие после его завершения, замечать допущенные ошибки; осуществлять пошаговый и итоговый контроль, успешно использовать его в решении учебной задачи.

К: организовывать учебное взаимодействие, осуществлять совместную работу в парах, рассуждать, уметь выражать и обосновывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной форме, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Л: отстаивать свою позицию, оценивать усваиваемое содержание, понимать значение и смысл обучения, адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Первичное закрепление

Систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике

-Работа в группах:

 - Запишите предложение.

 - Постройте  схему.

- Разберите предложение синтаксически.

1. Когда наш вертолёт приземлился, мы увидели, что из деревни бросились к  нам бежать женщины и дети.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/534309/2.jpg

2. Долго было слышно, как Доктор Лиза шагала туда, где звали её на помощь.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/534309/3.jpg

3. В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустела кровать под больным, которого сегодня достали из-под обломков здания.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/534309/4.jpg

-формулируют собственные мысли,

- высказывают и обосновывают свою точку зрения;

-совместно делают выводы,

-разбирают  предложение синтаксически.

Групповая

Включение в систему знаний на повторение

Обобщение полученных на уроке сведений

- Ребята, что такое милосердие?

- Прочитайте высказывание Бернарда Мандевиля.

 

-Вспомните, какую цель мы ставили перед уроком? Достигли  (выполнили) мы её?

Милосердием называется такая добродетель, благодаря которой любовь, питаемая нами к самим себе, переносится на других, не связанных с нами узами дружбы или родства, и даже на совершенно неизвестных нам людей, перед которыми у нас нет никаких обязательств и от которых мы не надеемся ничего получить и ничего не ждем.

Бернард Мандевилъ

Отвечают на вопросы;

Формулируют конечный результат работы

Фронтальная, индивидуальная

Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа

- Понравился урок?

- Дайте оценку вашей работе.

Определяют эмоциональное состояние

индивидуальная

П:устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков.

Итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.Виды подчинения придаточных предложений."

Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок "открытия" новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал....

Контроль знаний обучающихся по темам "Характеристика предложения" и "Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными", построенный на письмах Э. Асадова.

Предлагаемый материал содержит 4 варианта карточек с заданием А10 ЕГЭ и 3 варианта с заданием В6 ЕГЭ и В8 ГИА. Все предложения для анализа взяты из писем поэта Эдуарда Асадова читателям....

Урок на тему "Сложные предложения с несколькими придаточными. Однородное подчинение".

Урок на тему "Сложные предложения с несколькими придаточными. Однородное подчинение" с использованием сингапурских структур....

Тесты 2 варианта. Сложное предложение с несколькими придаточными. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.

Хорошая тренировка к заданию 13 ОГЭ и 19 ЕГЭ. Можно использовать и в качестве контрольного теста по теме....

Конспект урока "Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"

Тема: Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о видах сложноподчиненных предложений, совершенствовать...

Короткова Н.Р. Урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными

Урок с применением СДО направлен на выведение и усвоение обучающимися  новых понятий: типы подчинения придаточных частей  в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными;Отличител...

Урок –семинар. Тип семинара: урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными Цели урока:

План семинараЧем объяснить, что сложноподчинённое предложение является видовым признаком  понятия «Предложение»?Как доказать, что наличие предикативной части является отличительным пр...