Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста»
элективный курс по русскому языку (11 класс)

Цыренжапов Энхэ Солбонович

         Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ, комплексный анализ текста»    по  русскому  языку  для  11  класса  составлена  на  основе Государственного стандарта общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания  и  развития  учащихся  средствами  учебного  предмета  в соответствии  с  целями  изучения  русского  языка,  которые  определены стандартом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektivnogo_kursa.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

«Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста»

 

 

РАЗДЕЛ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Статус документа

         Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ, комплексный анализ текста»    по  русскому  языку  для  11  класса  составлена  на  основе Государственного стандарта общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания  и  развития  учащихся  средствами  учебного  предмета  в соответствии  с  целями  изучения  русского  языка,  которые  определены стандартом.

Структура документа

          Программа  элективного  курса  представляет  собой  целостный документ,  включающий  пять  разделов:  пояснительную  записку;  учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Курс  «Подготовка  к  ЕГЭ,  комплексный  анализ  текста»  призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача –  формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить  свои   знания  по  предмету,  опробовать  разработанные  КИМы, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста.

Программа  предназначена  для  занятий  с  учащимися  11  класса, рассчитана на 36 часов, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Д.Э.Розенталь и анализе результатов части С ЕГЭ предыдущих лет. Используется в качестве программно-методического сопровождения .               В данном элективном курсе рассматривается последовательность  расположения  частей  текста,  систематизируются  и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте.  Поскольку  данный  курс  носит  комплексный  характер,  учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства. Программа  предусматривает  конструирование  текста  типа рассуждения  на  основе  исходного  текста,  развивает  умение  понимать  и

интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему  и  основную  мысль,  выстраивать  композицию,  отбирать  языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки,  приобретенные  в  данном  разделе,  направлены  на  выполнение задания части С ЕГЭ.

Цели элективного курса:

1.  Помощь ученикам максимально подготовиться к выполнению задания С ЕГЭ;

2.   Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе;

3.   Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью;

4.  Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

5.  Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.

Задачи:

1.  Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).  

2.  Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.  

3.  Способствовать развитию письменной речи.  

4.  Подготовить учащихся к выполнению задания ЕГЭ.  

РАЗДЕЛ II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Разделы программы

Темы  

Количество  часов

  1. Введение  
  2. Цели и задачи изучаемого курса.

3  Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией   ЕГЭ.

4 Обучение заполнению бланков

5 Проблема текста.

6 Типы проблем. Способы выявления проблемы. Как сформулировать проблему. Типичные ошибки при формулировании проблемы.  Комментарий к проблеме Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Введение цитат в текст сочинения.

7   Авторская позиция.  Средства выражения позиции автора. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Типичные ошибки при формулировании позиции автора.

8  Аргументация собственной позиции. Виды аргументов. Структура аргумента. Типичные ошибки аргументации.

9  Композиция сочинения.  Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения. Речевое оформление сочинения

10   Грамматические ошибки. Речевые ошибки. Логические ошибки. Фактические ошибки.

Комплексная подготовка к ЕГЭ.

РАЗДЕЛ III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.

Подготовка к заданию части С

Введение

Цели  и  задачи  изучаемого  курса.  

Знакомство  с  последней  демоверсией, кодификатором и спецификацией   ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.

Проблема текста. Типы  проблем.  Способы  выявления  проблемы.  Как  сформулировать проблему. Типичные ошибки при формулировании проблемы. Комментарий к проблеме.

 Типы информации в тексте. Введение цитат в текст сочинения. Авторская позиция Средства выражения позиции автора. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Типичные ошибки при формулировании позиции автора.

Аргументация собственной позиции. Виды аргументов. Структура аргумента. Типичные ошибки аргументации.

Композиция сочинения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения.

Речевое оформление сочинения

Грамматические ошибки. Речевые ошибки. Логические ошибки. Фактические ошибки.

Комплексная подготовка к ЕГЭ. Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.

РАЗДЕЛ IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Ученики должны  иметь представление  о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;

Знать:

  • сведения о языке, соответствующие государственным программам и обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
  • содержание заданий ЕГЭ;

уметь:  

  • применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
  • оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;  
  • понимать и интерпретировать текст;
  • создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
  • аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.

                   РАЗДЕЛ V. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

1.  Учебник «Русский язык» в 10-11 классах А. И. Власенкова. Разделы «Текст и его строение», «Стили речи».  

2.  Г. Т. Егораева. «Русский язык», выполнение задания части С.  

3.  Т. А. Ладыженская. Система обучения сочинениям на уроках русского языка.  

4.  Т. А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах.  

5.  Н. П. Морозова. Учимся писать сочинения.  

6.  В. И. Капинос. Развитие речи: теория и практика обучения.  

7.  Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ-2011. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова  – М.: Эксмо, 2011.

8.  2. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько– М.: Интеллект-Центр, 2010.

9.  5. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл.- М.: Вербум-М, 2009.

               Мультимедийные пособия.

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка» Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 10-11 класс.  

Полный мультимедийный курс по русскому языку для 10-11 классов,

17 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса«Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста».

Программа элективного курса "Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: "Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста"...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку Комплексный анализ художественного текста 11 класс

Элективный курс предназначен для выработки практического навыка системного анализа художественных произведении....

Рабочая программа элективного курса в 11 классе "Комплексный анализ текста"

Элективный курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой аттестации, расширяет умения работать с текстом....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Теория анализа художественного текста» для 11 класса

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Теория анализа художественного текста» для 11 класса поможет учителю плдготовить выпускников к написанию Итогового сочинения....

Рабочая программа элективного курса для 9 класса “Комплексный анализ текста".

Цель элективного курса: углубить и систематизировать знания о языке и речи, развивать у учащихся коммуникативную, лингвистическую и нравственную компетенции.Задачи элективного курса:углубить знания о ...

Элективный курс по русскому языку «Комплексный анализ текста как метод подготовки к итоговой аттестации»

laquo;Комплексный анализ текста как метод подготовки к итоговой аттестации»...

Методическая разработка рабочей программы курса для 8 класса «Комплексный анализ текста. Практикум по русскому языку »

. Данный курс направлен на преодоление трудностей в выполнении тестовых заданий по русскому языку за курс 5-8 классов, а также на обучение написанию сочинений-рассуждений разных типов....