Урок в 7 классе "Употребление частиц в речи"
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Кочанова Анжела Алексеевна

Данный урок нацелен на особенности употребления отрицательных частиц Не и Ни

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе.

Ф.И.О. учителя -  Кочанова Анжела Алексеевна

Тема урока – Употребление частиц в речи.

Форма проведения урока – творческая мастерская

Русский язык.  7 кл.: учебник / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. ; под ред М. М. Разумовской, П.А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2017. – 286 [2] с. : ил., 8 л. цв. вкл.

Цель урока - обобщить и систематизировать знания, полученные о частице; объяснять смысловую роль частицы в анализируемом высказывании, наблюдать за использованием частиц в отрывках из художественных текстов, правильно употреблять частицы разных типов в речи, отличать частицы от омонимичных им приставок и союзов.

Тип урока- комбинированный

Планируемые результаты - Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение частицы как части речи; уметь находить частицы, которые вносят дополнительные оттенки значения в предложение, и частицы, которые служат для образования наклонений глагола; определять роли частицы бы; различать на письме союз чтобы и местоимение что с частицей бы; находить слова с формообразующими частицами; употреблять формообразующие частицы в предложении; правильно писать частицы с изученным видом орфограммы; графически объяснять условия выбора правильных написаний.

                                           Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность); умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

                                       Личностные: формирование ответственного отношения к учению с учётом устойчивых познавательных интересов, на основе формирования уважительного отношения к труду; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к русскому языку как ценности русского народа.

Методы и формы обучения - Проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Образовательные ресурсы  - Информационно-образовательный портал «Российская электронная школа» Русский язык 7 класс. Урок 65 «Обобщение по теме «Частица» https://resh.edu.ru/subject/lesson/2619/control/2/#198270 

Демонстрационный материал - Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем.

Организационная структура урока

Этапы урока

Технологии

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

УУД учащихся

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1. Актуализа-ция и пробное учебное дей-ствие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных

связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуаци-ях. Эвристическая беседа

Приём «Жокей и лошадь»

Описание. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые - с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».

На данном уроке «жокеям» даются карточки с контрольными вопросами (раздаточный материал, подготовленный учителем), другой группе - карточки с ключом.

Организует и сопровождает деятельность обучающихся, контролирует правильность выполнения задания

Вывод (коллективная формулировка)

Осваивают лингвистические термины.

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.

Записывают вывод в тетрадь (несколько вариантов): Вывод: Частицы – это служебные слова, возникшие в конце ⅩⅠⅩ века (позже других служебных слов). Функции их разнообразны: образование форм слов и выражение различных оттенков значения в предложение, выражение утверждения или отрицания.

Вывод: Частицы выполняют функцию формообразования и коммуникации.

Вывод: Используя частицы,  говорящий уточняет, выделяет, отрицает, выражает сомнение, восхищение, удивление, то есть оценивает высказывание.

Личностные:

имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные:

осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы, выполнение заданий в тетрадях

2.Выявление места и причины затруднения

Эвристическая беседа, ответы на вопросы

-Ещё одна особенность частиц –большая употребительность в речи.

-_Какие частицы являются самыми употребительными?

-Когда употреблять НЕ, а когда НИ?

Выполнение задания: вставить букву (И или Е)

  1. Н(..) стыдно н(..) знать, стыдно н(..) учиться.
  2. Куда н(..) оглянусь, повсюду рожь густая (А. Майков)
  3. Н(..) звука русского, н(..) русского лица н(..) встретил.
  4. Н(..) стрелы н(..) летали, н(..) пушки н(..)  стреляли (И. Крылов)
  5. Н(..) огня, н(..) чёрной хаты… Глушь и снег… (А. Пушкин)
  6. Н(..) одна звезда н(..) озаряла трудный путь. (Ю Лермонтов)
  7. Н(..)где н(..) было видно  н(..) воды, н(..) деревьев. (А Чехов).

-Самыми употребительными в речи являются частицы Не и Ни

Выполнение задания: вставить букву (И или Е)

Индивидуальная, групповая

Личностные:

имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Устные ответы, листы обратной связи

3.Целепола-гание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы

Индивидуальная, групповая

Личностные:

имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Вопросы для уточнения информации, устные ответы

4. Творческая
практическая
деятельность
по реализа
ции постро
енного про
екта.

5.        Первичное
закрепление
с комменти
рованием

во внешней  речи.

Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных

Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий.

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями (оформляют работы в виде схем, правил, приводя свои примеры; используют учебник на стр. 197-199)

Частицы не и ни являются самыми употребительными.

  • Чтобы верно определить написание, надо учитывать смысл, который передаёт частица.
  • 1. Частица не чаще всего передаёт отрицание:
  • не я, не мог, не друг
  • Частица не может употребляться также в предложениях, которые не имеют отрицательного значения:
  • а) при наличии двойного отрицания:
  • я не мог не знать (= я знал!)
  • б) в вопросительно-восклицательных предложениях обобщающего значения:
  • Кто не знает имён Толстого и Достоевского! (= все знают!)
  • 2. Частица ни чаще всего усиливает отрицание, когда оно выражено частицей не или словами нет, нельзя:
  • Из-за темноты нельзя было ни читать, ни писать.
  • Усиливать отрицание — основная функция частицы ни.
  • Если опустить частицу ни, смысл предложения не изменяется, пропадёт лишь оттенок усиления (в отличие от частицы не, которую нельзя опустить, так как получится обратный смысл):
  • Из-за темноты нельзя было читать, писать.
  • Употребляясь при однородных членах, частица ни приобретает значение союза и:
  • Ни брат, ни сестра (= и брат, и сестра) уезжать не хотели.
  • Частица ни употребляется:
  • 1) в предложениях с отрицательным смыслом, но без отрицательных слов не, нет, нельзя:
  • Ни звука, ни шороха.
  • 2) в придаточной части предложения:
  • Сколько раз я ни приходил, его никогда не было дома. (= Хотя я приходил много раз)
  • 3) в устойчивых выражениях:
  • ни жив ни мертв; ни два ни полтора; ни пуха ни пера; ни свет, ни заря; куда ни шло; откуда ни возьмись и др.
  • Запятая в этих выражениях не ставится.

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные ответы. Выполнение упражнений в тетрадях, вопросы для уточнения информации

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, ответы на вопросы. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения

Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий.

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Отвечают на вопросы, составляют план работы с заданиями. Принимают участие в работе, выполняют упражнения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные ответы. Выполнение упражнений в тетрадях, вопросы для уточнения информации

7. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

А1. Какая частица относится к указательным?

1) Же;    2) вот;     3) неужели;     4) ли.

А2. В каком предложении на месте пропуска пишется частица

НИ?

1)        (..) имей сто рублей, а имей сто друзей.

2)        Этот вопрос (..) трудный, а лёгкий.

3)        В лесу нет (..) одной души.

4)        Курица (..) птица.

A3. В каком предложении НЕ является частицей (пишется раздельно)?

1)        Оглянись, (не)знакомый прохожий!

2)        Вертолёт отправился в горы на поиски туристов, (не)смотря
на сильный ветер.

3)        (Не)льзя объять (не)объятное.

4)        Деревья в парке (не)пострижены.

А4. В каком примере частица пишется раздельно? 1) Неуже(ли); 2) скажи(А); 3) такой(же); 4) семья(то) большая. В1. Выпишите из данного предложения формообразующую частицу.

Давайте жить, во всём друг другу потакая, - тем более, что жизнь короткая такая.

Слушают ответы, отвечают на вопросы. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи

Индивидуальная, групповая

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные:

оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Вопросы для уточнения информации, оценивание работы учащихся

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Заключительная беседа по вопросам

Приём «Телеграмма»

Кратко напишите самое важное, что уяснили на уроке, с пожеланиями однокласснику и отправьте (обменяться).

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений

Индивидуальная, групповая

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений. Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Оценивание учащихся за работу на уроке. Листы обратной связи

9.Д/з

Посмотреть и выполнить тренировочный тест на Информационно-образовательном портале «Российская электронная школа» Русский язык 7 класс. Урок 65 «Обобщение по теме «Частица» https://resh.edu.ru/subject/lesson/2619/control/2/#198270 



Предварительный просмотр:

Карточки для приема «Жокей и лошадь»

1)Какие формообразующие частицы вы знаете?

1)Какие формообразующие частицы вы знаете?

бы, б; да, давай, давайте; пусть, пускай

2)Какие формы глагола образуются с помощью формообразующих частиц?

форма повелительного наклонения глагола (да, давай)

форма повелительного наклонения глагола (пусть, пускай)

форма сослагательного наклонения (бы, б)

3)Какие частицы называют модальными?

частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение

выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём говорится в предложении.

4)Какие группы частиц по значению вам известны?

Вопрос, усиление, отрицание, восклицание, сомнение

Уточнение, выделение, ограничение

указание

5)Какие модальные частицы со значением усиления вам известны?

Ещё, ну, даже, даже и, ни, ведь, и, же, уж, всё, всё-таки, -то

6) Какие модальные частицы со значением отрицания  вам известны?

Не, ни

7)Какие модальные частицы со значением вопроса вам известны?

Разве, неужели, ли (ль), что ли, что

8) Какие модальные частицы со значением сомнения вам известны?

Вряд ли, едва ли, авось

9) Какие модальные частицы со значением уточнения вам известны?

Именно, как раз, точно

10)Какие модальные частицы со значениями выделения, ограничения вам известны?

Только, лишь, лишь только, почти, исключительно

11) Какие модальные частицы со значением указания вам известны?

Это, вон, а вон, вот, а вот

12)Какие частицы пишутся через дефис?

-ка, -то, всё-таки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-исследование в 7классе по теме "Значение частиц в речи"

Главная цель - развитие личности, у учащихся развиваются способности к исследовательскому типу мышления, самостоятельно получаемые знания являются новыми и личностно-значимыми. На уроке использовалась...

Конспект урока русского языка "Частица как служебная часть речи"

Цели:   Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций. Задачи:   Показать отличие частицы о...

План-конспект урока по теме "Частица - служебная часть речи"

Урок проводится с ипользованием  элементов сингапурской методики...

Материалы открытого урока по теме: "Употребление частиц в речи" 7 класс

Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Частицы"...

Урок по теме "Частица как часть речи"

Урок с презентацией в 7 классе по теме "Частица как часть речи". Цель урока: дать понятие частицы, её роли в речи. Урок открытия новых знаний....

Урок по теме "Частица как часть речи"

Урок с презентацией в 7 классе по теме "Частица как часть речи". Цель урока: дать понятие частицы, её роли в речи. Урок открытия новых знаний....

Методическая разработка урока по теме "Частица как часть речи"

Знакомство с новой служебной частью речи "Частица"...