урок русского языка "Мастерская филолога" в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Семенова Галина Владимировна

в 2017 году открытый урок в 5 классе по теме «Мастерская филолога» на районном семинаре «Реализация ФГОС в школе: удачи, проблемы, идеи» в Закаменском районе в МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок в 5 классе по теме «Мастерская филолога» на районном семинаре «Реализация ФГОС в школе: удачи, проблемы, идеи» в Закаменском районе Республика Бурятия в МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск»;

        Цель урока: Воспитать у школьников орфографическую и пунктуационную зоркость, совершенствовать правописные навыки, формировать нормы правильной литературной речи.

Ход урока:

Слово учителя: - Кому не приходилось доверять бумаге свои мысли, расчёты, наблюдения? Ученый, закончивший важное исследование, инженер, проделавший сложные вычисления, немедленно берутся за перо, чтобы изложить на бумаге результаты своего труда, сделать их доступными другим людям, сохранить их для будущих поколений. И горько подумать, что одно неосторожное движение руки, случайная описка или опечатка могут оборвать нить изложения, затемнить смысл, разрушить стройную систему доказательств – короче говоря, если не свести на нет, то значительно повредить плоды напряжённой работы мысли.

Задание 1. Школьникам предлагается определить по словарю значение слов корректор, корректура, корректировать и составить с ними словосочетания.

                 Затем учитель объявляет учащимся, что в течение урока каждый из них будет выполнять обязанности корректора. Выясняется, какими качествами должен обладать корректор.

        Оказывается, кроме хорошего знания языка, корректор должен обладать орфографической и пунктуационной зоркостью, быть внимательным, аккуратным.

                Задание 2. Выпишите из загадки, записанной на доске, слова с орфограммами, обозначьте их, укажите вид, подсчитайте, сколько в этом тексте орфограмм.  

Цель работы – проверка орфографической зоркости.

На окне стоит горшок,

А в горшке растёт цветок.

Посмотреть – не разберёшь:

Не растение, а ёж.

          (Кактус) Г.Шахнович

Задание3.

Перед вами стихотворение болгарского поэта И.Босева. Это как бы письмо одной неграмотной девочки. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.

Жалоба

Дядя, прашу тебя, помаги

Твоей плимянице Олек,

А то небудет её наги

В этой пративной школе.

Мне вчера за дектант на слова

Учитель паставил «два»,

А сам сказал, что маю работу

Даже несмок прочитать.

Попроси его, дядя исправить двойку

И паставить мне пять.

  • Найдите слова, которые проверяются изменением формы слова.
  • Найдите слова, которые проверяются  с помощью других правил.

Задание 3. Как - то  компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И. Куприн посмотрел меню и заказал:

- Шесть порций орфографических ошибок.

- Этого подать не можем, не держим, - ответил официант.

- Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное меню. Чтобы не оказаться в таком же щекотливом положении, оформите грамотно меню. (Можно пользоваться словарём)

1.Бу…он кури…ый с фрикадельками

2.Ра…ольник с к…лбасой.

3.Котлеты сви…ые.

4.П…льмени.

5.Шамп…ньоны в яично…масл…ом соусе

6.К…мпот груш…во…алыч…вый.

7.Кисель клюкве…ый.

8.П…рожное б…сквитное.

9.Коври…ка ржа…ая

10.Пиро…ки с печ…нкой.

Задание 4

Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:

- Предоставляю вам право выбора оружия.

- Превосходно,  - ответил Пауст,  - предпочитаю орфографию. Вы убиты.

Проведём орфографическую дуэль. Пишем словарный диктант с взаимопроверкой (работа в парах).

Никому не преодолеть, ничего не возьмёшь, не о чем расспрашивать, нечего рассказывать, кое-что необъяснимое, рассердился кое на кого, чьи то недостатки, какая то речонка, кому то не по себе, несколько плодово-овощных баз, ни перед кем не пресмыкается, подрастали со мной, кто-нибудь не местный, а иногородний.

Задание 5

Расставьте знаки препинания (работа по карточкам, которые содержат предложения без знаков препинания).

Образцы карточек №1

Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне (С.Маршак). Что  ты тут написал Что это такае (И.Ильф, Е. Петров). Какие радости ты знала спрашивал он Чем ты можешь помянуть прожитое (М.Горький).

Карточка №2

Каковы яблочки в этом году умиляясь, спрашивал он (В.Распутин). Где Мересьев  спрашивал раненый. (Б.Полевой)

Рефлексия:

-        Молодцы, ребята! Совершенно правильно! Будем как можно больше выполнять орфографических и пунктуационных упражнений, как можно чаще повторять орфографические и пунктуационные правила! Будем очень внимательны! И тогда всех вас можно назвать юными корректорами!

Подведение итогов урока: Ребята, какие орфограммы и пунктограммы мы сегодня повторили? Какими качествами должен обладать корректор? Как вы думаете, как мы можем у себя сформировать орфографическую и пунктуационную зоркость?

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русский язык 5 класс Урок Письма

Данный урок разработан в соответсивии программы по русскому языку для общеобразовательных классов. Урок направлен на формирование представлений учащихся о значимости Олимпийского движения....

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...