Русский язык
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Бальчугова Татьяна Николаевна

Русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Правописание наречий23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе

Тема: «Дефис между частями слова в наречиях».

Цели:

  • познакомить с дефисным написанием наречий;
  • формировать навык написания дефиса в наречиях;

Задачи:

Способствовать развитию орфографической и речевой грамотности, зоркости, смекалки, творческих способностей и воспитанию любви к русскому языку, воспитанию духа здорового соперничества и взаимоподдержки.

Тип учебного занятия: 

Технология: критическое мышление

Приемы технологии развития критического мышления: кластер,

Формы работы: индивидуальная, парная



Ход урока

Вступительное слово учителя.

Наш язык и скромен, и богат,
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси – 
И представишь сразу неба синь.
Вспомнится наречие «светло», 
И увидишь – солнышко взошло.
Если скажешь ты: «Темно», 
Сразу вечер постучит в окно.
Если скажешь «ароматно» ты, 
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты: «Красиво»,
Пред тобою сразу вся Россия!

1.Актуализация знаний

- Почему я начала наш урок со стихотворения?
- Какие ключевые слова в этом тексте вы бы выделили?
- К какой части речи они относятся? Назовите наречия. (высоко, светло, темно, ароматно, красиво)

Составление кластера

Наречие

- самостоятельная часть речи

- отвечает на вопросы Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?

- обозначает признак предмета или признак признака

- в предложении является обстоятельством

- имеет разряды (образа и способа действия, времени, места, цели

- имеет категорию состояния

- имеет степени сравнения ( простая и превосходная)

- не с наречиями пишется слитно и раздельно

- н и нн

- о и е после шипящих

- способы словообразования (приставочный, приставочно-суффиксальный, суффиксальный, сложение основ)

2. Изучение нового материала.

 Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с темой «Наречие», а именно правописание наречий. А какой раздел языкознания занимается изучением правописания слов? (изучением правописания слов занимается орфография).

 А теперь словарная работа. (У доски)

Нежно-голубой, юго-запад, пол-арбуза, кое-кто, русско-английский, диван-кровать, яркие-яркие гирлянды, горько-соленый огурец, ярко-бурые листья, кто-то подарит, кто-нибудь увидит,  ушёл куда-то.

 -Какой орфограммой объединен этот словарный диктант? (дефисное написание имен существительных, имен прилагательных, местоимений).

- Догадались ли вы, как пишется последнее слово? Почему вы так решили?

Написание данных слов подчиняется определенным правилам, а именно правописание через дефис имен существительных, имен прилагательных, местоимений. Как вы думаете, а какую тему мы будем изучать?

-Дефис между частями слова в наречиях.

- Что сегодня мы должны узнать на уроке? Какие цели должны поставить перед собой?

- Узнать, когда наречия пишутся через дефис, то есть условия дефисного написания наречий, научиться находить наречия в тексте и писать их правильно

Перед вами таблица, попробуйте самостоятельно определить правила правописания дефиса в наречиях (работа в парах)

Наречие

Приставка

Суффикс 

Правило

По-моему, по-рыбацки, по-лисьи

По -

-ому, -ему, -цки,

-ски, -ьи

Во-вторых

В-третьих

В – (во-)

-ых, -их

Кое-где, куда-либо, как-то, сколько-нибудь

Кое-

-то, -либо,

-нибудь

Мало-помалу

Повтор

-

Бок о бок

Точь-в-точь

Исключения 

-

(Правая часть таблицы закрыта сначала.)

-А теперь сформулируйте условия дефисного написания наречий, опираясь на графическое обозначение  (левая колонка таблицы).

Сделайте выводы. Сравните их с правой стороной таблицы. Большинство наречий пишутся слитно.  Но среди них есть определенная группа слов, между частями которых пишется дефис.

Дефис употребляется, если наречие имеет в своем составе:

Приставку по-  и  суффикс   -ому (-ему):  по-прежнемупо-моемупо-старому;

приставку по-  и  суффикс     в составе конечных   -ьи, -ски,-цкипо-заячьипо-русскипо-немецки;

приставку  во- (в)-  и  суффикс   -их  в словах, образованных от числительных: во-первыхв-третьих;

суффиксы  -то, -нибудь, -либо и приставку кое-:  куда-то, где-либо, откуда-нибудькое-как.

Через дефис пишутся также слова типа  еле-еле, крепко-накрепко, мало-помалу.

3. Закрепление изученного.

2) Проблемная ситуация. На слайде напечатан текст:


(Тихо)тихо в лесу. Вот неслышно, (по)кошачьи, ступают (по)зимнему насту чьи(то) лапы. Откуда(то) справа вместе с ветром доносится голодный вой волков. Невольно вспоминаешь самые страшные сказки.


К доске приглашается один ученик работать самостоятельно; он раскрывает скобки, обозначая изученную орфограмму. Остальные работают в тетрадях, только потом сверяются с доской.

-Почему вы решили, что по зимнему это прилагательное с предлогом? (т. К. обозначает признак предмета и отвечает на вопрос: по насту (какому?) зимнему)
- Правильно, а приведите пример, где слово «по-зимнему»  будет наречием
(одет (как?) по-зимнему)
- Скажите, а эти слова слышаться одинаково? (да)
-А ведь пишутся они по-разному. И как в русском языке называются такие слова? ( Омофоны – так называемые фонетические омонимы (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению)
-Так зачем же мы все-таки ставим вопрос? (Для определения части речи) (Учитель оценивает ответ учащегося)
- А как в русском языке называются такие слова? Омофоны – так называемые фонетические омонимы (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению)
-Так зачем же мы все-таки ставим вопрос? ( Для определения части речи.) (Оценивается ответ учащегося) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...