Урок русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Иванова Раиса Викторовна

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание приставок Пре-При-".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Правописание приставок ПРЕ- ПРИ

ЦЕЛЬ: Научиться правильно выбирать гласные Е-И в приставках ПРЕ- ПРИ

ЗАДАЧИ: -Выявить условия выбора гласных в приставках;

                   -Формировать навыки правильного написания ПРЕ-ПРИ

                   -Развивать умение формулировать определение понятий.

ХОД УРОКА

1.Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть вас в хорошем настроении. Сегодня у нас необычный урок. На нем много гостей. Давайте посмотрим на них и на время забудем.

 Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число и классная работа. Оставьте строчку для темы, ее мы запишем позже. Чтобы включиться в работу, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Веришь- не веришь». Если вы согласны со мной, ставите цифру 1, если нет, то- 0.

1. Приставка – это морфема, стоящая перед  корнем,   образующая новые слова.

2. Корень- это главная значимая часть слова.

3. В корнях ГАР- ГОР под ударением пишется О

4. Окончание- морфема, стоящая после корня, образующая новые слова.

5.В корнях ЛАГ- ЛОЖ под ударением пишется- А

6. В приставках на З-С перед звонким согласным и гласным пишется- З, перед глухим- С.

7.В слове РОСТОК пишется буква А.

- Давайте проверим, как вы справились с заданием. Поменяйтесь тетрадями  и проверьте друг у друга работу. (слайд 1 с ответами и критериями).

2. Ребята, утром на столе я нашла листок с текстом, но прочитать его не смогла. В тексте не все буквы написаны. Помогите мне, пожалуйста. (текст напечатать и раздать, вывести на экран) (Слайд 2) 

- Скажите, легко читать текст? Почему?

-Какие буквы пропущены?

-В какой части слова?

- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. Запишите ее.

- А смогли бы вы вставить буквы правильно? Почему? (нужно знать правило)

- Вы правы. Какова же цель нашего урока? Чему мы должны научиться за урок?  (правильно выбирать гласные Е-И в приставках ПРЕ- ПРИ).

-Молодцы, совершенно верно.

Отложите пока текст, мы к нему вернемся позже. А пока начнем разговор о приставках ПРЕ и ПРИ.

Эти приставки считаются трудными. (Почему?)

А) Их правописание зависит от понимания смысла.

Б) Чтобы написать эти приставки правильно, нужно знать шесть правил.

ВЫВОД:  Чтобы правильно написать слова с подобными приставками, нам нужно запомнить шесть правил.

Усвоение новых знаний:

Итак, начнем. У вас на столах лежат таблицы, мы будем заполнять их по ходу разговора, потом вы их вклеите в справочник.

Я хочу вам рассказать одну сказку. Вы ее не просто слушайте, а внимательно.

     Жили- были две приставки. Одна ПРЕ, другая- ПРИ. Приставка ПРЕ была очень добрая, очень гордая, очень серьезная. Она дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова. Попробуйте и вы образовать новые слова с приставкой ПРЕ от прилагательных очень  добрая, очень гордая, очень серьезная. Что получилось? (Слайд со словами). Запишите их в таблицу, в колонку примеров. При каком значении пишется приставка ПРЕ? ( равна слову очень). Запишите в столбик значение.

Приставка ПРЕ была дочкой приставки ПЕРЕ. Она была очень похожа на свою мать, только она не взяла от матери вторую букву Е. Но несмотря на это она могла заменять приставку ПЕРЕ в глаголах. Например: перервать-( прервать),  перегородить- (преградить). Образуйте слова с приставкой ПРЕ, сделайте вывод. В каком случае еще пишется ПРЕ?

Приставка

Значение

Пример

ПРЕ

Предобрая, прегордая, пресерьезная

очень

ПРЕ

Перервать- прервать, перегородить- преградить

ПЕРЕ

ВЫВОД: Когда равна приставке ПЕРЕ, слову ОЧЕНЬ.

Запишите слова в столбик примеров, в значениях напишите- равна приставке ПЕРЕ.

      Давайте заглянем в наш учебник на стр.47 и посмотрим, все ли правильно мы сказали о приставке ПРЕ?

Тогда идем дальше.  Мы должны с вами определить, когда же пишется приставка ПРИ. Мне бы хотелось, чтобы вы сами это сделали. У вас  на столах лежат тексты. Ваша задача выписать из предложений  слова с приставкой ПРИ, попробовать определить значения этой приставки. Работать будем в группах. Я даю вам несколько минут. Затем кто-то один будет рассказывать о своих открытиях.

1 группа: 1.Час обеда приближался, топот по двору раздался. 2…А князь в окошко,

Да спокойно в свой удел через море прилетел. 3. В зоопарк привезли двух огромных удавов.

2 группа: На уроке технологии девочек учат пришивать пуговицы, привязывать бантики, а мальчиков – прибивать гвозди, прикручивать шурупы.

3 группа: 1.Музыка в траве притихла. 2.Ветер пригнул тонкие стволики деревьев к земле. 3. Лес призадумался.

4 группа: Привокзальная площадь очень большая. Пришкольная территория- не такая огромная, а наш приусадебный участок совсем маленький.

ВЫВОД:   Когда же пишется приставка ПРИ?

Давайте сверимся с учебником. Все ли мы определили правильно? Составим кластер. (Кластер на слайде) Давайте выработаем алгоритм наших действий, чтобы правильно написать приставки ПРЕ- ПРИ.    

  «Закончи предложение» (Записать в справочник)

1. Выделяю в слове (приставку)

2.Определяю (ее значение)

3. В зависимости (от значения пишу букву Е или И).

 Думаю, что теперь вы справитесь с заданием и допишете буквы в тексте.

-Давайте проверим. (раздать текст)

Обратите внимание на слова в синих рамочках , написание таких слов нужно запомнить.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ПРИСТАВОЧКИ»:  

Мы с вами хорошо потрудились, пора отдохнуть.

Все мы дружно тихо встали, присмотрелись, приосанились, руки медленно подняли, пригнули пальчики, распрямили, руки вниз приотпустили. А теперь присели, привстали, присели, привстали, принагнулись, снова приосанились да призадумались: «А ведь работа еще не закончена!» И снова присядьте и приготовьтесь к новому заданию.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Сейчас мы напишем с вами распределительный  диктант. Ваша задача распределить слова в нужную колонку.

Преинтересный, привокзальная, прибежать, присыпать, приклеить, преградить, приласкать, прибрежный, приумолкнуть, престарый, претяжелый, приехать, пришить.(Слайд с таблицей)

Упр.78.

Время летит незаметно, урок подходит к концу, и мы с вами должны подводить итоги. Напоследок проведем небольшую игру, которая называется «Одним словом».

 Я буду читать словосочетания, а вы замените их одним словом.

Спросить еще раз (переспросить)

Расположенный у берега (прибрежный)

Очень добрый (предобрый)

Сесть на краешек (присесть)

Немного открыть окно (приоткрыть)

Участок у школы (пришкольный)

Кем является Владимир Владимирович Путин?  (президентом)

ВЫВОД: Урок подошел к концу. Какова была цель нашего урока? Достигли мы этой цели? Сможете дома сами выполнить упражнение?

Тем не менее оцените свое умение по диагностической карте

                                                             МОЕ УМЕНИЕ

1.Запомнил (ла) правило написания приставок ПРЕ- ПРИ и смогу правильно писать слова с этими приставками. (+)

2.Запомнил (ла) правило, но не уверен (на), что самостоятельно смогу применить его. (+ -)

Д.З. Оценки.

Приложение к уроку

Вы любите осеннюю природу? Я радуюсь пр…ближению осени. Меня не пугают дождь и грязь.

       Пр…красно в осеннем лесу. Музыка в траве пр…тихла. Мелкая листва облетела с пр…брежных лозин. Ветер осторожно пр…гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес пр…задумался. Пр…таился на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает пр…спокойно сидеть.

      Устанешь, присядешь, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что пр…нес из похода. Осенний лес подарил мне много счастливых находок.

Вы любите осеннюю природу? Я радуюсь пр…ближению осени. Меня не пугают дождь и грязь.

       Пр…красно в осеннем лесу. Музыка в траве пр…тихла. Мелкая листва облетела с пр…брежных лозин. Ветер осторожно пр…гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес пр…задумался. Пр…таился на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает пр…спокойно сидеть.

      Устанешь, присядешь, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что пр…нес из похода. Осенний лес подарил мне много счастливых находок.

Вы любите осеннюю природу? Я радуюсь пр…ближению осени. Меня не пугают дождь и грязь.

       Пр…красно в осеннем лесу. Музыка в траве пр…тихла. Мелкая листва облетела с пр…брежных лозин. Ветер осторожно пр…гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес пр…задумался. Пр…таился на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает пр…спокойно сидеть.

      Устанешь, присядешь, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что пр…нес из похода. Осенний лес подарил мне много счастливых находок.

Приставка

Значение

Пример

1 группа: 1.Час обеда приближался, топот по двору раздался. 2…А князь в окошко,

Да спокойно в свой удел через море прилетел. 3. В зоопарк привезли двух огромных удавов.

2 группа: На уроке технологии девочек учат пришивать пуговицы, привязывать бантики, а мальчиков – прибивать гвозди, прикручивать шурупы.

3 группа: 1.Музыка в траве притихла. 2.Ветер пригнул тонкие стволики деревьев к земле. 3. Лес призадумался.

4 группа: Привокзальная площадь очень большая. Пришкольная территория- не такая огромная, а наш приусадебный участок совсем маленький.

МОЕ УМЕНИЕ

1.Запомнил (ла) правило написания приставок ПРЕ- ПРИ и смогу правильно писать слова с этими приставками. (+)

2.Запомнил (ла) правило, но не уверен (на), что самостоятельно смогу применить его. (+ -)

МОЕ УМЕНИЕ

1.Запомнил (ла) правило написания приставок ПРЕ- ПРИ и смогу правильно писать слова с этими приставками. (+)

2.Запомнил (ла) правило, но не уверен (на), что самостоятельно смогу применить его. (+ -)

МОЕ УМЕНИЕ

1.Запомнил (ла) правило написания приставок ПРЕ- ПРИ и смогу правильно писать слова с этими приставками. (+)

2.Запомнил (ла) правило, но не уверен (на), что самостоятельно смогу применить его. (+ -)

МОЕ УМЕНИЕ

1.Запомнил (ла) правило написания приставок ПРЕ- ПРИ и смогу правильно писать слова с этими приставками. (+)

2.Запомнил (ла) правило, но не уверен (на), что самостоятельно смогу применить его. (+ -)

МОЕ УМЕНИЕ

1.Запомнил (ла) правило написания приставок ПРЕ- ПРИ и смогу правильно писать слова с этими приставками. (+)

2.Запомнил (ла) правило, но не уверен (на), что самостоятельно смогу применить его. (+ -)

ПРИ

ПРЕ

приближение

присоединение

Близость к чему-либо

Неполнота действия

очень

пере

Нахождение вблизи чего-либо

Приближение

Неполнота действия

Прибавление

Присоединение

ПРИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...