Урок в 5 классе по теме «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Технологическая карта к уроку в 5 классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в 5 классе по теме «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Содержательная цель: познакомить учащихся с понятием одушевлённости и неодушевлённости имен существительных.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

В результате занятия учащиеся смогут:

  1. Получить представление об одушевленности и неодушевленности;
  2. Различать имена существительные одушевленные и неодушевленные;
  3. Назвать признаки существительных одушевленных и неодушевленных;
  4. Классифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные

Метапредметные:

В результате занятия учащиеся смогут:

  1. Сформулировать цели своей учебной деятельности;
  2. Совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки;
  3. Продолжить формирование умения формулировать и аргументировать собственное мнение.

Личностные:

В результате занятия учащиеся смогут поддержать личный познавательный интерес к предмету.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые ууд

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами будем работать в группах. А для этого их сначала сформируем. Я попрошу Вас взять карточки с вопросами. В зависимости от вопроса займите место в одной из четырех групп (на листочках напечатаны вопросы кто?, что? Группы называются аналогично. В ходе урока две будут работать с теорией, выдвигать теоретические предположения по категории одушевленность-неодушевленность, а две – приводить примеры на каждое теоретическое положение. На столе одной группы будет находиться кукла, на другом столе – робот, на третьем – цветок, на четвертом - книга). Ребята, кому из вас достались цветные вопросы, тот будет старшим в группе. Ваши обязанности таковы: регулировать работу в группе, следить за дисциплиной, назначать отвечающего. В общем, вы – мои помощники. Теперь объясню, почему мы сегодня работаем в группах. Сегодня вы не просто ученики, а – исследователи и вам предстоит совершить открытия. В таких ситуация для достоверности, как правило, действует не один человек, а целая группа. Как вы считаете, почему?

Приветствуют учителя, делятся на группы с помощью карточек

Одна голова – хорошо, а две – лучше. Чем больше людей, тем больше мнений. В споре рождается истина.

УУД: познавательные (извлечение информации из текста);

коммуникативные (формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества)

  1. Актуализация знаний

Цель -подготовить мышление учащихся  и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий

Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет индивидуальные задания  на применение нового знания.

Обратите внимание на карту, которая висит на доске (учитель задает вопросы, а после ответов детей указывает места на карте).

1.Скажите, пожалуйста, на какой планете мы находимся?

2.В какой стране живем сейчас?

3. А какой район посетили?

4. Что это за часть речи?

5.Какие существительные отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?

Это и есть тема нашего сегодняшнего урока. Давайте запишем число и тему в ваших маршрутных листах. Да-да, сегодня мы работаем в них для того, чтобы фиксировать результаты нашего исследования. Итак, сегодня у нас тринадцатое февраля. А тему Вы уже сформулировали: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».

6.А какую цель мы перед собой поставим?

Вы уже назвали главное правило, которым мы руководствуемся при определении одушевленности-неодушевленности имени существительного.

7.Давайте проверим, как вы справитесь со следующим заданием: рассмотрите рисунок. Назовите существительные и в зависимости от одушевленности-неодушевленности распределите слова в два столбика в ваших маршрутных листах

C:\Users\Людмила\Desktop\открытый урок\сущ4.jpg

Оцените себя на шкале самопроверки. Молодцы! Справились с этой задачей. Тогда ответьте, пожалуйста, на следующий вопрос.

8.Какой корень в слове одушевленный?

9.Значит, одушевленные существительные это какие?

10.А неодушевленные?

Хорошо. Вернемся к нашей картинке или обратим внимание на предмет на столе группы №3: растение (цветок). Вы сказали, что растение – это неодуш. сущ. А ведь из биологии Вы знаете, что растения живут, дышат, растут. Что же получается, какой-то парадокс: вроде, растения – живые, но относятся к неодушевленным существительным. Разобраться в этом парадоксе поможет цель нашего урока. А вернее задачи, которые нам предстоит решить, чтобы достичь этой цели?

11.А какие задачи?

Используют изученный ранее материал по теме «Имя существительное». Развивают речь, память. Размышляют, что у них не получилось и почему?

1.Мы находимся на планете Русский язык.

2.живем в стране Морфология.

3.А посетили район Имя существительное?

4.Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто?- что?

5.На вопрос кто отвечают одушевленные имена существительные, а на вопрос что? – неодушевленные существительные.

6. Познакомиться с понятием одушевлённости и неодушевлённости имен существительных.

7.одушевленные: мальчики, девочки, ребята, дети, птица;

неодушевленные: снег, деревья, санки, снежок и т.п.

8.-душ-.

9.Одушевленные- значит, живые предметы. Они дышат, двигаются, растут.

10. А неодушевленные – неживые предметы.

  • 11. Назвать признаки существительных одушевленных и неодушевленных;
  • различать одушевленные и неодушевленные имена существительные;
  • классифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные

УУД: познавательные (извлечение необходимой информации из текста; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ; пытаются решить задачу известным способом, самостоятельное выделение и формирование цели);

коммуникативные (формулирование понятных высказываний, используя термины, в рамках учебного диалога);

регулятивные (выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения)

  1. Выявление места и причины затруднения

 Цель - соотношение своих действий с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Ребята, сейчас Вам необходимо познакомиться с материалами исследования, проанализировать их, сделать выводы и привести примеры (У всех групп одинаковый материал, но первая группа находит материал, какие группы классифицируют среди одушевленных существительных, вторая группа – приводит примеры на каждую позицию, третья выявляет группы неодушевленных существительных, четвертая приводит примеры. После обсуждений весь материал оформляется в кластер. Учитель – на доске, дети – в тетради).

Не забудьте оценить себя на шкале самопроверки, где вы находитесь после выполнения этого задания.

Имя существительное

одушевленные                       неодушевленные

(названия живых                (названия предметов существ):                             неживой природы):

1)ФИО (Иванов Иван           1) то, что относится к Иванович),                              неживой природе(стол),

2)названия людей по           2) названия растений профессии, по родству(поэт,     (осина, клен, береза),

брат, дядя)

3) и т. п.

УУД: познавательные (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; 

подведение под понятие;

 определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы;

структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания);

коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации ; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; разрешение конфликтов);

регулятивные (волевая саморегуляция в ситуации затруднения)

  1.  Построение проекта выхода из затруднения

Цель - построить новый способ действия и сформировать умение применять его  как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

Просклоняйте, пожалуйста, в своих маршрутных листах в и.п., р. п., в.п. во мн. ч. следующие слова:

1группа – девочка, кукла,

2 группа –ангел, снегирь,

3 группа –отряд, стол,

4 группа –шпроты, бактерия.

Оцените себя по шкале.

Это грамматический способ разделения существительных на одушевленные и неодушевленные.

Отмечаем в кластере.

Приходят к выводу, что

 р. п. (во мн. ч.) = в. п. (во мн. ч.) у одуш. сущ.

И. п. (во мн. ч.) = в. п. (во мн. ч.) у неодуш. сущ.

УУД: познавательные (анализ, сравнение, классификация; осознанное построение речевого высказывания; поиск и выделение необходимой информации; );

коммуникативные (адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью);

регулятивные (контроль, самооценка, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения)

  1. Физминутка
  2. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель - усвоить учащимися новый способ действия

Немного отдохнем. Давайте,  ребята, проведем такую игру, встаньте. Я  буду называть вам слова. Если имя существительное одушевленное, вы поднимаете руки вверх и хлопаете в ладоши. Если существительное неодушевленное, вы приседаете. А тот, кому брошу мяч, должен вслух  назвать, какое это существительное, пока остальные выполняют действия.

        

Ученик, портной, рыба, сила, пожар, пальто, пожарный, трактор, дерево, плащ, тракторист, лес, лесник, гриб, грибник.

- Молодцы, садитесь на свои места.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: пропустить через себя и отдать как собственный опыт учащимся новый способ действия и  провести рефлексию (коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия.

Ребята, в начале 4 четверти нам предстоит написание ВПР. Сегодня на уроке я предлагаю проанализировать одно из заданий в формате ВПР с учетом изучаемой темы.

Внимательно прочитайте текст. Выполните задания 1 - 4.

 (1) Какие светлые, особенные ночи в феврале! (2) В лесу легко замечаешь след санной дороги. (3) Далеко уходит узкая санная тропинка. (4) С неба струится белесоватый свет луны. (5) Искрится белая пороша, и на её синеющей снежной белизне отражается мерцание звёзд. (6) В такие ночи обычно охотники устраивают засады на волков, лисиц и зайцев. (7) Вся снежная равнина и лесные поляны светятся, как один огромный, беззвучный зеркальный зал. (8) Очаровательны эти ночи!

Словарная работа:

санная дорога – дорога для саней
белесоватый свет – тускло-светлый до белизны свет
пороша – свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега
мерцание звезд – слабо светящиеся звезды

Стиль, тип речи

1. Определите тему и идею текста.

2. Озаглавьте текст.

3. Выпишите одушевлённые существительные.

4. Выпишите синоним к слову "дорога".

Не забываем оценивать себя!

(Художественный, описание). 

1.Тема - февральские ночи в лесу,  идея - "очаровательны эти ночи!".

2."Февральские ночи в лесу", "Февральские ночи в лесу очаровательны".

3. Охотники, волков, лисиц, зайцев.

4.Тропинка.

УУД: познавательные (извлечение из предметного текста необходимой информации; осознанное и произвольное речевое высказывание);

коммуникативные (умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать).

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Цель - автоматизация умственных действий по изученным нормам

Составьте, пожалуйста, предложения (словосочетания), где одни и те же слова в одном случае будут одушевленными, а в другом – неодушевленными.

1 группа – роза – Роза,

2 группа – орел – Орел,

3 группа – дворник – дворники,

4 группа – лисички - лисички

         

1.Роза растет в саду – девочка Роза

2.Вижу орла – вижу Орёл

3.Позвать дворника – включить дворники

4.Собирать лисички- в лесу бегали лисички

УУД: познавательные (

самостоятельное создание алгоритмов деятельности; выполнение действий по алгоритму; построение логической цепи рассуждений; доказательство; осознанное и произвольное построение речевого высказывания);

коммуникативные

(выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации;

 учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; использование критериев для обоснования своего суждения, адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач);

регулятивные( контроль, коррекция, оценка)

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель - оценить учащимися собственную учебную деятельность , осознать  методы построения и границы применения  нового способа действий

Ребята, у каждой группы на столе пазлы. Обычно мы их собираем, а сегодня нам надо их разобрать (Каждое слово из пазла нужно распределить на две колонки: одушевленные и неодушевленные. Открывшаяся картинка – словесное поощрение за работу на уроке)

Сегодня четыре группы исследователей хорошо поработали, выдвигали научные гипотезы и доказывали их, приводили примеры. Мы с вами не прощаемся, потому что планета Русский язык огромна. Впереди нас ждет много открытий.

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы:

  1. Сегодня на уроке я узнал(а) (что?) _________________________________
  2. Сегодня на уроке я научился(лась) (чему?) __________________________
  3. Сегодня на уроке  научился(лась)  лучше делать (что?) ______________
  4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) __________________
  5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (что сделать?) ____________
  6. Осталось непонятным (что?) ______________________________________

C:\Users\Людмила\Desktop\открытый урок\м3.jpgC:\Users\Людмила\Desktop\открытый урок\м.jpgC:\Users\Людмила\Desktop\открытый урок\м2.jpg C:\Users\Людмила\Desktop\открытый урок\м4.jpg

УУД: познавательные (анализ, рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности);

коммуникативные (внутренняя оценка деятельности учащихся);

регулятивные (самооценка на основе критерия успешности; самоопределение)

  1. Информация о домашнем задании (комментирование)

Ребята, домашнее задание на выбор:

  1. Выучить теорию (обязательно).
  2. А) упр. по учебнику

Б)выполнить тест в МЭШ.

             В)творческое задание: обычно после какого-либо открытия в мире науки происходит его представление, презентация. Представьте, что вы журналист и вас пригласили на пресс-конференцию, посвящённую одушевлённым и неодушевлённым именам существительным. Вам необходимо будет задать один вопрос выступающим, а затем написать небольшую статью (80-100 слов) по итогам пресс-конференции. 

Вопрос должен начинаться со слов Какие..? Почему..? Есть ли общее..? Верно ли что..? В чём особенности..?  Что общего..? В чём различие..?

Шаблон статьи.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

         Сегодня я побывал(а) на пресс-конференции, где обсуждали... 

         Вот уж никогда не подумал(а), что... Оказывается, одушевлённость и неодушевлённость имён существительных...

          На пресс-конференции докладчики рассказывали о... Больше всего мне понравилось(ись) выступление(я)..., потому что... 

         Кроме того, журналисты также задавали интересные вопросы. Например,.... 

         Вот такая удивительная часть речи - имя существительное!

        

неодушевленные

наименования

живых

существ

неживая природа

куклы

небесные светила

растения

Боги, мифические существа

множества живых существ

рыбные блюда

шахматные, карточные

фигуры

труп

мертвый человек

микроорганизмы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные".

Все имена существительные делятся на одушевленные и неодушевленные. Однако различение категории одушевленности и неодушевленности в системе грамм...

Урок в 5 классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Урок  в 5 классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" с использованием ИКТ....

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».

Урок изучения нового материала, составленный на основе Программы по русскому языку к учебнику 5 класса (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. М.: «Просвещение». 2007г.) Методическая разработка ...

конспект урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные в пятом классе школы -интерната VIII вида"

Изучение представлений об одушевленной и неодушевленной природе на уроках письма и развития речи в 5-ом классе коррекционной школы с легкой степенью умственной отсталости создает условия для формирова...

Урок по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Урок по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" разработан в соответствии с ФГОС...

Урок по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 5 кл. коррекционной школы.

Подробная разработка урока  с использованием ИКТ, личностно-ориентированного подхода к обучению....