Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые умения |
1. Мотивация к учебной деятельности Цель: Создание доброжелательной атмосферы. Мотивация на учебу, создание ситуации успеха | - Добрый день, дорогие ребята. Посмотрим друг на друга и улыбнемся. Я рада вновь видеть вас, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом и мы активно и дружно поработаем. Успехов вам и удач!
| Ученики поворачиваются друг к другу с улыбкой, положительными эмоциями | Личностные: Самоопределение Регулятивные: планирование учебного сотрудничества с учителями и сверстниками |
2. Актуализация и пробное учебное действие. | Орфографическая разминка.(задание на слайде) Объясните орфограммы. невежливо, нелепо, негде, никогда, мужественно, певуче, свежо
невежливо(есть синоним-грубо), нелепо( слово без не не употребляется), негде(отрицательное наречие ,ударение падает на приставку) никогда( отрицательное наречие безударная приставка), мужественно(пишется нн , потому что образовано от прилагательного с нн),певуче( в безударном положении после шипящего пишем букву е), свежо(под ударением после шипящего пишется о) | Вспоминают и проговаривают орфограммы | П:выполняют учебно-познавательные действия Р:принимают и сохраняют учебную задачу |
3. Выявление места и причины затруднения | Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности. -Обратите внимание на слайд. По какому признаку разделены слова на два столбика?(по конечному суффиксу) ? | ? | Добела Изредка Искоса Снова | Досрочно Извилисто исправно сбивчиво |
-Мы исследовали языковой материал, а теперь попробуйте определить тему и цель нашего урока. -Тема «Буквы О и А на конце наречий» -хочу узнать (правило написания букв О и А на конце наречий) -хочу научиться распознавать наречия в тексте -От чего зависит выбор суффикса? Побуждает к выдвижению гипотез, принимает и проверяет каждую гипотезу. В о з м о ж н ы е варианты ответов: -от ударения- не подтверждается, -образовано от прилагательных- не подтверждается -от способа образования. -Сделаем словообразовательный разбор. Один ученик у доски. ─┐ ۸ добела←белый (приставочно-суффиксальный способ) ─┐ ۸ изредка←редкий (приставочно-суффиксальный способ) ۸ досрочно←досрочный (суффиксальный сп.) ۸ Извилисто←извилистый(суффиксальный сп.) Вывод: Наречия с буквой А на конце слова образовались приставочно-суффиксальным способом, а наречия с буквой О на конце - суффиксальным способом. Открывается третий столбик таблицы Слайд. ? | ? | ? | Добела Изредка Искоса Снова | Досрочно Извилисто исправно сбивчиво | Влево Вправо Заново чисто |
|
Определяют тему и цель урока.
Формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Делают выводы. Обдумывают ответы на вопросы.
| П: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы Р:осознают недостаточность своих знаний. К: - формулируют свою позицию; - используютязыковые средства в соответствии с языковой задачей и условиями общения |
3.Целеполагание и построение выхода из затруднения. | Формирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. -Что общего у этого столбика слов с первым столбиком? (способ образования) -А в чем отличие? (другие приставки и суффикс О) -Когда же в конце наречий пишется А?(ученики предпринимают попытку сформулировать правило) -В наречиях с приставками из-, до-,с- на конце пишется суффикс А; а в наречиях с приставками в-, за-, на- суффикс-О | Отвечают на вопросы, делают выводы. | Р:- планируют необходимые действия К: осуществляют совместную деятельность в парах.
|
4.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | -Чтобы легко запомнить данное правило, я предлагаю вам прием «ОКНО» нужно приставку наречия присоединить к слову ОКНО и посмотреть, на что это слово будет заканчиваться. Такая буква и будет писаться на конце наречия. Из- до- с- -а Например, ДОСУХ… ДО ОКНА ДОСУХА
В- -за- на- -о ВЛЕВ… В ОКНО ВЛЕВО Откройте тетради для правил и запишите этот прием. Запись теоретического материала в виде алгоритма. Организует и направляет деятельность учащихся. Алгоритм - Есть ли в наречии приставки ИЗ- , ДО-, С-
↓ ↓ Да нет ↓ ↓ пишу О Смотрим, как образовано наречие: ↓ ↓ прист-суф. способ суф. сп. ↓ ↓ пишу А пишу О -Вы можете пользоваться этим алгоритмом или планом работы(на листочках раздается план работы) - При написании наречий с приставками нужно учитывать способ словообразования.
- Если наречие образовано суффиксальным способом от прилагательного, имеющего приставку ИЗ, ДО, С, то на конце пишем О. Например, ДОСЛОВНО (ДОСЛОВНЫЙ)
- Если в основе словообразования наречия приставочно-суффиксальный способ, то используем правило «окна»
-Правило написания букв А и О на конце наречий есть и в учебнике. Параграф 43, стр.111 прочитаете его дома.
| Отвечают на вопросы, делают выводы. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи.
Составляют алгоритм.
| П: - сравнивать, классифицировать языковые явления по заданным критериям; - наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых понятий. Р: - принимать цель деятельности, поставленную учителем; - работать по предложенному плану; - осуществлять самоконтроль.
|
5.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | Упр.269 -а | -о | Слева, издавна, досуха, справа, досыта, сначала | Досрочно, изобильно, доходчиво, стеснительно, дословно, достаточно, извилисто, исправно, доверительно |
Сапроверка по эталону | Выполняют задание, работают с учебником, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения
| П: Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации Р:адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. К: формулируют собст собственные мысли, высказывают свою точку зрения |
6. Включение в систему знаний и повторение. | Индивидуальные задания. Задание 1. Замените словосочетания наречиями на О и А на конце. Графически обозначьте орфограмму. Идти в правую сторону(вправо), беседовать без стеснения(запросто), раскалить до красного цвета(докрасна), расстаться на долгое время(надолго) Задание 2. Выпишите в один столбик словосочетания с наречиями на-О, в другой -с А. Обозначьте главные и зависимые слова. Окна вагона часто бывали наглухо залеплены снегом. Небо было раскалено почти добела . Ветер снова усилился. Серое небо предвещало дождь надолго. Посмотри-ка вправо. Начни все сначала. Издалека послышался шум. Самопроверка по эталону.
Упр.271 взаимопроверка по эталону. Прошу вас оценить друг друга и заполнить листы взаимооценки. Накормить досыта, объяснить доходчиво, вырастить заново, глядит испуганно, посмотреть искоса, возвращаться затемно, расположиться справа, вытереть насухо, снова начинать, запереть наглухо, вскрикнул сдавленно, взглянуть влево, изредка прикасаться.
| формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения
работают с учебником
| Р: оценивают свою работу, исправляют и объясняют свои ошибки, выполняют взаимопроверку К: формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения
|
Домашнее задание. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Параграф 43, упр.270
Учитель предлагает учащимся высказаться одним предложением, выбирая начало фразы на карточке: - Сегодня я познакомился…
- Теперь я могу…
- Я вспомнил…
- Было интересно
- Было трудно
- Я могу объяснить другому…
- Мне еще надо поработать над…
| Учащиеся записывают домашнее задание, внимательно слушают инструкцию к его выполнению. Учащиеся выбирают фразу и заканчивают ее, озвучивая целое предложение и осуществляя тем самым рефлексию. | П:- воспринимать необходимую информацию; - воспринимать содержание заданий, инструкций. Р:- осуществлять самоконтроль при выполнении заданий и при принятии инструкции. К: - правильно формулировать вопросы; - правильно строить свое речевое поведение в ситуациях общения, следовать правилам речевого этикета; |