Урок русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Гранчук Ольга Альбертовна

Технологическая карта урока руссого языка в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_konspekt.doc66.5 КБ
Office presentation icon moya_prezentatsiya.ppt901 КБ
Microsoft Office document icon tekst_dlya_raboty_po_smyslovomu_chteniyu.doc32 КБ
Microsoft Office document icon igra.doc23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 57                                                                                                         28.11.19

Тема:  Слог, ударение

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид деятельности обучающихся: коллективная, групповая.

Предметные: научиться делить слова на слоги и ставить ударение.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу), конструированию.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

 в деятельность.

3 мин

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

Хотелось бы начать наш урок с притчи.

    Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей.  «О, мои подданные!»- обратился он к ним, у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. «Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем». Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и – о, чудо!- она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться быстрее и раскрылась.

    Тогда падишах сказал: «Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы».

  Вывод:   Сегодня на уроке мы тоже будем приоткрывать дверь в мир знаний, и вера в наши силы нам очень поможет.

Подарите улыбки друг другу.

Улыбнитесь друг другу, себе. Приятного вам учебного дня!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализация знаний

Цель этапа: подготовка мышления учащихся

4 мин

1.Словарный диктант (один ученик работает на закрытой доске, его работу проверяет учитель), а в это время дети обмениваются тетрадями, проводят взаимопроверку).

Позиция, цифра, молотьба, просьба, барабанщик, винтик, близко, бренчать, дорожка, перенос, трость, грузчик, ночной.

Какие правила, мы с вами повторили?

Ребята, над какой темой мы с вами работаем в течение последних уроков?

 Слайд № 2 Давайте с вами поиграем в игру «Верное, неверное» и проверим свои знания.

1.Фонетика – это раздел науки о языке, изучающий звуки речи. (верно)

2.Звуки речи делятся на гласные, согласные, звонкие и глухие.(верно)

3.  В русском языке 31 буква.  (неверно)

4. В русском языке 6 гласных звуков. (нет)

 5. Согласных букв в русском языке 21.(да)

6. Мягкий и твердый знак обозначают звуки (нет)

7.Е, Ё,Ю,Я всегда обозначают два звука (нет)

Самопроверка по слайду 3 самооценка

Записывают с комментированием

Ответы на вопросы

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои  мысли (К)

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

Постановка учебной задачи 

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

2 мин

На доску спроецирован текст, дети его читают, отвечают на вопрос.

 Слайд 3

Непонятное слово.

Учительница написала Ане в дневнике: «Не забудь принести на урок атлас». Аня нашла дома атласный материал и принесла его в школу. На уроке учительница Галина Александровна сказала: «А теперь откройте ваши атласы и найдите в них Африку и Америку». Аня очень удивилась: «Какая Африка? Какая Америка? У меня материал однотонный». Она оглянулась, посмотрела на других ребят – и все поняла…

-Что поняла Аня?

-Аня поняла, что ударение изменило значение слова.

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

-Сегодня на уроке мы будем с вами говорить об ударении и слогах. Мы продолжим постигать законы русского языка. Вы сами будете открывать эти законы и применять их на практике. Постановка цели и задач урока.

самооценка

Анализируют и делают выводы

Определяют тему и цель урока

Метапредметные результаты

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Предметные результваты

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.

Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: составить план достижения целей

8 мин

1.Исследование.  Работа  с текстом (тексты у ребят на парте)

В русском языке все слова делятся на слоги. В устой речи, когда мы говорим и слушаем, то не выделяем их в слове, так как они тесно связаны друг с другом, между ними нет паузы. Но как только возникает необходимость позвать кого – то (Ви-тя), крикнуть так, чтобы тебя услышали на расстоянии (О-ля! До-мой!), или медленно диктовать, чтобы тебя хорошо поняли,  мы начинаем членить слова на слоги.

   Слог – это звук или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха.

  Слоги бывают ударными и безударными.

  В словах может быть разное количество слогов: волк,  ли-са, мо-ло-ко, гла-ди-о-лус. Количество слогов определяется количеством гласных. Сколько в слове гласных столько и слогов. Именно гласный звук создает слог.

  Правила деления слов на слоги отличаются от правил переноса слов на письме.

Правила переноса слов:

- слово переносится не по буквам , а по слогам;

- нельзя оставлять на строке или переносить на другую строчку одну букву, даже если слово состоит из одной гласной(опять)

- буквы ь,ъ,й нельзя переносить на другую строчку (подъ-ём);

-нельзя отрывать от корня первую букву.

Слоги бывают открытые и закрытые. Открытые слоги оканчиваются на гласные звуки – ки-но. Если слог заканчивается  согласным звуком, он называется закрытым: звон, порт-фель.

 В слове могут быть как открытые слоги, так и закрытые (кош-ка). Для русского языка характерны открытые слоги.

 Поставьте:

V  если материал вам знаком

+ узнал что – то новое

-  то, что требует доказательства

? о чем хочу узнать подробнее.

 Спрашиваю Аделину, Вику, Ангелину.

НАБЛЮДЕНИЕ:  Если мы при произношении  какого-либо слова выдыхаем воздух несколько раз, то оно разобьется на столько частей, сколько было выдохов. Выдохи можно ощущать на руке, если мы, произнося слово,  руку поднесем близко к губам.

А ещё поставьте ладошку под подбородок и проговорите слово. Сколько раз ваша ладошка будет опускаться вниз, столько слогов в слове.

( Опыт: произносим слова рыбаки, трава. Учащиеся подносят ладони к губам и, произнося эти слова, убеждаются, что на каждую часть слова приходится отдельный толчок воздуха. Этот толчок всегда приходится на гласный звук, обозначая таким образом слог).

Сообщаю, что слова по числу слогов бывают односложные, двусложные и многосложные

Упражнение 236 (1) Игра «Составь словечко»

(из букв составляют слово, делят на слоги, потом делят для переноса) Вспоминаем правила переноса.

-Если в слове два и более слогов, то один из них произносится с большей силой и длительностью.

-Как будет называться такой слог? - Ударным.

-А остальные?– Безударными.

-Давайте понаблюдаем и сделаем выводы о русском ударении упражнение 237 (устно по цепочке) вывод: ударение свободное, разноместное. Упражнение 238 (устно и вывод)

-Что заметили? На что обратили внимание?

-Ударение может падать на любой по счёту слог.

Сообщение ученика (Чегодаева Аделина) :

Разноместность ударения - один из отличительных признаков русского языка. Во многих других языках оно постоянное.

Во французском языке ударение всегда падает на последний слог – жюри, парашют, эскимо, пальто, салют, Париж; в польском – на предпоследний слог – Варшава, Висла; в чешском и венгерском языках оно всегда приходится на первый слог: Прага, Карловы Вары; Венгрия, Ференц Лист.

-Мы продолжаем наше исследование.

 Запишите слова:

Стена – стены

-Что заметили? Какой вывод можно сделать?

-Ударение подвижное, оно может передвигаться в одном и том же слове с одного слога на другой.

-Третьей особенностью ударения является его изменчивость, которая выражается в том, что с течением времени ударение меняет свое место в слове и появляется новый вариант произношения.

-Процесс изменения ударения идет и сейчас, на наших глазах (творог-творог).

Стихотворение «Шутка» (читает учитель).

-Послушайте шутливое  стихотворение  и скажите, как не нужно произносить  слово   творог?

-Какую речевую ошибку допустил кассир? Как правильно сказать?

 Шутка 

Мой дядя выяснял лет сорок
И все же выяснить не мог,
Как говорить вернее: творог,

А может, правильней – творог?!
И как-то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке, –
Лицо, как роза, расцвело,
Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно, он недорог,
Пойдет в ватрушку и в пирог...
А как спросить: «Почем творог?
А может, правильнее творог?».
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы,
Сказав: «Прошу вас получить
За полкило творожной массы».
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, падеже.
И так сказала: «Не осталось!
Она распродата уже!».

(В.Громов)

-Такая вариативность и подвижность русского ударения создает определенные трудности при произношении не только для иностранцев, но и для русских людей. Очень часто возникают сомнения, как произносить то или иное слово. В этих случаях неоценимую помощь нам окажут словари – орфоэпические, толковые.

Самооценка

Релаксация

-Мы хорошо потрудились, теперь немного отдохнём и продолжим исследование.

Звучит спокойная мелодия, дети закрывают глаза и отправляются в заочное путешествие.

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы

Устные ответы на вопросы

Планирование, прогнозирование (Р),

Моделирование, выдвижение гипотез (П), инициативное сотрудничество в поисках информации (К)

Первичное закрепление

Цель этапа: усвоение учащимися новых знаний

10 мин

1.упр.240     – устно

-Прочитайте каждое слово с ударением на первом слоге, а затем на втором. Что у вас получится? Какую роль может играть русское ударение?

-Оно может изменить форму слова.

2. На слайде слова для орфоэпического задания ВПР нужно расставить ударение в словах, за каждое поставленное правильно ударение получаете 0,5 балла (по вариантам 1 ст. -1 вар., 2 столбик – 2 вариант)

3. Запишите предложение под диктовку.

Мо-я ста-ра-я де-ре-вень-ка рас-по-ло-жи-лась на бе-ре-гу О-ки.

Разделите имена существительные на слоги и для переноса, расставьте ударения

4.упр. 242   если хватит времени  (по группам)

Запишите   слова с ударением на первом, на втором, на третьем слоге.

По цепочке

По группам

Метапредметные результаты

Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция  (Р)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)  

Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

5 мин

Домашнее задание

2 мин

Подведение итогов. Самооценка. Игра «Микрофон»

-Какую цель ставили перед собой?

-Достигли мы своей цели?

-Что нового узнали в результате проведённых исследований?

-Что особенно понравилось?

Что ты взял для себя с урока?

Что показалось ненужным?

Д/З на слайде

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Рефлексия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности  (Л)

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Позиц и я, ц и фра, моло ть ба, про сь ба, бараба нщ ик, ви нт ик, бли з ко, бре нч ать, доро жк а, п е р е нос, тро ст ь, гру зч ик, но чн ой.

Слайд 2

Игра «Верное, неверное»

Слайд 3

1. Верно 2. Верно 3. Неверно 4. Неверно 5. Верно 6. Неверно 7.Неверно

Слайд 4

Непонятное слово Учительница написала Ане в дневнике: «Не забудь принести на урок атлас». Аня нашла дома атласный материал и принесла его в школу. На уроке учительница Галина Александровна сказала: «А теперь откройте ваши атласы и найдите в них Африку и Америку». Аня очень удивилась: «Какая Африка? Какая Америка? У меня материал однотонный». Она оглянулась, посмотрела на других ребят – и все поняла…

Слайд 5

Тема: Слог, ударение. Цели: -научиться делить слова на слоги и ставить ударение. -вспомнить правила переноса слов - вспомнить какие слова односложные, двусложные, многосложные

Слайд 6

Ударение - произнесение одного из слогов слова с большей силой и длительностью

Слайд 7

Самостоятельная работа 1 - вариант приняла щавель банты красивее цепочка звонит алфавит грушевый заняла случай фарфор центнер 2 - вариант агентство балую документ включит интерьер каталог медикаменты облегчим премировать силосный статуя украинский

Слайд 8

Проверка 1 - вариант принял а щав е ль б а нты крас и вее цеп о чка звон и т алфав и т гр у шевый занял а сл у чай фарф о р ц е нтнер 2 - вариант аг е нтство бал у ю докум е нт включ и т интерь е р катал о г медикам е нты облегч и м премиров а ть с и лосный ст а туя укра и нский

Слайд 9

Самооценка Поставьте по 0,5 балла за каждое слово, в котором вы правильно поставили ударение

Слайд 10

Правила переноса слов Раздели слово на слоги. 2. Раздели слово на морфемы (части слова). 3. Помни о 5 «НЕЛЬЗЯ» при переносе слова.

Слайд 11

«НЕЛЬЗЯ» Примеры 1.Буквы Ь, Ъ, Й нельзя отделять от предшествующих букв бол ь – ной под ъ – езд мо й - ка 2. Нельзя переносить или оставлять на строке одну букву. о го – род мо я. 3. Нельзя при переносе отрывать от приставки конечную согласную букву, если корень тоже начинается с согласной ра з – лив по д – писать. 4. Нельзя при переносе отрывать от корня первую согласную букву при – к репить 5. При переносе слов с двойными согласными одна буква оставляется на строке, другая переносится. Ва н – н а дли н – н ый иску с - с тво

Слайд 12

Какие правила переноса здесь нарушены? Чё –рная, перек-ручена, разъе-хаться, нас-тупила, ча –йка, на-двязывать, доп –латить, перес-мотреть, прос-ледить, безг-рамотный, безв-кусный, отк-усил, касс-ир

Слайд 13

Домашнее задание § 44, 45 Упр. 236 (2),241

Слайд 14

Ресурсы Интернет: Сайт конкурса http://pedsovet.su - шаблон http://www.nivagold.ru/raznoe/rasnoe.html - анимация незнайка, дети



Предварительный просмотр:

В русском языке все слова делятся на слоги. В устой речи, когда мы говорим и слушаем, то не выделяем их в слове, так как они тесно связаны друг с другом, между ними нет паузы. Но как только возникает необходимость позвать кого – то (Ви-тя), крикнуть так, чтобы тебя услышали на расстоянии (О-ля! До-мой!), или медленно диктовать, чтобы тебя хорошо поняли,  мы начинаем членить слова на слоги.

   Слог – это звук или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха.

  Слоги бывают ударными и безударными.

  В словах может быть разное количество слогов: волк,  ли-са, мо-ло-ко, гла-ди-о-лус. Количество слогов определяется количеством гласных. Сколько в слове гласных столько и слогов. Именно гласный звук создает слог.

  Правила деления слов на слоги отличаются от правил переноса слов на письме.

Правила переноса слов:

- слово переносится не по буквам , а по слогам;

- нельзя оставлять на строке или переносить на другую строчку одну букву, даже если слово состоит из одной гласной(опять)

- буквы ь,ъ,й нельзя переносить на другую строчку (подъ-ём);

-нельзя отрывать от корня первую букву.

Слоги бывают открытые и закрытые. Открытые слоги оканчиваются на гласные звуки – ки-но. Если слог заканчивается  согласным звуком, он называется закрытым: звон, порт-фель.

 В слове могут быть как открытые слоги, так и закрытые (кош-ка). Для русского языка характерны открытые слоги.

 Поставьте:

V  если материал вам знаком

+ узнал что – то новое

-  то, что требует доказательства

? о чем хочу узнать подробнее.



Предварительный просмотр:

  1. Игра «Новоселье»

Звери и птицы построили многоэтажный дом. Когда же стали заселяться, то начались споры, кому, где жить. И тогда решили: те животные, чьи названия состоят из одного слога, пусть живут на первом этаже, чьи названия из двух слогов – на втором этаже и т. д .

Учитель называет животное, дети отвечают, на каком этаже будет жить то или иное животное.  Примеры  животных:  ласка, еж, барсук, енот, куница, лось, лиса, заяц, хорь, бобр, косуля, волк, росомаха, рысь, медведь, горностай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...